Abstract: Recent political events in the world have had a significant impact on international trade. The situation in the region around the Red Sea and Suez Canal has caused a reorientation of global supply chains. The attempts to isolate Russia and Iran through sanctions have become one of the drivers of the development of INSTC cooperation. Despite the decline in trade through the Suez Canal, the INSTC has not yet become a complete alternative for it. However, further development of this project appears to be promising. If successfully implemented, the transport corridor could become one of the most important trade routes in the world.
Keywords: INSTC, Suez Canal, international trade, international development.
Введение
После длительного забвения проект международного транспортного коридора «Север-Юг» получил новый импульс к развитию и расширению своего потенциала. В СМИ и научном дискурсе сегодня присутствует энтузиазм относительно возможных масштабов, которые проект транспортного коридора может охватить. Высказываются точки зрения, охватывающие широкий диапазон развития проекта, среди которых будущее доминирование МТК «Север-Юг» в глобальной логистике и возможная утрата Суэцким каналом первенства в мировой торговле. Есть точка зрения, что МТК «Север-Юг» может стать ключевой транспортно-логистической артерией, которая свяжет Европу и Южную Азию, что также повлечёт коренные изменения в характере международной коммерции. На данный момент оптимизм в публичном и научном дискурсе относительно проекта представляется несколько гиперболизированным. Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть текущее состояние проекта и проанализировать актуальные возможности развития транспортного коридора.
Упадок торговли через Суэцкий канал – возможность для МТК «Север-Юг»?
МТК «Север-Юг» в 2000 г. начинал своё развитие как альтернатива Суэцкому каналу. Предполагалось, что транспортировка грузов из Мумбаи до Санкт-Петербурга будет занимать в районе 20 дней [17, C.10]. Меньше месяца могло быть необходимо для транспортировки грузов из Южной Азии до Северной Европы. Подобные маршруты через Суэцкий канал требуют в среднем 40 дней перевалки [17, C.10]. Общая задумка МТК «Север-Юг» явно представляется очевидной альтернативой Суэцу.
В настоящее время политическая ситуация в районе Суэцкого канала заметно обострилась. Помимо политических вскрылись и иные угрозы стабильности торговли в районе Суэца. Рассмотрим далее данные угрозы и, в связи с этим дадим анализ открывающимся перспективам для развития конкурирующего проекта МТК «Север-Юг».
В последние годы политическая обстановка в районе Красного моря заметно обострилась. Новый виток гражданской войны в Йемене и последующие атаки хуситов на иностранные корабли, проходящие через Баб-эль-Мандебский пролив, заметно снизили привлекательность данного маршрута для глобальных перевозчиков [24]. Увеличились траты на дополнительные издержки на страховку грузов, появилась очевидная опасность утраты таковых в ходе потенциальной атаки. Аналогичная угроза исходит и от активизировавшихся сомалийских пиратов. В начале 2024 г. фиксировались атаки пиратов на коммерческие суда в районе Аденского залива, а зимой 2025 г. ожидаются дополнительные атаки во всё том же районе [11]. Параллельно с этим обостряется конфликт в Южном Судане [13]. Страна имеет выход в Красное море и является экспортёром нефти. Атаки на танкеры с суданской нефтью вполне возможны, что только в очередной раз подрывает доверие международных перевозчиков к перспективе транспортировок через Красное море и Суэцкий канал.
Помимо нестабильности в южной части Красного моря обострилась обстановка и на ближнем востоке. Весь 2023 и 2024 гг. мировое сообщество наблюдало последствия нового витка конфликта Израиля и движения ХАМАС. Последующая гуманитарная катастрофа в секторе Газа привела лишь к вовлечению всё большего количества акторов в данный конфликт, внеся лишь дестабилизацию в регионе [2, С.10]. Неожиданные события в Сирии в конце 2024 г. также внесли элемент хаоса и нестабильности.
Данные политические события возымели негативный эффект не только для региональной безопасности, но и для работы Суэцкого канала. Агентство Seeking Alfa выяснило, что уже в начале 2024 г. ежедневная перевалка грузов через Суэц упала с 4 млн. т. до 2 млн. т. [1]. К концу 2024 г. данный показатель упал ещё ниже. Именно политическая нестабильность в регионе оттолкнула перевозчиков от использования классического пути через Суэц. Драматические события в районе Суэца являются далеко не единственными вызовами для данной глобальной артерии. Среди актуальных вызовов для Суэцкого канала исследователи выделяют общую сейсмоактивность в районе Красного моря, которое находится на стыке Аравийской и Африканской тектонических плит [6, C. 747]. Риск землетрясений в этом районе вполне высок, а приемлемой инфраструктуры способной выдержать такой удар стихии ни в порту Саид, ни в порту Суэц не предусмотрено. В целом инфраструктура канала несколько устарела. Глубина оного составляет в среднем 24 м. [10]. Такой глубины сегодня не в вполне достаточно для современных танкеров и контейнеровозов, что было продемонстрировано инцидентом с судном Ever Given, которое встало на мель в марте 2021 г. Убытки от данного инцидента составили 230 млрд. долл. США [19].
Очевидно, что международные перевозчики в свете последних событий принялись искать альтернативы Суэцу. Однако, это не стало драйвером развития МТК «Север-Юг». Перевозчики предпочитают выбирать ещё более долгий путь поставок через Мыс Доброй Надежды. Время поставок через данный маршрут возрастает до 80 дней. Потери для поставщиков в этом случае очевидны: увеличение издержек на аренду контейнеров и фрахт судна. В конечном итоге издержки за логистику будут включены в конечную стоимость товара, что в перспективе может снизить его конкурентоспособность. Но, несмотря на отсутствие выгод, глобальные перевозчики не стремятся к использованию альтернатив и, в частности, МТК «Север-Юг».
Перевозчики готовы переплачивать за поставки, но не готовы к работе с альтернативными маршрутами. Пока не зафиксировано роста спроса на услуги по перевалки через МТК «Север-Юг» со стороны крупных иностранных перевозчиков. Причиной тому односторонние санкции со стороны стран т.н. «коллективного Запада» в отношении России и международный санкционный режим в отношении Ирана. Крупные иностранные контейнерные и транспортные компании с официальной регистрацией в условно «западных» юрисдикциях вроде датской Maersk или тайваньской Evergreen покинули российский рынок из-за санкций [14, С. 54]. В отношение иранской судоходной компании IRISL и российской FESCO действует негласный запрет на сотрудничество. Из-за этого страховка и регистрация судов из России и Ирана у международных страховых компаний невозможна. Именно поэтому производители не могут обратиться за логистическими услугами к российским или иранским компаниям. Из-за угрозы вторичных санкций международные поставщики и производители предпочитают использовать сложные, невыгодные и долгие маршруты.
Делая вывод по этой части исследования стоит заметить, что значительное падение перевалки товаров через Суэцкий канал в связи с политическими рисками не стало драйвером развития проекта МТК «Север-Юг». Спрос на альтернативные маршруты очевиден. Однако санкционная политика в отношение России и Ирана не сподвигла международные логистические компании обратиться за услугами к проекту, где одними из главных участников являются Россия и Иран. Рассмотрим в следующей части исследования вопрос о том, как сами санкционные меры влияют на развитие проекта транспортного коридора.
Санкции как фактор сближения России и Ирана: значение для проекта транспортного коридора.
На текущем этапе своего развития МТК «Север-Юг» оказался в ситуации, когда два из трёх ключевых участника проекта находятся под беспрецедентным давлением из вне. Резкое ухудшение отношений России и Ирана со странами т.н. «коллективного Запада» заставило эти страны искать пути сближения друг с другом. В сложившейся ситуации Москва и Тегеран стали позиционировать друг друга как пусть ситуативных, но всё же стратегических партнёров. Удар по национальной торговле обеих стран привёл к возобновлению сотрудничества в направлении развития МТК «Север-Юг».
Рассмотрим далее подробнее негативные импульсы из вне и их значение для развития сотрудничества двух стран. На основании этого постараемся проанализировать значение ирано-российского торгово-экономического сближения для развития МТК «Север-Юг».
Для Ирана событием побудившим его руководителей вновь напомнить о подзабытом проекте своим партнёрам стал распад Совместного всеобъемлющего плана действий. После выхода США из СВПД при первой администрации Д. Трампа на Иран было наложено ещё больше санкций [18, С. 27]. На этом фоне индекс связности иранских портов согласно статистике ЮНКТАД упал с 38,6 ед. до 18,4 ед. [9], что говорит о том, что Иран выпал из мировой торговли в тот период. На этом фоне иранские официальные лица стали публично призывать к противодействию давления со стороны США путём взаимодействия с другими странами. В частности, предлагалось возобновление сотрудничества внутри проекта МТК «Север-Юг», как одно из ключевых решений для защити национальных торговых интересов Ирана [4].
В 2019 г. Иран подписывает соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС [15], что значительно упрощает таможенное оформление грузов способствуя бесшовной транспортировки грузов. В рамках противостояния изоляции Иран возобновляет сотрудничество с Индией по развитию порта Чабахар [3, С. 609] – одного из ключевых портов, дающего такому крупному производителю как Индия прямой выход на рынок Ирана. Более того порт Чабахар – единственный порт на территории Ирана, который не подпадает под санкции, что в целом упрощает работу с Ираном, через этот хаб.
В свою очередь Россия столкнулась с похожими широкомасштабными ограничениями в начале 2022 г. На логистическом направлении страна фактически оказалась в транспортной блокаде [14, С. 55]. После ухода международных перевозчиков с российского рынка в связи с запретом на работу с российскими транспортными хабами из-за санкций сложилась ситуация, при которой балтийские порты России остались в запустении. Индекс связности российских портов тогда упал с 178,85 ед. в 2021 г. до 124,49 ед. в конце 2022 г [8]. На этом фоне Россия вынуждена была искать новых партнёров по торговле. В 2022 г. официальные лица страны стали чаще заявлять о необходимости развития проекта МТК «Север-Юг» как альтернативной торговой артерии с выходом на новые рынки. В 2022 г. был зафиксирован рост перевалки грузов через порты Астрахань и Оля – следствие переориентации экспортных поставок в южном направлении [5].
Вследствие переориентации российского экспорта в 2022 г. на 20% вырос товарообмен между Россией и Ираном [22]. Бизнесы двух стран стали открывать для себя новые рынки в сложившихся условиях. На этом фоне российские и иранские поставщики стали развивать логистические линии на территории двух стран. Так иранская IRISL открыла дополнительную фрахтовую линию через Астрахань [7], а РЖД получила тендер на развитие железнодорожного участка Решт-Астара [20]. Для стимулирования бизнес-связей и товарообмена страны пришли к соглашению об интеграции национальных платёжных систем МИР и Shetab [21, С. 145].
Очевидно, что страны за последние три года провели ряд мер по стабилизации национальных экономик, уделяя внимание развитию двусторонних экономических отношений. Действительно МТК «Север-Юг» в отношениях двух стран играет не последнюю роль. Инфраструктура МТК «Север-Юг» позволяет двум странам успешно развивать двусторонние отношения. Проект транспортного коридора важен для дальнейшего стимулирования двусторонних отношений России и Ирана в торговой и транзитной сфере.
Санкционная политика в отношении двух стран позволила проекту вновь обрести значение на региональном уровне. На данный момент мощностей проекта хватает лишь для полноценной реализации логистического и торгового взаимодействия России и Ирана (реже Индии). На 2023 г. оборот грузоперевозок через МТК «Север-Юг» в годовом выражении составил 17,6 млн. т. [16], что примерно в половину меньше грузооборота Суэцкого канала.
Внешние шоки для экономик России и Ирана с 2018 г. по 2022 г. заставили страны приложить значительные усилия по реализации проекта. Это можно расценить как положительный фактор для МТК «Север-Юг». Однако существуют очевидные вызовы для проекта на данном этапе. Рассмотрим их в заключительной части исследования.
Вызовы для проекта.
МТК «Север-Юг» – одни из наиболее заметных коридоров в транспортно-логистической инфраструктуре Евразии. Такой значимый проект не может избежать потенциальных вызовов. Рассмотрим далее какие вызовы сегодня стоят перед проектом.
Санкции в отношении России и Ирана носят двоякий характер. С одной стороны попытки изоляции России и Ирана привели к сближению и активизации сотрудничества стран в рамках МТК «Север-Юг». Однако фактический запрет на сотрудничество третьим странам с Россией и Ираном заставляют их избегать участия в рассматриваемом проекте. Крайне сложно привлечь инвестиции на развитие и модернизацию морской и железнодорожной инфраструктуры. Помимо отсутствия прямых иностранных инвестиций сложно привлечь широкие потоки товаров, которые должны проходить через коридор и приносить странам-участницам прибыль за транзит.
Из этого следует глобальный вызов для транспортного коридора – риск остаться замкнутой на России и Иране магистралью с малым участием Индии. Странам участницам следует привлекать сторонних акторов к участию и использованию проекта транспортного коридора. Необходимо создавать точки зарождения грузов вдоль маршрута транспортного коридора. Подобные меры в этом направлении сейчас активно применят Иран создавая свободные экономические зоны в районах портов [12, С. 26], которые являются частью инфраструктуры МТК «Север-Юг». В противном случае номенклатура товаров, проходящая через коридор будет крайне ограниченной, что не станет стимулом к совершенствованию конкурентоспособности проекта.
Ещё одним вызовом является отсутствие модернизации инфраструктуры на разных участках проекта, особенно в Иране [23, С. 41]. Некоторые участки железных дорог не электрифицированы. Железные дороги в восточных провинциях Ирана одноколейные [16], что не позволяет проекту быть уже сейчас задействованным на полную мощность. Дноуглубительные работы требуются и для портов в районе Каспия как со стороны России, так и со стороны Ирана.
Данные вызовы сегодня являются наиболее острыми для стран-участниц проекта. Их преодоление возможно лишь с помощью развития многосторонних отношений со сторонними государствами, которые могут подключиться к проекту. Привлечение инвестиций из других стран или оказание логистических и транспортных услуг сторонним игрокам позволит проекту не остаться замкнутым на самом себе и даст возможность аккумулировать финансовые вливания со стороны для дальнейшего развития.
Выводы.
Текущее состояние транспортного коридора требует акселерации усилий стран-участниц по привлечению интереса большего числа акторов. Временный спад торговой активности в районе Суэца и Красного моря является окном возможностей для МТК «Север-Юг». Запретительный характер санкционного режима в отношение России и Ирана отпугивает потенциальных партнёров. Именно поэтому сейчас крайне важно привлекать как можно больше партнёров по транзиту используя все возможные меры. Иначе альтернативой Суэцу проекту МТК «Север-Юг» в международной торговле в будущем стать не удастся.
References
1. 2025 Global Outlook - Building the Transformation // Website Seeking Alfa [Electronic resource] URL: https://seekingalpha.com/article/4743559-2025-global-outlook-building-the-transformation (Date of treatment: 22.12.2024)2. Bank A., Darwich M., Valbjørn M. Forward to the Past? Regional Repercussions of the Gaza War // Middle East Policy. 2024. Vol. 31. №3. P. 3-17.
3. Chatterjee S. International North South Transport Corridor (INSTC) connecting India Central – Asia // International Journal of Research in Social Sciences 2018. Vol. 8. №. 4. P. 601-616.
4. Club of sanctioned countries: Potential bloc against US «economic terrorism» [Electronic Resource] // Website Islamic Republic News Agency URL: https://en.irna.ir/news/83481282/Club-of-sanctioned countries-Potential-bloc-against-US-economic (Date of treatment: 28.12.2024).
5. Fesco может купить контейнерный терминал на Каспии // Сайт Ведомости [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/04/18/971491-fesco-mozhet-kupit-konteinernii-terminal-na-kaspii (Дата обращения: 28.12.2024).
6. Finkl C.W., Pelinovsky E., Cathcart R.B. A Review of Potential Tsunami Impacts to the Suez Canal // Journal of Coastal Research. 2012. Vol. 28. №4. P. 745-759.
7. IRISL нарастит флот на Каспии для увеличения грузопотока по МТК «Север-Юг» через Астрахань // Сайт ПортНьюс [Электронный ресурс] URL: https://portnews.ru/news/354804/ (Дата обращения: 28.12.2024).
8. Liner shipping connectivity index, quarterly [Electronic resource]. // Official website UNCTAD. URL: https://unctadstat.unctad.org/datacentre/dataviewer/US.LSCI (Date of treatment: 28.12.2024).
9. Maritime profile: Iran (Islamic Republic of). [Electronic resource]. // Official website UNCTAD. URL: https://unctadstat.unctad.org/CountryProfile/MaritimeProfile/en-GB/364/index.html (Date of treatment: 28.12.2024).
10. А.В. Кортунов Инцидент в Суэцком канале и проблемы глобального управления // Сайт РСМД [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/intsident-v-suetskom-kanale-i-problemy-globalnogo-upravleniya/ (Дата обращения: 22.12.2024)
11. В Ambrey предупредили о риске возрастания пиратской активности у Сомали с января 2025 года // Сайт PortNews [Электронный ресурс] URL: https://portnews.ru/news/371182/ (Дата обращения: 22.12.2024).
12. Вахшитех А. Н., Лапенко М. В. Развитие иранской экономической зоны "Энзели" в рамках международного транспортного коридора "север- юг" // Восточная аналитика. 2019. №2. С. 24-34.
13. Война в Судане: растет напряженность в спорном регионе Абьей // Официальный сайт Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс] URL: https://news.un.org/ru/story/2024/11/1458071 (Дата обращения: 22.12.2024).
14. Голубчик А.М., Пак Е.В. Экономические санкции в отношении России: транспортный аспект // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. №3. С. 50-58.
15. ЕАЭС и Иран создают полноформатную зону свободной торговли // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] URL: https://eec.eaeunion.org/news/eaes-i-iran-sozdayut-polnoformatnuyu-zonu-svobodnoy-torgovli/ (Дата обращения: 28.12.2024).
16. Из варяг в персы: перспективы развития МТК Север-Юг // Сайт N.Trans Lab [Электронный ресурс] URL: https://ntranslab.ru/analytic/doklady/iz-varyag-v-persy-perspektivy-razvitiya-mtk-sever-yug/ (Дата обращения: 28.12.2024).
17. Караваев, А. В., Тишехьяр, М. Международный транспортный коридор «Север-Юг» и сценарии трансрегиональной интеграции / Караваев А. В., Тишехьяр М. – М.: Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2019. – 4-32 с.
18. Комшукова О. В. Санкции в отношении Ирана: цели и последствия //Экономические и социальные проблемы России. 2016. №2. С. 24-41.
19. Потери мировой торговли из-за блокировки Суэцкого канала оценили в $230 млрд // Сайт Ведомости [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/03/26/863414-poteri-mirovoi-torgovli-iz-za-blokirovki-suetskogo-kanala-otsenili-v-230-mlrd (Дата обращения: 22.12.2024)
20. Россия и Иран подписали соглашение по достройке ж/д участка Решт – Астара // Сайт Интерфакс [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/russia/901822 (Дата обращения: 28.12.2024).
21. Тарги Х. Р. Экономика сопротивления: опыт Ирана и российская действительность // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024. Т. 14. №. 3. С. 143-147.
22. Узкий коридор: почему сокращается торговля между Ираном и Россией // Сайт Forbes [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/mneniya/509074-uzkij-koridor-pocemu-sokrasaetsa-torgovla-mezdu-iranom-i-rossiej (Дата обращения: 28.12.2024).
23. Федулов И.В. Проекты модернизации транспортной инфраструктуры Ирана // Восточная аналитика. 2016. №4. С. 38-46.
24. Хуситы взяли на себя ответственность за очередные обстрелы судов в Красном море и Индийском океане // Сайт Интерфакс [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/world/986260 (Дата обращения: 22.12.2024).