Abstract: In the article, the author considers the problem of accessibility of transport services for persons with disabilities. In the course of the work, it is noted that the quality of transport services for persons with disabilities depends on such key categories as cost, speed, safety, comfort, reliability, cleanliness, service culture, information support and environmental friendliness. The study showed the need for further development of the urban transport system, taking into account accessibility. To ensure transport accessibility, it is necessary to work on improving public transport and transport companies.
Keywords: public transport, people with disabilities, citizens with limited mobility, quality of transport services.
На сегодняшний день системы общественного транспорта в большинстве городов РФ не полностью удовлетворяют нужды экономики и населения по многим показателям. Сегодня одним из важнейших аспектов системы автомобильного пассажирского транспорта является качество транспортных услуг, что особенно актуально в контексте конкуренции между всеми формами собственности перевозчиков. Это стимулирует предоставление своевременных, удобных и безопасных услуг для пассажиров. Однако перевозчики, как правило, обслуживают преимущественно здоровое население, не задумываясь о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) тоже хотят активно участвовать в городской жизни, выходить на прогулки, получать медицинскую помощь и т.д. Органы власти требуют от организаций и предприятий строительства пандусов для лиц с ОВЗ, но часто забывают о необходимости предоставления специализированного транспорта для их перемещения.
В советское время основная часть пассажирских перевозок осуществлялась общественным транспортом, однако с течением времени пассажирские потоки постепенно перешли на коммерческий и индивидуальный транспорт. При этом проблема транспортного обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения осталась нерешенной. Существовавшая тогда муниципальная система общественного транспорта не предусматривала их обслуживание, а подвижной состав, остановочные комплексы, автостанции и автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэропорты и порты не были доступны. Под доступностью понимается отсутствие непреодолимых препятствий для инвалидов и маломобильных групп населения и соответствие их потребностям.
Важность обеспечения доступности систем городского общественного транспорта подчеркивается тем, что в России проживает около 11 млн. маломобильных граждан. По данным, опубликованным Росстатом, общая численность инвалидов на 1 января 2023 года составила 10933 тысячи человек, что составляет 8% от численности постоянного населения России (рис.1).
Рисунок 1. Количество инвалидов в России в период 1990-2023 гг. [5]
Этот потенциал остается нереализованным из-за недоступности транспорта, что влечет за собой убытки для всех: потребители не получают услуги, перевозчики теряют доход, муниципалитеты налоги, а производство – рабочую силу. В настоящее время предпринимаемые меры не дают ощутимых результатов, поэтому требуется совершенствование подходов к созданию доступной среды и системы городского общественного транспорта.
Существует прямая зависимость между численностью населения города и транспортной подвижностью населения. От объема перевозимых пассажиров зависит выбор форм транспортного обслуживания: доступный общественный транспорт, социальное такси, индивидуальный транспорт, пешеходное движение. Необходимо обеспечивать доступность существующих видов транспорта, а при невозможности этого – организовывать новые. Более половины опрошенных в 2022 году в Москве инвалидов высказались за появление на городских маршрутах низкопольных автобусов, около половины поддержали идею специализированного автобусного маршрута, а 22% выразили мнение, что следует организовать службу социального такси [5]. Значительное количество людей также хотело бы использовать индивидуальный транспорт или электрифицированные коляски (скутеры).
Организация пешеходного движения предполагает создание тротуарной сети, адаптированной к потребностям инвалидов всех категорий и не имеющей барьеров на путях их передвижения. Такая сеть может относиться и к городской среде, и к транспортной инфраструктуре. Безбарьерная среда позволяет передвигаться на колясках, велосипедах, роликах и т.д. Минимальная ширина пути для двустороннего движения должна составлять 2 метра, а для слабовидящих по краям делают отбортовку или тактильную разметку. Многие европейские города с исторически сложившейся застройкой идут по пути создания пешеходных зон. Это влечет за собой активное использование общественного транспорта, снижение гибели и травматизма при ДТП, уменьшение экологической нагрузки на город.
По мнению профессора Власика Т.А. «улучшение условий для людей с ограниченными физическими возможностями требует не столько средств, сколько внимания» [1,83]. В общем, безбарьерная среда позволяет людям активнее двигаться, работать, отдыхать и заниматься спортом, способствуя интеграции инвалидов в общество.
В нашей стране неоднократно предпринимались попытки организовать транспортное обслуживание людей с ограниченными возможностями. В советское время пытались повысить мобильность инвалидов с помощью специализированного индивидуального транспорта, однако сейчас предоставление такого транспорта прекращено. В стране так и не было создано надежного и доступного транспортного средства для инвалидов. В настоящее время многие инвалиды предпочитают пользоваться автомобилями с автоматической коробкой передач для упрощения управления. В стране не удалось создать доступный и надежный транспорт для инвалидов. В настоящее время многие люди с инвалидностью предпочитают использовать машины с автоматической коробкой передач, так как это облегчает управление. Однако специальные места для парковки инвалидов не всегда предусмотрены, и даже там, где такие места есть, они часто заняты другими водителями, несмотря на установленный штраф за такое нарушение.
Во многих городах существуют службы социального такси, и спрос на их услуги растет. Для перевозки инвалидов-колясочников используются микроавтобусы с подъемниками. Некоторые машины также оснащены гусеничными подъемниками, которые помогают доставлять людей на любой этаж. Для перевозки групп более 10 человек предоставляются автобусы с подъемниками. В малых населенных пунктах социальное такси часто является единственным способом передвижения для людей с инвалидностью. Основные требования пассажиров к транспортным услугам могут различаться в зависимости от города, однако важнейшими аспектами остаются технический, эстетический и эксплуатационный уровни. Людям с ограниченными возможностями значительно важно иметь возможность заказать транспорт до дверей, причем такие машины должны быть с низкой платформой. Основной акцент в качестве услуг делается на экономичность. При вызове транспорта для лиц с ограниченными возможностями необходимо учитывать стоимость проезда и общие расходы на месяц.
Качеству транспортных услуг посвящено множество научных работ. Еще в 1980-х годах многие авторы- исследователи оценивать качество транспорта по следующим критериям: время, затраченное на передвижение, комфорт перевозок, и основные технико-экономические показатели транспортных предприятий [3,39]. Качество городского транспорта складывается из таких параметров, как стоимость, скорость, безопасность, комфорт, надежность, чистота, культура обслуживания, информационная поддержка и экологичность. При обновлении автопарка транспортные компании сталкиваются с трудностью выбора. Транспорт, предназначенный для инвалидов, должен соответствовать стандартам доступности и безопасности, включая нормы, утвержденные законодательством. Такие транспортные средства должны обеспечивать беспрепятственный доступ и безопасную поездку как для инвалидов, так и для их сопровождающих. При выборе подвижного состава необходимо учитывать его стоимость и эксплуатационные условия.
В условиях нынешней нехватки финансов для обновления пассажирского подвижного состава, важно рассматривать способы снижения логистических затрат на транспортное обслуживание для всех граждан, сохраняя при этом приемлемое качество сервиса. В этом контексте предложена модель оптимизации затрат на пассажирские перевозки, учитывающая интересы пассажиров, перевозчиков и заказчика городских транспортных услуг. С точки зрения заказчика, оптимальной будет логистическая система для маломобильных групп населения, которая обеспечивает своевременное оказание услуг приемлемого качества при минимальных логистических расходах. Для пассажира оптимальной является поездка, которая выполняется в кратчайшие сроки, обеспечивает максимальный комфорт и стоит разумных денег. С позиции оператора транспортных услуг, наиболее выгодна такая система, где затраты на перевозку минимальны, а качество обслуживания остается на достаточном уровне. Это возможно за счет корректного определения оптимального числа транспортных средств различных типов, предназначенных для людей с ограниченными возможностями.
На сегодняшний день существуют два основных типа доступного транспорта: высокопольные модели с подъемниками и низкопольные (полунизкопольные) с рампами. В автобусах имеются места для крепления инвалидных колясок и места для сопровождающих, оборудованные ремнями безопасности. Подъемники имеют блокировку, которая снимается при касании земли, а при движении остаются заблокированными. Салоны оборудованы электронными табло, кнопками связи с водителем, дополнительными поручнями и эффективной системой отопления.
Проведенное исследование показало необходимость дальнейшего развития городской транспортной системы нашей страны с учетом ее доступности для лиц с ОВЗ. Для обеспечения транспортной доступности необходимо работать над улучшением общественного транспорта и транспортных компаний. Методика организации транспортного обслуживания инвалидов основывается на комплексном подходе, включающем выявление потребностей маломобильных групп, выбор форм транспортного обслуживания, оценку уровня доступности и адаптацию инфраструктуры. Эффективность транспортной инфраструктуры возрастает с улучшением ее доступности.
References
1. Власюк Т.А. Организация безбарьерной среды для маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте в Российской Федерации на основе государственной программы «доступная среда» // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: Наука и транспорт. 2021. № 1(42). С. 82–84.2. Дворядкина Е.Б., Простова Д.М. Региональные стратегические приоритеты развития и социально ориентированные некоммерческие организации // Управленец. 2021. Т. 12. № 4. С. 106–119.
3. Процесс формирования доступной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью как приоритетное направление социальной политики: социологический анализ / С. Г. Терскова, М. А. Мирюкова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 2 (70). – С. 38–44
4. Рыкова Л.А. Некоторые аспекты формирования доступной среды для инвалидов на транспорте // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 56. С. 74–77.
5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт.–URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 18.08.2024).