Sex education in the school program of the Republic of Korea

UDC 37
Publication date: 19.10.2023
International Journal of Professional Science №10(1)-2023

Sex education in the school program of the Republic of Korea

Половое воспитание в школьной программе Республики Корея

Protkova Elizaveta Vasilievna
bachelor of arts in Korean studies, graduate of Higher School of Economics


Проткова Елизавета Васильевна
бакалавр востоковедения, выпускница Национального Исследовательского Университета Высшей Школы Экономики, Школы востоковедения
Аннотация: Сексуальное образование должно продвигать использование контрацепции, повышать осведомлённость о венерических заболеваниях, способствовать сокращению сексуальных преступлений. Однако несмотря на то, в Республике Корея половое воспитание включено в официальную школьную программу уже больше двадцати лет, наблюдается противоположная тенденция: количество сексуальных преступлений растёт, как и процент ВИЧ-инфицированных граждан. Целью этого исследования было изучить школьную программу полового воспитания в Республике Корея и определить причины, по которым она малоэффективна. Результаты показали, что программа полового воспитания в школах из года в год почти не меняется. Поскольку нет единой программы и каждая школа преподаёт по своему усмотрению, сложно контролировать качество образования. Опросы показывают, что большинство школьников недовольны программой полового воспитания, так как некоторые темы остаются недостаточно раскрыты, а на содержание влияют патриархальные установки.

Abstract: Sex education promotes the use of contraception, increases awareness of sexually transmitted diseases and helps reduce sexual crimes. However, despite the fact that in the Republic of Korea sex education has been included in the official school curriculum for more than twenty years, the opposite trend is observed: the number of sexual crimes is growing, as is the percentage of HIV-infected citizens. The purpose of this study was to examine the school sex education curriculum in the Republic of Korea and determine the reasons why it is not effective. The results showed that the sex education curriculum in schools remains unchanged from year to year. Since there is no unified sex education program and each school teaches as it wants, it is difficult to control the quality of education. Surveys show that the majority of schoolchildren are dissatisfied with the sex education program, as some topics remain insufficiently covered, and the content is influenced by patriarchal attitudes.
Ключевые слова: востоковедение, Республика Корея, социология, образование, половое воспитание

Keywords: East Asian studies, Korean Republic, sociology, education, sex education


Введение (Introduction)

«Откуда берутся дети?» — вопрос простой, а ответить на него непросто. Американский психолог, отец трансакционного анализа, Эрик Берн, считал, что «это пустой вопрос, имеющий не больше смысла, чем вопрос: “как надо объяснять историю (или геометрию, или кулинарию) нашим детям?”»[1] История и геометрия преподаются несколько лет в школах, кулинарии учатся у родителей, на мастер-классах или самостоятельно, когда готовить некому, кроме тебя. Точно так же знания о половой жизни накапливаются в течение многих лет, сначала в теории, потом на практике. У некоторых людей за это время появляется так много вопросов, что они решают систематизировать свои знания и передать их других людям в рамках полового воспитания.

            Актуальность темы заключается в том, что знания, полученные в рамках предмета «половое воспитание», позволяют молодым людям лучше понимать свой организм и права человека, принимать ответственные решения касаемо половой жизни, в том числе насчёт использования контрацептивов и профилактики ЗППП и ВИЧ-инфекции. Сексуальное образование должно продвигать использование контрацепции, повышать осведомлённость о венерических заболеваниях, способствовать сокращению сексуальных преступлений[2].

            Однако несмотря на то, в Республике Корея половое воспитание включено в официальную школьную программу уже больше двадцати лет, наблюдается противоположная тенденция. В период с 2008 по 2019 год количество сексуальных преступлений увеличилось в 1.9 раз[3]. Процент молодых людей, которые по-прежнему не знают, как работает контрацепция, остаётся высоким (24%)[4], как и уровень ВИЧ-инфицированных граждан[5].

            Цель исследования — изучить программу полового воспитания в школах Республики Корея и определить причины, по которым она малоэффективна.

Материалы и методы (Materials and methods)

Для лучшего понимания сути полового воспитания в настоящей работе используется информация из Международного технического руководства по сексуальному образованию (ЮНЕСКО, 2021). Это руководство рекомендуется применять при составлении программы сексуального образования. Оно основано на статистических данных и научных фактах, рассказывает о подростковой беременности, ЗППП, гендерном неравенстве, контрацепции и других сферах жизни, на которые половое воспитание оказывает непосредственное влияние[6].

Корейцы брали за основу программы полового воспитания западные идеи. Чтобы понять, чем они руководствовались, необходимо рассмотреть, как развивалось сексуальное просвещение на западе. Об истории полового воспитания в Америке пишут специалисты SIECUS (Sexuality Information and Education Council of the United States) в «History of sex education» (2021). Эволюцию полового воспитания также в своих работах изучает Джеффри Моран[7]. В них он раскрывает процессы, которые происходили не только в США, но и в Европе. О развитии полового воспитания непосредственно в Республике Корея писал Со Синхе[8].

Шин Кенрин, Пак Хёчжун, Чха Чиён в своём исследовании «Sex education during the school-aged years influences sexual attitudes and sexual health in college: A comparative study from Korea» с помощью опросов изучали влияние школьного полового воспитания на восприятие гендерных ролей и ЗППП[9].

Результаты опроса показали, что возраст имеет значение в том, какое влияние оказывает половое воспитание на восприятие гендерных стереотипов. Младшая школа была признана самым лучшим временем для полового воспитания из-за того, что в это время у школьников развиваются вторичные половые органы, однако только половина опрошенных мужского пола получили сексуальное образование в этом возрасте[10].

Отдельно стоит отметить исследования Селин Чен об отношении корейцев к целомудрию, феминности, маскулинности, их истоки и то, как это влияет на содержание программы полового воспитания, отношение к проституции и ЗППП, гендерное равенство. Ее исследования важны для понимания культурологического контекста секспросвета в Республике Корея, они позволяют осознать, какие проблемы пытается решить сексуальное образование, какими методами оно пользуется и почему эти методы не работают. Также работы Селин Чен важны, поскольку она, как иностранка, смотрит на ситуацию не изнутри, а со стороны. Благодаря этому её выводы отличаются от того, что пишут корейские исследователи[11].

В самой Республике Корея проблема полового воспитания и его реализации в рамках школы стоит остро. Целый ряд исследований посвящен содержанию школьной программы. В них разбираются опросы, проведенные среди школьников, учителей и родителей, результаты тестов на знание материала, приводятся возможные варианты улучшения программы и методов преподавания.

Исследования полового воспитания в Республике Корея проводятся целыми институтами и организациями. Данные, приведенные в исследованиях корейской психологической ассоциацией[12] (кор. Хангуксимнихакхвэ) и корейским женским институтом развития[13] (кор. Хангук ёсон пальдаль ёнгувон) позволяют узнать, каким образом проходят занятия по половому воспитанию в школах, в каких формах доносится материал, кто ответственен за его составление, довольны ли школьники предметом, есть ли прогресс. Исследования корейской психологической ассоциации (2001) концентрируются на старших классах младшей школы, с исследование корейского женского института развития (2019) — в средней школе. Оба исследования содержат статистические данные, которые используются в настоящей работе. Более того, они показывают, как сами корейцы смотрят на свою систему образования. Согласно результатам исследования, респондентов не устраивает, что половое воспитание продвигает патриархальные ценности, не учит навыкам межличностного общения и фокусируется только на физиологических процессах. Респондентам бы хотелось больше узнать о психологических изменениях, которые сопровождают взросление, романтических отношениях, самоидентификации[14].

Для проведения исследования использовалась методология социальных наук. Поскольку в Р. Корея отсутствует единый учебный план, обязательный для всех школ, для анализа содержания программы полового воспитания и формата проведения занятий использовалась статистика, собранная исследовательскими центрами в Р. Корея, например, корейской психологической ассоциацией и корейским женским институтом развития.

Результаты (Results)

Статистика показывает, что большинство школьников в Республике Корея получили уроки полового воспитания в школе. Большее число респондентов ответило, что у них были уроки полового воспитания: в младшей школе и 5-6 классах (73.8 и 78%), в средней школе (84.3%), в старшей школе (80.5%)[15].

Исследования показывают, что нет единых форматов проведения уроков «полового воспитания», единых учебников, методики преподавания. Они различаются в зависимости от образовательного учреждения и преподавателя. В законодательстве прописан только «Список рекомендованного контента по образованию, направленному на предотвращение насилия». Список состоит из 226 материалов, выпускаемых в той или иной форме на протяжении 7 лет (2016-2021). Основные темы: сексуальные домогательства, сексуальное насилие. Материалы представлены в форме комиксов, раздаточных материалов, видео-уроков и учебников[16].

В рамках школьных занятий, помимо вышеперечисленных форм изложения материала, также проводятся «практические занятия». Например, в старшей школе в Чхончжу проводятся мероприятия в спортзале, где детям показывают, как выглядит зародыш, дают почувствовать, что ощущает беременная женщина, рассказывают, как держать младенца. Помимо этого проводят практику надевания презерватива[17].

В большинстве школ проводятся уроки полового воспитания, но их формат и содержания различаются в каждом отдельном учебном учреждении.

Начальная школа (Primary school)

Начальную школу в Республике Кореи посещают с 7 до 12 лет. Это возраст, когда дети проходят через значительные психологические, биологические и социальные изменения.

Первые представления о нравственности, морали, психологических границах и социальных ролях человек получает из семьи. Но когда он оказывается в таком социальном институте, как школа, он начинает строить свою собственную идентичность. Несмотря на то, что самоидентичность основывается на ролевых моделях, взятых из семьи, в этот период значительное влияние на ребёнка оказывают сверстники и социальные институты[18]. Во время сепарации индивида от родителей социальная среда играет ключевую роль в формировании жизненных установок и мировоззрения.

В этом возрасте меняется не только представление ребёнка о мире вокруг, меняется и он сам, его тело. Дети проходят через быстрый физический рост, у них начинают развиваться вторичные половые органы. Когда они переходят в старшие классы начальной школы, их гендерные различия становятся очевидными: у мальчиков расширяются плечи и грудная клетка, у девочек заметно развивается грудь, талия и ягодицы. Количество девочек, у которых в начальной школе уже была менструация, и мальчиков, которые уже начали видеть эротические сны, не было значительным, но такие дети были. Согласно исследованию, проведённому Психологической Ассоциацией Кореи, 14,1% девочек ответили, что уже прошли через менархе, и 5,8% мальчиков ответили, что уже видели эротический сон[19]. В том же исследовании отмечается, что девочки быстрее достигают половой зрелости, чем мальчики.

Развитие вторичных половых органов сопровождается пробуждением сексуального влечения. Согласно исследованию Ким Санвона, 13,99% младшеклассников испытывали сексуальные импульсы, и чем старше был респондент, тем чаще эти импульсы возникали[20]. Многие опрашиваемые отметили, что физические изменения вызывали у них скорее негативную, чем положительную реакцию (смущение — 53,99%, странное чувство — 37,3% и т.д.)[21]. Эти переживания могут негативно сказаться на формировании сексуальной идентичности и самоидентификации, если не оказать ребёнку психологическую поддержку.

Со стороны школьников возникает потребность больше узнать о процессах, которые сопровождают их физическое взросление. Если преподаватели и родители будут игнорировать этот запрос, основным источником информации для младшеклассников станут сверстники и интернет. Знания, которые получат дети, будут фрагментарными и недостоверными. Может быть неправильно сформировано представление о своих и чужих границах, потребностях и желаниях.

Опрос Психологической Ассоциации Кореи об ожиданиях родителей, преподавателей и учащихся пятых-шестых классов показал, что преподаватели нуждаются в образовательном контенте, который даст полезные знания о половых контактах, психологии и гигиене. Родители также выразили потребность в половом воспитании, чтобы лучше справляться с физиологическими и психологическими изменениями своих детей[22]. Однако существуют различия в том, какой контент был бы интересен детям, и тем, какую информацию считают необходимой родители и преподаватели.

Дети отвечали, что хотели бы больше узнать о культуре свиданий, социальных нормах, браке, репродуктивной системе, сексе, гендерных стереотипах и их истоках[23]. По сравнению с мальчиками, девочки проявляли больший интерес к гендерному равенству, а также показали меньшую подверженность стереотипам. Например, девочки чаще воспринимали такие домашние дела, как уборка и мытьё посуды, гендерно-нейтральными занятиями, в то время, как многие мальчики отвечали, что это — чисто женская обязанность[24].

Родители и преподаватели же отмечали, что хотели бы обучить детей информационной грамотности, умению справляться с сексуальным насилием, этике и ценностям, а также физиологии и сухим фактам о репродукции, без подробностей[25].

Как показывают исследования, единой школьной программы полового воспитания, которая отражала бы потребности школьников, родителей и преподавателей, на данный момент в Республике Корея нет. Используемые учебники и учебные материалы остаются на усмотрение каждого отдельного образовательного учреждения.

Основными темами, которые поднимаются в начальной школе, являются половое созревание, вторичные половые признаки, различия мужского и женского тела, беременность и обучение предотвращению сексуальных посягательств[26]. Особое внимание уделяется превентивным мерам против сексуального насилия над детьми: например, в младшей школе Намчхон руководство по технике безопасности для предотвращения сексуального насилия размещено в коридоре на первом этаже главного здания, чтобы все дети могли видеть его[27].

Основной формой обучения в этом возрасте является игра. Например, в плане работы исследовательской школы полового воспитания на 2015 год был предусмотрен конкурс на дизайн значка на тему «здоровые (сексуальные) отношения и любовь к школе». По результатам конкурса были отобраны лучшие работы и проведена выставка. Помимо этого были проведены мероприятие по созданию «карты по предотвращению сексуального насилия», беседы о равенстве полов, конкурс рисунков на тему «равенство полов»[28] и другие. Стоит отметить, что большинство мероприятий носило творческий характер и участие в них поощрялось показом лучших работ во время школьных выставок.

Поскольку без содействия родителей трудно создать здоровую среду, способствующую формированию правильных представлений о сексуальности, в младшей школе большое внимание уделяется взаимодействию с семьёй, в особенности в вопросах полового воспитания. В некоторых школах во время дней открытых дверей родители могут посетить занятия и посмотреть, как проходят уроки. Родители также получают информацию о том, что именно дети проходят в рамках уроков полового воспитания через информационные бюллетени[29].

 

 

Средняя школа (Middle school)

В возрасте окончания начальной школы меняется юридический статус индивида. До 2020 года возрастом согласия на половой акт были 13 лет. Однако в  2020 году статья 305 Уголовного Кодекса Р. Корея о прелюбодеянии с несовершеннолетними была пересмотрена.  Поправка 2020 года уточняет, что любое лицо в возрасте 19 лет и старше, совершившее прелюбодеяние или непристойные действия в отношении индивида в возрасте до 16 лет, должно понести уголовную ответственность[30]. Этот закон был выпущен ради предотвращения актов педофилии.  Однако ровесники старше 13 лет могут вступать в сексуальный контакт по обоюдному согласию, и это не будет уголовно наказуемо.

Важно, чтобы к 16 годам у детей уже сформировались правильные представления о половом акте и его возможных последствиях, контрацепции, ЗППП, гендерных различиях и правах человека. Исходя из этого, средняя школа (12-15 лет) — самое подходящее время для получения этих знаний

В программу средней школы включены следующие темы: изменения мужского и женского тела, процесс возникновения беременности (сперма, яйцеклетка), менструация, контрацепция, «обучение предотвращению сексуального насилия»[31]. В «обучении по предотвращению сексуального насилия» развенчивают ложные представления о сексуальном насилии и проституции, гендерные стереотипы, учат отказываться от нежелательного телесного контакта. Помимо этого также уделяется внимание развитию критического мышления и навыков поиска информации в интернете[32].

В исследовании, проведённом корейским женским институтом, подробно разобрано, в каком формате проводились уроки «полового воспитания», кто их вёл, каков уровень удовлетворённости учеников от этих уроков. По каждому из вопросов представлена и проанализирована статистика.

Для исследования были опрошены 3920 учеников из разных средних школ. В вопросе о времени уроков «полового воспитания» большая часть выбрала «ОБЖ» (75,9%). На втором месте был урок «технологии» (48,3%), на третьем — урок «морали» (11%). 14% опрашиваемых выбрали ответ «другое», который включал в себя «свободное время», «обществознание», «отдельные лекции» и «время в школьном кружке»[33].

В Р. Корея нет единого регламента о том, кто именно должен отвечать за уроки полового воспитания в школах. Самая распространённая практика — приглашать стороннего эксперта по сексуальному образованию (45,2%). Помимо этого предмет также часто ведёт преподаватель по ОБЖ (39,7%). В редких случаях половое воспитание является ответственностью преподавателей отдельных предметов (11,7%)[34].

Самый распространённый формат проведения уроков полового воспитания в средних школах — это лекции. Его выбрали 68,7% респондентов, что является подавляющим большинством опрошенных. Помимо этого выбирали «аудиовизуальный материал», беседы в формате «вопрос-ответ», «практические занятия» и «раздаточные материалы»[35]. Также опрос показывает, что чем старше класс, тем реже проводятся отдельные лекции и чаще — общие собрания в актовом зале[36].

Что касается удовлетворённости учащихся уроками полового воспитания, опрос показал следующие результаты. Во-первых, школьники оценивали «практические занятия», как самые эффективные. На втором месте была беседа в формате «вопрос-ответ», и только на третьем — «лекционные занятия» и «собрания в актовом зале». Самый низкий показатель был у «аудиовизуальных материалов».

Во-вторых, студенты находили самым эффективным половое воспитание, полученное в рамках естественно-научных дисциплин. Вторым по распространённости ответом был «ОБЖ»[37].

В-третьих, школьники чаще всего считали самыми удовлетворительными занятиями те, которые проводил классный руководитель. На втором месте находится «учитель-предметник» и на третьем — «приглашённый специалист»[38].

Результаты этих опросов показывают, что чаще всего самые распространённые практики проведения сексуального образования в школах не оцениваются учащимися, как самые удовлетворительные.

Старшая школа (High school)

Половое воспитание в старшей школе интегрировано в другие предметы, иногда для него выделяются отдельные уроки. 32% опрошенных старшеклассников ответили, что «половое воспитание» преподавалось им в рамках «ОБЖ», 27% отметили «классный час» и 22% сказали, что «половое воспитание» им преподавал внешний инструктор[39].

В своём исследовании Ким Сонок и Хо Гюн рассмотрели, насколько  программа полового воспитания в старших школах Р. Корея соответствует рекомендациям SIECUS по преподаванию сексуального образования. Согласно результатам исследования, из 684 тем, предложенных SIECUS, большинство учебников корейских школ включают только 133[40].

Из шести основных предметных областей, которые предложены  SIECUS к изучению, в корейских учебниках «развитие человека» раскрыто на 42,3%, «межличностные отношения» — на 27,3%, «сексуальное поведение» — на 10%, «половая гигиена» — на 17,6%, «общество и культура» — на 17,6%, а «навыки межличностного общения» не были охвачены вообще[41].

В рамках «развития человека» были обозначены следующие подтемы: подтема «беременность» была раскрыта на 100%, «половое созревание» — на 58,3%, «физиология и репродуктивные функции» — на 36,4%, «телесность» — на 21,1%, «сексуальные влечения и гомосексуальность» — на 2,9%.

В теме «межличностных отношений» затрагивались следующие аспекты социальной жизни: «свидания» были раскрыты на 40,9%, «воспитание детей» — на 34,8%, «семья» — на 34,4%, «брак» — на 22,6%, «дружба» — на 13,3% и «любовь» — на 10%.

В области «сексуального поведения» были затронуты подтемы «сексуальное поведение на протяжении всей жизни» (23,5%), «мастурбация» (21,4%), «эротические фантазии» (16,7%) и «реакции тела» (7,1%).

В рамках темы «половая гигиена» обсуждались «противозачаточные средства» (36,8%), «венерические заболевания/СПИД» (25%), «сексуальное насилие» (20%) и «аборт» (5,3%), а репродуктивное здоровье не было охвачено.

В предметной области «общество и культура» раскрывались такие подтемы, как «сексуальность и религия» (25%), «гендерное равенство» (23,5%), «культурное/гендерное разнообразие» (20%), «позиции в обществе» (18,4%), а такие темы, как «сексуальность и общество», «сексуальнось и право», «сексуальность и искусство» не были охвачены[42].

С точки зрения гендерного равенства в ходе анализа материалов учебников было обнаружено несколько проблем. «Контрацепция» и «физиология» в основном преподавались с уклоном на женскую аудиторию. В теме «контрацепция» акцент больше делался на предотвращение беременности, а тема мужских венерических заболеваниях была по большей части опущена. Это связано с тем, что во время японского колониального правления фармацевтические компании, которые выпускали лекарства от венерических заболеваний, посредством рекламы распространяли миф о том, что женщины — главные переносчики ЗППП. Этот миф отчасти подтверждался тем, что основными источниками заражения были проститутки[43].

В подтеме «физиология и репродуктивные функции» недостаточно раскрывалась мужская фертильность. Это связано с тем, что традиционно главной задачей женщины было выносить ребёнка и родить здоровое потомство. Любые проблемы с деторождением считались виной женщины[44]. Современная наука показывает, что у мужчин могут быть такие же проблемы с фертильностью, как и у женщин. Необходимо, чтобы программа полового воспитания полностью это отражала.

Вопросы, связанные с браком, социальными ролями, сексуальными отношениями и культурным разнообразием, описывались в основном с мужской точки зрения. То же самое касается тем «половое созревание» и «вторичные половые признаки»[45].

В корейском обществе субъектом традиционно был и до сих пор остаётся мужчина. Согласно конфуцианству, благородный муж должен заниматься наукой, продвигаться по карьерной лестнице, налаживать социальные отношения. Жена должна во всём подчиняться мужу, а муж должен защищать её непорочность.

С другой стороны, современный институт армии, через который проходят все корейские мужчины, также ставит их в активную позицию защитников страны. Армия требует гиперболизированной маскулинности, которая утверждается за счёт контроля над женским телом[46].

Традиционно общество наделяет женщин ведомой ролью, и это отражается на содержании полового воспитания: социальные интеракции описываются через призму восприятия мужчин.

Неудовлетворённость половым воспитанием в школах среди старшеклассников является высокой (41,6%). Старшеклассники недовольны тем, что содержание предметов очень поверхностное, покрывает только биологические темы и почти не применимо в реальной жизни. Их не устраивает, что содержание программы повторяется из года в год, а контент, связанный с предотвращением сексуального насилия является сексистским и устаревшим. Он жертвоцентричен и делает упор не на выходе из трудной ситуации, а на пассивности и беспомощности жертвы, неизбежности опасности[47]. Например, некоторых студентов учили просто говорить: «я не хочу, не делай этого»[48]. Эти примеры показывают, что на данный момент программа полового воспитания в школах Р. Корея не соответствует изменениям в обществе и не интересна ученикам[49].

Согласно опросам, старшеклассники считают, что в школьную программу должны быть включены такие темы, как эрекция, эротические сны, мастурбация. Они бы хотели узнать не только о физиологических изменениях, которые с ними происходят, но и о психологических, а также больше времени уделить таким заболеваниям половых органов, как рак шейки матки, получить информацию о гинекологии, урологии, видах обследования и сроках их проведения.

Говоря о правах человека, старшеклассники изъявили желание больше узнать о том, как выражаются согласие на секс и отказ от него, как распределяется ответственность между партнёрами в безопасном и небезопасном сексе, какие заблуждения существуют касательно порнографии, сексуальности и как защититься против киберпреступности. Примечательно, что более 70% респондентов хотели бы изучить темы «биологический пол и различные гендерные идентичности» и «содержание, связанное с сексуальными меньшинствами»[50].

Исследования показывают, что программа полового воспитания в школах из года в год почти не меняется. Более того, некоторые темы остаются недостаточно раскрыты, а на содержание влияют патриархальные установки.

Дискуссия (Discussion)

На формирование школьной программы полового воспитания в Республике Корея повлияли культурологический и исторический подтексты.

Политика Японской Империи в области здравоохранения, направленная на демонизацию ЗППП и распространение контрацепции, повлияла на формирование дискурса вокруг сексуального просвещения в Корее, которая была аннексирована Японией. До сих пор в Р. Корея основным переносчиком венерических заболеваний считаются женщины. Поэтому в школьной программе информация о ЗППП в основном предназначена для учащихся женского пола.

Конфуцианство и милитаризм закрепили главенствующую роль мужчины в обществе. В этой парадигме женщина должна растить детей и блюсти своё целомудрие. Это отражается на содержании полового воспитания: школьники узнают в основном только о женской фертильности, а большинство социальных интеракций рассматриваются с точки зрения мужчины. Это закрепляет патриархальные взгляды, поддерживает гендерные стереотипы.

Подростковая сексуальность была признана естественной, но о половом акте до сих пор говорят только с точки зрения физиологии. Навыки межличностного общения вообще не затрагиваются. Учащиеся взрослеют, не умея высказывать свои желания и слушать желания других. Это приводит к отсутствию сочувствия, личностных границ, развитию комплексов.

Исследования среди учеников средней школы также показывают, что школьное половое воспитание не развеивает гендерные стереотипы и не помогает избавиться от недостоверных знаний о сексе[51]. Содержание программы повторяется из года в год и не может удовлетворить интересы учащихся[52].

Половое воспитание — это инструмент, к которому прибегают развитые страны для того, чтобы повысить качество жизни будущих поколений. Оно должно помогать молодым людям отойти от устаревших идей ради того, чтобы изменить общество к лучшему. Если программа придерживается взглядов, которые изжили себя, результаты обучения не соответствуют ожиданиям.

            Кейс Республики Корея доказывает это утверждение. Страна не может освободиться от предрассудков конфуцианской идеологии, наследия военного и колониального правления. Именно поэтому обязательное половое воспитание в школах не даёт своих плодов: её содержание не соответствует духу времени, не может стать эффективным ответом на вызовы современности.

[1] Берн Э. Секс в человеческой любви. М: Бомбора, 2021. С. 37.

[2] Международное техническое руководство по сексуальному образованию. ЮНЕСКО, 2021.

[3]  Хангугэ санхвэ донхян [Социальные тренды в Республике Корея], 2019.

[4] Пак Чжухон. Соулдэхаккёпорамэбёнвон пигёкигва кёсутхим [Чжухон Пак, отделение урологии, больница Борамаэ Сеульского национального университета]. URL: https://www.seoul.co.kr/news/newsView.php?id=20190513005007&wlog_tag3=naver (дата обращения: 18.04.22).

[5] Чильбёнгвалличхон камёмбёнпхотхоль [Портал инфекционных заболеваний Корейских центров по контролю и профилактике заболеваний].

[6] ЮНЕСКО.

[7] Moran J.P. Teaching Sex: The Shaping of Adolescence in the Twentieth Century. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000.

[8] Со Синхе. 1920-30нёндэ сонкёюгэ тэхае ёнгу. Кидоккёсахвэюлли, 2017.

[9] Shin K., Park H., Cha Ch. Sex education during the school-aged years influences sexual attitudes and sexual health in college: A comparative study from Korea, 2011.

[10] Там же.

[11] Cheng S. «Assuming Manhood: Prostitution and Patriotic Passions in Korea.» East Asia, 2000; Cheng S. «Popularising Purity: Gender, Sexuality and Nationalism in HIV/AIDS Prevention for South Korean Youths.» Asia Pacific Viewpoint, 2005.

[12]Хангуксимнихакхвэ. Официальный сайт. URL:  https://www.koreanpsychology.or.kr/user/index.asp (дата обращения: 26.03.22).

[13] Хангук ёсон пальдаль ёнгувон. Официальный сайт. URL: https://www.kwdi.re.kr/ (дата обращения: 26.03.22).

[14] Ким Су Джин, Ким Ын Бин, Ким Хён Джин, Вон Харин, Ли Хе Вон. Хаккё сонкёюк таси ссыги: хаккё сонкёюк сильтхэ мит инсик чжоса пунсокыль тхонхан сонкёюк чжэин. [Переписывая школьное половое воспитание: предложения по половому воспитанию на основе анализа фактов и восприятий школьного полового воспитания]. // Education Criticism. 11.2020. C. 150.

[15] Сонкёюк кёнхом мит тоум чжондо (2020).  [Уровень полезности и опыта полового воспитания]. Официальный сайт KOSIS. URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=154&tblId=DT_MOGE_1540002720&conn_path=I2 (дата обращения: 09.07.22).

[16]22нёндо пхоннёкебанкёюк чичхонкхонтхэнчи ристы. [Список рекомендованного контента по образованию, направленному на предотвращение насилия].

[17] [학교VLOG] (2021) 충주대원고 체험형 성교육 현장 #어서와 체험형 성교육은 처음이지? [Любительское видео]// Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KWAH39BxWCc (дата обращения: 09.02.22).

[18] S. T. Russell, Al. B. Mallory, M. D. Bishop, A. A. Dorri. Innovation and Integration of Sexuality in Family Life Education. // Family Relations. 2020. Vol. 69, №3. P. 117.

[19] Чхо Ё., Ким Чж., Ли К., Ли Х. Чходынхаккё кодынханнён сонкёюк пхырогырем кебальуихан кичхо ёнгу [Фундаментальные исследования для разработки программ полового воспитания для старших классов начальной школы]. // Хангуксимнихакхвэчжи: ёсон. 2001. С. 94.

[20] Там же. С. 89.

[21] Там же. С. 94.

[22] Там же. С. 100.

[23] Там же. С. 101.

[24] Там же. С. 97.

[25] Чхо Ёнсун, Ким Чжонхё, Ли Кёнсун, Ли Хечжу. Указ. соч.  С. 103.

[26] Ким Су Джин, Ким Ын Бин, Ким Хён Джин, Вон Харин, Ли Хе Вон. Хаккё сонкёюк таси ссыги: хаккё сонкёюк сильтхэ мит инсик чжоса пунсокыль тхонхан сонкёюк чжэин [Переписывая школьное половое воспитание: предложения по половому воспитанию на основе анализа фактов и восприятий школьного полового воспитания]. // Education Criticism. 11.2020. C. 150.

[27] Намчхон чходын хаккё  [Начальная школа Намчхон]. 2015 ханнёндо хаккё сонкёюк ёнгухаккё унён кехвексо хэнбокхан хамсон пхырогырэм [План работы исследовательской школы полового воспитания на 2015 год]. С. 12.

[28] Там же С. 17.

[29] Там же С. 18.

[30] Статья 305 УК Южной Кореи. URL: (http://likms.assembly.go.kr/law/lawsLawtInqyDetl1010.do) (дата обращения: 27.04.22).

[31] Ким Су Джин, Ким Ын Бин, Ким Хён Джин, Вон Харин, Ли Хе Вон. Указ. соч. С. 150.

[32] Чо Ёнчжу, Ким Донсик, Нам Гунюнён, Ли Хегён. Чхонсонён сонкёюк суёчжоса ёнгу: чжунхаксеныль чжунсимыро [Исследование спроса на половое воспитание среди молодёжи: кейс средней школы]. Официальный сайт Женского института развития Кореи. С. 39—78.

[33] Там же. С. 124.

[34] Там же. С. 125.

[35] Там же. С. 126.

[36] Там же. С. 127.

[37] Там же. С. 129.

[38] Там же. С. 130.

[39]Ким Су Джин, Ким Ын Бин, Ким Хён Джин, Вон Харин, Ли Хе Вон. Указ. соч. С. 155.

[40] Ким Сонок, Хо Гюн. Кодынхаккё сонкёюк кваллён кёгва нэён пунсок [Содержание учебников старшей школы по половому воспитанию]. Сусанхеянкёюкёнгу, 2008. №20, 1. С. 6.

[41] Там же.

[42] Там же.

[43]  Park J. Picturing Empire and Illness: Biomedicine, Venereal Disease and the Modern Girl in Korea under Japanese Colonial Rule //Cultural Studies. – 2014. – Т. 28. – №. 1. P. 122.

[44] Ibid. P. 124.

[45]  Ким Сонок, Хо Гюн. Указ. соч. С. 9.

[46] Cheng Seling. Assuming Manhood: Prostitution and Patriotic Passions in Korea. pp. 51-57.

[47] Cheng S.The Paradox of Vernacularization: Women’s Human Rights and the Gendering of Nationhood. Anthropological Quarterly, 2006. Vol. 84, No. 2. P. 493.

[48] Ким Су Джин, Ким Ын Бин, Ким Хён Джин, Вон Харин, Ли Хе Вон. Указ. соч. С. 154.

[49] Там же. С. 157.

[50] Там же. С. 171.

[51] Чо Ёнчжу, Ким Донсик, Нам Гунюнён, Ли Хегён. Указ. соч. С.136.

[52] Ким Су Джин, Ким Ын Бин, Ким Хён Джин, Вон Харин, Ли Хе Вон. Указ. соч. С. 157.

References

1. Cheng S, 2000. Assuming manhood: Prostitution and patriotic passions in Korea. East Asia, 18(4): 40-78. doi: 10.1007/s12140-000-0019-0
2. Cheng S, 2005. Popularising purity: Gender, sexuality and nationalism in HIV/AIDS prevention for South Korean youths. Asia Pacific Viewpoint, 46(1): 7-20. doi: 10.1111/j.1467-8373.2005.00256.x
3. Cheng S, 2011. The paradox of vernacularization: Women's human rights and the gendering of nationhood. Anthropological quarterly: 475-505. doi: 10.1353/anq.2011.0021
4. Moran J.P, 2002. Teaching Sex: The Shaping of Adolescence in the Twentieth Century. Harvard University Press. doi: 10.1353/bhm.2001.0140
5. Park J, 2014. Picturing Empire and Illness: Biomedicine, Venereal Disease and the Modern Girl in Korea under Japanese Colonial Rule. Cultural Studies: 108-141. doi: 10.1080/09502386.2013.775319
6. S. T. Russell, Al. B. Mallory, M. D. Bishop, A. A. Dorri, 2020. Innovation and Integration of Sexuality in Family Life Education. Family Relations. P. 117. doi: 10.1111/fare.12462
7. Shin K, Park H, Cha Ch, 2011. Sex education during the school-aged years influences sexual attitudes and sexual health in college: A comparative study from Korea. Nursing & health sciences: 328-334. doi: 10.1111/j.1442-2018.2011.00622.x