The first experience of distance learning in conditions of quarantine at a clinical chair of Medical institute

UDC 37
Publication date: 29.05.2020
International Journal of Professional Science №5-2020

The first experience of distance learning in conditions of quarantine at a clinical chair of Medical institute

Первый опыт дистанционного обучения в условиях карантина на клинической кафедре медицинского вуза

Meltser R.I.,
Ostrovskiy A.G.,
Nedbailik S.R.,

1. professor of the chair of general and faculty surgery
Medical Institute, Petrozavodsk State University, doctor of medical sciences.
2. assistant professor of the chair of general
and faculty surgery, Medical Institute, Petrozavodsk State University,
candidate of medical sciences
3. assistant professor of the chair of German and French languages
Institute of foreign languages, Petrozavodsk State University, PhD.


Мельцер Р.И.,
Островский А.Г.,
Недбайлик С.Р.,

1. д.м.н., профессор кафедры общей и факультетской хирургии
Медицинский Институт, Петрозаводский государственный университет
2.к.м..н., доцент кафедры общей и факультетской хирургии
Медицинский Институт, Петрозаводский государственный университет
3. к.ф.н., доцент кафедры немецкого и французского языков
Институт иностранных языков
Петрозаводский государственный университет
Аннотация: В данной статье представлены первые результаты дистанционного обучения студентов-медиков в условиях карантина. Также авторами показаны организационные мероприятия, проведение которых при ограниченных возможностях "домашней" работы в Интернет- сети позволяет создать на сайте университета необходимую базу из лекционных и других материалов. В результате такой деятельности в рамках двух программ: Zoom и Skype вполне успешно обеспечивается процесс двусторонней связи со студентами, равно как и их эффективное обучение.

Abstract: In this article are presented the first results of medical students` learning in the period of quarantine. Besides, the authors dwell upon organizing special events in limited conditions of home work in Internet system what permits to create a needed base of lecturing and other materials at the university site. As a result of such activity the process of bilateral contacting with students, as well as their effective learning are provided in the frame of two distance programs: Zoom and Skype.
Ключевые слова: дистанционное обучение, .организационное мероприятие, лекция, занятие

Keywords: distance learning, organization event, lecture, study


Как известно, каранти́н (фр. quarantaine, итал. quarantena — сорок дней— комплекс ограничительных и режимных противоэпидемических мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного или подозреваемого в инфицированности лица (группы лиц), населённого пункта и даже территории [2]. Разумеется, в таких условиях происходит неизбежная ломка многих привычных стереотипов, стандартов и алгоритмов. В особенно трудное положение попадают образовательные учреждения медицинского направления: всем приходится ещё раз задуматься о том, почему никогда не существовало заочного обучения  врачебной специальности. Соответственно, и в контексте текущего карантина , вызванного инфекционной пандемией, возникает необходимость формирования новых видов обучения с использованием современных цифровых технологий. Для этого вполне рациональным представляется необходимость вовлечения в работу всех преподавателей кафедры в тесной «связке» с техническими специалистами. Это дает возможность обеспечения дистанционного обучения по конкретному предмету в наименее «уязвимой» форме. В план этой работы, входят проведение практических занятий и чтение лекций для специфической группы обучающихся -медиков, где особенно важны наглядный характер и необходимость работать у постели больного, без чего невозможно формирование полноценной личности врача -практика.

Учитывая первопричину дистанционирования , не следует упускать из виду и такой момент как экстренная необходимость замены неожиданно выбывающего преподавателя, что невозможно исключить в обстановке пандемии. Поэтому на организационном этапе оптимизации необходимо создавать группу подготовки и работы в режиме экстренной ситуации, для чего и привлекаются все преподаватели кафедры или курса. Также, в условиях ограниченного кадрового состава вполне возможно привлечение опытных врачей-практиков, ранее участвовавших в учебном процессе в качестве совместителей, бывших и действующих аспирантов, равно как и лучших клинических ординаторов 2-го года обучения, которые возможно уже привлекались к преподавательской работе.

            Сразу же после оповещения о карантине и о переходе на дистанционную форму обучения нами была налажена оперативная электронная связь со старостами групп, что благотворно отразилось на всей организации учебного процесса, позволив, к тому же, в активном режиме использовать компьютеры личного пользования в домашних условиях (что особенно важно в условиях карантина) для рассылки всех вспомогательных материалов по группам, не дожидаясь личного поиска учебной информации студентами на университетской платформе.

Преподавателям в подобных экстремальных условиях не стоит забывать о возрастных особенностях обучающихся, нуждающихся в связи с недостаточной зрелостью психологии и психики в моральной поддержке. С этой целью мы использовали в качестве лейтмотива при записи электронных фонограмм жизнеутверждающие мелодии, в частности, вальс композитора Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Элементы такой «настройки», активизации интереса к предмету представляются полезными  в условиях жесткого карантина

Трудное время дистанционного обучения врачебной специальности, по всей вероятности, неизбежно сопровождается некоторыми потерями. Сейчас невозможно точно прогнозировать продолжительность данного карантина в связи с недостаточной изученностью данной вирусной патологии. Следует также быть готовым к возможному повторению подобных обстоятельств в ближайшем и отдалённом будущем. Поэтому необходимо задуматься об использовании всех возможных учебных материалов, сверх того, что делалось ранее в клинических условиях при проведения практических занятий, где навыки общения с больными невозможно воспроизвести только вербально. Во врачебной специальности многие умения осваиваются по принципу «делай как я», т.е. обучение носит эстафетный характер [1], и передать эту волшебную «палочку» дистанционно особенно трудно. Именно поэтому, кроме электронных фонограмм практических занятий, иллюстрированных схемами, таблицами, фотографиями и рентгенограммами, например, остеофиксаторов при переломах и др, мы сочли полезным сопровождать проведение циклов занятий использованием компьютерной видеосвязи и режима конференции, т.е. вопросов и ответов. Кроме того, с учетом многонационального состава студенческой аудитории, мы использовали синхронный перевод лекционных и других учебных материалов на иностранные языки, в частности, на английский.

В качестве фундамента этой части работы нами были на платформе Петр ГУ выложены полные иллюстрированные тексты всех лекций весеннего семестра. Кроме того, студентам были в электронном варианте представлены дополнительные тематические подборки, рефераты и презентации по отдельным «узким» вопросам. Это позволило проводить скайп-лекции со ссылками на подготовленную базу данных и прилагаемый к ней список рекомендуемой литературы. Аналогичным образом должны быть отсняты и архивированы вузовской видеотекой лекции по примеру ранее уже издававшихся материалов известных врачей-терапевтов и хирургов (в бумажном варианте) [3]. В настоящее время наиболее качественные из них могли бы быть отобраны и использованы путем межвузовского обмена, разумеется, в авторском исполнении.

Хочется повторить , что на вузовской платформе обязательно должны быть в свободном доступе указанные выше материалы, реферативные подборки сведений в виде презентаций по некоторым вопросам, списки дополнительной литературы и т.д. Этот фонд просто необходим для более подробного дистанционного ознакомления с тем или иным тематическим разделом программы. Вполне очевидно, что это станет основой всей работы on-line. Соответственно, дистанционный зачет может быть успешно проведен с использованием тестов и ответов на вопросы из выложенного на «платформе» списка, но с обязательной верификацией результата в виде краткого обсуждения -беседы по скайпу. По этой же системе может быть проведен и экзамен.

Когда поступила команда о переходе на дистанционное обучение, потребовалось хотя бы небольшое время для проведения перечисленных выше организационных мероприятий. Поэтому мы начали с рассылки плана работы, а также ситуационных задач на весь семестр (цикл), с переводом последних по электронной почте старостам групп. В качестве обратной связи были предложены наши контакты: адреса электронной почты и телефоны (домашние, мобильные и рабочие, в зависимости от складывающихся обстоятельств). Система сработала: вскоре были получены технические решения, которые позволили выявить «слабые места» и выиграть время, за которое была собрана команда специалистов по конкретному предмету, а также помощников, обеспечивших сбор дополнительных сведений с целью адаптации всех учебных ресурсов, но в форс-мажорных условиях новой реальности. Сюда же по возможности были включены и личные архивы наблюдений преподавателей. Подготовленный материал постоянно рассылался с использованием различных возможностей компьютерной сети. Следует заметить, что сформированный лекционный набор получился достаточно адекватным, т.е. полностью соответствующим федеральному плану подготовки по нашей дисциплине.

Сейчас заканчивается освоение системы Zoom, позволяющей придать всему процессу обучения завершенность с точки зрения качества обратной связи. Надеемся, что это позволит «потеснить» скайп, относительно «неуклюжую» форму общения, хотя и используемую достаточно успешно в режиме конференции. В результате всё это дало возможность приступить к дистанционному чтению лекций и ведению практических занятий. Несколько позже были опубликованы требования, предъявляемые при дистанционной сдаче зачета в конце цикла, согласно расписанию директората вуза.

Обобщая свой небольшой опыт, мы хотим обратить внимание на некоторые детали организации учебного процесса в вынужденных и весьма затруднительных условиях. Конечной целью является дистанционное чтение лекций с обратной связью, что сегодня вполне возможно. Кроме того, практикуется проведение практических занятий и решение ситуационных задач в системе on-line, равно как и выполнение обязательных письменных реферативных работ всеми студентами. Однако, следует понимать, что даже при качественной организации дистанционного обучения в медицинском вузе, оно способно лишь в приемлемой степени компенсировать отсутствие стандартной системы подготовки и никогда не станет его альтернативой. Окончательные выводы об эффективности проведенной работы, вероятно позволит сделать очная встреча со студентами в весеннем семестре VI курса.

References

1.Коржуев А.В., Шевченко Е.Р. Медицинская педагогика- миф или реальность?!.- Москва: Просвещение, 2003.
2. Фасмер М.Этимологический словарь русского языка. В 4 т / Пер. с нем. и доп.О. Н. Трубачёва.— 2-е изд., стер.—М.: Прогресс, 1986.— Т.2.— С.192.— 672с.
3. http://dkmsc.ru/terapiya/item/135-grigorii-antonovich-zahar-in-vy-daiushchii-sia-russkii-vrach-terapevt-osnovatel-moskovskoi-clinich