Open innovations as a form of implementation of the concept of innovative development of the territory on the principles of «smart specialization»

UDC 001.895(332)
Publication date: 27.12.2019
International Journal of Professional Science №12-2019

Open innovations as a form of implementation of the concept of innovative development of the territory on the principles of «smart specialization»

Открытые инновации как форма реализации концепции инновационного развития территории на принципах "умной специализации"

Tronina Irina A.
Tatenko Galina I.
Bakhtina Svetlana S.

1. Doctor of Economic Sciences, Head the department of Management and public administration, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel
2. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the department of Management and public administration, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel
3. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the department of Management and public administration, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel


Тронина Ирина Алексеевна
Татенко Галина Ивановна
Бахтина Светлана Сергеевна

1. Д.э.н., зав. кафедрой менеджмента и государственного управления
ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», г. Орел
2. К.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления
ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», г. Орел
3. К.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления
ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», г. Орел
Аннотация: В современных условиях развитие социально-экономических систем всех уровней должно иметь инновационный контекст. По мнению авторов специфика инновационной деятельности требует пересмотра подходов к формированию стратегии инновационного развития территории. Актуальными становятся открытые инновации, предполагающие эффективный процесс организации взаимодействия всех участников инновационной сферы. В данной статье рассмотрены формы открытых инноваций с обоснованием возможности их использования в концепции инновационного развития территории. Авторами сделан вывод о соответствии форматов открытых инноваций принципам концепции «умной специализации».

Abstract: In modern conditions, the development of socio-economic systems at all levels should have an innovative context. According to the authors, the specificity of innovation activity requires a revision of approaches to the formation of the strategy of innovative development of the territory. Open innovations are becoming relevant, assuming an effective process of organizing the interaction of all participants in the innovation sphere. This article discusses the forms of open innovation with the justification of their use in the concept of innovative development of the territory. The authors conclude that the formats of open innovations comply with the principles of the concept of "smart specialization".
Ключевые слова: открытые инновации, модель четырехзвенной спирали инноваций, концепция «умной специализации».

Keywords: open innovations, model of four-link spiral of innovations, concept of "smart specialization".


В эпоху активного развития информационно-коммуникационных технологий в аспектах цифровой экономики появляются дополнительные возможности, связанные с такими важными характеристиками изучаемых процессов и явлений, как «инновационность» и «открытость». Инновационный контекст давно стал обязательной составляющей развития социально-экономических систем самых разных уровней: от уровня конкретной организации до уровня конкретного мирового сообщество. Инновации должны стать частью стратегического процесса, без которой невозможно говорить об успешном развитии территории. Поэтому любой развивающий элемент должен привносить новшество, способное активизировать социально-экономическую деятельность в соответствии с новым технологическим укладом. Только так можно говорить о прорывном развитии, создающем соответствующую духу времени инфраструктуру, обеспечивающую эффективное использование достижений научно-технического прогресса.

В рамках проводимого исследования, поднимаются вопросы использования возможностей внешней среды, связанных с ростом доступности знаний и быстротой их распространения, поскольку с инновационной точки зрения жизненный цикл продуктов становится короче, а время их вывода на рынок заметно уменьшается. И это неоспоримый факт, говорящий о необходимости учета аспекта мобильности и технологичности современных компаний, при разработке стратегии инновационного развития, а также обязательности расширения инструментария инновационной деятельности с использованием модели открытых инноваций.

Обращаясь к теории вопроса, изучив современную научную литературу и актуальные практики, можно дать следующее сущностное определение: открытые инновации – это инновации, возникающие в результате взаимодействия участников инновационной сферы. Ключевым здесь является словосочетание – взаимодействие участников. Обладая ограниченностью собственных ресурсов (материальных и интеллектуальных) по сравнению с совокупностью возникающих и накопленных в мире знаний, каждый участник инновационного процесса любого уровня (от уровня организации до мировой экономической системы) стремиться системно привлекать потенциально инновационные идеи и разработки со стороны. При этом искусство открытых инноваций заключается в том, чтобы организовать системную «подпитку» всех заинтересованных участников инновационной сферы инновационными идеями и решениями при использовании максимального охвата источников [1].

Изучение европейского опыта инновационного развития территорий подчеркивает актуальность использования модели открытых инноваций для решения проблем активизации инновационной деятельности. Концепция «умной специализации» использует в своей основе четырехзвенную спираль инноваций как открытую модель, опирающуюся на установление грамотного взаимодействия четырех групп участников инновационного процесса: органы власти, бизнес-сообщество, наука и образование, гражданское сообщество. Совместная работа таких групп позволяет формировать национальную или региональную стратегию инновационной деятельности, которая устанавливает приоритеты, способствующие получать конкурентные преимущества за счет развития собственного научного и инновационного потенциала в соответствии с потребностями внешней среды и наличием внешних знаний [2].

Модель четырехзвенной спирали стимулирует создание инноваций, представляя собой некую инновационную архитектуру как среду для одновременной интеграции четырех секторальных пространств на основе динамически сбалансированных подходов «сверху-вниз» и «снизу-вверх». «Меж- и внутрисекторальные интерфейсы знаний и обучения, встроенные в архитектуру четырехзвенной спирали определяют ее эффективность и устойчивость. Комбинация четырех пространств нацелена на концептуализацию, контекстуализацию, дизайн, реализацию и эволюцию предпринимательства как двигателя экономического роста и инновационных экосистем регионального уровня» [3].

Общий подход при работе с моделью открытых инноваций связан с приоритетом использования любых возможностей для создания ценности от взаимодействия с окружающей средой и ее информационно-коммуникационным пространством. Здесь можно выделить следующие инструменты открытого взаимодействия:

— запрос и конкурс (можно отыскать нужную информацию самостоятельно, а можно создать запрос – инструмент, позволяющий владельцам знаний помогать решать проблемы за вознаграждение; логическим продолжением развития такого инструмента является конкурс – заказчик формулирует свою проблему и объявляет о конкурсе решений);

— акселератор открытых инноваций («инновационный лифт», поднимающий предпринимателей на новый уровень; площадка и программа для внешних инноваторов для оказания им консультационной и менторской поддержки);

— инкубатор (площадка для консультационной, менторской и имущественной поддержки инновационных компаний (стартапов) на посевной стадии с целью вывода компаний или продукта на рынок, доведение прототипа продукта до промышленного образца);

— хакатон (форум-конкурс различных специалистов (программистов, дизайнеров, менеджеров, инженеров) во время которого они в комфортной среде сообща или командами решают какую-либо задачу в формате «мозгового штурма»);

— интернет-платформы открытых инноваций (веб-порталы, на которых участники формируют свою проблему для широкой публики, что является эффективным способом для небольших организаций поучаствовать в решении больших проблем);

— корпоративный венчурный капитал (инструмент реализации инновационной политики крупной компании, цель его создания – открыть новый канал доступа к инновациям, а значит содействовать научно-техническому развитию  компании за счет инвестирования в перспективные проекты).

В российской практике ярким примером использования модели отрытых инноваций является долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет «Национальная технологическая инициатива — НТИ». Данная программа позволит объединить усилия представителей бизнеса, научного и образовательного сообщества, государства, международных партнеров и всего общества в интересах развития высокотехнологичных отраслей отечественной экономики. Принципы программы представлены на рисунке 1 [4].

Использование такого комплексного подхода обусловлен объективной необходимостью  решения проблем инновационного развития социально-экономических систем разного уровня в соответствии с заявленными характеристиками «инноваицонности» и «открытости». Отличительной чертой данной программы является возможность использования ее принципов на всех уровнях: организационном, региональном, национальном и международном. При этом формируются эффективные формы взаимодействия, согласно четырехзвенной спирали инноваций.

Опираясь на российский опыт, хотелось бы выделить такие форматы открытых инноваций, как форумы и интенсивы.

Основная цель форума открытых инноваций заключается в развитии и коммерциализации новейших технологий, популяризации мировых технологических брендов и создании новых инструментов международного сотрудничества в сфере инноваций. В рамках форума проводятся пленарные заседания, тематические сессии, выставки, образовательные мероприятия, семинары и мастер-классы, инновационные шоу, деловые встречи. В ходе реализации программы форума происходят не только формальные мероприятия, но и осуществляется неформальное общение участников, представляющих разные группы заинтересованных сторон инновационного процесса:

— бизнес (поиск партнеров из высокотехнологичных секторов, получение знаний о зарождающихся рынках и новых моделях развития компаний, диверсификация направлений деятельности, поддержка сотрудничества с инновационной экосистемой и государством);

— инвесторы (обмен опытом с успешными глобальными фондами, обновление знаний о рынках прорывных технологий, расширение «пайплайна» проектов и установление связей с крупным бизнесом);

— стартапы (проникновение в суть технологий нового поколения, обзор возможностей экосистемы и передовых инструментов для «взлета» компании и увеличения продаж, взаимодействие с инвесторами и крупным бизнесом);

— экосистема инноваций (обмен опытом и кейсами «выращивания» предпринимателей, глобализации стартапов, механики работы глобального венчурного рынка, вовлечение в международное инновационно-акселерационное сообщество);

— органы власти (выявление новых потребностей в области инновационных технологий, развитие государственных программ поддержки инноваций, стимулирование и укрепление инновационной деятельности);

— наука и образование (новые знания о прорывных технологиях, перспективных направлениях исследований и новейших трендах, доступ к обсуждению запросов бизнеса, трансляция собственных нужд, обзор возможностей для коммерциализации идей) [5].

Рисунок 1. Базовые принципы программы НТИ [4]

Интенсивные форматы становятся одним из наиболее популярных способов организации дополнительного образования  в инновационной сфере. Они активно используются не только при обучении прикладным навыкам, но и в сфере профессионального, высшего образования и корпоративного обучения. Такой подход прежде всего связан с тем, что в современных условиях актуальное инженерное образование должно формировать помимо базовых (традиционных) компетенций, культуру проектирования, умения продвигать свои идеи, чтобы они меняли окружающую реальность, а не «заполняли стол дополнительной макулатурой», поскольку именно использование результатов проектной деятельности во внешнем мире является критерием успешности затраченного труда и оценкой профессионализма. Поэтому в процесс обучения необходимо включать форматы, максимально вовлекающие в реальную деятельность. Рисунок 2 иллюстрирует сущность интенсива как формата реализации модели открытых инноваций и его основные формы.

Рисунок 2. Формат «интенсива» для реализации модели открытых инноваций

На наш взгляд, формат «интенсивов» как формат «открытых инноваций» позволяет обучать необходимым навыкам через деятельность, связанную с процессом решения реальных профессиональных и актуальных для общества проблем и задач. В основу данного обучения закладывается «деятельностный» проектный подход, предполагающий погружение участников в ситуацию, когда у каждого из них возникает мотивация самостоятельного получения знаний и понимание того, что именно ему не хватает для дальнейшего развития. При этом изначально формируется условие того, что готовых ответов на задачу не существует, а значит ему необходимо самостоятельно проанализировать ситуацию, выявить проблему и предложить ее решение [6].

Только так и не иначе формируется дизайн-мышление и только так можно выйти к новой идее, попробовать то, что до тебя мало кто пробовал. Кроме того, обучающийся перестает быть только воспринимающим звеном в образовательном процессе и занимает в нем активную позицию – он способен быть не только исполнителем, но и инноватором, постигать не только практики настоящего, но и включаться в создание практик будущего. Именно поэтому интенсивные форматы выполняют роль «временных территорий», на которых могут создаваться новые инновационные идеи и практики.

На сегодняшний день акцент в инновационной политики должен быть сделан на потенциал наукоемкой трансформации экономики, основанной на позиционировании региональной экономики в международных и региональных цепочках создания стоимости. Для этого существующие подходы необходимо дополнить новыми методическими инструментами, ориентированными на определение потенциальных ниш для «умной специализации». Причем сразу стоит оговориться, что единого универсального метода не существует. В каждом конкретном случае нужен интегрированный подход, обеспечивающий уникальное решение вопроса инновационного развития территории, основанный на количественных и качественных методах [7].

Процесс взаимодействия как базовая основа разработки стратегии инновационного развития является ключевым аспектом форматов открытых инноваций, что позволяет делать вывод относительно актуальности их использования в инновационном процессе. Данное обстоятельство также подтверждается соответствием признаков стратегии умной специализации контексту открытых инноваций (использование уникальных конкурентных преимуществ; обоснованность выбранной специализации; выбор межотраслевых приоритетов; широкое представление об инновациях; ориентация на рынки и технологии будущего). Только формирование процесса взаимодействия и грамотного сотрудничества между заинтересованными группами участников позволит определить приоритеты инновационного развития территории в соответствии со следующими принципами «умной специализации»:

— поиск уникальной специализации для каждой отдельной территории с учетом тенденций научно-технологического развития и возможностей совершенствования существующих продуктов и технологических процессов;

— постановка и реализация процесса предпринимательского поиска по принципу инициативы «снизу-вверх»;

— расширение рамок инновационной деятельности на основе не только стимулирования проведения научных исследований, но и активизации структурных изменений в экономике территории;

— акцентирование внимания на создание условий для активизации инновационной деятельности, развития науки и образования, стимулирования спроса, т.е. по отношению к каждой группе заинтересованных сторон в инновационной сфере;

— интенсификация межтерриториального взаимодействия на основе развития актуальных для территорий форм партнерства и сотрудничества.

Поэтому исследовательские и инновационные стратегии для «умной специализации» должны с одной стороны, решать сложные актуальные проблемы, а с другой выбор приоритетов и распределение ресурсов должно происходить на основе участия всех заинтересованных сторон в процессе раскрытия предпринимательского потенциала. Именно предпринимательский потенциал должен обеспечить региональный бизнес-ориентированный, инклюзивный и открытый процесс определения приоритетов на основе использования форматов открытых инноваций. Данная мысль пронизывает всю научную идею европейской концепции «умной специализации» и проводимого авторами исследования.

Данная статья подготовлена в рамках проекта 19-010-00144 на тему «Управление инновационным развитием территорий: концепция «умной специализации» в российских условиях», при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

References

1. Миронова Д.Ю., Евсеева О.А., Алексеева Ю.А. Инновационное предпринимательство и трансфер технологий – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 93 с.
2. Куценко Е., Исланкина Е., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации // Форсайт, 2018. – Т 12 - №1 – С. 25-45.
3. Караяннис Э., Григорудис Э. Четырехзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт – 2016. - №1 – С.31-43.
4. Национальная технологическая инициатива. URL: www.asi.ru
5. Московский международный форум инновационного развития 2019: Цифровая нация. Трансфер к интеллектуальной экономике. URL: www.openinnovations.ru
7. Денисов Д. Модель открытых инноваций // Бизнес-журнал, 2011. - №6 URL: https://www.cfin.ru/investor/venture/open_innovation.shtml
7. «Умная специализация» - стратегии в области устойчивого развития. // Европейская экономическая комиссия. Комитет по экономическому сотрудничеству и интеграции. URL: www.unece.org