Abstract: The article is devoted to solving the problem of supply of medical personnel in the Sverdlovsk region through the implementation of the National Project “Healthcare”. Based on a statistical analysis of the supply of paramedical personnel, it was concluded that there is a shortage of these workers in the Sverdlovsk region. The situation is complicated by the negative dynamics in this matter. A solution to this problem is proposed in the form of the implementation of the National Project “Healthcare”. The admission of students for targeted training at a medical college is being considered, which will provide training, retraining and advanced training for mid-level medical personnel in accordance with the applications of medical institutions in the region with subsequent employment.
Keywords: medical personnel, shortage of mid-level medical personnel, vocational training.
Любая профессиональная деятельность связана с наличием специфических стрессовых факторов, которые могут приводить к развитию профессиональных деформаций и выгорания личности. Особенно интенсивно профессиональный стресс проявляется у специалистов профессий типа «человек-человек», к которым относятся медицинские работники. Ситуация отягощается актуальными условиями, связанными с продолжением борьбы с пандемией коронавируса и её последствиями. В этой связи встает вопрос поиска путей профилактики профессиональной деформации личности у медицинских работников.
Профессиональная деформация относится к синдромам, возникающим под воздействием неблагоприятных условий профессиональной деятельности. Её можно определить как когнитивное искажение, основанное на психологической дезориентации личности в силу воздействия внутренних и внешних условий трудовой деятельности. Она является важнейшим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на эффективность профессиональной деятельности и общение с коллегами, формируя неблагоприятные качества, преобразующие стереотип профессионального поведения личности [1]. Одним из проявлений профессиональной деформации является синдром «эмоционального выгорания» [2].
Хотя различными исследователями выделены индивидуальные факторы профессиональной деформации личности медицинских специалистов, к которым относятся развитая саморегуляция, способность конструктивно взаимодействовать с пациентами и коллегами, наличие представлений о ценности своей профессиональной деятельности, развитое умение распределять время между работой и личной жизнью, реалистичные ожидания от работы и наличие значимых видов деятельности, не связанной с ней [3, 4, 5], до сих пор наблюдается некоторый недостаток программ, направленных на профилактику данного синдрома. В этой связи целью нашего исследования стало изучить и определить психологические факторы профилактики профессиональной деформации личности у сотрудников медицинских учреждений.
В исследовании приняли участие 60 медицинских работников: 41 человек женского и 19 человек мужского пола в возрасте от 23 до 49 лет; 20 человек – врачи различных специальностей и 40 человек – средний медицинский персонал. Исследование проводилось на базе санатория им. И.М. Сеченова в г. Ессентуки.
В исследовании использовались следующие методики: Тест выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой); Опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание» (ОРПВ) В.А. Винокура; Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; Опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюковой и соавторов); Тест «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева. Гипотезами исследования стали: 1) устойчивость к возникновению профессиональной деформации личности у врачей и среднего медицинского персонала связана с определенными личностными предикторами: направленностью на конструктивные копинг-стратегии поиска социальной поддержки и планирования решения проблем, высокой эмпатией и развитой системной рефлексией; 2) в результате проведения программы, направленной на развитие личностных предикторов устойчивости к профессиональной деформации, у медицинских работников снизится уровень профессиональной деформации личности.
Первым этапом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе него для выявления личностных черт, связанных с профессиональной деформацией медицинских работников, был использован корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена. Значимые корреляции представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа показателей профессиональной деформации и личностных особенностей медицинских работников
Показатели профессиональной деформации личности | Личностные особенности | Коэффициент корреляции |
Эмоциональное истощение | Рациональный канал эмпатии | -,393** |
Эмоциональный канал эмпатии | -,305* | |
Поиск соц.поддержки | -,382** | |
Бегство-избегание | ,353** | |
Интроспекция | ,307* | |
Деперсонализация | Самоконтроль | ,344** |
Интроспекция | ,301* | |
Редукция личных достижений | Рациональный канал эмпатии | ,424* |
Поиск соц.поддержки | ,348** | |
Интроспекция | -,312* | |
Эмоциональное истощение | Рациональный канал эмпатии | -,326* |
Поиск соц.поддержки | -,274* | |
Интроспекция | ,341** | |
Напряженность в работе | Рациональный канал эмпатии | -,377** |
Бегство-избегание | ,288* | |
Интроспекция | ,309* | |
Удовлетворенность работой и оценка ее значимости | Рациональный канал эмпатии | -,321* |
Поиск соц.поддержки | -,305* | |
Интроспекция | ,298* | |
Самооценка качества работы | Рациональный канал эмпатии | -,333** |
Интроспекция | ,344** | |
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе | Рациональный канал эмпатии | -,270* |
Общая самооценка | Интроспекция | ,315* |
Здоровье и общая адаптация | Рациональный канал эмпатии | -,293* |
Интегральный показатель | Рациональный канал эмпатии | -,326* |
Поиск соц.поддержки | -,308* | |
Интроспекция | ,341** |
*-корреляция значима на уровне p ≤ 0,05
**-корреляция значима на уровне p ≤ 0,01
Как мы видим из таблицы, показатели профессиональной деформации личности связаны с определенным спектром личностных характеристик, которые могут рассматриваться как личностные предикторы профессиональной деформации личности медицинских работников. Этими характеристиками являются низкая степень рациональной и эмоциональной эмпатии, предпочтение копинг-стратегий самоконтроля и избегания, слабая направленность на поиск социальной поддержки и выраженная рефлексия, основанная на фиксации на собственных переживаниях. Вероятно, данные черты поддерживают эмоциональную и поведенческую отстраненность от профессиональных ситуаций, снижают социальную активность личности и обусловливают её фиксацию на собственном «Я», что вызывает разнообразные негативные тенденции в отношениях с коллегами и пациентами, повышая уровень стресса.
Вторым этапом исследования была разработка и проведение программы формирующего эксперимента, направленной на профилактику профессиональной деформации у медицинских работников. Программа разработана с учетом высокой профессиональной нагрузки медицинских работников и включает 10 занятий по 1-1,5 часа длительностью. В рамках неё работа осуществлялась по двум направлениям: лекции и практические занятия, которые проводились друг за другом, причем лекция по определенной теме предшествовала практическому занятию. Всего программа включала 5 этапов:
- Целью первого этапа стало развитие представлений о профессиональной деформации и её основных симптомах у медицинских работников. На этом этапе проводилась лекция на тему профессиональной деформации, в рамках практического занятия осуществлялся анализ основных симптомов стресса у респондентов.
- Второй этап был направлен на ознакомление с основными факторами выгорания в рамках лекционной работы и групповой дискуссии.
- Целью третьего этапа было формирование способов преодоления профессионального стресса. Здесь медицинские работники знакомились с теоретическими представлениями о совладании со стрессом, а также с рядом практических упражнений, направленных на развитие саморегуляции.
- Четвертый этап был посвящен проблеме стрессоустойчивости и её развития. В рамках лекции были рассмотрены современные представления о стрессоустойчивости; на практическом занятии осуществлялась групповая дискуссия на тему основных качеств личности, устойчивой к стрессу, проводилась самооценка развития данных качеств у респондентов.
- На пятом, заключительном этапе, рассматривались основные ресурсы профилактики профессиональной деформации личности, проводились практические упражнения, направленные на развитие личностных и социальных ресурсов.
Для проверки эффективности программы выборка была разделена на две основные группы: контрольную и экспериментальную. В каждую группу вошли 30 человек: 10 человек – врачи, 20 человек – средний медицинский персонал. Далее был проведен сравнительный анализ показателей выгорания и личностных особенностей в контрольной и экспериментальной группе до проведения программы, который показал отсутствие различий.
После программы была проведена повторная диагностика и сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группе до и после программы (критерий Вилкоксона), а также сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группе после программы (критерий Манна-Уитни). Значимые различия, выявленные в результате анализа, представлены в таблицах 2,3.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа показателей в экспериментальной группе до и после проведения программы
ПОКАЗАТЕЛИ | До | После | Критерий Вилкоксона | p |
Эмоциональное истощение | 19,27 | 13,43 | -4,619 | 0,001*** |
Эмоциональное истощение – 2 | 52,6 | 41,83 | -5,002 | 0,001*** |
Напряженность в работе | 51,2 | 47,00 | -4,6 | 0,001*** |
Самооценка качества работы | 47,8 | 46,27 | -2,862 | 0,004** |
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе | 46,2 | 42,07 | -3,686 | 0,001*** |
Здоровье и общая адаптация | 51,6 | 46,83 | -3,464 | 0,001*** |
Интегральный показатель | 49,7 | 46,76 | -4,783 | 0,001*** |
Рациональный канал эмпатии | 4,00 | 5,12 | -2,694 | 0,007** |
Общий уровень эмпатии | 22,07 | 23,23 | -2,248 | 0,025* |
Поиск социальной поддержки | 41,30 | 51,30 | -2,670 | 0,008** |
Положительная переоценка | 51,43 | 55,76 | -1,926 | 0,048* |
*p ≤0,05; **p ≤0,01; ***p ≤0,001
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа показателей выгорания в контрольной и экспериментальной группе после проведения программы
ПОКАЗАТЕЛИ | Контр. группа | Эксп.группа | Критерий Манна-Уитни | p |
Эмоциональное истощение | 21,23 | 13,43 | 257,500 | 0,004** |
Эмоциональное истощение – 2 | 51,60 | 41,83 | 320,000 | 0,045* |
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе | 53,40 | 42,07 | 290,500 | 0,018* |
Здоровье и общая адаптация | 55,53 | 46,83 | 310,500 | 0,039* |
Интегральный показатель | 54,15 | 46,76 | 303,000 | 0,030* |
Рациональный канал эмпатии | 4,23 | 5,12 | 319,500 | 0,041* |
Конфронтационный копинг | 62,22 | 47,89 | 286,000 | 0,035* |
Положительная переоценка | 40,32 | 55,76 | 285,000 | 0,012* |
*p ≤0,05; **p ≤0,01
Результаты анализа показали, что после участия в программе в экспериментальной группе снизился уровень эмоционального истощения, улучшилась самооценка и физическое состояние, уменьшился общий показатель выгорания, повысилось стремление к получению профессиональной помощи и поддержки. Кроме того, повысился уровень эмпатии, уменьшилось стремление к конфронтации и выросла направленность на позитивное переосмысление проблемных ситуаций.
Итак, в результате исследования мы можем заключить, что первая гипотеза о личностных предикторах устойчивости медицинских работников к профессиональной деформации личности подтвердилась частично. По нашим результатам, уровень развития эмпатии и направленность на социальную поддержку обнаруживают отрицательные корреляции с симптомами профессиональной деформации у медицинских работников, однако, стратегия планирования решения проблем и системная рефлексия не связаны с негативной симптоматикой. Вероятно, системная рефлексия и стратегия планирования решения проблем не способствуют конструктивному поведению личности в ситуации стресса, т.к. они связаны с попыткой объективного анализа ситуации, который в неблагоприятных условиях может быть затруднен, и может приводить к неверным выводам.
Вторая гипотеза о том, что в результате проведения программы, направленной на развитие личностных предикторов устойчивости к профессиональной деформации, у медицинских работников снизится уровень профессиональной деформации личности, подтвердилась: у медицинских работников снизился уровень выраженности симптомов профессиональной деформации, повысилась эмпатия и склонность к конструктивным копинг-стратегиям.
Таким образом, проведенное исследование вносит вклад в представления о личностных предикторах профессиональной деформации личности у медицинских работников. Программа, разработанная в результате исследования, может быть внедрена в практику в различных медицинских учреждениях, что позволит существенно снизить вероятность формирования синдрома профессиональной деформации у медицинского персонала.
References
1. Полевая М.В. и соав. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: Монография / М.В. Полевая и др. – М.: СВИВТ, 2017 - 189 с.2. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. 2014. №1. С. 55-62.
3. Суханова Е.И. Профессиональное выгорание медицинских сотрудников и его диагностика // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. 2022. №2 (36). C. 55-60.
4. Федорцова С.С., Ковярова В.А. Эмоциональное выгорание среди представителей профессиональной группы медицинские работники // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2021. №1. С. 91-97.
5. Худова И.Ю., Улумбекова Г.Э. Выгорание» у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2021. №7. С.44-63.