Подготовка библиотечных кадров в саратовском Поволжье: вехи большого пути

UDC 94
Publication date: 20.08.2016
International Journal of Professional Science №1-2016

Подготовка библиотечных кадров в саратовском Поволжье: вехи большого пути

Training of library staff in the Saratov Volga region: milestones of a long journey

Самохин Алексей Николаевич
Саратовский областной колледж искусств, г. Саратов

Samohin Alexey
Saratov regional College of arts, Saratov
Аннотация: в статье рассматривается развитие библиотечного дела и подготовка библиотечных кадров в саратовском Поволжье, даётся анализ деятельности учебных заведений среднего специального и высшего образования по подготовке кадров

Abstract: the article discusses the development of libraries and training of library staff in the Saratov Volga region, the analysis of activities of educational institutions of secondary special and higher education training.университет
Ключевые слова: Саратовский библиотечный техникум. Образование. Кадры. Саратовское культурно-просветительное училище. Библиотека. Саратовский
университет

Keywords: Saratov library College. Education. Frames. Saratov cultural-educational school. Library. Saratov University


Библиотечное дело в культурном развитии страны имеет важное значение и занимает существенное место в ее национальной культуре. Библиотеки участвуют в распространении и пропаганде знаний, образовании и воспитании населения и являются своеобразным показателем грамотности и его интеллектуального потенциала. Библиотеки Саратовского Поволжья в советский период являлись частью государственной библиотечной системы, которая являлась частью политико-идеологического воспитания, поэтому на них оказывали влияние процессы характерные для всей страны, но в то же время нельзя не отметить некоторые специфические факторы оказавшие существенное влияние на развитие библиотечного дела и подготовки библиотечных кадров в Саратовском Поволжье.

28 октября 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) принимает решение о создании в структуре Народного комиссариата просвещения Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвет) с соответствующими органами на местах, поэтому уже в декабре 1920 г. создается Саратовский губполитпросвет [4, с. 2.]. В его ведении оказались все виды общеобразовательных школ, библиотечное, музейное дело, краеведение, народные дома, дома культуры, клубы, избы-читальни, красные уголки и художественная самодеятельность. Его основными задачами явилась ликвидация массовой неграмотности населения, формирования советской социалистической интеллигенции, развития социалистической по содержанию культуры, литературы, народного творчества и много другое. Именно через Губполитпросвет начинается снабжение литературой всей библиотечной сети Саратовского Поволжья. В основном поступала политическая литература, книги по сельскому хозяйству, атеистическая литература. Однако во всех библиотеках Саратовского Поволжья отмечалась острая нехватка художественной, прежде всего детской литературы [8, с. 49-64]. Одновременно осуществлялась цензура книжных фондов. Сначала чистки были нерегулярными, но к 1924 г. приобрели систематический характер. Создавались специальные комиссии из партийных деятелей, библиотечных работников, которые просматривали фонды библиотек и изымали книги по ветхости или по политическим соображениям (религиозные, монархические, политические некоммунистического характера либо устаревшие) [7, с. 90-95].

В рассматриваемый период вся библиотечная система Саратовского Поволжья переживала чрезвычайно сложный этап развития, главной задачей которого было их выживание в трудных экономических условиях. Кроме того, следует отметить, что в это время она была окончательно включена в политическую систему, в ее идеологический компонент, что оказывало решающее влияние содержание работы [13, с. 116]. В этой связи особая роль большевиками отводилась библиотечным работникам. Они являлись пропагандистами, агитаторами идей и программ большевиков, поэтому необходимо было заняться их подготовкой в самое ближайшее время.

Первоначально подготовка квалифицированных библиотечных работников осуществлялась в средних специальных учебных заведениях, которые осуществляли подготовку преподавательских кадров, в частности Саратовском и Вольском педагогических техникумах. Примечательно то, что они были небольшими по количеству учащихся и не имели подходящие для учебных занятий помещения. Так в 1924 г. в Саратове был открыт педагогический техникум, в котором начинается вестись подготовка библиотечных работников. Этому способствовало то обстоятельство, что в 1930-е гг. произошел коренной перелом в развитии библиотечного дела по всей стране. Правительство из года в год увеличивало ассигнования на развитие массовых библиотек. Было завершено строительство единой библиотечной сети государственных массовых библиотек. Существенно увеличилось снабжение библиотек литературой и периодическими изданиями, а содержание книжных фондов изменилось за счет поступления советской литературы.

В связи с тем, что потребность в библиотечных специалистах средней квалификации была велика, а профиль образовательной деятельности техникума не позволял ее увеличить, поэтому встал вопрос о необходимости открытия в Саратове учебного заведения, которое было ориентировано на подготовку библиотечных работников. Поэтому 19 августа 1934 г. приказом Наркомата просвещения РСФСР № 608 в Саратове был открыт библиотечный техникум [5, с. 44]. Контингент учащихся первого года работы техникума составил 150 человек, в том числе 90 человек нового набора. Новому учебному заведению самостоятельного помещения предоставлено не было, и учебные занятия проводились в помещении Саратовского педагогического техникума Занятия в техникуме проводились в вечернюю смену с 15 часов до 20 часов 20 минут в нескольких помещениях плохо оборудованных под учебные занятия. Техникуму для размещения иногородних студентов и из районов были переданы два общежития на 78 мест.

Учебный процесс в Саратовском библиотечном техникуме с момента его организации возглавила директор Надежда Николаевна Федорова. Получив высшее образование, и окончив аспирантуру Московского библиотечного института, она была рекомендована на руководящие должности: сначала директором Саратовского библиотечного техникума, затем была переведена на должность директора Саратовской областной библиотеки, а в 1950-е гг. она возглавила Управление культуры Саратовского Облисполкома [3, с. 1]. Учебный процесс по основным дисциплинам был обеспечен такими видными преподавателями, как Савелий Савельевич Семенов – завуч техникума, Ольга Андреевна Грязнова – заведующая сектором политпросветработы Саратовского областного отдела народного образования, Вера Александровна Артисевич – директор фундаментальной научной библиотеки Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и другие [6, с. 7].

В годы Великой отечественной войны произошла перестройка библиотечной работы в стране. Война частично сгладила противоречивую политику правительства в отношении библиотечного дела, так как все усилия были направлены на защиту Родины. Библиотечная деятельность была направлена на консолидацию сил общества в борьбе с агрессором, проведение военно-патриотической работы среди населения. В годы войны библиотечное дело Саратовского Поволжья переживало крайне сложный период своего развития, который выражался в острой нехватки средств, кадров и помещений, что отражалось на работе. С другой стороны в Саратовское Поволжье были эвакуированы многие научные учреждения, Ленинградский государственный университет, Ленинградская консерватория вместе с библиотеками, что оказало существенное влияние на развитие библиотечного дела Саратова, так и всего региона.

Важные изменения произошли в библиотечном деле впервые послевоенные годы. В 1945 г. при Совете Народных Комиссаров РСФСР был образован Комитет по делам культурно – просветительных учреждений на правах наркомата с соответствующими подчиненными органами на местах. В 1953 г. его функции были переданы Министерству культуры. Таким образом, библиотечное дело получило самостоятельный статус. За годы войны библиотеки Саратовского Поволжья, как и по всей стране практически не пополнялись литературой, поэтому состояние библиотечных фондов в первые послевоенные годы нельзя назвать благополучным. Наиболее сложное положение складывалось в сельских библиотеках и избах-читальнях. Из-за невнимательного отношения к библиотекам в военный период много книг было утеряно. Помимо очевидной малочисленности фонды были к тому же серьезно изношены. Библиотеки были плохо оборудованы мебелью [2, с. 65-78].

В сельских библиотеках и избах-читальнях работа преимущественно ограничивалась выдачей книг и иногда – книжными выставками к праздничным датам. В 1966 г. Министерство культуры СССР и ВЦСПС утвердили «Примерные положения организации единой сети массовых библиотек», которые обязали республиканские министерства культуры совместно с советами профсоюзов разработать с учетом национальных, природно- географических, экономических и культурных особенностей основные положения об объединении в единую сеть всех массовых библиотек республики и утверждать их в установленном порядке [9, с. 3-13]. Этим постановлением началась централизация библиотечной сети, которая заключалась в создании единых, взаимно связных учреждений. Данный процесс представлялся как самый эффективный и рациональный способ функционирования библиотек и соответствующий централизации в других отраслях хозяйства. Централизация библиотек предполагала создание единой сети, единого фонда, единого руководства. Одна из библиотек центральной библиотечной сети обеспечивала централизацию основных библиотечных функций, а отдельные библиотеки были преобразованы в филиалы центральной библиотеки. Кроме того, централизация позволяла объединить в бюджете центральной библиотеке средства на содержание филиалов в целях их более рационального использования и заложить более прогрессивные методы библиотечного обслуживания населения.

В Саратовское областное культурно – просветительное училище, которое с 1959 г. является приемником Саратовского библиотечного техникума, усилился поток абитуриентов. Поэтому контингент учащихся библиотечного отделения училища продолжал оставаться высоким, а в подготовке специалистов была увеличена информационная подготовка, началось внедрение новых форм обучения с использованием кинопроекционного оборудования и средств наглядной агитации. Красной нитью вплетены в историю библиотечного образования Саратовского Поволжья имена замечательных педагогов этого времени, таких как И. И. Сердюк, В. С. Настенко, А. В. Циттель, В. С. Зыбина, Н. В. Шмыгина, Н. В. Логутова [12, с. 10].

Следует особо отметить появление в Саратовском Поволжье ступени высшего библиотечного образования. Так на Факультете общественных профессий Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского по инициативе директора Научной библиотеки Веры Александровны Артисевич было открыто библиотечное отделение, которое просуществовало до 1994 г. и осуществило 2 выпуска [1, с. 15-16].

Во второй половине 1980-х гг. в русле провозглашенной политики гласности становится возможным издание литературы, которая ранее считалась идеологически вредной. Возрастает интерес к такой литературе у читателей, поэтому библиотеки должны были обеспечить спрос на нее. Библиотекарям было предоставлено больше самостоятельности в формировании фондов. В связи с постановкой новых целей и задач им пришлось пересмотреть и методы работы. Библиотеки пропагандировали материалы XXVII съезда КПСС, разъясняли суть перестройки. В то же время возникли экономические сложности. Еще в 1984 г. предполагалось финансирование библиотечной сети проводить в большей степени из различных источников на местах – за счет ассигнований государственных предприятий и организаций района, а также профсоюзов и администрации, что свидетельствовало о недостатке у государства средств на библиотеки.

С 1987 г. начинает ухудшаться финансирование и материальное положение библиотек, подорожала книжная продукция и подписка на периодические издания, а списание книг по ветхости превосходило количество поступающих книг.

В 1991 г. в стране произошли большие преобразования, которые затронули и библиотечное дело. Теперь оно на фоне экономических и политических проблем ушло на последний план, что повлияло на финансирование библиотек и отток специалистов в другие отрасли. Снизился контингент на библиотечном отделении Саратовского культурно-просветительного училища (с 1991 года – Саратовское областное училище культуры), а библиотечное отделение на факультете Общественных профессий в 1994 г. было закрыто.

Таким образом, библиотечное дело в Саратовском Поволжье в советский период прошло сложный путь своего развития в непосредственной связи с развитием системы библиотечного образования. Оно заложило перспективы дальнейшего развития и оказало значительной влияние на развитии культуры и образования Саратовского края. Как и в советское время, сейчас в начале XXI в. важными задачами библиотечной политики являются повышение образовательного и культурного уровня населения, которое теряет статус «самого читающего в мире», формирование и укрепление позитивной идеологии, которую разделяло бы значительное большинство народов России, содействие наращиванию экономического потенциала страны. Именно поэтому многие задачи стоящие перед советским государством остаются актуальными и сегодня.

References

1. Артисевич В.А. Одинаковых судеб не бывает: воспоминания / Подг. текста А. В. Зюзина, Л. В. Симоновой; публ., предисл., коммент. и подбор ил. А. В. Зюзина. Саратов, 2009 (Серия мемуаров «О времени и о себе»).
2. Васильев В. А. Библиотечное дело в столице и в провинции. М., 2007.
3. Государственный архив новейшей истории Саратовской области. Ф. 594. Оп. 1 л/д. Д. 9056.
4. Государственный архив Саратовской области (далее: ГАСО). Ф. Р-847. Оп. 1. Д. 2.
5. ГАСО. Ф. 2306. Оп. 69. Д. 2171.
6. ГАСО. Ф. Р-2026. Оп. 1. Д. 1.
7. Канавина Н. В. НЭП и состояние библиотечного дела в Саратовской губернии // Саратовский краеведческий сборник. Саратов, 2002.
8. Козлов В. А. Культурная революция и крестьянство. 1921–1927 гг. М., 1983.
9. Лесохина В. С. Положение о библиотечном деле в СССР в действии //Актуальные вопросы библиотечной работы. Теория и практика..М., 1985.
10. Очерки истории Саратовского Поволжья / Под ред. Ю. Г. Голуба. 1917–1941. Саратов, 2006. Т. 3. Ч. 1.
11. Самохин А. Н. Преподаватель Саратовского культурно-просветительного училища Иван Иванович Сердюк // Новый университет. Сер. Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2012. № 2 (11).
12. Спицына Е. И., Мачина Н. Ф. Саратовский областной колледж культуры имени Е.Н. Курганова. 75 лет. Саратов, 2009.
13. Шомракова И.А. Крестьянский читатель 20-х годов // История русского читателя: Сб. науч. тр. Л., 1976.