Problems of transition to the provision of public government services in electronic form

UDC 34
Publication date: 21.06.2024
International Journal of Professional Science №6-1-2024

Problems of transition to the provision of public government services in electronic form

Проблемы перехода на предоставление публичных государственных услуг в электронном виде

Khismatullin Irek Ilgizarovich,
master's student at the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA)

Хисматуллин Ирек Ильгизарович,

магистрант ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАНХиГС)
Аннотация: В настоящей научной статье рассматриваются проблемные аспекты перехода публичных государственных услуг на предоставление из традиционного вида в электронный. Автор кратко анализирует сущность самой системы предоставления публичных государственных услуг в цифровом формате, исследует решаемые такой системой задачи, рассматривает преимущества и недостатки. Далее автор акцентирует внимание на некоторых наиболее актуальных проблемах. В заключении автор отмечает предпосылки для дальнейшего развития рассматриваемой системы в отечественной практике.

Abstract: This scientific article examines the problematic aspects of the transition of public government services from traditional to electronic ones. The author briefly analyzes the essence of the system itself for providing public government services in a digital format, examines the problems solved by such a system, and considers the advantages and disadvantages. Next, the author focuses on some of the most pressing issues. In conclusion, the author notes the prerequisites for the further development of the system under consideration in domestic practice.
Ключевые слова: электронные государственные услуги, публичные государственные услуги, цифровизация, госуслуги, муниципальные услуги, проблемы.

Keywords: electronic government services, public government services, digitalization, government services, municipal services, problems.


Электронное государство все больше проникает в обыденную жизнь современного человека, во многом делая ее более удобной и доступной. Собственно, это ключевое преимущество повсеместной цифровизации, которая наблюдается последние несколько десятилетий: существенно увеличивается скорость жизнь за счет того, что во много раз упрощаются и ускоряются привычные каждому процессы. Одним из элементом современного электронного государства выступает предоставление в цифровом виде публичных государственных услуг, т.е., трансформация традиционной формы предоставления в электронный вид. В настоящее время российская практика прошла достаточный путь развития в этом направлении, однако отечественная система предоставления публичных государственных услуг в электронном виде остается актуальной для внесения изменений [1].

Переход традиционной формы предоставления публичных государственных услуг в цифровой вид направлен на решение следующих задач:

– оптимизация существующего порядка предоставления публичных государственных услуг для граждан и представителей бизнес-сообщества;

– повышение управленческой активности населения в вопросах решения вопросов государственного и муниципального характера (прежде всего, касается реализации избирательных прав);

– расширение технических возможностей граждан самостоятельного решения бытовых вопросов – в любое удобное время без необходимости посещения какого-либо органа власти;

– рост общего уровня цифровой грамотности населения, повышение квалификации;

– качественное снижение степени влияния географического положения на решение каких-либо бытовых вопросов населения;

– иные [1; 4].

Таким образом, можно говорить о том, что переход предоставления публичных государственных услуг решает целый комплекс различных важных практических задач, преимущественно позитивным образом влияя на образ жизни обычного гражданина. С другой стороны, это значительно снижает нагрузку на органы государственной и муниципальной власти, а также уменьшит финансовые издержки, хотя, безусловно, для внедрения и поддержания технического состояния системы также требуется определенный бюджет. В конечном итоге, можно говорить о преимущественно позитивном влиянии перехода предоставления публичных государственных услуг из традиционного вида в электронный. Тем не менее, в настоящее время данная система остается далекой от совершенства, имеет ряд предпосылок для дальнейшего развития. Кратко проанализируем их далее.

Прежде всего, серьезной и в настоящее время сложно решаемой остается проблема обеспечения цифровой безопасности. Сегодня портал «Госуслуги» включает крайне объемный пласт информации о конкретном гражданине и его жизни. Безусловно, это требовалось, чтобы расширить перечень предоставляемых публичных государственных услуг, сделать этот список максимально возможно полным и комплексным, охватывающим все сферы общественной жизни гражданина. Однако это породило и очевидную проблему: если аккаунт активного пользователя «Госуслуг» взломают, то таким лицам будет доступен целый архив персональных данных и другой личной информации о человеке. Это крайне опасная ситуация, к сожалению, довольно распространенная в современной российской практике, и пока сохраняющая свою актуальность. Служба безопасности портала, безусловно, ведет работу над усилением степени сохранности информации и документов, однако и методы совершения преступлений также развиваются, появляются новые. Далеко не всегда структуры безопасности и правоохранительные органы успевают оперативно реагировать [2].

Второй актуальной проблемой продолжает оставаться общий низкий уровень цифровой грамотности населения России. Если молодежь и средний старший возраст используют предоставление публичных государственных услуг достаточно часто, для них это не составляет особой проблемы, то граждане категории 65+ (особенно если у таких лиц нет родственников более молодого возраста или иных близких, способных помочь освоить новые технологии) все равно остаются сложной для внедрения системы группой. Сегодня активно проводятся бесплатные курсы по повышению цифровой грамотности лиц пожилого возраста и любых желающих, которые реализуют, например, органы содействия занятости и трудоустройству населения, однако это не позволяет в полной мере решить обозначенную проблему. Вопрос заключается еще и в том, что многие лица пожилого возраста намеренно отказываются от использования электронных устройств, поскольку не доверяют им. В общем и целом, проблема полноценного внедрения цифровых механизмов предоставления публичных государственных услуг в рассматриваемую целевую аудиторию продолжает оставаться актуальной [2; 5].

Еще один важный вопрос – это недостаточная эффективность межведомственного взаимодействия, хотя это было одной из задач, для решения которых когда-то и создавались «Госуслуги». Разумеется, есть и позитивные примеры – например, это стартовавшее несколько лет назад взаимодействие Фонда социального страхования и портала, что привело к регулярному обновлению на «Госуслугах» информации о больничных листах работника. Теперь вся информации о лечащем враче, номере больничного листа и, собственно, сроках больничного листа оперативно появляется и на «Госуслугах» тоже. Однако негативные примеры также присутствуют, причем иногда это достаточно критичные ситуации. Подобный пример приводит в своей статье РБК, который, в частности, проводил комплексное исследование среди населения вопроса доступности и качества предоставления публичных государственных услуг. В одном из примеров, приведенных авторами исследования, рассказана история одного из пациентов государственной клиники, из медицинских документов которого пропала некоторая важная часть эпикриза. В результате пациента длительное время «лечили не от того», поскольку врачи не обладали полной информацией о состоянии его здоровья. В результате пациент умер в реанимации, а причиной возникшей проблемы межведомственного взаимодействия структур был назван технический сбой [3].

Кратко перечислим также некоторые другие актуальные проблемы перехода на предоставление публичных государственных услуг в электронном виде:

– проблемы с IT-инфраструктурой в отдельных регионах и муниципалитетах страны, что связано, прежде всего, с низким охватом сети Интернет территорий, особенно это касается отдаленных субъектов РФ, регионов с недостаточным уровнем финансирования и отдельных муниципалитетов;

– наличие разного рода цензов для использования возможностей предоставления публичных государственных услуг в электронном виде – это, в частности, возраст, состояние здоровья, низкий уровень цифровой грамотности и т.д.;

– субъектные факторы – например, неудобство в использовании сервисов. В частности, портал «Госуслуги» сформирован в достаточно доступном и удобном виде, однако это не исключает возникновения определенных сложностей в использовании для некоторых категорий граждан. Для многих даже сам процесс прохождения регистрации на портале уже представляет сложности. Но, повторимся, что это достаточно субъективный фактор;

– недостаточный охват разного рода публичных государственных услуг либо недоработки в реализации механизма предоставления таких услуг в электронном виде. Например, чтобы получить паспорт болельщика fan ID, пользователю требуется не только подать заявление через портал «Госуслуг», но также и пройти через идентификацию личности, которая доступна далеко не в каждом регионе. Так, например, если гражданин получает паспорт болельщика в Ярославской или Вологодской областях, то заявление он может подать в своем регионе, и оно будет рассмотрено, однако для прохождения процедуры идентификации личности ему нужно будет ехать в Москву – это ближайший пункт для этих субъектов РФ, где такая услуга доступна;

– иные [1; 5].

В общем и целом, как показывает приведенная в исследовании практика, в настоящее время перечень проблем, мешающих полноценному переходу на предоставление публичных государственных услуг из традиционного вида в электронный, включает и финансовые, и технические, и организационные вопросы, и пока эти проблемы представляются сложными для решения.

Подведем итог изложенному в настоящей научной статье материалу исследования.

В первую очередь, необходимо отметить, что сегодня предоставление публичных государственных услуг в электронном виде – это скорее правило, чем исключение, уже устоявшаяся практика как за рубежом, так и в России. Хотя российская практика реализации данного механизма сегодня далека от идеала [3].

В практическом смысле предоставление публичных государственных услуг в электронном виде решает целую совокупность различных задач, являясь полезным одновременно и для государства, и для его населения. И с каждым годом данный механизм совершенствуется, набирает обороты, стараясь развиваться как в количественном смысле (т.е., стабильно увеличивается перечень публичных государственных услуг, возможных к предоставлению в электронном виде), так и в качественном (портал «Госуслуг» становится более удобным и доступным для большего числа населения). Тем не менее, ряд актуальных проблемных аспектов сохраняется и в настоящее время. В частности, в данном исследовании были более детально рассмотрены следующие:

– проблема обеспечения цифровой безопасности пользователей порталов предоставления публичных государственных услуг;

– низкий уровень общей цифровой грамотности населения;

– проблемы в развитии инфраструктуры IT-сектора;

– наличие разного рода цензов, ограничивающих субъектный состав пользователей;

– иные [1; 4].

Все изложенное, в конечном итоге, свидетельствует о наличии существенных предпосылок для дальнейшего совершенствования и развития системы предоставления публичных государственных услуг в электронном виде. Важную роль в этом процессе должно сыграть именно государство, т.к. обозначенные проблемы носят сложный характер, касаются большинства субъектов РФ, а потому их решение должно быть системным, комплексным, эффективным.

References

1. Гарцева, Л.М., Черкасов, А.А. Проблемы перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде России и зарубежных странах [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://www.rane-brf.ru/conference/2012/garceva.pdf
2. Логинова, А.С., Шубина, Е.А. Предоставление электронных государственных услуг в Российской Федерации: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/227835712.pdf
3. РБК тренды: что не так с цифровыми госуслугами в России и как это исправить [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/61f3cda09a7947711d74fddd
4. Рязанов, Я.Н. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения / Я. Н. Рязанов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 26 (264). – С. 238-240. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://moluch.ru/archive/264/61220/
5. Трахтенберг, А.Д. Адаптация государственных электронных услуг: существует ли российская специфика? [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/50701/1/978-5-8019-0294-4_2012_234.pdf