Abstract: This article explores the key directions in the application of virtual reality (VR) technologies within the field of medicine. It focuses on the use of VR in training healthcare professionals, planning surgical interventions, patient rehabilitation, and psychotherapeutic practices. The paper provides a comprehensive overview of both Russian and international developments and highlights examples of successful VR integration into clinical settings.
Keywords: virtual reality, immersive environments, VR in medicine, simulation-based training, surgical planning, medical technologies
Виртуальная реальность (VR) в последние годы стала одной из самых перспективных технологий, находящих применение в различных сферах, включая медицину. Врачи и медицинские специалисты все чаще обращаются к VR как к инструменту, способному значительно улучшить качество медицинского обслуживания, обучения и диагностики. Сильная сторона виртуальной реальности — возможность создавать ситуации и условия, которые трудно контролируются в условиях реального эксперимента. Виртуальная реальность позволяет создавать интерактивные и иммерсивные среды, которые могут быть использованы для симуляции сложных хирургических процедур, обучения студентов-медиков, повышения квалификации специалистов, реабилитации пациентов и психотерапевтических сеансов.
Образование
Технологии виртуальной реальности широко применяются в системе медицинского образования в качестве инструмента подготовки кадров. Виртуальные симуляторы предоставляют безопасную и доступную альтернативу традиционным методам обучения без необходимости непосредственного участия пациентов, благодаря чему студенты медицинских специальностей, а также врачи, повышающие квалификацию, могут осваивать сложные хирургические манипуляции без рисков для пациентов. Образовательные программы, интегрирующие VR, чаще всего сосредоточены на имитации хирургических вмешательств, взаимодействии с анатомическими моделями и многократной отработке алгоритмов действий в условиях, наиболее приближенных к реальности [1-3]. Симуляторы виртуальной реальности демонстрируют эффективность в образовательном процессе: студенты, прошедшие обучение с его использованием, показали более высокие результаты при последующих тестированиях и рост уверенности в своих навыках [1]
Среди отечественных примеров таких технологий можно выделить симулятор «Гайморотомия-УЯ», разработанный в рамках российской академической среды, который позволяет отрабатывать навыки хирургического вмешательства на верхнечелюстной пазухе с использованием эндоскопии [1], и систему «Виртуальный хирург», разработанную на основе 3D-моделей анатомических структур с использованием данных компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ), которая помимо практической отработки, также обеспечивает глубокое анатомическое погружение, способствуя лучшему пониманию структур и физиологии [2].
Эффективность использования систем виртуальной реальности в медицине также подтверждают и международные коллеги. В одном из исследований подчеркивается, что хирурги, предварительно обученные в VR-среде, показывают более высокую точность действий, сокращение времени выполнения операции на 29% и снижение количества ошибок при выполнении лапароскопических вмешательств по сравнению с коллегами, обученными традиционным способом. [3].
Визуализация хирургических операций
Технологии виртуальной реальности (VR) становятся неотъемлемым инструментом в предоперационном планировании и выполнении высокоточных хирургических вмешательств. Их интеграция позволяет хирургам заранее погружаться в цифровую модель конкретного клинического случая, визуализировать анатомические особенности пациента и прогнозировать потенциальные сложности. Создаются трехмерные модели, с которыми врач может взаимодействовать еще до начала операции. Эта технология наиболее востребована при лечении врожденных пороков сердца, анатомических аномалий и проведении высокоточных вмешательств.
Современные VR-платформы, такие как Elucis и ImmersiveTouch, позволяют не только моделировать операционные сценарии, но и в буквальном смысле «проходить» через ключевые этапы вмешательства в виртуальной среде. Это способствует более точному выбору тактики, пространственной ориентации и оценке рисков еще до реального контакта с пациентом.
Интересным примером интеграции VR в клиническую практику стала операция, проведенная хирургом Шафи Ахмедом в 2016 году: впервые в мире он транслировал хирургическое вмешательство в режиме виртуальной реальности, позволив специалистам со всего мира в реальном времени «присутствовать» на операции. Ранее, в 2014 году, он уже проводил лапароскопическую операцию, транслируя ее на Google Glass. [4].
Параллельно развиваются и мобильные решения на базе технологий дополненной реальности (AR). Так, приложение CardiacAR обеспечивает хирургам возможность планирования операций на мобильных устройствах, совмещая визуализацию анатомии с повышением пространственной осведомленности. Этот инструмент оказался особенно полезным в обучении и при междисциплинарной коммуникации [3].
Таким образом, как VR, так и AR уже выходят за рамки вспомогательных технологий визуализации и становятся полноценными клиническими инструментами. Их использование способствует персонализированному подходу к лечению, помогает минимизировать риски и улучшает исходы хирургических вмешательств.
Реабилитация
Инновационным инструментом реабилитационной медицины становятся иммерсивные VR-среды, создающие условия, стимулирующие реабилитацию пациентов с различными нарушениями моторных и когнитивных функций. Виртуальная реальность предлагает интерактивную и гибко настраиваемую среду, где можно проводить адаптированные упражнения, способствующие не только физическому восстановлению, но и формированию новых нейронных связей, необходимых для компенсации утраченных функций. Ряд исследований показывает, что пациенты, проходящие реабилитацию с использованием VR, демонстрируют более выраженное улучшение двигательной координации, концентрации внимания и общего функционального состояния по сравнению с контрольными группами, использующими стандартные подходы [5-7].
Существует множество российских разработок, направленных на внедрение VR в реабилитационную практику. Одной из них является платформа VR GO, которая позволяет пациентам взаимодействовать с виртуальными объектами, воспроизводя функциональные движения конечностей и способствуя восстановлению двигательной активности [8]. Наряду с этим, комплекс ReviVR, созданный на базе Самарского государственного медицинского университета, предназначен для пациентов с нарушениями движений нижних конечностей и реализует мультимодальный подход к реабилитации, объединяя визуальные, кинестетические и тактильные стимулы [9]. Еще одна интересная разработка учеными Сколковского института науки и технологий – тренажер, сочетающий виртуальную реальность, нейроинтерфейс «мозг-компьютер» и неинвазивную стимуляцию спинного мозга. Это устройство помогает пациентам с параличом нижних конечностей восстановить контроль над движениями, восстанавливая связь между намерением и мышечным сокращением. [10]
В международной практике также встречаются примеры эффективного применения VR в нейрореабилитации. Так, в 2019 году компанией GKeyLab совместно c белорусскими медицинскими специалистами было проведено исследование по применению технологии VR для реабилитации детей с ДЦП. Суть методики заключалась в том, что пациент наблюдал движения своей “здоровой” виртуальной конечности, и его мозг воспринимал это как истину, в то время как в реальности движения оставались ограниченными. Постепенно система синхронизировала визуальную и реальную моторику, обучая мозг воспринимать новые двигательные шаблоны как естественные. Результаты оказались впечатляющими: отмечалось до 70% улучшения мышечной активности и 53% прироста повседневной бытовой самостоятельности, тогда как в контрольной группе без VR-поддержки эти показатели были в 2–3 раза ниже [11].
Таким образом, интеграция VR в реабилитационные программы открывает новые возможности для персонализированного подхода к восстановлению. Пациенты получают не только более высокую мотивацию к прохождению курса, но и реальную динамику улучшения функциональных показателей.
Психотерапия
В психотерапевтической практике виртуальная реальность зарекомендовала себя как мощный инструмент для помощи в лечении широкого спектра психических расстройств. Одним из наиболее изученных методов является экспозиционная терапия с использованием виртуальной реальности (VRET, virtual reality exposure therapy), при прохождении которой пациент в безопасной цифровой среде последовательно сталкивается с пугающими или стрессогенными стимулами. Пациенты, проходящие VRET, демонстрируют значительное снижение симптомов по сравнению с традиционными методами терапии [12].
Также VR находит применение в лечении депрессии, особенно в воздействии на эмоциональный компонент расстройства. Исследования показывают, что использование VR в психотерапии способствует улучшению настроения и снижению уровня дистресса у пациентов, однако отмечается, что в коррекции и лечении депрессии отреагируется только первый компонент из ее триады — снижение настроения, два другие (интеллектуальная и двигательная заторможенность) практически не подвержены специальным воздействиям [13].
Интерес представляет и потенциал VR в области клинической и судебной: в Германии VR-технологии используются для диагностики и коррекции широкого спектра психических отклонений — от шизофрении до зависимости и девиантных форм поведения [14].
Так, интеграция VR-технологий в психотерапевтическую практику открывает новые возможности для эффективного лечения психических расстройств, обеспечивая более персонализированный и интерактивный подход к терапии.
Заключение
Технологии виртуальной реальности открывают новые горизонты в медицине, предлагая эффективные инструменты для обучения, диагностики, лечения и реабилитации. Несмотря на существующие ограничения и необходимость дальнейших исследований, VR уже доказала свою ценность и продолжает интегрироваться в различные медицинские практики.
References
1. Владимирова Т. Ю., Чаплыгин С. С., Ровнов С. В., Губарев Г. А., Коркина А. Р. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИ ОТРАБОТКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ У СТУДЕНТОВ // РО. 2022. №6 (121). C. 20-222. Колсанов А. В., Воронин А. С., Яремин Б. И., Чаплыгин С. С., Назарян А. К. Моделирование и визуализация сложных анатомических структур в системе виртуальной реальности для создания обучающих медицинских тренажеров на базе АПК «Виртуальный хирург» // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №4-1. C. 246
3. Seymour, Neal E et al. Virtual reality training improves operating room performance: results of a randomized, double-blinded study. Annals of surgery vol. 236,4 (2002): 458-63; discussion 463-4. doi:10.1097/00000658-200210000-00008
4. Ars Technica. Новостное и аналитическое интернет-издание на английском языке, посвящённое информационным технологиям. – Текст: электронный. URL: https://arstechnica.com/science/2016/04/watch-medical-realities-vr-surgery-live-stream/ (дата обращения: 18.04.2025)
5. Лахов А. С., Стариковский М. Ю., Повереннова И. Е., Куров М. В., Перстенева Н. П. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2024. №4. С. 64-65
6. Туровинина Е. Ф., Плотников Д. Н. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИММЕРСИВНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (ВИАРР100) В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ИШЕМИЧЕСКИМ ИНСУЛЬТОМ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ // Современные вопросы биомедицины. 2024. №3.
7. Повереннова И. Е., Захаров А. В., Хивинцева Е. В., Лахов А. С., Шелудякова Д. К. ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИИ СТАТОЛОКОМОТОРНОЙ ФУНКЦИИ ПОСЛЕ ОСТРОГО НАРУШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ (ОБЗОР) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2020. №1. С. 365-366
8. VR GO.team. Сайт проекта VR GO – Текст: электронный. URL: https://vrgo.team/vrgo (дата обращения: 17.04.2025)
9. ReviVR. Тренажер для реабилитации пациентов //
сайт Самарского государственного медицинского университета. Текст: электронный. URL: https://samsmu.ru/scientists/innovations/commercial/revivr/ (дата обращения: 17.04.2025)
10. VR-тренажер вернет контроль над обездвиженными инсультом ногами // Официальный сайт Сколковского института науки и технологий. Текст: электронный. URL: https://www.skoltech.ru/2023/01/vr-trenazhyor-vernyot-kontrol-nad-obezdvizhennymi-insultom-nogami/ (дата обращения: 18.04.2025)
11. Dev.by. Новостной ресурс об ИТ-индустрии в Беларуси и мире. – Текст: электронный. URL: https://devby.io/news/gkeylab-VR?ysclid=lianl75inx537061672%C2%A0 (дата обращения: 17.04.2025)
12. Володина Е. И. VR-технологии в медицине, психотерапии, экспериментальной психологии. //
Психологическая газета. Профессиональное интернет-издание для психологов и профессиональных объединений. – Текст: электронный. URL: https://psy.su/feed/9251/ (дата обращения: 18.04.2025)
13. Selivanov V.V., Meitner L., Griber Y.A. Features of the Use of Virtual Reality Technologies in the Rehabilitation and Treatment of Depression in Clinical Psychology. Klinicheskaia i spetsial'naia psikhologiia = Clinical Psychology and Special Education, 2021. Vol. 10, no. 3, pp. 231–255. DOI: 10.17759/cpse.2021100312. (In Russ., аbstr. in Engl.) С. 462
14. Шредер Ольга Борисовна ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КЛИНИЧЕСКОЙ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ. ОПЫТ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ // Прикладная юридическая психология. 2021. №4. C. 17-18