Дошкольное образование в современном ракурсе восприятия

UDC 371
Publication date: 19.08.2016
International Journal of Professional Science №1-2016

Дошкольное образование в современном ракурсе восприятия

Preschool education in the modern view of perception

1. Ежкова Нина Сергеевна,
2. Ежкова Полина Евгеньевна,
1. докт.пед.наук, профессор
ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», г.Тула
2. студент факультета психологии
ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»

1. Ezhkova Nina
2. Ezhkova Polina
1. Professor, Lev Tolstoy Pedagogical University,Tula
2. Student, Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula
Аннотация: в статье рассматриваются содержательные характеристики понятия «дошкольное образование», представлен ретроспективный анализ взаимосвязи дошкольного образования, воспитания и обучения, описываются современные концептуально-теоретические подходы, на которых строится современная система образования детей дошкольного возраста

Abstract: In article discusses the substantive characteristics of the concept of preschool education, presents a retrospective analysis of the relationship of preschool education, education and training, describes the modern conceptual-theoretical approaches on which the modern system of education of children of preschool age
Ключевые слова: дошкольное образование, воспитание, обучение дошкольников, ценности дошкольного возраста

Keywords: pre-school education, education, education of preschool children, value of preschool age


Дошкольное образование сложное, многоаспектное понятие, которое рассматривалось в разных направлениях как автономная система, процесс результат и др. В настоящее время общепризнано, что образование детей дошкольного возраста – это взаимосвязь и единство обучения и воспитания, направленное на развитие – социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, речевое, познавательное. Значимость и ценность любой дошкольной образовательной организации, в связи с этим, определяется тем насколько полноценно и эффективно осуществляется разностороннее развитие дошкольников, при оптимальном учете самой природы детства, его неповторимого своеобразия.

Дошкольное образование, направленное на развитие детей, должно строится с ориентацией на возрастные ценности дошкольников. Это позволяет, во-первых, преодолеть разногласия между внутренним планом психики детей и тем, что даётся в качестве содержания, средств, форм образования детей; во-вторых, определить важные формы со-деятельности, со-творчества, служащие источником совместных переживаний, сохранения индивидуальности каждого субъекта совместной деятельности; в-третьих, проектировать образовательный процесс с учётом двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, его потребностями, желаниями и педагогически обусловленной активности ребёнка, стимулируемой взрослыми.

Характер проявления возрастных ценностей во многом связаны с образом жизни детей. Ребёнок не просто приспосабливается к наличной ситуации, а занимает по отношению к ней определённую внутреннюю позицию. Если понимать под социальной ситуацией развития процесс образования, то возрастные ценности есть базовые его основания, на которых развёртывается педагогическое взаимодействие взрослого и ребёнка.

Содержательную основу понятия «ценности дошкольного возраста» составляют психофизиологические особенности детей, которые находят практическое отражение и свой жизненный смысл в организации и осуществлении образовательного процесса, проективной практической деятельности по созданию моделей развивающего дошкольного образования, а также разнообразных проявлениях детской субкультуры – детского словотворчества, ценностей, детской магии и др.

Каждая возрастная ценность дошкольного детства имеет свою значимость в развитии личностных сфер ребёнка, cвою специфику проявления. Отсюда, их совокупное осмысление в образовательной работе с детьми не может принести оптимального развивающего эффекта, малозначимо и в аспекте образованности как конечном результате педагогической деятельности. Одним из путей повышения эффективности образования дошкольников является осуществление исследовательски-необходимой рефлексии его организации в аспекте научного осмысления роли каждой возрастной ценности в образовательном процессе дошкольных организаций.

Важной возрастной ценностью дошкольников выступает природная эмоциональность, эмоции дошкольников. Эмоции окрашивают всю жизнь ребёнка: процесс познания, отношения к окружающему миру, общение и взаимодействие. Яркие, быстро нарастающие во времени эмоциональные проявления придают особую выразительность детской жизни. Для дошкольников характерна непосредственность подвластность эмоциям и чувствам. Зеньковский В.В. писал: «Власть настроений, случайных, нетерпеливых, быстрых кладет печать непосредственности на всю детскую активность – в этом смысле детство может быть названо золотой порой эмоциональной активности» [2].

И хотя психологическая наука даёт ответы на ряд кардинальных для педагогики вопросов (о сущности эмоций, возрастных закономерностях их развития, об индивидуальном и типичном в эмоциональной сфере), отсутствие концепций, раскрывающих механизмы педагогического управления эмоциональной сферой, осуществление образовательного процесса через влияние на эмоциональную сферу личности является причиной того, что в дошкольных образовательных организациях, часто не находят практической реализации мысли Л.С.Выготского о том, что можно не только талантливо мыслить, но и чувствовать и что только единство «аффекта и интеллекта» способно обеспечить полноценное, разноплановое развитие детей. В этом видится важный ракурс восприятия социальной значимости дошкольных организаций и логики их практического функционирования.

Анализ исторических аспектов дошкольного образования вплоть до настоящего времени показывает, что эмоциональная жизнь детей во многих проявлениях остаётся вынесенной за рамки педагогического процесса. Это во многом связано с тем, что долгие годы в образовании дошкольников важное внимание отводилось формированию сознания, развитию познавательной сферы детей, способов действий (игровых, практических и др.), привычек поведения. В значительной степени обусловлено и слабой научной разработанностью самой теории педагогического управления эмоциями. Экспериментальное изучение проблемы показывает, что детские эмоции, воспринимаются педагогами дошкольных образовательных организаций в качестве второстепенной, фоновой стороны образования. У практических работников отсутствуют полные и целостные представления о направлениях, технологиях управления эмоциональной сферой личности ребёнка, не прослеживается и ценностное отношение к этой стороне образовательной работы. Для убедительности представим ответы на некоторые вопросы анкеты, иллюстрирующие правомерность сделанных выводов. Анкетирование 230 практических работников дошкольных образовательных организаций показало, что 59 % — испытывают трудности в планировании работы в области эмоционального развития детей, управления эмоциональной сферой дошкольников. Примеры ответов: «Специально такую работу мы не планируем», «Задачи в области эмоционального развития в планах фиксируем, когда описываем сюрпризные моменты, работу над выразительностью речи, постановку театрализованных игр и др.». 36 % — отождествляют эмоциональное развитие с развлекательными, досуговыми мероприятиями, а также педагогическим симулированием, включая сюда использование сюрпризных и соревновательных моментов. Примеры ответов: «Развивать эмоции детей нужно посредством проведения красочных увлекательных мероприятий: праздников, театрализованных представлений и др.», «Для развития эмоций необходимо использовать сюрпризные моменты, игры», «Эмоциональное развитие детей успешно осуществляется во время командных соревнований»; 56% — связывают эмоциональное развитие с эмоциональным благополучием детей в аспекте преобладания спокойного, уравновешенного, либо радостного состояния; 62 % — затруднялись в выделении направлений, входящих в процесс эмоционального развития дошкольников. Типичными ответами являлись «Не знаю», «Не уверена, поэтому не буду отвечать на этот вопрос»; 82% — затруднялись в выделении средств, методов, форм педагогической работы, направленных на эмоциональное развитие детей. Примеры ответов «К средствам педагогической работы можно отнести художественные произведения, дидактические игры. Методы и формы педагогической работы затрудняюсь выделить», «Специальных средств, методов, форм педагогической работы, направленных на эмоциональное развитие детей выделить не могу». Отмеченные факты дают основание говорить о том, что образование детей с ориентацией на природнозаданную эмоциональность требует серьезного научного анализа, включая и совершенствование подготовки педагогов в работе с детьми с данном направлении.

Реализация эмоционально-развивающего подхода к образованию детей предполагает своевременную и качественную подготовку дошкольных работников. Такая подготовка должна включать следующие направления: развитие умения применять знания о содержании, структуре, методике эмоционального развития дошкольников в образовательном процессе дошкольных организаций; развитие способности профессионально подходить к выбору и компоновке методического инструментария, методического материала, обеспечивающий успешность эмоционального развития детей 3-7 лет в 4 направлениях: развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики; обогащение технологиями взаимодействия с семьями в направлении эмоционального развития детей 3-7 лет с целью обеспечения единства требований к той стороне развития ребёнка в дошкольной организации и семье; развитие умения выявлять уровни эмоционального развития с помощью отбора диагностических методик и проведения диагностического обследования детей.

Согласование образования с одной из основных ценностей дошкольного возраста – природной эмоциональностью детей позволяет достичь значительных позитивных изменений в личностном развитии дошкольников, характере их самореализации в деятельности, отношении к окружающему миру в целом. Ориентация на природную эмоциональность детей позволяет достичь качественных изменений в функционировании дошкольных образовательных организаций, их целевой направленности и результативности работы.

References

1. Выготский Л.С., Педагогическая психология. /Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
2. Зеньковский, В.В., Психология детства. /В.В.Зеньковский. - М.; Академия, 1996. - с. 40.
3. Ежкова, Н.С., Дошкольное образование: научно-ретроспективный анализ и перспективы совершенствования. /Н.С.Ежкова. //Педагогика, 2015. - № 7. – С.78-93.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.