Проблемно-поисковые задания по русскому языку на уроках по изучению морфологии и синтаксиса в школе

UDC 372.8
Publication date: 04.08.2016
International Journal of Professional Science №1-2016

Проблемно-поисковые задания по русскому языку на уроках по изучению морфологии и синтаксиса в школе

Problem and search tasks on Russian at lessons of studying of morphology and syntax at school

Денисова Лариса Оганесовна
Московский педагогический государственный университет, г.Москва

Denisova Larisa Oganesovna
Moscow pedagogical state University, Moscow
Аннотация: В статье рассматриваются пути применения заданий проблемно-поискового характера в процессе работы с текстом на уроках по изучению грамматики в школе.

Abstract: The article describes ways to apply problem-job search character in the process of working with text in the classroom for the study of grammar school.
Ключевые слова: исследовательское обучение, исследовательская деятельность школьников, проблемно-поисковый метод обучения, работа с текстом, анализ фрагмента прозаического или поэтического текста, самостоятельная учебно-поисковая деятельность учащихся

Keywords: research teaching, research students, problem-search method of study, work with text, analysis of a fragment of a prose or poetic text, self-training and search activities of students


На современном этапе развития методической науки широкое распространение получило исследовательское обучение, главной целью которого является формирование у школьника готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Такой особый подход в обучении, связанный с исследовательским поведением учащихся, основан на поиске и приобретении ими новой информации в условиях поисковой активности  для разрешения нетипичной (проблемной) ситуации [4, с.149].

Исследовательская деятельность школьников положена в основу большинства новых педагогических технологий, где в качестве преобладающего метода выступает проблемно-поисковый – «гейристический», как называл его Ф.И.Буслаев. В первом специальном методическом руководстве  «О преподавании отечественного языка» изложена целостная система взглядов Ф.И.Буслаева на преподавание русского языка.  Учёный пишет о задачах умственного развития учащихся на уроках словесности, о воспитании «судительной» силы. По словам Ф.И.Буслаева, познавательная деятельность учащихся должна опираться на познавательный опыт человечества: «… самой природой указывается путь преподаванию; как у всех народов теория словесности составлялась вследствие изучения образцов, так и каждый ученик должен вступить в теорию через самостоятельное чтение» [1, с.123]. Внимательное отношение к слову в тексте и познание языковых единиц, считает учёный, способствует развитию познавательной деятельности и выработке чувства языка у школьников.

По Ф.И.Буслаеву, чтение, грамматика и правописание должны препода-ваться в комплексе, а в ходе этого процесса – анализироваться лексика, вводиться сведения по стилистике, этимологии, культуре речи, деловому письму. Изучение законов функционирования и развития языка, обеспечивающее сознательное употребление грамматических форм  и орфографических правил предусматривалось на заключительном этапе, в связи с чем  главная роль на уроках словесности отводилась чтению лучших образцов отечественной и зарубежной литературы.

Работа с художественным текстом на уроке русского языка в современной школе – также приоритетное направление в обучении предмету. В процессе анализа фрагмента прозаического или поэтического текста учащиеся осуществляют самостоятельную учебно-поисковую деятельность, направленную на решение познавательных задач, что обеспечивает более эффективное усвоение нового материала и способствует формированию познавательного интереса школьников [3, с.69].

Так, например, при изучении морфологии в 5-7-х и синтаксиса в 8-9-х классах школьникам можно предложить тексты – фрагменты известных произведений Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» [5] (текст 1) и Н.М. Верзилина «По следам Робинзона» [2] (текст 2). Дополнительные вопросы и задания к текстам помогут учителю организовать на уроке активную исследовательскую деятельность школьников.

Текст 1

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

– Так вот он, зимний дуб!

(По Ю. Нагибину)

Орфография:

проверяемые, непроверяемые гласные в корнях слов; приставки на —з, -с; разделительный ь; суффиксы существительных и прилагательных; -тся ться в глаголах.

Пунктуация:

однородные члены предложения; обособления; прямая речь; сложные предложения.

Вопросы и задания к тексту:

  1. Прочитайте. Из какого произведения взят этот фрагмент? Вспомните его название. Что вы знаете о писателе Ю.М. Нагибине?
  2. Докажите, что это текст. Определите тип и стиль текста. Озаглавьте текст.
  3. Как вы понимаете выражения в белых, сверкающих одеждах; величественный, как собор; почтительно расступились; старшему собрату; шатром раскинулись над поляной; глубокие морщины коры; в три обхвата ствол, казался прошитым серебряными нитями; листьями в снежных чехольчиках?

С какой целью писатель автор их использует?  Попробуйте заменить эти выражения синонимичными. Сделайте вывод.

  1. Спишите. Графически обозначьте условия выбора орфограмм и пунктограмм (по указанию учителя или самостоятельно).
  2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
  3. Почему в последнем предложении дуб называют зимним? Как вы понимаете выражение зимний дуб?

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где  это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Тр_пинка обогнула куст бояр_шника и лес сразу раздался в стороны (по)среди поляны в белых св_ркающих одеждах огромный и величествен_ый как с_бор стоял дуб. К_залось дерев_я поч_тительно рас_тупились чтобы дать старшему собрату развернут_ся (во)всей силе. Его нижние ветви шатром ра_кинулись над поляной. Снег набился в глубокие м_рщины коры и толстый в три обхвата ствол к_зался прош_тым серебрян_ыми нитями. Листва усохнув по осени поч_ти (не)обл_тела дуб до самой в_ршины был покрыт лист_ями в снежных ч_хольч_ках.

– Так вот он зимний дуб.

Текст 2

Дубы бывают летние, зимние и  вечнозелёные. У летнего рано распускаются красноватые листья  и  осенью опадают. У  зимнего  дуба  листья  с  длинными черешками  появляются  поздно, но осенью не опадают, а  засохшие держатся на ветках всю зиму. У дуба,  растущего во  Франции, Испании, Италии и  у нас на Кавказе, зелёные  листья не сохнут и не опадают. Это  пробковый дуб.  Каждые десять  лет с него снимают слой  пробковой  коры в  3  сантиметра  толщиной. Пробка  идет на изоляцию, изготовление  спасательных кругов, шлемов, подошв. Из пробковых  отбросов  получают бензол,  нафталин,  светильный газ.

Древесина  дуба особенно прочна,  и дубовые  брёвна, попав  в воду,  не гниют,  а  становятся чёрными  и  ещё  более  крепкими.  Чёрный дуб особенно ценится в столярных работах.

Дубильные  вещества, пропитывающие  древесину,  предотвращают  гниение, поэтому из дуба делают бочки и паркет.

Особенный интерес представляют жёлуди. В лесу желудями кормятся белки, делающие из  них запасы на зиму. По дороге они теряют жёлуди и иногда забывают о своих складах, способствуя этим распространению семян дуба.

(По Н. Верзилину)

Орфография:

проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корнях слов; гласные после шипящих в корнях слов;  непроизносимые согласные в корнях слов; приставки на —з, -с; разделительный ь; имена собственные; существительные на —ия; суффиксы прилагательных и причастий; -тся ться в глаголах; н и нн в прилагательных и наречиях; сложные слова; не с  глаголами.

Пунктуация:

однородные члены предложения; обособления; простые и сложные предложения.

Вопросы и задания к тексту:

  1. Прочитайте. Из какого произведения взят этот фрагмент? Знакомо ли вам имя писателя?
  2. Докажите, что это текст. Определите тип и стиль текста. Озаглавьте его.
  3. Объясните значение слов и выражений (вечно)з_лёные, листья с  длинными черешками,  в столярных работах, дубильные  вещества.  Расставьте в словах ударение. Сделайте вывод о постановке ударения в слове (вечно)з_лёные.
  4. Составьте словарик из непроверяемых написаний, встречающихся в тексте.
  5. Подберите синонимы к слову красноватый. Каким словарём можно воспользоваться для выполнения этого задания?
  6. Являются ли синонимами слова дерево и древесина. Аргументируйте свой ответ.
  7. Заполните таблицу примерами из текста:
Орфограмма «Гласные в корнях слов»
Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся

  1. Просклоняйте имена собственные, имеющиеся в тексте. Какова особенность склонения этих существительных? Есть ли в тексте другие слова, изменяющиеся по этому же правилу? Приведите пример.
  2. Сделайте фонетический разбор слов пробковый, поздно и отбросы. Какие фонетические процессы отражены в этих словах?
  • Разберите по составу слово распространению. Как вы рассуждали?
  • Выполните морфологический разбор слова семян. Что вы можете сказать об особенностях склонения этого слова?
  • Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения и составьте его схему. Сколько в предложении грамматических основ и чем они выражены?

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где  это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Дубы бывают летние зимние и  (вечно)з_лёные. У летнего рано ра_пускают_ся красн_ватые лист_я  и  осен_ю оп_дают. У  зимнего  дуба  лист_я  с  длин_ыми чере_ками  появляются  поз_но но осен_ю (не)опадают а  засохшие держат_ся на ветках всю зиму. У дуба  р_стущего во  Франци_ Испани_ Итали_ и  у нас на Кавказ_ зелёные  лист_я (не)сохнут и (не) оп_дают. Это  про_ковый дуб.  Каждые десять  лет с него сн_мают слой  про_ковой  коры в  3  сантиметра  толщ_ной. Про_ка  идет на изоляц_ю изг_товление  сп_сательных кругов шлемов подошв. Из про_ковых  о_бросов  получают б_нзол  н_фталин  св_тильный газ.

Др_весина  дуба особен_о проч_на  и дубовые  брёвна попав  в воду  (не)гниют  а  становят_ся ч_рными  и  ещ_  более  крепкими.  Ч_рный дуб особен_о ценит_ся в ст_лярных работах.

Дубильные  в_щества пропит_вающие  др_весину  предотвр_щают  гниение (по)этому из дуба делают боч_ки и п_ркет.

Особен_ый интерес предст_вляют ж_луди. В лесу ж_лудями кормят_ся белки делающие из  них запасы на зиму. По дороге они теряют ж_луди и иногда забывают о своих складах сп_собствуя этим ра_простр_нению семян дуба.

Закончить работу можно сравнительным анализом обоих текстов, предложив учащимся ответить ещё раз на вопрос о том, что такое зимний дуб.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются следующие вопросы и задания (по выбору учителя):

  1. Прочитайте самостоятельно книгу Н.М.Верзилина «По следам Робинзона». Подготовьте устное сообщение о прочитанном.
  2. Какие стихотворения известных поэтов о дубе вы знаете? Подготовьтесь к выразительному чтению/чтению наизусть одного из них.
  3. Составьте небольшой рассказ на тему «Зимний дуб».
  4. Нарисуйте зимний дуб.
  5. Подготовьтесь к устному сочинению по картине Владимира Маркова «Зимний дуб».

References

1. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. – М.: Издание братьев Салаевых, 1867. – 468 с.
2. Верзилин Н. По следам Робинзона / Н. Верзилин; Вступ. ст. Гр. Гроденского. Изд. 5-е.; Рис. Л.Милорадович, В. и Л. Петровых. – Л.: Дет. лит., 1974. – 319 с. – Режим доступа:
http://lib.ru/PRIKL/WERSILIN/robinzon.txt
3. Денисова Л.О. К вопросу о самостоятельной учебно-поисковой деятельности школьников на уроках русского языка// Исследовательский поиск учёных современной методической науки. (К юбилею профессора Е.Г. Шатовой)/ Сост. Е.А. Яковлева; научный редактор А.Д. Дейкина. – М.: МПГУ, 2002. – С. 69-70.
4. Денисова Л.О. От гейристики – к исследовательскому поиску//Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учётом традиций отечественной методики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в МПГУ 20-21 марта 2008 г./ Сост.: Дейкина А.Д., Еремеева А.П., Янченко В.Д. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2008. – С.148-149.
5. Нагибин Ю. Зимний дуб: рассказы / Ю. Нагибин. – Иркутск: Восточно-Сиб. кн. изд-во, 1986. –96 с. – Режим доступа:
http://thelib.ru/books/nagibin_yuriy/izbrannoe_sbornik-read.html