Application of geoinformation technologies to improve the efficiency of land supervision (on the example of the Altai Krai)

UDC 349.414
Publication date: 28.12.2022
International Journal of Professional Science №11-2-2022

Application of geoinformation technologies to improve the efficiency of land supervision (on the example of the Altai Krai)

Применение геоинформационных технологий для повышения эффективности земельного надзора (на примере Алтайского Края)

Vasyutkina Anastasia Viktorovna
Master's student of the 1st year, full-time education.
Direction of training: 21.04.02 - Land management and cadastres
Program: Real Estate Cadastre
Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.


Васюткина Анастасия Викторовна
Магистрант 1 курса, очной формы обучения.
Направление подготовки: 21.04.02 - Землеустройство и кадастры
Программа: Кадастр недвижимости
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград.
Аннотация: В статье рассматриваются возможные пути усовершенствования государственного земельного надзора, путем внедрения геоинформационных технологий. Геоинформационные технологии – это современный метод получения актуальной информации, для надзорного органа. Такие технологии своевременно и быстро помогут решать множество правонарушений, связанных с землей.

Abstract: The article discusses possible ways to improve state land supervision through the introduction of geoinformation technologies. Geoinformation technologies are a modern method of obtaining up–to-date information for the supervisory authority. Such technologies will help solve a lot of land-related offenses in a timely and fast manner.
Ключевые слова: земельный надзор, геоинформационные системы, дистанционное зондирование

Keywords: land supervision, geoinformation systems, remote sensing.


В последние годы в России уделяется особое внимание контрольно-надзорной деятельности различных государственных органов. При этом важно понимать, что на первый план выходят более важные задачи, такие как повышение эффективности данного процесса, наряду с необходимостью усиления государственного контроля, не только для того, чтобы выявлять нарушения, но что еще более важно, он предотвращает эти нарушения.

Государственный кадастровый надзор в первую очередь был создан для охраны плодородных и особо ценных, в настоящее время земель, для их рационального использования. Земельный фонд Российской Федерации, не смотря на категорию земель, является достоянием страны и играет важную роль в экономике страны, так как является, как природным объектом, так и объектом недвижимости [3].

И для оптимизации и эффективности работы надзорных органов, в этой отрасли можно применять новейшие технологии. Под такими технологиями понимается различного рода геоинформационные технологии.

Не стоит упускать, тот факт, что за последние года в законодательной базе в сфере государственного земельного надзора произошли изменения.

В 2016 г. разработана и утверждена Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», рассчитанная до 2025 г. (протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 г. №12). Одним из направлений оптимизации надзорной деятельности является применение риск-ориентированного подхода к планированию контрольных проверок. Суть его заключается в рационализации составления такого плана проверок для поднадзорных объектов, когда выбор падает только на объекты особого повышенного риска. Такой подход позволяет сэкономить как время, затраченное на проверки, так и трудозатраты. [3]

С 1 июля 2021 года вступили в силу масштабные изменения в законодательстве о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, связанные с реализацией реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. С 1 июля вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», регулирующий отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливающий гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

С 1 июля 2021 вступил в силу Федеральный закон № 170-ФЗ называют законом-спутником, поскольку настоящим Законом приведены в соответствие с Федеральным законом № 248-ФЗ положения отраслевых федеральных законов о видах контроля. [4]

В частности, Федеральным законом № 170-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс РФ, которым определены виды земельного контроля (надзора). [4]

Из изменений следует, что с 1 июля в Российской Федерации предусматривается такой вид надзора, как федеральный государственный земельный надзор, а это говорит о том, что такой надзор будет осуществляться исключительно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В связи с чем, поставлена точка в разговорах о передачи государственного земельного надзора на региональный уровень. [4]

При наличии каких-либо фактов, указывающих на возможное наличие нарушения требований земельного законодательства, надзорным органом проводится административное обследование объекта земельных отношений. Под административным обследованием понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами, а именно дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка).

Главной особенностью административного обследования является отсутствие взаимодействия с лицами, использующими земельный участок.

Новаторством в области земельного надзора стала процедура административного обследования участков. Правила ее проведения были утверждены постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 251. Все это позволяет экономить время, затрачиваемое на выездные проверки земельных участков. [1; 2]

На дворе XXI век, это век новейших технологий, которые сейчас применяются повсеместно. Одними из такой технологии являются геоинформационные технологии, которые заключают в себе программно-аппаратный комплекс, решающий совокупность задач по хранению, отображению, обновлению и анализу пространственной и атрибутивной информации по объектам территории.  А источниками информации о состоянии земли могут быть данные дистанционного зондирования. Конечна сама эта идея использования ГИС технологий, в сфере земельного надзора, не нова, опыт их использования в надзоре насчитывает уже более 10 лет, но данная идея, к сожалению, всё еще не используется повсеместно.

Мониторингом земель занимается непосредственно Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), мониторинг сельскохозяйственных земель закреплен за Министерством сельского хозяйства РФ, а экологический мониторинг – за Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Тем самым, можно понять, что надзорные органы не занимаются сбором и обработкой информации. Информацию они получают по средствам обмена между госструктурами и органами муниципальной власти.

Всю информацию, полученную в результате проведения мониторинга, можно поделить на общую и оперативную. Общая информация существует для планового учета количества и качества земель. Оперативная в свою очередь включает в себя обнаружение правонарушений (незаконная постройка, самозахват земель, нецелевое использование земель и т.д.) и немедленное их устранение со стороны органов надзора. Именно при решение таких проблем использование ГИС систем позволит получить самые свежие данные о необходимости проведения инспекторской проверки.

Так, например, имея детально расшифрованные материалы ДЗЗ, инспектор может обнаружить самовольное занятие участка или его незаконное использование, не выходя из кабинета.

При этом не всегда информацию, полученную с помощью космоснимков, можно считать оперативной. Она требует специальной обработки, время ее обновления зависит от множества факторов и составляет от нескольких дней до года. Кроме того, для установления факта самозахвата земель, самовольных построек, неиспользования земель по назначению или использования с нарушениями требуется высокое разрешение съемки. [3]

Таким образом Для своевременного решения проблемы неэффективного использования земель сельскохозяйственного назначения требуется своевременное обнаружение проблемы при помощи проведения мониторинга состояния земель. Решением в данной ситуации служит метод дешифрирования космических снимков, который разово охватывает большие территории и не слишком затратный как остальные методы.

Дистанционное зондирование является методом получения информации об объекте или явлении без непосредственного физического контакта с данным объектом.

Исследование проводилось на примере территории Алтайского края, с использованием программного обеспечения QGIS 3.26.2. и GRASS GIS на основе общедоступных снимков Sentinel — 2 за осенний период — было выбрано два снимка с пятилетней разницей – за 2016 год (05.10.2016 г.) и 2021 год. (19.10.2021 г.).

Sentinel — 2 — семейство спутников дистанционного зондирования Земли Европейского космического агентства, созданное в рамках проекта глобального мониторинга окружающей среды. Спутники предназначены для мониторинга использования земель, растительности, лесных и водных ресурсов, также могут применяться при ликвидации последствий стихийных бедствий.

При проведении работ на первоначальном этапе были выбраны снимки за летний период времени, но они являлись не информативными в данном процессе исследования, в связи с тем было принято решение взять снимки за осенний период времени.

Ход обработки космических снимков:

  • Загрузка снимком (рисунки 1 и 2) в QGIS для цветового отображения снимков Подбор подходящего снимка и для перевода в необходимый их формат (tiff).

Рисунок 1 – Снимок со Sentinel-2 за 19.10.2021 года

Рисунок 2 – Снимок со Sentinel-2 за 05.10.2016 года

  • Обработка данных снимков в GRASS:
  • Классификации без обучения (рисунок 3), это когда алгоритм программы принимает на вход необходимое количество классов и разделяет все изображение на группы с однородной текстурой в рамках заданного порога. В результате, объекты, имеющие сходные спектральные характеристики, будут определены в один класс (будут иметь одинаковый цвет), а число таких классов задается пользователем, многие параметры подбираются только через многочисленные эксперименты.
  • Объединение, результатов классификации без обучения в группы с идентичными спектральными характеристиками (рисунок 4).
  • Векторизация, обработанных снимков (рисунок 5).

Рисунок 3 — Классификация без обучения (снимок за 19.10.2021 года)

Рисунок 4 — Результат объединения классов (снимок за 19.10.2021 года)

Рисунок 5 — Результат векторизации снимка за 19.10.2021 года

  • Сравнение снимков в QGIS

В результате сравнения было выявлено, что на территории Алтайского края сельское хозяйство развито максимально, которое развивается с каждым годом все больше и больше (рисунки 6 и 7).

Рисунок 6 – Фрагмент снимка за 05.10.2016 года.

Рисунок 7 – Фрагмент снимка (образование нового поля) за 19.10.2021 года.

Но при этом так же наблюдается увеличение эрозионных почв (рисунки 8 и 9), что не есть хорошо.

По причинам появления различают естественную (природную) и антропогенную эрозию, вызванную последствиями промышленной деятельности человека. Виды эрозии почв в зависимости от фактора появления: ветровая эрозия и водная эрозия.

Рисунок 8 – Фрагмент снимка за 05.10.2016 года.

Рисунок 9 – Фрагмент снимка (развитие эрозии почвы) за 19.10.2021 года.

В результате сравнения снимков как за 2016, так и за 2021 года, можно сделать вывод, что идет слабое, но увеличение пахотных полей. При этом земельными участками занимались не в полном объёме всё это время, что повлекло за собой образование эрозии почвы. Увеличение пахотных земель еще не говорить о положительной тенденции, распространение эрозионных почв является отрицательным развитием территории и приводит к негативным последствиям.

Все это еще раз подтверждает необходимость более широкого внедрения геоинформационных технологий как в практику регионального земельного надзора, так и в целом в процесс управления земельными отношениями [3].

Государственные системы дистанционного зондирования располагают необходимой информацией для административного обследования проблемных земельных участков, для проведения невыездных проверок. Такая информация является официальной, достоверной и актуальной, а значит, может с полным правом использоваться в судах и приниматься органами прокуратуры для разрешения внеплановых проверок [3].

Проблема заключается в том, что процесс внедрения новых геоинформационных технологий происходит недостаточно быстро. Причины этого понятны – требуются финансовые затраты на создание, актуализацию и совершенствование таких систем, на обучение персонала, приобретение оборудования [3].

При увеличении практики, использования ГИС технологий, будет повышаться и качество земельного надзора, что в свою очередь приведет обеспечению земельного правопорядка и оперативную устранение правонарушений.

References

1. Дорошенко Т.Н. Государственный земельный надзор как профилактика правонарушений в сфере земельного законодательства // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2016. Т. 5. № 2–2(6). С. 154–158.
2. Пономарева Е.В., Чернова Г.Ш. К вопросу об административном обследовании объектов земельных отношений // Аграрное и земельное право. 2015. № 11(131). С. 100–101.
3. Сергеева О. Применение геоинформационных технологий для повышения эффективности земельного надзора (режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42316332) дата обращения: 15.12.2022 – Текст: электронный.
4. Росреестр (режим доступа: https://rosreestr.gov.ru/) дата обращения: 15.12.2022 – Текст: электронный.