Problems in the sphere of state land supervision

UDC 33
Publication date: 28.12.2022
International Journal of Professional Science №11-2-2022

Problems in the sphere of state land supervision

Проблемы в сфере государственного земельного надзора

Tulupova Valentina Vladimirovna
Master's student in the field of study "Land management and cadastres",
Baltic Federal University. I. Kant


Тулупова Валентина Владимировна
магистрант направления подготовки «Землеустройство и кадастры»,
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Аннотация: Человечество нуждается в использовании природных ресурсов. Однако, многие люди не рационально пользуются землей и для этого призван государственный надзор, чтобы осуществлять функцию правильного управления в сфере землеустройства и своевременного надзора за рациональным использованием этих ресурсов. Выявление проблем в сфере государственного земельного надзора является важной частью для эффективного управления земельными ресурсами.

Abstract: Mankind needs the use of natural resources. However, many people do not rationally use the land, and for this, state supervision is called upon to carry out the function of proper management in the field of land management and timely supervision of the rational use of these resources. Identification of problems in the field of state land supervision is an important part for effective land management.
Ключевые слова: Государственный земельный надзор (контроль), землеустройство, земельные участки, земельные ресурсы.



Keywords: State land supervision (control), land management, land plots, land resources.


Жизнедеятельность людей за все время существования человечества не могла не оказывать влияние на облик планеты. Человечество все время использовало и использует природные богатства планеты. Рост населения планеты постоянно увеличивается и уже достигло 8 млрд. человек. Люди должны питаться, обустраивать свои места проживания. Для этого необходимы огромные природные ресурсы, в том числе невосполнимые.

Оглядываясь вокруг, очень часто можно заметить неправильное, нерациональное использование земель, самозахват земельных участков людьми. Эти неверные действия не могут не оставить свой негативный след в социально-экономической, экологической сферах.

Основой в решении многих проблем, связанных с землеустройством, конечно, является изучение земельных ресурсов. Изучение земельного кодекса Российский Федерации дает расширенные знания об эффективном использовании земельных участков, во благо человека и нашей планеты. Однако, не все соблюдают земельный кодекс и по незнанию, и по халатности. Для соблюдения требований земельного кодекса гражданами существуют государственные органы по земельному надзору (контролю) [1].

Осуществление государственного земельного надзора (контроля) должно проходить в виде плановых и внеплановых проверок. Проверки могут быть документарными и (или) выездными. При осуществлении проверок чаще всего выявляют нарушения, которые относятся к самопроизвольному захвату земель, прилегающих к их домовладениям.

Самовольно занятую территорию приспосабливают под склады строительных материалов, пиломатериалов, строят гаражи, ставят теплицы, делают подъездные пути, огораживают не свою территорию заборами. Хотя, эти земли, как правило, относятся к землям общего пользования, находятся в государственной или муниципальной собственности. Еще одним из распространенных нарушений является использования земель сельхозназначения не по назначению или вовсе не использование этих земель. Это приводит к зарастанию земель, заболачиванию, обеднению почвенного покрова. Конечно, же для восстановления почвенного покрова необходимы своевременные мелиоративные мероприятия, которые обеспечивают воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Конечно же, все это невозможно без своевременного выявления этих проблем, т.е. без участия государственного земельного надзора (контроля).

К сожалению, в сфере государственного земельного надзора (контроля) существует ряд проблем. Так, например, в связи с введением мораториев на выездные проверки приводят к недобросовестному исполнению обязанностей граждан в сфере землепользования и нарушению земельного законодательства. Росреестр отменил плановые проверки до конца 2022 года в связи с пандемией COVID-19. В данное время проверки основываются в основном на жалобах. Осложняются мероприятия по надзору (контролю) также требованиями Федерального закона о защите прав юридических лиц (возможность проведения проверок не чаще чем раз в три года), осложняются необходимостью согласования с прокуратурой [2].

Хороший результат и помощь в надзорных мероприятиях могли бы оказать средства дистанционного зондирования Земли, такие как беспилотные летательные аппараты. Эти средства могли бы облегчить работу и помочь в сфере земельного надзора в особо затрудненных для изучения человеком местностях. И здесь встает вопрос о дорогостоящем финансировании, для приобретения такого оборудования, особенно в отдаленных районах Российской Федерации. Например, реализация таких проектов, как «Дальневосточный гектар» не может быть без контроля, однако выезд специалистов на места не всегда возможно. Есть также проблема в нехватке специалистов, умеющих работать с таким оборудованием.

Так, как речь зашла об отдаленных уголках РФ, то нельзя не упомянуть о том, что большую проблему составляет отсутствие интернета. В отдаленных деревнях и селах интернет отсутствует вовсе. Да и не во всех городах есть стабильный интернет. Соответственно, беспилотные летательные аппараты не смогут функционировать в этих местностях. Нет доступа к общим электронным базам государственного кадастра недвижимости. Люди испытывают трудности при регистрации прав на недвижимость и земельные участки; очень многие земельные участки, в связи с этим не оформленные, что ведет к снижению оплаты налогов, и надзор за надлежащим использованием этих земель не ведется. Также, если допускается техническая или реестровая ошибка, не всегда из-за отсутствия стабильного интернета есть возможность исправить в срок [3].

Нередко приводит к возникновению проблем и нехватка кадров в сфере земельного надзора (контроля). Очень мало обучающих программ или курсов, а также направлений в учебных заведениях в сфере «землеустройство и кадастры». Квалифицированные специалисты должны обладать знаниями в сфере землеустройства, знать юридические и законодательные нормативно-правовые акты, также иметь знания в области геодезии. Однако, на сегодняшний день среди уже работающих специалистов мало высококвалифицированных. Необходимо, конечно же проходить повышение квалификации и здесь также возникает вопрос о скудности обучающих программ, нехватке методических пособий. Привлечение высококвалифицированных специалистов влечет за собой привлечение больших финансовых вложений и это опять же проблема. К сожалению, в настоящее время эти специальности не являются высокооплачиваемыми.

Острая нехватка методических и инструктивных материалов, необходимых для грамотного проведения проверок в рамках государственного земельного надзора.

Плохое, некачественное или недостаточное оснащение, которое позволяет определять границы земельных участков и соотносить с данными кадастра объектов недвижимости, а иногда и его полное отсутствие также указывает на проблему в сфере надзора. Установление границ земельных участков посредством обмера границ рулеткой приводит к искажению результатов и является устаревшим.

Осуществление государственного земельного надзора (контроля) в Российской Федерации входит в обязанности различных государственных служб (Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор). Нередко это приводит к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в отношении распределения обязанностей госслужб и доступности сведений. Ситуацию усугубляют периодические перестройки ведомств, их слияния и разделения [2].

Выявленные нарушения в землепользовании, влекут за собой административную ответственность и размеры штрафов не являются пугающими и это тоже не является инструментом воздействия на граждан в сфере рационального, надлежащего землепользования, это говорит о недоработке в законодательстве. Сберечь окружающий нас мир, на мой взгляд, является одной из важнейших функций человечества, а значит и наказание должно быть ощутимым. Ну, и конечно же невозможно не отметить коррупционную составляющую. Например, «кумовство», взяточничество, злоупотребление служебным положением, вымогательство на местах и в судах приводят к вынесениям решений, совсем не в сторону соблюдения законодательства. Также умышленное применение незаконных льгот или неверное применение налоговых ставок за землю приводит к сокращению налогов, а также к искажению учетных данных Государственного земельного кадастра. Вся система государственного кадастра должна быть едина и «прозрачна» для всех, это позволит минимизировать риски, связанные с коррупционной составляющей. Опять же ротация кадров может также помочь в данной ситуации [4].

Подводя итог данной работы, хотелось бы обратить внимание, что исследование вышеперечисленных проблем в сфере государственного надзора (контроля) приведут к поиску возможных путей их разрешения.  Это внесет огромный вклад в эффективность работы по надзору и контролю. А значит, одна из важнейших функций этих органов, такая как надзор (контроль) за рациональным использованием земельных ресурсов, будет выполняться. Сохранять природные ресурсы, проводить мероприятия по восстановлению и улучшению земель сельхозназначения; грамотно планировать территории населённых пунктов; своевременно выявлять нарушения, оперативно принимать правильные управленческие решения, иметь возможность прогнозировать состояния земель является важнейшей частью в деятельности в сфере землеустройства.

References

1. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации [Текст]: постатейный комментарий / Е.С. Болтанова, С.З. Женетль; под общ. ред. Е.С. Болтановой. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 440 с.
2. Сегаев И.Н., Поршакова А.Н., Новикова Т.С. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР, КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014г.
3. Российская Федерация. Законы. Закон о землеустройстве [Электронный ресурс]: федеральный закон [принят Государственной думой 24.05.2001 года №78-ФЗ: одобрен Советом Федерации 06.06.2001 года по состоянию 01.01.2015 года]. - Режим доступа: consultant.ru, свободный.
4. Земля как природный объект [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.А. Варленов, С.А. Галин. -- М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 224 с.