Abstract: The article examines the economic security of a retail trade organization in modern conditions. Economic security, being a system that includes different territorial levels, is a complex object of regulation, including in the regulatory and legal sphere. Violation or non-compliance with the norms and rules established by legislative documents that regulate trading activities, in practice, can lead to the imposition of sanctions, fines, which, in addition to existing internal and external threats for a trading organization, can reduce its level of economic security. The article highlights the problems of the activities of the retail organization and offers practical recommendations for their solution.
Keywords: economic security, organization of retail trade, legal regime, legal norms, liability measures.
Экономическая безопасность организации розничной торговли вносит существенный вклад в обеспечение экономической безопасности страны и является важнейшим условием ее развития [5]. На современном этапе выделяют большое количество факторов разного характера, которые могут оказывать влияние на состояние экономической безопасности организации розничной торговли, в том числе и установленный законодателем правой режим [2; 1].
Прежде всего необходимо отметить, что сфера розничной торговли имеет свои специфические черты и ее деятельность регламентирована различными нормативно-правовыми актами на всех уровнях. Несоблюдение законов, регулирующих торговую деятельность, может привести к санкциям и штрафам, которые помимо существующих внешних и внутренних угроз могут ослабить состояние экономической безопасности организации розничной торговли [3]. Штрафы организация может получить за минимальное несоблюдение норм, начиная от наличия в продаже просроченных товаров, неправильно трудоустроенных сотрудников или просроченной лицензии на продажу алкогольной продукции до несвоевременной или неполной оплаты налогов.
Появление новых правовых норм и обновление действующего законодательства также можно выделить в качестве проблемы обеспечения экономической безопасности организации. Для обеспечения высокого уровня экономической безопасности необходима эффективная работа юридического отдела, отслеживающего изменения в законодательстве на различных уровнях. Сотрудники организации должны обладать необходимой компетенцией, своевременно подавать сигналы руководителю о выявлении нарушений, которые могут привести к штрафам. В том числе важной в этом отношении является работа службы безопасности организации [6].
Торговая деятельность требует соблюдения большого количества правовых норм, например, в Налоговом кодексе, Трудовом кодексе, Кодексе РФ об административных правонарушениях присутствуют правовые нормы, регулирующие торговую деятельность и за несоблюдение которых организация розничной торговли может быть привлечена к ответственности.
Необходимо отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы, компании соблюдают правовые нормы, представленные в федеральных законах о деятельности организаций, занимающихся розничной торговлей. В качестве примеров мы выделили следующие федеральные законы, сведённые в таблице 1.
Таблица 1
Нормативно-правовые акты в сфере деятельности организаций розничной торговли
Нормативно-правовой акт | Сфера регулирования |
Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» | — регулирует учреждение общества, процессы реорганизации, слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования и ликвидации общества;
— определяет уставный капитал и акции общества, органы управления, выплаты дивидендов. |
Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» | — регулирует учреждение общества, определяет доли в уставном капитале, определяет органы общества и управление в целом, а также реорганизацию и ликвидацию общества; |
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 №381-ФЗ | — статья 1 ФЗ «регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности» |
Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ | — статья 1 ФЗ «определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами» |
Первые два закона (№ 208-ФЗ и № 14-ФЗ.) непосредственно направлены на порядок учреждения, управления и урегулирование деятельности организаций розничной торговли, т.е. составляют основу их функционирования, в том числе в современных условиях.
Федеральный закон № 135-ФЗ в случае выявления Федеральной антимонопольной службой нарушений в области антимонопольного законодательства на организацию будут наложены крупные штрафы, что является убытком и влияет на обеспечение экономической безопасности организации розничной торговли. Таким образом, данный закон содействует формированию добросовестной конкуренции среди торговых организаций и других хозяйствующих субъектов.
Следует сказать, что на сегодняшний день розничные сети несут многомиллионные потери от краж различного масштаба со стороны покупателей, воровство со стороны сотрудников также не является исключением. Кражи по своей природе имеют различные причины, начиная от недостатка финансовых средств для приобретения продуктов питания и заканчивая получением адреналина от самого процесса, но в любом случае в соответствии с законодательством РФ по отношению к правонарушителям применяются соответствующие меры ответственности. В данном аспекте значение имеет сумма украденного товара: если сумма меньше 1000 рублей, то в соответствии со ст.7.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ кража квалифицируется как мелкое хищение и в данном случае правонарушитель может получить штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного товара либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы [4]. Если же сумма украденного превышает 2500 рублей, то в соответствии со ст.158 Уголовного кодекса РФ предусмотрена мера ответственности – простая кража влечет до 2 лет лишения свободы, кража, совершенная по предварительному сговору группой лиц – до 5 лет лишения свободы. Если же кража совершена с незаконным проникновением в жилье, то мера ответственности – до 6 лет лишения свободы, кража, совершенная в особо крупном размере организованной группой лиц – до 10 лет лишения свободы.
Рассмотрим ряд нормативно-правовых актов, регулирующих торговую деятельность на территории РФ, для наглядности данные НПА и сферу их регулирования представим в таблице 2.
Таблица 2
Нормативно-правовые акты в сфере регулирования торговой деятельности в Российской Федерации
Нормативно-правовой акт | Сфера регулирования |
Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 №171-ФЗ | — согласно ст.18 данного закона организации, которые занимаются хранением, закупкой алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также осуществляют розничную продажу данной продукции, подлежат лицензированию |
Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 №54-ФЗ | — «определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров» |
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 №29-ФЗ | — согласно ст. 2 закона осуществляется «правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», также закон регламентирует требования к хранению и продаже пищевых продуктов |
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ | — ст.1 закона «устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля)» |
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ | — ст.15 закона обязывает организации розничной торговли «соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, и технологиям их производства» |
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ | — регулирует отношения, возникающие при «разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг» |
Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» | — «регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров…» |
Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 №2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. №2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» | регламентирует список продукции, которая подлежит «обязательной сертификации», либо «декларированию соответствия» |
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51733-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». | — «устанавливает классификацию предприятий торговли и общие требования к предприятиям торговли различных видов и типов» |
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования» | — «устанавливает виды услуг торговли, общие требования к качеству услуг, требования безопасности услуг, оказываемых в сфере торговли» |
В 2017 году вступившие в силу поправки в №54-ФЗ от 22.05.2003 г. обязали организации розничной торговли внедрить «онлайн-кассы», преимуществом которых является автоматическая передача информации в ФНС через интернет. Как следствие, появились операторы фискальных данных, обслуживающие данные терминалы – прием, хранение и передача данных в ФНС.
Далее рассмотрим законы, регулирующие торговую деятельность на территории Свердловской области и так же для наглядности сферы их регулирования представим их в таблице 3.
Таблица 3
Нормативно-правовые акты в сфере регулирования торговой деятельности в Свердловской области
Нормативно-правовой акт | Сфера регулирования |
Закон Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» | — устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области, нормативных правовых актов органов МСУ муниципальных образований в Свердловской области;
— регулирует иные вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ в сфере законодательства об административных правонарушениях. |
Закон Свердловской области от 21 марта 2012 г. № 24-ОЗ «О торговой деятельности на территории Свердловской области» | — регулирует «отношения в сфере торговой деятельности на территории Свердловской области»;
— устанавливает «полномочия высших органов государственной власти Свердловской области в сфере торговой деятельности на территории Свердловской области, а также описана областная программа развития торговли». |
Закон Свердловской области от 29.10.2013 № 103-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и ограничения её потребления на территории Свердловской области» | — устанавливает правила и нормы продажи алкогольной продукции. |
Проанализировав приведённые выше нормативно-правовые акты, можем сделать вывод, что сфера розничной торговли регулируется на всех территориальных уровнях. Правовая основа экономической безопасности организации розничной торговли включает объемный список различных нормативно-правовых актов, также существует большое количество требований, регламентирующих порядок работы организаций, несоблюдение которых может привести к большим затратам (штрафам и т.п.).
В настоящее время в практической деятельности организаций розничной торговли отмечается большое количество финансовых потерь от краж товара различной стоимости покупателями, среди которых можно отметить укрепление моды на кражи, появление различных сообществ, объединений «шоплифтеров». В связи с чем, мы предлагаем ужесточить меру ответственности по ст.7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение», а также по ст.158 УК РФ «Кража». Ужесточение мер ответственности поможет минимизировать мотивацию граждан совершать кражи или даже рассматривать такой вариант действий.
Деятельность организаций розничной торговли регулируется большим количеством нормативно-правовых актов на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. В связи с этим предлагается ввести разграничение полномочий органов власти государственного и регионального контроля за деятельностью организаций розничной торговли, так как не всегда принятые на федеральном уровне нормативно-правовые акты учитывают специфику различных регионов РФ и возникают проблемы в сфере торговой деятельности, что нельзя сказать о НПА, принятых на региональном и муниципальных уровнях. С помощью данного шага розничная торговля обретет условия для развития деятельности, а у органов власти регионального и муниципального контроля появится больше возможностей в контроле торговой деятельности организаций на своей территории.
Также хотелось бы отметить, что отдельное внимание необходимо уделить работе с сотрудниками, так как именно от них в большинстве случаев зависит успешное функционирование и достижение поставленных целей организации, а неквалифицированный персонал и халатное отношение к работе являются прямыми угрозами деятельности организации розничной торговли. Мы предлагаем проводить проверку на предмет реальности документов об образовании кандидата перед принятием на работу, также необходимо выяснить причины увольнения с прошлого места работы, так как сотрудник вполне может дестабилизировать работу в новой компании, что явно является серьезной угрозой. Далее предлагается при приеме на работу будущего сотрудника проверять наличие привлечений к административной, уголовной ответственности, так как при наличии судебных дел о мелких кражах с места работы вполне реален вариант повторения тех же нарушений, тем самым сотрудник может создавать проблемы своему работодателю и коллегам.
Очевидно, что от сотрудников организации розничной торговли во многом зависит коммерческий успех компании и ее стабильное функционирование на рынке, следовательно, возникает большое количество угроз на разных уровнях. Например, главный бухгалтер может несовременно предоставить в ФНС отчетность, декларации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС, может просто допустить ошибку в документах, тем самым предоставить неверную информацию, из-за чего ФНС может заблокировать расчетный счет, и в этом случае организация не сможет оплачивать платежные поручения, что может вызвать прерывание цепочки поставок продукции и в конечном счете организация понесет убытки в виде недополученной прибыли, а также штрафах. От работы приемщика продукции от поставщиков также зависит многое, товары могут быть поставлены не в том количестве, в котором указаны в накладных, а также товар может быть банально просрочен, тем самым магазины снова несут убытки, а также в таком случае ухудшается репутация магазина.
Предлагаем проводить проверки на знание нормативно-правовой базы сотрудниками компании. На сегодняшний день большинство сотрудников крупных торговых сетей не обладают необходимыми знаниями о законах, именно по этой причине предлагаются проверки в различных формах для гарантированного высокого уровня правового обеспечения экономической безопасности организации, особенно это касается стажеров и работников, которые трудоустроились относительно недавно. Обо всех нынешних изменениях в законодательстве, регулирующем деятельность организаций розничной торговли, и о тех изменениях, которые еще не вступили в силу, необходимо доносить до сотрудников на собраниях и семинарах для того, чтобы в будущем они могли с легкостью соблюдать правовые нормы, а также не стать правонарушителями.
В заключение статьи по результатам анализа правовой стороны функционирования организации розничной торговли и выявлении основных проблем, авторами предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию правового обеспечения экономической безопасности организации розничной торговли:
- ужесточить меры ответственности за кражи товаров покупателями по ст.7.27 КоАП РФ и ст.158 УК РФ для минимизации мотивации граждан совершать кражи разных масштабов по различным причинам;
- ввести разграничение полномочий органов власти государственного и регионального контроля за деятельностью организаций розничной торговли, так как не всегда на федеральном уровне учитывается специфика регионов, где работают торговые сети;
- детализировать и более конкретно прописывать все обязанности и возможную ответственность за нарушение законодательства в документах, определяющих обязанности работников торговой организации;
- проводить регулярные проверки на знание нормативно-правовой базы сотрудниками, организовывать проведение семинаров по нынешним и грядущим изменениям в законодательстве, регулирующем деятельность организаций розничной торговли для соблюдения сотрудниками во время работы правовых норм, а также для недопущения нарушения данных норм.
References
1. Аванеcян, Э. А. Нормативно-правовая основа обеспечения экономической безопасности МО город Екатеринбург / Э. А. Аванеcян // Вектор экономики. – 2019. – № 3(33).2. Гончаренко, Л. Организационно-правовое обеспечение экономической безопасности России: системно-структурный анализ / Л. Гончаренко, С. Сыбачин, Т. Зульфугарзаде // Юрислингвистика. – 2019. – № 14(25). – С. 5-10. – DOI 10.14258/leglin(2019)1401.
3. Дюжилова, О.М. Анализ рисков и угроз экономической безопасности региона / О.М. Дюжилова, И.В. Вякина // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – №14 (389). – С. 53–64.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.05.2022).
5. Проблемы экономической безопасности: новые глобальные вызовы и тенденции: монография / под ред. А.В. Карпушкиной. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2021. – 652 с.
6. Sennewald Charles & Baillie Curtis. (2021). Security’s role in the organization. 10.1016/B978-0-12-814794-8. 00003-2.