Features of the implementation of abstract-associative compositions in design on a computer

UDC 69
Publication date: 30.11.2022
International Journal of Professional Science №10-2022

Features of the implementation of abstract-associative compositions in design on a computer

Особенности выполнения на компьютере абстрактно-ассоциативных композиций в дизайне

Lonshakova M. M.
Associate Professor of the Department "Automobiles,
automotive engines and design"
Naberezhnye Chelny Institute of K(P)FU

Лоншакова М. М.
Доцент кафедры «Автомобили,
автомобильные двигатели и дизайн»
Набережночелнинского
института К(П)ФУ
Аннотация: В статье рассматриваются особенности выполнения на компьютере абстрактно-ассоциативных композиций на основе их целостности, структурности и возможности достижение их выразительности. Они выполняются в векторной графике, где закладывается их смысловое содержание и структура формы, а затем становятся основой продуктов дизайна в проектировании.

Abstract: The article discusses the features of performing abstract-associative compositions on a computer based on their integrity, structurality and the possibility of achieving their expressiveness. They are executed in vector graphics, where their semantic content and the structure of the form are laid, and then become the basis of design products in design.
Ключевые слова: векторная графика, структура формы, абстрактно-ассоциативная композиция, продукт дизайна.

Keywords: vector graphics, shape structure, abstract-associative composition, design product.


Владение профессией дизайнера требует специального изучения во всех аспектах и взаимосвязях выполнения различных композиций.  Это слово пришло к нам из латинского языка, (omposition – в переводе означает соединение, составление, сочинение) элементов в единое целое, имеющее гармоничную форму и несущее определённую идею [2]. Композиция является основой построения всех продуктов дизайна. При их разработке в различных видах проектирования применяется, чаще всего абстрактно-ассоциативная, так как именно она позволяет выстроить и передать зрителю определенные эмоции, чувства, мысли. Она передаёт как физические ощущения: тяжелый, массивный, мягкий, легкий, быстрый, размеренный и другие, так и эмоциональные восприятия форм: грустный, веселый, добрый, злой, горделивый [1] и так далее. Формообразование предметного образа строится в соответствии со смысловым содержанием.

В компьютерной графике существует два типа двухмерных компьютерных изображений: растровые и векторные.  Векторные файлы содержат наборы формул для построения геометрических объектов – линий, эллипсов, многоугольников, кривых и т.д. Основу векторных изображений составляют разнообразные линии или кривые, называемые векторами, или, по-другому, контурами. Каждый контур представляет собой независимый объект, который можно редактировать: перемещать, масштабировать, изменять. В соответствии с этим векторную графику часто называют также объектно-ориентированной графикой [3].  В программе  CorelDraw существует множество возможностей построения таких изображений. На их основе можно выстраивать различные абстрактные графические композиции, применяя просты элементы: точки, линии, плоскости, криволинейные формы. В процессе их выполнения появляется ощущение выразительных возможностей соотношения линии и пятна и происходит наполнение их смыслом [4]. Рождающиеся образы становятся основой дизайн-проектов.

Преобразовывая плоскости в объём и применяя объёмные формы правильные и неправильные, геометрические и не геометрические, простые и сложные, дизайнер создаёт различные композиционные структуры: плоскостные, рельефно-фронтальные, объёмные и глубинно-пространственные. Выполняя изначально их в программе  CorelDraw, затем преобразует их в макеты, выполненные в материале. Они отличаются средствами построения композиций, но имеют общие закономерности, средства гармонизации [7]. И приобретают свойства и качества, которые переносятся на разрабатываемый продукт дизайна. В процессе работы образуются взаимосвязи, обладающие универсальностью и охватывая в целом всю предметную среду. Так, через наполнение смыслом элементарные формы в процессе выполнения абстрактно-ассоциативных композиций возникают ощущения, способствующие активизации творческого мышления, развивается заложенное в человеке природное чутье, осуществляются глубинные эмоционально-чувственные связи при создании графических образов, выразительно отражающих смыслы [5].

Абстрактно-ассоциативная композиция, заложенная в основу дизайн-проекта, влияет на тенденции формообразования проектируемого изделия, позволяет передать эстетическое и художественно-образное выражение структуры формы, отразить проектную культуру автора, влияет на потребительские качества разрабатываемого предмета или объекта дизайна.

Особенности выполнения такой композиции состоят в соблюдении и правильном применении тех или иных средств гармонизации формы. При её выполнении важно выстроить визуальный ряд, ассоциативный образ и его соответствие заданной форме, выстроить иерархию соподчинения элементов внутри композиции от главного к второстепенному её компоненту.

Целостность композиции достигается через композиционную структуру, состоящую из композиционного центра, как доминантного первого и главного компонента композиции, несущего основную смысловую нагрузку, силовых линий, создающих каркас композиции, связывающих все элементы в одно целое и образующих движение вокруг композиционного центра, к нему и от него. Периферии – дополнительных элементов композиции, которые могут быть внутри композиции, а могут и не быть, в зависимости от замысла автора, с ними композиция содержательнее и выразительнее, но если их слишком много, то она становится дробной и перегруженной, их должно быть необходимое и достаточное количество для выражения смысла композиции. Четвертым в иерархии соподчинения элементов является фон, картинная плоскость, или среда, место, для которого предназначен объект (предмет, изделие) проектирования. Таким образом, создается конструктивная логика строения объекта.

Целостность также образуется, если применяется пропорциональность и масштабность, что позволяет зрителю ассоциировать элементы композиции  с тем или иным объектом. Так как человеческое мышление обладает свойствами сравнения и сопоставления, в его памяти всплывает то, что он видел раньше, и если по пропорциям, размерам и масштабам, также как и по цвету, он видит соответствие какой либо форме, то в мыслях появляются ассоциации. Это не относится к метафоре, в которой применяется «гипербола» – преувеличение и «литота» – преуменьшение, где происходит специальное искажение пропорций с целью усиления значимости художественного образа.

Правильная передача пропорций заданного ассоциативного образа в композиции позволяет создать закономерные соотношения величин внутри объекта проектирования, выстроенного на основе данной композиции. Таким образом, создаётся структурная упорядоченность, которая образует иерархию по степени значимости элементов, соподчиняя их между собой, органически связывая в единое целое. Структурность, пропорциональность и соразмерность объединяются, потому что это именно те качества композиции, взаимосвязь которых, образует целостность и согласованность элементов всей структуры объекта, так как отвечает на вопросы, что именно в неё входит, какого размера и в каких соотношениях. Отсутствие составного компонента структуры, нарушение пропорций и соразмерности ведут к нарушению целостного единства композиции проектируемых объектов и их взаимодействия с человеком. Целостность формы возникает при соподчинении элементов целому, при соответствии формы и содержания, формы и функции [5]. Пропорциональное, закономерное соотношение величин активнее отражает заданное автором содержание, усиливает конструктивные и функционально-смысловые качества объектов. Заданная автором масштабность придает объектам эргономическую целостность их восприятия. При этом, каждый элемент работает на выражение общего и единого смысла. Целостность композиций достигается путем логической взаимосвязи, последовательного соединения элементов, создающих движение к главной узловой и смысловой точке [6].

Выражаемые через абстрактные формы, ассоциативные композиции отражают какую либо тему, заданную автором, и через форму элементов и колористическое решение, образующее гармоничное сочетание цветовых оттенков, несут эмоционально-чувственное ощущение, смысловое содержание, передают идею, замысел автора. Творческий процесс часто происходит интуитивно. Однако, использование полученных знаний, позволяет выполнять более выразительные композиции.  Компьютерная графика позволяет дизайнеру ускорить процесс  передачи своих эмоций в замысел дизайн-проекта. Обладая мастерством владения программой  CorelDraw и другими графическими редакторами, дизайнер преобразует свои ощущения, эмоции и чувства в продукты проектирования.

Дизайнер, являясь художником в высоком смысле этого слова, то есть творцом, создающим нечто новое, преображает окружающий мир. И это новое рождается на основе его прошлого опыта, умения преобразовать свои воспоминания, рождающиеся в его голове образы в абстрактно-ассоциативные композиции, несущие эмоциональную и смысловую нагрузку. А затем создавать на их основе новые продукты дизайна в различных областях проектирования, создавая осознанные проектные замыслы. Если эти образы находят отклик в душах зрителей, то они всегда будут интересны и востребованы.

Таким образом,  можно сделать вывод, что особенности выполнения абстрактно-ассоциативных композиций состоят в логической взаимосвязи выстраиваемых автором ассоциаций в целостное структурное и пластическое решение с учетом восприятия зрителем выполняемых структур, являющееся информативным и глубоким по замыслу. Их связь с дизайном осуществляется за счет их трансформации в разрабатываемый объект проектирования. При этом происходит определённое воздействие на зрителей и потребителей продукта дизайна, вызывая определенный психофизиологический комфорт (или дискомфорт). Часто зрители заявляют, что они «не чего не понимают в абстракции». Однако, если композиция и продукт дизайна выстроены гармонично и целостно, а компьютерная графика является мощным инструментов выполнения работ, позволяющим выполнить их более качественно. Тогда они воздействуют благоприятно, вызывают положительные эмоции и несут более тонкие смыслы, так как зритель может быть соавтором и домысливать содержание самостоятельно.

 

References

1. Ассоциативная композиция. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://mydocx.ru/11-19167.html (дата обращения 3.11.22)
2. Голубева О. Л. Основы композиции: учеб. пособие / О.Л. Голубева. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.: ил.
3. Зиновьева Е. А.  Основы векторной графики. Пакет CorelDraw. Учебное электронное текстовое издание. [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: https://study.urfu.ru/Aid/Publication/9548/1/Zinovyeval.pdf
4. Лесняк, В. И. Графический дизайн (основы профессии). – М.: ИндексМаркет, 2011. – 416 с.: ил.
5. Лоншакова, М. М. Принципы взаимосвязей пропедевтики и проектирования в промышленном дизайне [Электронный ресурс] / М.М. Лоншакова // Архитектон: известия вузов. – 2012. – №39. – URL: http://archvuz.ru/2012_3/10
6. Лоншакова, М. М. Принципы взаимосвязей пропедевтики и проектирования в графическом дизайне [Электронный ресурс] / М.М. Лоншакова // Архитектон: известия вузов. – №43, сентябрь, 2013. – №39. – URL: http://archvuz.ru/2013_3/17/
7. Сомов Ю.С. Композиция в технике / Ю.С. Сомов. – М.: Машиностроение, 1987. – 287 с.: ил.