Directions of increasing labor mobility in the Republic of Tatarstan

UDC 33
Publication date: 21.12.2024
International Journal of Professional Science №12-1-2024

Directions of increasing labor mobility in the Republic of Tatarstan

Направления повышения трудовой мобильности в Республике Татарстан

Semenov Daniil Evgenievich,

postgraduate student, ANO VPO CRF "Russian University of Cooperation", Kazan

Семенов Даниил Евгеньевич,

аспирант, АНО ВПО ЦРФ «Российский Университет Кооперации», г. Казань
Аннотация: В настоящей научной работе автор кратко анализирует направления повышения трудовой мобильности на территории Республики Татарстан. Для этого автор исследует статистические показатели, комментарии экспертов, а также анализирует позитивный практический опыт. В работе автор отмечает и проблемные аспекты, и перспективные направления для устранения обозначенных недостатков. Настоящий текст будет полезен для теоретиков и практиков, обучающихся и преподавателей, широкого круга читателей, интересующихся вопросами развития сферы труда и занятости в регионах России.

Abstract: In this scientific work, the author briefly analyzes the directions of increasing labor mobility in the Republic of Tatarstan. To do this, the author examines statistical indicators, expert comments, and analyzes positive practical experience. In the work, the author notes both problematic aspects and promising areas for eliminating the identified shortcomings. This text will be useful for theorists and practitioners, students and teachers, a wide range of readers interested in the development of the sphere of labor and employment in the regions of Russia.
Ключевые слова: трудовая мобильность, программы занятости, проблемы и перспективы, современное состояние, Республика Татарстан, региональная экономика.

Keywords: labor mobility, employment programs, problems and prospects, current state, Republic of Tatarstan, regional economy.


Для экономики любого региона вне зависимости от его социально-экономических характеристик человеческий капитал представляет высокую значимость. Миграционные процессы могут как позитивно повлиять на экономику, развивая и совершенствуя ее, так и разрушить, сведя к нулю целую совокупность предпринимаемых в разных отраслях экономики мер. Не является исключением и Республика Татарстан (далее – Республика), которая уже давно и стабильно находится в лидерах в т.ч. среди других регионов по самым разным направлениям экономической деятельности. В связи с этим, вопросы повышения трудовой мобильности в Республике в настоящее время выступают крайне актуальными для исследования [1].

Актуальные показатели развития труда и занятости на территории региона можно наблюдать далее, на рисунке 1.

Рисунок 1. Численность рабочей силы – занятых, безработных, зарегистрированных службой занятости (по данным Управления Росстата, за 2019-2022 гг.)

В настоящее время трудовая мобильность в регионе нуждается в совершенствовании, на это также обращают внимание в своих исследованиях эксперты. В частности, специалистами выделяются следующие актуальные проблемы с общим состоянием трудовой мобильности на территории Республики:

– дефицит рабочих кадров. Согласно статистике, представленной порталом hh.ru, в настоящее время на 1 вакансию на сайте представлено всего 3,3 резюме, а для некоторых специальностей даже меньше этого показателя. К примеру, на такие распространенные на практике вакансии, как повар, сантехник, разнорабочий на портале представлено менее 1,6 резюме. при этом, здоровой считается такая конкуренция, когда на рынке численность резюме на одну вакансию соотносится от 4 до 8. Как видно из представленной выше статистики, в Республике данный показатель значительно отличается от усредненного показателя;

– низкий уровень востребованности молодежи на рынке труда. Для Республики остается актуальной тема отказов компаний от трудоустройства выпускников вузов и ссузов, не имеющих опыта работы, либо таким сотрудникам предлагают низкий уровень заработной платы. В результате подобная политика приводит к тому, что молодым специалистам приходится либо самостоятельно повышать квалификацию или проходить переподготовку для работы в другой сфере, либо, что называется, «работать не по специальности»;

– также отметим низкий уровень трудоустройства инвалидов. Так, в настоящее время из 102 тысяч лиц с ограниченными возможностями трудоустроенными является только 31 %, и данная проблема, по оценкам специалистов, сохраняется уже продолжительный период, а также будет актуальной и в будущем;

– иные [5].

Таким образом, как видно из представленного анализа, трудовая мобильность в Республике находится не на самом развитом уровне, причем проблемы наблюдаются по самым разным направлениям. При этом, Республика продолжает оставаться привлекательной для мигрантов – как внешних, так и внутренних. Это подтверждается проведенными исследованиями. Так, в Нижнем Новгороде согласны покинуть город ради новой работы чаще всего руководители (их оказалось 43%), их привлекают Москва, Санкт-Петербург и Казань. Столицу Татарстана в качестве места дислокации также выбирают бухгалтеры (11% респондентов). Возможность переезда в Казань рассматривают врачи (66% респондентов). Самая высокая готовность релокации из Уфы – 59% врачей указали Казань как предпочитаемый город для переезда. То же в приоритете у руководителей из Челябинска (60%). Кроме того, 55% программистов рассматривают переезд из Москвы в Казань. Подобные статистические показатели можно наблюдать и по другим направлениям [2; 4].

В общем и целом, общую характеристику Республики в контексте обеспечения труда и занятости на ее территории можно наблюдать двойственным образом. С одной стороны, некоторые проблемы в данном отношении все же наблюдаются, и это очевидный факт. С другой же стороны, социально-экономическое развитие региона продолжает оставаться на довольно высоком уровне, в т.ч. среди других субъектов округа, и это делает регион привлекательным для мигрантов. Поэтому, в конечном итоге, можно сделать вывод о том, что в настоящее время у Республики есть все необходимые предпосылки для совершенствования трудовой мобильности, повышения ее по разным направлениям.

Обозначим далее наиболее актуальные советы и рекомендации.

Во-первых, необходимо качественно пересмотреть действующие на территории региона программы в области труда и занятости, а также программы трудовой миграции. Особенно это касается акцентирования внимания на городах с дефицитом рабочей силы и повышенным уровнем безработицы – к примеру, это Набережные Челны [3]. В городе явно наблюдается кадровый недостаток, причем в самых разных отраслях и – самое главное – в области производства. В период пандемии по COVID-19 ситуация усугубилась, поскольку произошел значительный отток иностранных работников, а также проживающих в соседних регионах. На конец 2023 г. данная тенденция так и не была преодолена, хотя попытки со стороны государства были.

Во-вторых, некоторые эксперты называют приоритетным направлением разработку и внедрение в практику программы временной трудовой мобильности на межрегиональном уровне. Предполагается, что для некоторых регионов подобная история может быть единственным выходом из ситуации. Разработка программы подразумевает также и совершенствование социально-экономического развития, ведь работников необходимо обеспечить жильем, социальными услугами, а также предоставить социальное обеспечение их семьям [1].

Предлагается также мультиплицировать успешный опыт некоторых муниципалитетов региона, которые обладали проблемой «кадрового голода», но смогли преодолеть ее самостоятельными усилиями. К примеру, таковым выступает опыт ОЭЗ «Алабуга», на территории которой в настоящее время действует 33 завода, каждый из которых, очевидно, нуждается в квалифицированных кадрах. Чтобы способствовать такому процессу, на территории ОЭЗ был создан профильный колледж «Алабуга Политех», где обеспечивается высокий уровень практикоориентированности, поскольку преподавание осуществляют действующие сотрудники заводов – ведущие инженеры и т.д.

Помимо этого, на территории ОЭЗ также уделяется серьезное внимание и всей необходимой инфраструктуре, которая необходима резидентам, причем это касается не только производственных, но и социальных аспектов. Так, для работников завода был построен многофункциональный комплекс с проживанием для студентов и сотрудников. Далее к строительству планируется также возведение масштабного жилого комплекса на 50 тысяч человек, при этом каждый из таких сотрудников, как отмечают в руководстве ОЭЗ «Алабуга», будет работать на благо государства, развивая его в инновационном и технологическом смыслах [2].

Предполагается, что опыт ОЭЗ «Алабуга» выступает крайне позитивным в самых разных направлениях, а потому может быть успешно мультиплицирован как на территории Республики, так и за ее пределами, в других субъектах федерации.

Иными словами, для повышения трудовой мобильности в Республике Татарстан необходимо произвести значительную совокупность различных действий правового, организационного, инфраструктурного, социально-экономического характера и т.д. В этом случае можно наблюдать существенное развитие региона и отдельных его муниципалитетах в целом.

Таким образом, далее обозначим ключевые выводы представленного выше исследования.

Республика Татарстан в настоящее время является одним из наиболее развитых регионов страны, лидирующим в социально-экономическом развитии по самым разным направлениям. Как видно из представленных в статье исследований, Республика и ее административный центр Казань являются привлекательными для мигрантов – как внутренних, так и внешних, однако при всех позитивных моментах, в настоящее время трудовая мобильность в регионе далека от идеала, и в работе отмечены некоторые из наиболее актуальных проблем:

– низкий уровень трудоустройства инвалидов;

– низкий уровень востребованности молодежи на рынке труда;

– дефицит рабочих кадров;

– иные [3].

Все это свидетельствует о необходимости разработки и реализации комплекса организационно-управленческих условий, с помощью которых можно будет качественно повысить существующий уровень трудовой мобильности в регионе. В работе приведены некоторые рекомендации для этого процесса, в числе которых:

– пересмотреть действующие на территории региона программы в области труда и занятости, а также программы трудовой миграции;

– мультиплицировать успешный опыт некоторых муниципалитетов региона;

– разработать и внедрять в практику программы временной трудовой мобильности на межрегиональном уровне;

– иные.

В конечном итоге, сегодня Республика обладает всеми необходимыми предпосылками для развития и совершенствования трудовой мобильности на территории, причем с материально-технической, финансовой точки зрения для такого региона, как Татарстан это явно не станет существенной проблемой. Очевидно, что первые результаты реализации мероприятий по повышению трудовой мобильности мы сможем наблюдать уже в ближайшие несколько лет [5].

References

1. Вильховская, Е.Э. Проблемы и способы повышения трудовой мобильности в России // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 8. – С. 32-36.
2. Кадры – это новая нефть: в Татарстане предложили разработать программу трудовой миграции [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://kazanfirst.ru/articles/596129
3. Официальный сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://mtsz.tatarstan.ru/index.htm/news/240414.htm
4. Татарстан привлекает 500 специалистов из других регионов по программе повышения трудовой мобильности [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://www.business-gazeta.ru/news/138226
5. Фахрутдинова, Е.В. Программы повышения трудовой мобильности в Республике Татарстан [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://ecsn.ru/wp-content/uploads/201412_19.pdf