Management of higher education in Russia in the period of reform

UDC 37
Publication date: 29.06.2023
International Journal of Professional Science №6-2023

Management of higher education in Russia in the period of reform

Управление высшим образованием в России в период проведения реформ

Ma Yanlong
Immanuel Kant Baltic Federal University

Ма Яньлон

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Аннотация: В настоящее время в России происходит реформа высшего образования и образовательных стандартов. Это связано прежде всего с тем, что Россия приняла решение выйти из Болонской образовательной системы. Образовательные потребности Российской молодежи должны быть ориентированы на потребности реального сектора экономики, который в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран, нуждается в квалифицированных управленческих и рабочих кадрах. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, в рамках настоящей статьи будет рассмотрен вопрос сопряжения образовательных и профессиональных стандартов в современном высшем образовании России.

Abstract: Currently, Russia is undergoing a reform of higher education and educational standards. This is primarily due to the fact that Russia has decided to withdraw from the Bologna educational system. The educational needs of the Russian youth should be focused on the needs of the real sector of the economy, which, in the face of unprecedented sanctions pressure from unfriendly countries, needs qualified managerial and labor personnel. In connection with the foregoing, the author of this article, within the framework of this article, will consider the issue of conjugation of educational and professional standards in modern higher education in Russia.
Ключевые слова: развитие образования, управление высшим образованием, проведение реформ, выход из Болноской системы, потребности экономики, сопряжение образовательных и профессиональных стандартов.

Keywords: development of education, management of higher education, implementation of reforms, exit from the Bolnoska system, needs of the economy, conjugation of educational and professional standards.


Несмотря на новые изменения в образовательном законодательстве в части применения профессиональных стандартов при разработке образовательных стандартов и программ в 2021 году анализ сопряжения образовательных и профессиональных стандартов представляет научный интерес, так как отражает то, каким образом существовал и функционировал данный подход в практике высшей школы до настоящего времени.

Макетом ФГОС ВО 3++ предусмотрено, что «для установления профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов образовательная организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов». В приложении к каждому ФГОС ВО должны быть указаны те профессиональные стандарты, которые прошли экспертный контроль и соответствуют определенной области профессиональной деятельности. Данное положение обусловило выбор следующих параметров анализа ФГОС ВО: [6, с. 214]

  1. Количество областей и сфер профессиональной деятельности, представленных в ФГОС ВО;
  2. Наличие перечня рекомендованных профессиональных стандартов в ФГОС ВО и их соотношение с областью профессиональной деятельности.

Анализ ФГОС ВО трех групп направлений подготовки двух уровней (бакалавриат и магистратура) по областям профессиональной деятельности и наличию рекомендованных профессиональных стандартов показал, что при разработке образовательных стандартов могут возникать различные положения: [3, с. 12]

  1. Отсутствие рекомендованных профессиональных стандартов по некоторым областям профессиональной деятельности в ФГОС ВО. Несмотря на наличие в реестре по областям профессиональной деятельности профессиональных стандартов, некоторые ФГОС ВО содержат в приложении в качестве рекомендованных только один или два профессиональных стандарта (либо ни одного). Подобное положение могло быть обусловлено рядом причин. Во-первых, на период создания ФГОС ВО по определенному направлению в реестре по областям профессиональной деятельности могли отсутствовать утвержденные профессиональные стандарты. Во-вторых, согласно образовательному законодательству, разработчики образовательных программ имеют право самостоятельно выбирать профессиональные стандарты в качестве основы для профессиональных компетенций, в связи с этим возможно разработчики ФГОС ВО решили не включать большое количество профессиональных стандартов, предоставив выбор на усмотрение разработчиков образовательных программ. [1, с. 365]
  2. Соотношение увеличения или уменьшения областей профессиональной де-ятельности в ФГОС ВО по уровням бакалавриата и магистратуры. Программы бакалавриата традиционно интерпретируются в качестве основного (фундаментального) образования, т. е. должны иметь более широкое научное и практическое основание. В то время, как программы магистратуры, должны иметь более углубленное направление и расширять конкретные области знания и формировать определенные навыки и компетенции. Подобное понимание разграничения программ уровней бакалавриата и магистратуры должно было бы находить отражение и в ФГОС ВО соответствующих уровней. Тем не менее данное явление мы не можем отследить в проведенном анализе по областям профессиональной деятельности и профессиональным стандартам. Количество областей профессиональной деятельности не увеличивается и не уменьшается в зависимости от изменения уровня образования в ФГОС ВО. Скорее всего, данная тенденция связана с сущностью самого образовательного стандарта как рамочного документа, который должен обеспечить разработчикам образовательных программ возможности для реализации академических свобод – самостоятельного выбора профиля программ. Уменьшение или увеличение количества профессиональных стандартов, рекомендованных в ФГОС ВО, не носит характер тенденции (последовательности) и не зависит от изменения уровня образования, т. е. мы не можем связать данное явление с изменением уровня образования с бакалавриата на магистратуру.

Проведенный анализ сопряжения образовательных и профессиональных стандартов показал, что основной проблемой являлось соотношение образовательных стандартов с множеством профессиональных стандартов. Для некоторых направлений подготовки не всегда возможно найти прямые соответствия в системе профессиональных стандартов. Связано это с тем, что система профессиональных стандартов все еще находится в стадии развития и расширения. При этом следует упомянуть, что планируемое количество профессиональных стандартов неизвестно, так же, как и количество областей профессиональной деятельности. [4, с. 37]

Нормативно-методическое обеспечение высшего образования вплоть до 2021 года обуславливало потребность в постоянном обновлении образовательных стандартов. Т. е. необходимо было периодически обновлять ФГОС ВО и СУОС ВО с учетом пересматриваемых и создаваемых впервые профессиональных стандартов. Учитывая срок жизнеспособности профессиональных стандартов в 3–5 лет, актуализация образовательных стандартов необходимо было производить в аналогичный период.

Однако в условиях новых изменений в образовательном законодательстве, когда на смену сопряжению образовательных и профессиональных стандартов главенствующую роль занимает сопряжение образовательных программ и профессиональных стандартов, данная проблема также не теряет своей актуальности. Теперь при применении профессиональных стандартов в разработке ОПОП ВО в последующем будет нужна постоянная актуализация в связи с изменением (расширением) вышеуказанного перечня. [5, с. 844]

Несмотря на наличие определенного алгоритма действий по работе с профессиональными стандартами при разработке ОПОП ВО, до сих пор существует рассогласованность в вопросе формирования образовательных программ.

Данный факт усложняет работу разработчиков образовательных программ не только при их создании, но и при их своевременной актуализации. Каждая образовательная организация высшего образования вынуждена в сложившейся ситуации полагаться лишь на собственные «силы»: методический опыт преподавателей, непосредственно занимающихся вопросом разработки образовательных стандартов и программ; возможности привлечения дополнительных ресурсов (кадровых – сотрудничающие работодатели и их объединения, материальных – аналитические материалы о потребности секторов рынка труда в кадрах и другое). [8, с. 83]

Отсутствие единого методического подхода к проблеме сопряжение высшего образования и сферы труда способствует появлению несогласованности в реализуемых программах. Образовательные программы разных вузов могут существенно отличаться в части формирования профессиональных компетенций и в дисциплинарном наполнении. Вышеназванная проблема создает сложности, например, при академической мобильности, при переходе студента из одной образовательной организации в другую, при трудоустройстве выпускника высшей школы, который переехал в другой субъект России. Однако разнообразие образовательных программ высшей школы является обязательным для обеспечения академических свобод и реализации образовательных целей личности. В сложившейся ситуации в области высшего образования, когда программы должны быть направлены, в первую очередь, на соответствие требования рынка труда и, в частности, на требования регионального рынка труда, весьма сложно определиться в том, как должны обеспечиваться данные свободы. В рамках существующего нормативно-правового обеспечения проблемы сопряжения высшего образования и сферы труда возникает неразрешимое противоречие между требованиями со стороны сферы труда к образовательным программам высшей школы и обеспечением академических свобод, удовлетворении образовательных потребностей и интересов личности.

Наличие или отсутствие профессиональных стандартов, которые используются в качестве основы образовательной программы. Проведенный анализ показал, что существуют образовательные программы, для которых нет возможности отобрать профессиональные стандарты соответствующего профиля ввиду их отсутствия. В связи с этим, разработчики вынуждены в качестве основы использовать другие источники: опросы, анализ кадровых запросов работодателей и многое другое. Но обозначенная проблема гораздо шире, чем может показаться. Из-за отсутствия профессиональных стандартов образовательные организации при разработке программ используют один стандарт, что ведет к тому, что все профессиональные компетенции разрабатываются в соответствии с ним. [2, с. 73]

Таким образом, получается, что программа становится «узконаправленной» и ограничивает выпускников в дальнейшем построении профессиональных траекторий профессионального развития. Впоследствии, им трудно будет найти работу, так как полученное им образование ограничивает его мобильность на рынке труда, соответственно, ему нужно будет искать возможности дополнительного обучения: самообразование, наставничество, корпоративное обучение, курсы ДПО и другое, что может при-вести к потере времени и материальных средств как самого специалиста, так и работодателя. В этой связи возникает вопрос о том, каким образом лучше строить направленность программ на разных уровнях образования. В качестве решения данной проблемы мы предлагаем использование индивидуализации образовательных программ, которую можно применять на всех уровнях образования. Другим аспектом является использование большого количества профессиональных стандартов в качестве основы профессиональных компетенций ОПОП ВО. В данном случае может возникнуть ситуации, при которой программа будет предусматривать для каждого профессионального стандарта учет одной трудовой функции, в то время как остальные трудовые функции могут быть упущены. [7, с. 46]

В таком случае выпускник будет обладать широким набором компетенций, но при этом может быть ограничен в степени владения ими.

При сопряжении образовательных программ и профессиональных стандартов основными проблемными вопросами остаются отбор профессиональных стандартов, отбор обобщенных трудовых и трудовых функций в качестве основы профессиональных компетенций. Решение этих вопросов требует использования представители высшего образования и сферы труда единого глоссария. Но, даже используя одни и тех же слова, стороны, в силу профессиональных особенностей, представляемой ими профессиональной сферы, не всегда понимают одинаково их значение.

В результате возникают коммуникативные неоднозначности, которые становятся причиной дополнительных затруднений при практическом решении вопросов использовании профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования.

References

1. Алпатов, Г. Е. Долгосрочные эффекты реформы высшего образования в России / Г. Е. Алпатов // Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2022. – С. 361-367.
2. Арсаханова, З. А. Реформы высшего образования и проблемы их реализации в России / З. А. Арсаханова, А. А. Атаева // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – № 9(55). – С. 69-77.
3. Воронин, Г. П. Реформа высшего образования в России / Г. П. Воронин // Стандарты и качество. – 2022. – № 8. – С. 1-15.
4. Новый этап реформы Российского высшего образования / Б. А. Картозия, А. В. Корчак, А. Н. Панкратенко [и др.] // Метро и тоннели. – 2022. – № 3. – С. 32-39.
5. Полищук, Е. А. Человеческий капитал и реформа высшего образования в России / Е. А. Полищук, М. А. Полищук // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2022. – Т. 32, № 5. – С. 842-847.
6. Урунов, А. А. Плюсы и минусы институциональных реформ в сфере российского высшего образования / А. А. Урунов, К. Х. Зоидов, И. М. Морозова // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2022. – № 3. – С. 212-215.
7. Участие общественных советов в проведении реформы в управлении высшими образовательными учреждениями / М. М. Абдурахмонова, С. М. Юлдашева, Д. О. у. Акрамов, А. А. у. Абдурахманов // Человек. Наука. Социум. – 2020. – № 2(4). – С. 28-62.
8. Хрущев, Е. Г. Необходимость проведения реформ в промышленной сфере в период НЭПА / Е. Г. Хрущев // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2022. – Т. 1, № 3(102). – С. 77-87.