Professional difficulties in the activities of specialists working with children with disabilities

UDC 364.048.6
Publication date: 29.06.2023
International Journal of Professional Science №6-2023

Professional difficulties in the activities of specialists working with children with disabilities

Профессиональные трудности в деятельности специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями

Chernikova N. S.,
Oleinik E. V.

1. 1st year master's student, "Social work",
2. cand. ped. Sciences, Associate Professor,
FGBOU VO "MSTU im. G.I. Nosova,
Magnitogorsk


Черникова Н. С.,
Олейник Е. В.

1. магистрант 1 курса, «Социальная работа»,
2. канд. пед. наук, доцент,
ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»,
г.Магнитогорск
Аннотация: В статье рассматривается реабилитация детей-инвалидов. Показан опыт работы МУ «Социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Магнитогорска. Проведено исследование в результате которого выявлены трудности, с которыми сталкиваются специалисты в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Abstract: The article discusses the rehabilitation of disabled children. The experience of the MU "Social Rehabilitation Center for children with disabilities" in Magnitogorsk is shown. A study was conducted as a result of which it was established what difficulties specialists face in working with children with disabilities.
Ключевые слова: реабилитация, дети-инвалиды, социальная реабилитация, реабилитационный центр, назологические группы, адаптация, интеграция.

Keywords: rehabilitation, disabled children, social rehabilitation, rehabilitation center, nasological groups, adaptation, integration.


В настоящее время, согласно оценкам, значительными ограничениями возможностей здоровья страдают 1,3 миллиарда человек, или 16 % мирового населения, каждый шестой человек в мире [1]. В России в последние годы наблюдается стремительный рост числа инвалидов, по данным Росстата на 01 января 2022 г. 11 331 000 человек, из них 729 000 дети-инвалиды. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в Челябинской области 16690 человек [4]. На учете в МУ «Социально-реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска на 01 января 2022 г. 1317 человек [2].

В связи со сложившейся ситуацией государством разработана программа «Доступная среда», реализуемая в период с 2011 по 2030 год, в рамках которой создаются условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, однако в ситуации с социализацией детей-инвалидов данная программа не может решить всех вопросов [3]. Именно поэтому особую актуальность приобретает проблема улучшения условий и разработки эффективных технологий социализации и интеграции детей-инвалидов.

Главная проблема, с которой сталкиваются дети с ограниченными возможностями в процессе социализации – отсутствие полноценной связи с миром, вызванное ограниченной мобильностью, скудностью общения со сверстниками и невозможностью получить полноценное образование за пределами дома как другие дети.

Для анализа результатов реализации технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и их эффективности, было разработано и проведено исследование в МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска.

Анализируя отчетную документацию за 2022 г. курс реабилитации в учреждении прошли 1600 человек (дети-инвалиды, дети находящие на диспансерном учете в учреждениях здравоохранения), из них 1000 мальчиков, 600 девочек. За 2021 г. 1600 человек, 952 мальчика, 648 девочек.

По нозологическим группам детей, посещающих учреждение, можно разделить следующим образом (рис. 1):

  • психоневрологические заболевания – 33%;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата – 18%;
  • соматические, генетические заболевания, физические уродства – 20%;
  • зрительно-слуховые нарушения – 10%;
  • прочие – 19%.

Рисунок 1. Количество детей-инвалидов, посещающих учреждение в 2022 году, по нозологическим группам

Данные показатели говорят о том, что наибольшее количество детей, проходящих социальную реабилитацию, имеют психоневрологические заболевания (умственная отсталость, синдром Дауна, аутизм, эпилепсия и т.д.) – 33 %, заболевания с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, мышечные дистрофии, сколиоз, врожденные вывихи и т.д.) – 18 %. Примерно в одинаковом количестве соматические, генетические заболевания (ВПС, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, аномалии развития толстого кишечника и т.д.), и прочие заболевания (онкология, ВИЧ и т.д.) – 20 % — 19 % соответственно и 10 % дети со зрительно-слуховыми нарушениями.

Как мы видим большинство детей-инвалидов, посещающих наш центр, имеют психоневрологические заболевания. Это связано, с общей тенденцией увеличения числа возникновения у детей данных заболеваний. Что касается нашей работы с такими детьми, то эти дети отличаются неорганизованностью, а специалистам требуется постоянно повышать уровень профессиональной подготовки для оказания услуг эти детям (коррекционные занятия, медицинские мероприятия).

По возрастным группам дети распределяются следующим образом:

  • от 0-3 лет – 11%;
  • от 4-7 лет – 23%;
  • от 8-14 лет – 46%;
  • от 15- 18 лет – 20%.

Рисунок 2. Количество детей-инвалидов, посещающих учреждение в 2022 году, по возрасту

Полученные данные говорят, о том, что самой активной группой детей являются дети третьей возрастной группы (8-14 лет). Это можно объяснить следующим образом: для детей этого возраста предоставляемые услуги более доступны и разнообразны, дети-инвалиды других возрастных групп более неорганизованны.

Изучая особенности профессиональной деятельности специалистов учреждения, определяя круг проблем клиента и очередность их решения, общие технологии работы специалиста с клиентами. Нами было проведено исследование с целью выявления особенностей процесса реализации методов социальной реабилитации и трудностей, с которыми сталкиваются специалисты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В анкетировании приняли участие 50 специалистов МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска. В анкете респондентам были предложены вопросы, посвященные разным особенностям реализации социальной реабилитации, и варианты ответа, предполагающие выделить длительность, формы и методы применяемой специалистами той или иной работы, оценить ее результативность.

На основе анализа результатов проведенного анкетирования установлено, что в опросе приняли участие специалисты в возрасте от 30 до 60 лет, в том числе педагоги дополнительного образования, психологи, воспитатели, логопеды, дефектологи, врачи, инструкторы ЛФК и АФК, массажисты, медицинские сестры.

Анализ материала показал следующее.

Мы выяснили, какие методы социальной реабилитации применяются специалистами. Психологами выделены методы психотерапии, психокоррекции. Логопедами, дефектологами – коррекционные занятия. Педагоги дополнительного образования, воспитатели проводят такие мероприятия как арт-терапия, музыкотерапия, игротерапия, мероприятия по организации досуга. Врачи – консультирование. Массажисты, медицинские сестры, инструкторы ЛФК и АФК – восстановительные процедуры, занятия, проведение мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ.

Анализируя формы реабилитационных мероприятий, применяемые в практике специалистов, были получены следующие варианты ответа: 40 % – индивидуальная форма, 27 % – групповая и 33 % выбирают обе формы в зависимости от ситуации.

Анализ ответов респондентов показал, что длительность реабилитационных мероприятий у 100 % специалистов составляет 30 минут.

Большинство респондентов отмечают показатели, по которым динамика изменений в состоянии ребенка наиболее заметна, 47 % специалистов отметили социальную адаптацию ребенка, 20 % выбрали коммуникативный потенциал, и 33 % навыки самообслуживания.

Важным оказался вопрос о том, какие трудности испытывают специалисты в реализации технологии социальной реабилитации, на данный вопрос респонденты ответили следующим образом: 45 % выбрали установление контакта с ребенком, 22 % отметили трудности во взаимодействии с семьей ребенка, и 23 % указали недостаточность оборудования для проведения мероприятий.

Также мы изучали мнение респондентов о том, какие мероприятия по социальной реабилитации хотелось бы использовать в практике, но у учреждения нет такой возможности. Специалисты перечислили следующие направления, которые они хотели бы применить в работе с детьми с ограниченными возможностями: анималотерапия, гарденотерапия, мульт терапия, использование дополнительного оборудования для сенсорной комнаты, кабинетов для коррекционных занятий.

В заключении анкетирования мы узнали мнение специалистов о том, какие меры могли бы повысить результативность социальной реабилитации детей-инвалидов. Ответы респондентов распределились следующим образом: большинство, а именно 53 % считают, что этому способствовало бы повышение уровня социальной культуры семьи и обеспечение преемственности реабилитационных мероприятий в семье, 21 % отметили обеспечение реализации технологий социальной реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта, и 26 % за то, чтобы включить новые виды индивидуальной и коллективной реабилитационной деятельности

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы:

  • выбор и использование методов социальной реабилитации зависит от того, какой запрос имеют определенные специалисты, какую цель они ставят в своей работе с ребенком, с каким индивидуальным случаем сталкиваются;
  • та или иная форма работы обусловлена и видом деятельности специалиста, так например логопед, психологи, дефектолог, врач, массажист выбирают индивидуальную форму работы с ребенком или его семьей, педагоги, воспитатели, инструктор АФК, ЛФК, предпочитают групповую форму, но также в зависимости от ситуации специалисты могут применять обе формы для более успешного результата;
  • норма длительности одного занятия для ребенка с ограниченными возможностями здоровья составляет 30 минут. Это предусмотрено для того, чтобы обеспечить максимально возможную концентрацию внимания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не вызывая при этом переутомления;
  • большинство методов технологии социальной реабилитации в учреждении направлены на развитие у детей адаптационных способностей для их дальнейшей интеграции в общество, обучение навыкам самообслуживания, повышение коммуникативного потенциала;
  • специалистам не всегда удается достичь согласованных и взаимосвязанных с семьей ребенка действий. Многие родители проявляют такие типы реагирования как отрицание, агрессия, депрессия. Зачастую сами родители нуждаются в помощи, они неуверенны в своих силах и воспитательных возможностях, также прибавляются проблемы неполной семьи. Трудности в установлении контакта с самим ребенком обусловлены индивидуально-психологическими особенностями характера и эмоциональных состояний ребенка, его трудновоспитуемостью, педагогической запущенностью;
  • специалисты хотели бы обновить материально-техническую базу учреждения;
  • специалисты выразили желание обеспечить преемственность реабилитационных мероприятий в семье, так как наибольшие трудности вызывает именно взаимодействие с семьей. Важно обучить родителей правилам взаимодействия, показать им, в чем именно состоят проблемы ребенка и порекомендовать путь решения этих проблем.

Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в деятельности специалистов, реализующих социальную реабилитацию детей с ОВЗ немало трудностей. Вместе с тем, очевидно, что в социальной реабилитации каждого ребенка есть положительные результаты. Важно, что решать вопросы нужно всем вместе, в социальную реабилитацию ребенка с ОВЗ должны быть включены ресурсы и семьи и специалистов специализированных учреждений.

References

1. Всемирная организация здравоохранения. – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (дата обращения 12.02.2023 г.).
2. МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г.Магнитогорска. – URL: https://src-magnitogorsk.gov74.ru/ (дата обращения 12.02.2023 г.).
3. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. – URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения 12.02.2023 г.).
4. Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения 12.02.2023 г.).