Abstract: At present, it is almost impossible to imagine the educational process without the active use of multimedia, as well as information and communication technologies (ICT) and multimedia, since they have a high linguodidactic potential, are characterized by a multidimensional use and multifunctionality of application. They have become an integral attribute of the process of mastering foreign language competencies, providing new opportunities for both teachers to organize and diversify the educational process, testing knowledge, and students, making self-education more accessible and interesting. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt at scientific analysis and critical reflection on the problem of using multimedia and digital technologies in teaching English at school.
Keywords: development of education, teaching English, innovations in education, use of multimedia tools, development of foreign language competencies.
Мультимедиа — это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком. Сам термин возник в 80-е г.г. XX ст. с активным развитием компьютеров в мире. Возможность объединения видео, звука, текста, анимации выводит информационную среду на качественно новый уровень. [7, с. 76]
Мультимедиа можно поделить на аппаратные и программные, линейные и нелинейные.
К аппаратным мультимедиа относятся все технологические составляющие: видеоредакторы, мониторы, дисководы, накопители на жёстких дисках, звуковые карты, CD-ROM и звуковые колонки. [4, с. 75]
Программные мультимедиа, в свою очередь, можно разделить на системные, инструментальные и прикладные. Основные виды программных мультимедиа представлены в таблице 1.
Примером линейных мультимедиа может служить кино видео. Такие виды мультимедиа не предполагают никакого участия и изменения со стороны пользователя (хотя с развитием программных мультимедиа и в них возможны изменения). Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. [6, с. 47]
Таблица 1
Программные мультимедиа средства, используемые при обучении английскому языку
Программные мультимедиа | ||
Системные | Инструментальные | Прикладные |
это программное
обеспечение, входящее в операционную систему ПК и управляющее устройствами мультимедиа. Например, драйверы, кодеки, контроллеры, адаптеры. |
это программы,
позволяющие создавать мультимедийные приложения и модифицировать их. Например, системы распознавания текста и голоса, средства создания презентаций, |
это готовые
разработанные информационные продукты. Например, обучающие игры, онлайн-курсы, интерактивные энциклопедии, виртуальные музеи. |
Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр, онлайн-тренажеров. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа». Мультимедиа представляют пользователю потрясающие возможности в создании фантастического мира (виртуальной реальности), интерактивного общения с этим миром, когда пользователь выступает не в роли стороннего пассивного созерцателя, а принимает активное участие в разворачивающихся там событиях. Такое общение происходит на привычном для пользователя языке, в первую очередь на языке звуковых и видеообразов. [3, с. 228]
С точки зрения применения мультимедийных технологий для формирования межкультурной компетенции у обучающихся старших классов обосновать методически применение какого-то одного типа мультимедиа не представляется возможным, поскольку каждый из них используется в зависимости от задачи, которая выполняется. Аппаратные мультимедиа дают возможность применять программные средства. Однако среди программных средств мы, прежде всего, обращаемся к инструментальным программным средствам, поскольку они позволяют сделать процесс максимально индивидуально-ориентированным и направленным на достижение конкретной цели. При этом при формировании межкультурной компетенции обучающиеся имеют дело как с линейными, так и нелинейными (интерактивными) технологиями. Линейные мультимедиа позволяют развивать рецептивные навыки у обучающихся, прежде всего аудирования. Нелинейные мультимедиа, в свою очередь, часто используются для создания заданий на отработку лексического и грамматического материала из линейных мультимедиа (видео, презентации) с использованием инструментальных программных средств.
Настоящим прорывом в использовании мультимедиа в образовании стало изобретение и массовое распространение Интернета. Именно Интернет предоставил огромное количество возможностей не только для организации самостоятельного и дистанционного обучения, но и для творчества преподавателей, создания «открытых» разработок, которые можно менять и подстраивать под конкретный курс и индивидуальные потребности обучающихся.
Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает необходимость в разработке новых методик на основе Интернет-ресурсов, направленных на решение следующих дидактических задач: [1, с. 153]
— формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы Сети разной степени сложности;
— совершенствовать умение монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов Сети, представленных преподавателем или кем-то из обучающихся;
— пополнять свой словарный запас — как активный, так и пассивный специализированной лексикой;
— отрабатывать различные языковые аспекты как самостоятельно, так и с преподавателем в классе;
— обеспечить возможность быстрого обновления упражнений и заданий под разные способности обучающихся;
— знакомить обучающихся с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка. Таким образом, умение использовать сеть Интернет при изучении иностранного языка позволяет решать целый ряд дидактических задач на занятиях, активизируя у обучаемых все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический.
Рассмотрим более подробно используемые нами сайты и платформы для подготовки и организации учебного процесса, направленного на формирование межкультурной компетенции. Они также дают возможность поддерживать и улучшать дистанционный учебный процесс онлайн, делая его не менее эффективным, чем обучение офлайн. В таблице 2 представлены используемые программы и Интернет-ресурсы для организации учебного процесса с целью формирования межкультурной компетенции у старшеклассников. [5, с. 112]
Таблица 2
Программы и Интернет-ресурсы для организации учебного процесса с целью формирования межкультурной компетенции у старшеклассников.
Цель использования | Программы и Интернет-ресурсы |
Для проведения онлайн-уроков | ZOOM, Microsoft Teams |
Для организации совместной работы с обучающимися | интерактивные доски Miro и Padlet |
Для подбора аутентичного материала | видеохостинг YouTube, TEDed, блоги, информацию с официальных страниц различных организаций в сети Интернет. |
Для создания интерактивных
— упражнений на снятия лексических, фонетических и грамматических трудностей, — игр и викторин для проверки усвоенного материала. |
learningApps.org, quizlet.com, quizzes.com, freecollocation.com, wordwall.com, jeopardylabs.com, создание гипер-ссылок на онлайн-словарь dictionary.cambridge. org, adeptly.ai |
Отдельное место в ряду медиа занимают цифровые технологии. Использование смартфонов в образовательном процессе выводит современный урок на новый уровень. Они обеспечивают 100% вовлеченность обучающихся на этапе изучения или повторения новой лексики с использованием Quizlet Live, когда при помощи QR-кода или ссылки, обучающиеся подключались к необходимому модулю для одновременной работы с ним в команде или индивидуально. При это прогресс каждого из них учитель мог отследить на экране, а каждый обучающийся после выполнения упражнения мог видеть успешность выполнения задания в процентах. Немаловажным фактом является возможность улучшения своего результата, поскольку количество попыток выполнения такого задания не ограничена.
На стыке дидактических и технических средств обучения возникла одна из современных педагогических технологий — эдьютейнмент (от соединения английских слов есшсайоп — «образование» и <<entertainment>> — развлечение). Н.А. Кобзева дает такое определение: «Эдьютейнмент — это технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение, смысл которой заключается в том, что знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме, а также в комфортных условиях». [8, с. 249]
Специфичность данной технологии обучения обусловливается наличием следующих признаков:
- Акцент на увлечение: важным является непосредственный интерес обучающегося, который приводит к развитию новых навыков и накоплению знаний.
- Акцент на развлечение: именно развлечение выступает основным мотивом, который приводит к удовольствию, одновременно формируя стойкий интерес к процессу обучения, снимает психологическую нагрузку от процесса образования.
- Игровой подход: благодаря универсальности игры происходит эффективный процесс обучения вне зависимости от возраста.
- Акцент на современность: при использовании актуальных возможностей современных технологий, таких как видео- и аудиоматериалы, дидактические игры, образовательные программы в мультимедийном формате и многие другие средства, достигается максимальная вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.
Следовательно, эдьютейнмент — особый тип обучения, который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к предмету с получением удовольствия от процесса обучения и стойким интересом к процессу обучения.
Использование мультимедиа и ресурсов Интернет при обучении ИЯ играет важную роль, поскольку они выводят преподавание на новый уровень и обладают рядом преимуществ: [2, с. 45]
- Звук и визуальный контент объединены, что позволяет учитывать потребности и аудиалов, и визуалов. При использовании устройств с touchscreen задействуется и кинестетический канал получения информации, что значительно повышает качество запоминания материала.
- Возможность создания интерактивных упражнений с самопроверкой, а также варьировать уровень сложности для обучающихся с разным уровнем подготовленности.
- Тексты, выбранные из сети Интернет, позволяют создавать более современное содержание, а также быстрее его обновлять.
- Использование уже готовых материалов из сети Интернет позволяет мгновенно реагировать на запросы обучающихся и отработать проблемные аспекты глубже.
- В сложившихся реалиях современного мира (ограничения, связанные с пандемией, а также из-за экономической и политической ситуации, складывающейся в мире) использование аутентичных аудио-, видео- и текстовых материалов позволяет поддерживать связь с англоязычным контентом без путешествий. Многие музеи, галереи, заповедники и т.п. создали виртуальные экскурсии, которые сделали возможным доступ к всемирно известным достопримечательностям. Онлайн-кинотеатры открыли бесплатный доступ к фильмам. Такие просмотры фильмов и экскурсии на английском языке связывают изучение английского языка с реальностью, значительно повышают мотивацию обучающихся.
- Позволяет вести более четкий контроль над выполнением тестов и обработку их результатов, а также не ограничивает количество самостоятельных попыток для улучшения результата и более прочного усвоения материала.
Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что использование мультимедийных технологий и ИКТ в обучающем процессе может значительно влиять на совершенствование всех видов речевой деятельности, способствовать развитию знаниевого компонента межкультурной компетенции, что уже на уровне старших классов и дать возможность обучающимся подготовиться к общению на иностранном языке с представителями разных стран и быть готовыми использовать его в будущем.
References
1. Кочконбаева, С. И. Использование мультимедийной технологии на уроках английского языка / С. И. Кочконбаева, Ч. А. Тыныбекова, С. М. Капарова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 1-1(64). – С. 149-156.2. Кочконбаева, С. И. Педагогические условия использования мультимедийных технологий в условиях дистанционного обучения по дисциплине "Английский язык" / С. И. Кочконбаева, Ч. А. Тыныбекова, Т. М. Сыдыкова // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. – С. 40-49.
3. Кошелева, Н. Н. Использования мультимедиа технологий при обучении английскому языку в школе / Н. Н. Кошелева // Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2022. – С. 224-231.
4. Курбаниязова, С. А. Использование современных мультимедийных технологий в процессе обучения английскому языку / С. А. Курбаниязова // Теория и практика современной науки. – 2021. – № 10(76). – С. 72-78.
5. Маркова, Е. Г. Использование мультимедийных технологий на уроках английского языка в условиях дистанционного образования / Е. Г. Маркова // Вестник Академии гражданской авиации. – 2021. – № 1(20). – С. 109-116.
6. Муфтахова, А. И. Специфика использования мультимедийных технологий в ходе обучения учащихся английскому языку / А. И. Муфтахова, Д. Р. Низамеева // Студенческий. – 2021. – № 39-2(167). – С. 43-49.
7. Реджепова, Н. В. Методы использование мультимедийных и цифровых ресурсов в обучении иностранному / Н. В. Реджепова, Б. Б. Меретдурдыева // Интернаука. – 2021. – № 7-1(183). – С. 71-79.
8. Сафин, И. М. Использование мультимедийных технологий на уроках английского языка как способ повышения эффективности обучения / И. М. Сафин // Нижний Новгород: "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. – С. 245-253.