Abstract: The article presents a new humanistic program " GTO-NIKA", which aims to promote the creation of humanistic, cultural potential of gaming and competitive activity, increased targeting of children and youth in the development of physical, creative, cognitive abilities.
Keywords: physical education, recreational activities, spiritual and moral education
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования.
Изучение проблем духовно-нравственного воспитания занимались отечественные ученные (К.А.Альбуханова-Славская, Е.П.Белозерцев, В.А. Беляева, И.Ф. Исаев, И.Б.Котова, ВЛ.Сластенин, Т.И. Петракова, М.Г. Тайчинов, В.Ю. Троицкий и др.) которые считали, что духовно-нравственное воспитание – это один из аспектов воспитания и оно направленно на усвоение подрастающими поколениями высших духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение.
Высшими в применении к процессу воспитания можно считать следующие ценности, составляющие систему:
1) индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство);
2) семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции);
3) национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
4) общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Его показателями могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания, богатство духовных запросов [1].
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Современный уровень знаний и человеческого мышления позволяет осознать гармоничную связь всех событий и явлений окружающего мира, ощутить себя частью Вселенной. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, основные качества которой, является дисциплина ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, не спонтанно принимает решения. Консолидация личности, ее возможно максимальная согласованность со своим внутренним и окружающим миром, имеет существенное значение, как для оценки психического здоровья, так и для оценки его совершенства.
Особенно важно это в детском возрасте, когда на основе естественного развития и социализации закладываются основы здоровья человека, его физического и психического развития, знаний, личностных качеств, мировосприятия, нравственной, эстетической и других элементов культуры.
Для предотвращения этих негативных явлений чрезвычайно важной является организация свободного времени – самостоятельные или организованные формы деятельности (отдых, развлечение, общение с другими лицами, самосовершенствование и т.п.), которые человек осуществляет по собственной воле. Досуг способен оказать огромное позитивное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал по приобщению детей и молодежи к социальному опыту, идеалам и ценностям культуры.
Речь не идет о том, чтобы в принудительном порядке, насильственными методами навязывать детям и подросткам какие-то идеалы, культурные образцы, эталоны поведения. Имеется в виду создание условий, в которых они осознают привлекательность для себя социально значимых идеалов и форм поведения, имеют возможность «примерить» их на себя, оценить и при наличии желания предпринимать активные действия в плане дальнейшего приобщения к ним на основе самореализации, самосовершенствования.
На решение этой необычайно важной задачи и ориентирована гуманистическая программа физического воспитания «ГТО-НИКА» — которая призвана содействовать созданию гуманистического, культурного потенциала игровой и соревновательной деятельности, повышению ориентации каждого человека на развитие физических, творческих, познавательных способностей, позволяющих добиваться успеха в различных видах деятельности, в выполнении различных функций и тем самым обеспечивать свою конкурентоспособность в сложном современном мире.
Это слово, которое придумал автор статьи, как сокращение, составленное из первых трех букв русских слов: «Готов к труду и обороне» и греческого слова «Νίκη» — «победа» — имя древнегреческой богини победы, олицетворяющая победу в военных сражениях и спортивных состязаниях.
В рамках реализации гуманистической программы физического воспитания «ГТО-НИКА» предполагается проведение полного комплекта новых нетрадиционных физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятий детей и молодежи содействующее не только их физическому, но также психическому и духовно-нравственному совершенствованию [2].
Поиск наиболее сильных мотивационно-ценностных ориентаций детей и молодежи в процессе занятий физкультурно-оздоровительных мероприятий — самое узкое звено в решении поставленной проблемы. В рамках реализации гуманистической программы физического воспитания «ГТО-НИКА» предполагается проведение полного комплекта физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятий, которые позволят изменить в содержание и структуру организации этой деятельности и обеспечить высокий уровень физкультурно-спортивной активности, формированию у них потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интереса к физкультурной деятельности [3, 4].
Реализация программы будет способствовать формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья, повышению социальной активности, а также приобщению молодежи к физической культуре и спорту.
Основная цель программы — разработка и внедрение в практику общеобразовательных организаций новых нетрадиционных физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятий, направленных на развитие у детей и молодежи не только основных физических качеств и подготовки к сдаче норм ГТО, но также воспитанию активной, целостно развитой личности, для которой характерно полноценное и гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств.
Основные задачи:
— содействовать популяризации и пропаганде среди детей и молодежи нового комплекса ГТО, повышению для них привлекательности этого комплекса через новые нетрадиционные физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия;
— содействовать формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни и формированию физических качеств и двигательных способностей, в игровой и соревновательной деятельности;
— поиск, экспериментальная апробация и широкое внедрение новых нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, разработка и внедрение программ физкультурно-оздоровительной направленности;
— воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
— улучшение системы здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, приобщение их к систематическим занятиям физической культуры и спортом, как составному элементу общенациональной культуры; — внедрение новых инновационных форм проведения соревнований и физкультурно-массовых мероприятий;
— создание механизмов, способных кардинально увеличить численность детей и молодежи, занимающихся физической культурой и спортом, а также способных кардинально поднять интерес занимающихся детей и молодежи к занятиям спортом в досуговой деятельности;
— организация увлекательного, творческого, активного досуга.
Для решения указанных задач в ходе реализации гуманистической программы физического воспитания «ГТО-НИКА» планируется использовать комплекс социально-педагогических форм и методов:
- Информационное оповещение о проводимых мероприятиях и условиях в них участия через социальную сеть и сайты общественных организаций.
- Интернет рассылки заданий участникам целевой группы, а также формы их выполнения и предоставления организаторам проводимых мероприятий.
- Анкетирование.
- Экспертные оценки выполненных заданий.
- Организация и проведение спортивного фестиваля на муниципальном, региональном, федеральном, международным уровне.
- Разъяснение и пропаганда во всех проводимых мероприятиях «Духовно–нравственного Кодекса поведения в соперничестве».
- Использование системы призов и наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в соревнованиях, целостного развития личности.
- Подготовка и переподготовка специалистов для использования форм и методов гуманистической программы физического воспитания «ГТО-НИКА» в системе социально-педагогической деятельности с детьми и молодежью по месту жительства.
- Проведение методических совещаний и семинаров для специалистов для их обучения использованию форм и методов программы «ГТО-НИКА» в системе социально-педагогической деятельности с детьми и молодежью по месту жительства.
- Издание методического пособия, обобщающего опыт проводимых мероприятий в г. Москва и Московской области, а также регионах Р.Ф. включающего разработку методических рекомендаций по использованию форм и методов программы «ГТО-НИКА» в системе социально-педагогической деятельности с детьми и молодежью.
Программа состоит из двух разделов:
- I. Спортивный раздел направлен на развитие у детей и молодежи основных физических качеств и подготовку к сдаче норм ГТО.
- Спортивное многоборье — личные соревнования, в которых школьники демонстрируют свою физическую подготовленность по основным физическим качествам (тесты на быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость (координационные способности).
- Командные соревнования, включающее разнообразные народные, сюжетно-ролевые, театрализованные психотехнические игры, встречные эстафеты, перетягивание каната и. т.д.
- Спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и.т.д.) по упрощенным правилам.
- II. Творческий раздел направлен на формирование духовно-нравственных ценностей детей и молодежи.
- Командные конкурсы (визитная карточка «Что такое ГТО?», командная песня, командный танец).
- Индивидуальные конкурсы (музыкальный инструмент, вокал, чтецы).
Ожидаемые результаты и практическая значимость:
— повышение в глазах детей и молодежи привлекательности комплекса ГТО, значимости, престижа целостного (гармоничного и разностороннего) развития личности, уровня мотивации на такое развитие и достижения в нравственном, культурном, научном, интеллектуальном и физическом развитии;
— повышение социальной активности, ориентации на самосовершенствование, саморазвитие, творческой самореализации школьников, участия в художественной, физкультурно-спортивной, научной и другой творческой деятельности;
— формирование и повышение у детей и молодежи чувства патриотизма, любви к Родине, а также ее приобщение к ценностям культуры мира;
— снижение уровня девиантного, асоциального поведения детей и молодежи.
Программа «ГТО-НИКА» ориентирована на здоровье детей и молодежи, на нравственное воспитание и позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический культурный потенциал игровой и соревновательной деятельности.
Данная программа направлена на формирование положительного отношения у детей и молодежи к занятиям физической культурой и спорта в досуговой деятельности, активной, творческой личности, для которой характерны социальное поведение и культура с ориентацией на духовно-нравственные и эстетические ценности, а также здоровый образ жизни.
Социально-ориентированная программа «ГТО-НИКА», направленная на профилактику асоциального поведения, позволит предотвратить процессы вовлечения детей и молодежи в преступную деятельность.
Социально-экономический и нравственный эффекты от реализации программы позволят уже в кратчайшие сроки получить ощутимые результаты.
Конечным результатом реализации программы «ГТО-НИКА» должен стать социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства, возрождение здорового поколения детей и молодежи России.
References
1. Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник Университета российской академии образования ВЕСТИ — 2008 1(39). — С. 26.2. Фирсин А.С. Проект «ГТО-НИКА» в физическом воспитании детей и молодежи // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» № 2 (132) – 2016 г. С. 194-197.
3. Фирсин С.А., Маскаева Т.Ю. Использования разнообразных игр в проекте «ГТО-НИКА» для физического воспитания и социализации школьников // «Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» № 4 (134) – 2016 г. С. 288-293.
4. Фирсин С.А., Пальцева Н.В. Формирование духовно – нравственных ценностей у детей и молодежи через инновационный проект «ГТО-НИКА» //Гармоничное развитие личности: психология и педагогика: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 апреля 2016 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 39-43.