The essence of the concept of professional and creative thinking

UDC 316.6
Publication date: 27.12.2022
International Journal of Professional Science №11-2-2022

The essence of the concept of professional and creative thinking

Сущность понятия профессионально-творческого мышления

Aseeva Anastassia, Gvozdeva A.,

1. Postgraduate of the 2nd grade of the faculty of foreign languages,
Kursk State University
2. Scientific adviser.
Doctor of Education, Professor of Romance and Germanic Philology
Kursk State University


Асеева Анастасия, Гвоздева А.В.,


1. Аспирант 2 курса факультета иностранных языков,
Курский государственный университет
2. д.п.н., профессор кафедры романо-германской филологии
Курский государственный университет
Аннотация: В данной статье рассматривается мышление с точки зрения психологии, философии и педагогики, а также, даётся его номенклатура, особо обращая внимание на профессиональный и творческий типы. Кроме того, уточняется понятие профессионально-творческое мышление.

Abstract: This article discusses thinking from the point of view of psychology, philosophy and pedagogy, and also gives its nomenclature, paying special attention to professional and creative types. In addition, the concept of professional and creative thinking is clarified.
Ключевые слова: мышление, профессиональное мышление, творческое мышление, профессионально-творческое мышление.

Keywords: thinking, professional thinking, creative thinking, professional creative thinking.


Общество развивается, а вместе с ним происходят и глобальные изменения, преобразующие все стороны его жизни, в том числе изменяется сам индивид, в частности его сознание, восприятие и мышление. Чтобы экономика отвечала вызовам времени, была инновационной, обществу нужны специалисты, обладающие высоким интеллектуальным уровнем, мыслящие, способные к творчеству в своей сфере деятельности, то есть обладающие профессионально-творческим мышлением.

В философии, логике, психологии, педагогике мышление является предметом изучения, что обуславливает наличие большого количества его определений в зависимости от изучающей его науки.

Мышление уже давно является объектом научных исследований в философии. Так философы Античности (Аристотель, Сократ, Демокрит) рассматривали мышление вкупе с ощущениями как одну из частей души. Дж. Локк, Ф. Бэкон, Д. Юм, являющиеся философами Нового времени, видели в мышлении проявление воображения, рефлексии и созерцания.

С середины XVIII в. до середины XIX в. происходило становлении немецкой классической философии, представителями которой являются Э. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, И. Фихте, рассматривавшие мышление уже не просто как акт созерцания, а как проявление самостоятельности человека [Вострикова, 2012]. Следует сказать, что мышление возникает как некий историко-общественный процесс, развитие когнитивных возможностей людей в целом.

В западной психологии существует несколько подходов к изучению мышления: бихевиоризм, ассоциативизм, психодинамизм, гештальтизм, когнитивизм и гуманизм.

В бихевиоризме мышление рассматривается как процесс становления практических навыков и умений, а также формирования достаточно сложных взаимосвязей между реакциями и стимулами. Беря во внимание критику представителей бихевиоризма, стоит указать, что именно в данном подходе была выдвинута гипотеза о существовании практического мышления [Вострикова, 2012].

В исследованиях представителей необихевиаризма дается объяснение изменениям в поведении человека в зависимости от ситуации. С точки зрения Б. Скиннера, именно  социальное окружение непрерывно воздействует на человека. А. Бандура считал, что поведение, факторы окружающей среды и индивидуальные, биологические и мыслительные характеристики, взаимодействуя между собой в той или иной степени, обуславливают мышление и действия человека [Иванова, 2021: 129-132].

Ассоциативная психология определяет мышление как процесс ассоциативных связей из прошлого с существующим у человека сенсорным опытом, это процесс, ограниченный переживаниями субъекта мышления, идущий вразрез со своим действительным предметом, лишенный творческого синтеза знаний. Психологи, представители данного направления, считали, что нельзя исследовать мышление с помощью эксперимента, это возможно только путем умственной деятельности [Вострикова, 2012].

Однако попытки экспериментального исследования мышления все же были предприняты представителями Вюрцбургской школы (К. Тейлор, А. Майер, К. Бюлер и др.). Ассоциации уходят на второй план, обращается внимание на упорядоченность, направленность мышления, подчеркивается, что существует некая задача в мыслительном процессе, решение которой побуждает индивида к самореализации.

Представители гештальтпсихологии внесли свой вклад в экспериментальное исследование мышления. Гештальтпсихологи понимали мышление как созерцание необходимого решения, которое способно спровоцировать изменение в сознании субъекта структуры ситуации, вызывающей определенные вопросы у созерцателя. Подчеркнем, что гештальтпсихология и бихевиоризм имеют общие точки соприкосновения, так как оба направления стирают границы между интеллектом и мышлением, что приводит к игнорированию особенностей человеческого опыта.

К рассмотрению вопросов психологии мышления имеет отношение и психоанализ, где изучаются, например, неосознанные формы мышления, зависимость мышления от потребностей и мотивов индивида. Бессознательное (по З. Фрейду) является хранилищем всего, что нельзя назвать рациональным [Фрейд, 1989: 208]. По А.К. Юнгу, бессознательное — кладезь мудрости, а сознательное — лишь оболочка интеллекта человека [Юнг, 2013]. Бессознательные первичные мотивы у Фрейда — основа остроумия. В классическом психоанализе возможность выполнения когнитивной деятельности нивелируется мотивом.

Сложность взаимодействия человек-ситуации, создаваемые им, позволяет увидеть когнитивный подход. Базисным положением теории С. Рубинштейна можно назвать следующий тезис: наличие психического в деятельности или процессе — главный способ существования психического [Рубинштейн, 1989: 35]. Анализ деятельности и процесса позволил Рубенштейну утверждать, что они не могут никак противопоставляться друг другу. Если возможно осознать цель процесса, последний перейдет в мыслительную деятельность. По его мнению, так как человек непрерывно взаимодействует с объектом, то мышление можно назвать процессом, каждый акт которого изменяет связь между объектом и субъектом, меняет проблемную ситуацию и заставляет мысль двигаться дальше.

Мышление является также одной из категорий педагогики, где оно рассматривается в качестве системы, где все действия взаимосвязаны и выполняются индивидом в процессе его когнитивной деятельности. Поскольку мыслить означает анализировать и синтезировать понятия, соединять теорию познания и формальную логику, то и с точки зрения педагогики главная ценность — формирование перечисленных умений.

С.Л. Рубенштейн и А.В. Брушлинский отмечали, что, если рассматривать развитие личности обучающегося, то ценным будет являться процессуальный аспект и личностный план мышления [Рубинштейн: 1989]. Оно появляется тогда, когда есть необходимость в познании, направленно на цели, имеющие значение для определенной личности и проявляется в познавательной деятельности индивида, образуя личностный план, что подчеркивает необходимость в том, чтобы в образовательном процессе поддерживалась мотивация к получению знаний. Процессуальный аспект мышления связан с внутренней познавательной деятельностью субъекта поиска и открытием нового, порождающее когнитивные операции и психические процессы, с помощью которых индивид решает задачи.

А.М. Матюшкиным в мышлении выделяется рассудочный аспект, посредством которого происходит анализ, сравнение, оценка, обобщение и резюмирование, и творческий, в котором присутствуют те же пункты, что и в рассудочном, но он способен к предвидению и порождению новых идей [Матюшкин, 20009]. Производство новых знаний в качестве теоретической основы является сутью научного мышления, развитие которого, по словам П.П. Лузана, основано на формировании системы научно-исследовательских знаний, которые способны помочь студентам, например, в формировании системы знаний, направленных на подготовку обучающихся к осуществлению научной деятельности.

Существует множество классификаций видов мышления, не имеющие понятной структуры, построенные не совсем логично. Поэтому остановимся на нетривиальной классификации, предложенной  А.Л. Шамисом, который разделяет мышление на [Шамис, 2012]:

  1. Перцептивное.
  2. Когнитивное.
  3. Практическое (поведенческое).
  4. Абстрактное.
  5. Образное.
  6. Словесно-логическое или понятийное.
  7. Репродуктивное простое.
  8. Репродуктивное творческое.
  9. Созидательное творческое мышление.

Рассмотрим подробно только те виды, которые непосредственно необходимы для нашей работы, а именно репродуктивное творческое и созидательное творческое мышление.

К репродуктивному творческому мышлению можно отнести, согласно Шамису, те ситуации, когда искомый путь решения задачи существует, но виден не явно. Это и будет являться творческим поиском, результатом которого должен стать инсайт. Озарение может возникнуть при условии хорошего отдыха, случайного внешнего воздействия, а также влияния интуиции, если она не является ложной.. То есть инсайтом можно назвать в данном контексте случайное событие, происходящее с наибольшим процентом вероятности при влиянии вышеперечисленных факторов. Результатом становится выход из зоны ординарного поиска, помогающего решению творческой задачи [Шамис, 2012].

Искусство довольно часто положительно влияет на творческое мышление, так как при созерцании произведения искусства происходит сотворчество, которое расширяет тривиальные ассоциативно-смысловые связи.

Вторым вариантом творческого мышления  можно назвать созидательное творческое мышление. Оно проявляется тогда, когда не существует определенного пути решения задачи, и возникает, когда среда направленно преобразуется. При рассматриваемом типе мышления модель ситуации не просто состоит из конкретных объектов, действий либо ситуаций, а может быть достроена за счет не существовавших ранее связей. Так, например, строится научная теория. Мышление всегда базируется на воображении. Первый тип творческого мышления использует «умозрительное моделирование», второй же тип применяет уже «умозрительное конструирование» [Шамис, 2012]. Творческое мышление первого типа зависит, как мы выяснили, от случая, от определенных обстоятельств (появление инсайта). Второму типу также присущ инсайт, но он зависит от знаний и от направленной когнитивной деятельности при решении поставленных задач.

Стоит отметить, что в науке и искусстве чаще всего реализуется созидательный тип творческого мышления, при этом науке присуща словесно-логическая понятийная модель, а искусству — чувственно-образная.

Творчество в целом соотносится с простым мышлением. В нем тоже строятся  модели  проблемной ситуации или ищутся пути между постановкой задачи и решением вопроса. Эмоциональная оценка, появляющаяся при сравнении вариантов, и сами эмоции играют главенствующую роль. Вот почему, по словам Шамиса, будь то научное либо художественное творчество, они идут рука об руку с мучениями, а затем и с получением положительных эмоций при их гашении [Шамис, 2012]. При созерцании произведений искусства, когда слушатели, зрители, читатели включены в процесс сотворчества, происходит тоже самое.

Проблема профессионального мышления, выявления его особенностей у различных категорий работающих людей входит в сферу профессионального образования. Формирование и развитие данного типа мышления стало интересовать ученых сравнительно недавно, поэтому и сам термин вошел в обиход незадолго до настоящего времени.

То, какую направленность имеет мышление, напрямую зависит от профессии, именно поэтому исследователи указывают, что существует профессиональное мышление, разновидности которого формируются в соответствии с выполняемой человеком деятельностью. Рассматриваемое понятие употребляется в двух аспектах: во-первых, когда необходимо указать на высокий уровень наличия профессиональных качеств у индивида, являющегося специалистом в своей сфере, и в данном случае, употребляя термин «профессиональное мышление», имеется ввиду его качественная сторона; во-вторых, когда подчеркиваются особенности мышления, которые присуще всем специалистам в определенной сфере деятельности, тут уже важна предметная сторона [Баталов, 1985: 134].

Процесс профессионализации и профессия как род занятий (продукт профессионализации) выступают как основания социогенеза профессионального мышления. Профессионализация превращает в главенствующую форму связь субъекта и процесса выполнения трудовой деятельности, получает распространение в частности при капитализме.

Профессионализм требует от специалиста абстрагирования от той части жизни, которая не связана с работой. Тип мышления, для которого работа — главный ориентир, распространяется во все сферы жизни за счет профессионализации. Принцип подобного типа мышления проявляется не только в том, что мыслительные действия направлены на определенный вид труда, но и в том, что оно характеризуется тем, что род деятельности (работа, занятие) является основополагающим фильтрующим фактором, связывающим остальные социальные детерминанты. Своеобразие профессионального типа мышления проявляется в том, что оно произрастает из какой-то определенной профессиональной деятельности [Долбаев, 1973: 10-11].

Рассматривая профессиональное мышление на разных этапах развития общества, нужно отметить, что в доиндустриальные времена изучаемый тип мышления являлся воспроизводящим. Работнику необходимо было проявлять добросовестность, качественно выполнять задачи.

Индустриальный период меняет парадигму профессионального мышления, так как жизнь становится более динамичной, а требования, предъявляемые работнику, меняются: теперь в специалистах ценится подвижность и универсальность. Личная заинтересованность, инициативность, мобильность и полифункциональность — характеристика профессионального мышления в то время.

В наше время (в постиндустриальное время) больше не требуется идеал специалиста индустриального периода, обществу необходимы люди с новым типом профессионального мышления, которое формируется как на уровне личности, так и на уровне социума. Стоит подчеркнуть, что профессиональное образование закладывает базис для формирования нового типа мышления, а именно прогностического профессионального типа. Его развитие позволит планомерно развиваться, двигать цивилизацию вперед. Поэтому сегодня носитель профессионального мышления — развитая, креативная личность с инновационными идеями [Чернецкая, 2009].

Профессиональное творчество подразумевает под собой поиск нестандартных новых способов решения задач в ходе профессиональной деятельности, анализ ситуаций, возникающих у специалиста, а также принятие профессиональных решений.

Результатами профессионального творчества могут стать рассматривание предмета труда с новых ракурсов, где предмет:

1) новые идеи, концепции, парадигмы, принципы или же законы;

2) ориентирование на получения результата, являющегося принципиально новым в сфере деятельности индивида;

3) новый подход к способам, задействованным по отношению к предмету труда (новые технологии, правила, новые модели).

Что касается качеств, необходимых для осуществления профессионального творчества, то среди них следует перечислить:

1) потребность в развитии новых идей;

2) умение увидеть проблему там, где никто ее еще не заметил;

3) высокая мобильность;

4) способность отмечать необычные события, которые порой кажутся малозначительными;

5) наличие критического мышления;

6) способность замечать различные пути решения поставленных задач, то есть умение найти альтернативу;

7) умение комбинировать известные сочетания [Романцев, 2013].

В большинстве случаев профессиональное творчество опирается на профессиональное мастерство, опыт индивида, но, возможно, что работнику удается достичь творческого уровня в профессии раньше, чем мастерства. Именно поэтому большое внимание уделяется применению интерактивных технологий при обучении, где закладывается и развивается творческое мышление человека.

Следует указать, что в профессиональном творчестве существует возможность разделения труда, когда один специалист выдвигает идеи, другой их проверяет, а третий воплощает их в жизнь. Так, например, в науке можно найти разные типы ученых (опытники, фактологи, наблюдатели и т.д.). Рассматриваемый нами тип творчества направлен на совершенствование труда для пользы людям, именно поэтому нужно поощрять создание новых идей специалистами.

Итак, на основе вышесказанного, можно заключить, что профессионально-творческое мышление — особенный тип мышления, позволяющий специалисту успешно выполнять профессиональные задачи, используя при этом оригинальные подходы, и таким образом создавая качественно новый продукт.

References

1. Баталов А.А. Понятие профессионального мышления: (Методологические и идеологические аспекты) / Под ред. Г.В. Мокроносова. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 1985. – 231 с.
2. Вострикова Н.М. Понятие «Мышление» в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. 2012. №8.
3. Долбаев Л.И. К вопросу о формировании профессионального психологического мышления у студентов // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе: сб. научных трудов. – Л., 1973. – С. 10-11.
4. Иванова, В. А. Исследование творческого мышления в отечественной психологии / В. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 129-132.
5. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с.
6. Романцев Г.М., Ронжина Н.В. Профессиональное мышление как фактор развития профессионального образования на современном этапе // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. №3-4 (46-47).
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн; В 2 т.- Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
8. Ручкова Н.А., Ледовских И.А. Определение понятия «Творческое мышление» в научной литературе по психологии // Вестник КГУ. 2010. №3.
9. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного / З. Фрейд; cб. произведений / [cост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский]. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.
10. Чернецкая Н.И. Творческое мышление как Высшая форма мышления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №2.
11. Шамис А.Л. Мышление: определения, типы, схемы процесса // Школьные технологии. 2012. №2.
12. Юнг К. Очерки по психологии бессознательного. 2-е изд. М., 2013.