Implementation of the national health project in part of training personnel of middle medical level in the Sverdlovsk region

UDC 614.2
Publication date: 19.10.2023
International Journal of Professional Science №10(1)-2023

Implementation of the national health project in part of training personnel of middle medical level in the Sverdlovsk region

Реализация национального проекта «здравоохранение» в части подготовки кадров среднего медицинского звена в Свердловской области

Borisova M.V.,
Scientific adviser: Vidrevich M.B.
1. 3rd year student, master's degree, USUE, Ekaterinburg, Russian Federation
2. Ph.D. chem. Sciences, Associate Professor, USUE, Ekaterinburg, Russian Federation


Борисова М.В,
Научный руководитель: Видревич М.Б.

1. студент 3 курса, магистратура, УрГЭУ, г. Екатеринбург, РФ
2. канд. хим. наук, доцент, УрГЭУ, г. Екатеринбург, РФ
Аннотация: Статья посвящена вопросам решения проблемы обеспеченности медицинскими кадрами в Свердловской области посредством реализации Национального проекта «Здравоохранение». На основе статистического анализа обеспеченности средних медицинских кадров сделан вывод о наличии дефицита данных работников в Свердловской области. Усложняет ситуацию отрицательная динамика в данном вопросе. Решение данной проблемы предлагается в виде реализации Национального проекта «Здравоохранение». Рассматривается прием студентов на целевое обучение в медицинский колледж, который позволит обеспечить обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров среднего медицинского звена в соответствие с заявками медицинских учреждений области с последующим трудоустройством.

Abstract: The article is devoted to solving the problem of supply of medical personnel in the Sverdlovsk region through the implementation of the National Project “Healthcare”. Based on a statistical analysis of the supply of paramedical personnel, it was concluded that there is a shortage of these workers in the Sverdlovsk region. The situation is complicated by the negative dynamics in this matter. A solution to this problem is proposed in the form of the implementation of the National Project “Healthcare”. The admission of students for targeted training at a medical college is being considered, which will provide training, retraining and advanced training for mid-level medical personnel in accordance with the applications of medical institutions in the region with subsequent employment.
Ключевые слова: медицинские кадры, дефицит кадров среднего медицинского звена, профессиональное обучение.

Keywords: medical personnel, shortage of mid-level medical personnel, vocational training.


Любая профессиональная деятельность связана с наличием специфических стрессовых факторов, которые могут приводить к развитию профессиональных деформаций и выгорания личности. Особенно интенсивно профессиональный стресс проявляется у специалистов профессий типа «человек-человек», к которым относятся медицинские работники. Ситуация отягощается актуальными условиями, связанными с продолжением борьбы с пандемией коронавируса и её последствиями. В этой связи встает вопрос поиска путей профилактики профессиональной деформации личности у медицинских работников.

Профессиональная деформация относится к синдромам, возникающим под воздействием неблагоприятных условий профессиональной деятельности. Её можно определить как когнитивное искажение, основанное на психологической дезориентации личности в силу воздействия внутренних и внешних условий трудовой деятельности. Она является важнейшим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на эффективность профессиональной деятельности и общение с коллегами, формируя неблагоприятные качества, преобразующие стереотип профессионального поведения личности [1]. Одним из проявлений профессиональной деформации является синдром «эмоционального выгорания» [2].

Хотя различными исследователями выделены индивидуальные факторы профессиональной деформации личности медицинских специалистов, к которым относятся развитая саморегуляция, способность конструктивно взаимодействовать с пациентами и коллегами, наличие представлений о ценности своей профессиональной деятельности, развитое умение распределять время между работой и личной жизнью, реалистичные ожидания от работы и наличие значимых видов деятельности, не связанной с ней [3, 4, 5], до сих пор наблюдается некоторый недостаток программ, направленных на профилактику данного синдрома. В этой связи целью нашего исследования стало изучить и определить психологические факторы профилактики профессиональной деформации личности у сотрудников медицинских учреждений.

В исследовании приняли участие 60 медицинских работников: 41 человек женского и 19 человек мужского пола в возрасте от 23 до 49 лет; 20 человек – врачи различных специальностей и 40 человек – средний медицинский персонал. Исследование проводилось на базе санатория им. И.М. Сеченова в г. Ессентуки.

В исследовании использовались следующие методики: Тест выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой); Опросник «Отношение к работе и профессиональное выгорание» (ОРПВ) В.А. Винокура; Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; Опросник копинг-стратегий Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюковой и соавторов); Тест «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева. Гипотезами исследования стали: 1) устойчивость к возникновению профессиональной деформации личности у врачей и среднего медицинского персонала связана с определенными личностными предикторами: направленностью на конструктивные копинг-стратегии поиска социальной поддержки и планирования решения проблем, высокой эмпатией и развитой системной рефлексией; 2) в результате проведения программы, направленной на развитие личностных предикторов устойчивости к профессиональной деформации, у медицинских работников снизится уровень профессиональной деформации личности.

Первым этапом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе него для выявления личностных черт, связанных с профессиональной деформацией медицинских работников, был использован корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена. Значимые корреляции представлены в таблице 1.

Таблица 1

 Результаты корреляционного анализа показателей профессиональной деформации и личностных особенностей медицинских работников

Показатели профессиональной деформации личности Личностные особенности Коэффициент корреляции
Эмоциональное истощение Рациональный канал эмпатии -,393**
Эмоциональный канал эмпатии -,305*
Поиск соц.поддержки -,382**
Бегство-избегание ,353**
Интроспекция ,307*
Деперсонализация Самоконтроль ,344**
Интроспекция ,301*
Редукция личных достижений Рациональный канал эмпатии ,424*
Поиск соц.поддержки ,348**
Интроспекция -,312*
Эмоциональное истощение Рациональный канал эмпатии -,326*
Поиск соц.поддержки -,274*
Интроспекция ,341**
Напряженность в работе Рациональный канал эмпатии -,377**
Бегство-избегание ,288*
Интроспекция ,309*
Удовлетворенность работой и оценка ее значимости Рациональный канал эмпатии -,321*
Поиск соц.поддержки -,305*
Интроспекция ,298*
Самооценка качества работы Рациональный канал эмпатии -,333**
Интроспекция ,344**
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе Рациональный канал эмпатии -,270*
Общая самооценка Интроспекция ,315*
Здоровье и общая адаптация Рациональный канал эмпатии -,293*
Интегральный показатель Рациональный канал эмпатии -,326*
Поиск соц.поддержки -,308*
Интроспекция ,341**

*-корреляция значима на уровне p ≤ 0,05

**-корреляция значима на уровне p ≤ 0,01

Как мы видим из таблицы, показатели профессиональной деформации личности связаны с определенным спектром личностных характеристик, которые могут рассматриваться как личностные предикторы профессиональной деформации личности медицинских работников. Этими характеристиками являются низкая степень рациональной и эмоциональной эмпатии, предпочтение копинг-стратегий самоконтроля и избегания, слабая направленность на поиск социальной поддержки и выраженная рефлексия, основанная на фиксации на собственных переживаниях. Вероятно, данные черты поддерживают эмоциональную и поведенческую отстраненность от профессиональных ситуаций, снижают социальную активность личности и обусловливают её фиксацию на собственном «Я», что вызывает разнообразные негативные тенденции в отношениях с коллегами и пациентами, повышая уровень стресса.

Вторым этапом исследования была разработка и проведение программы формирующего эксперимента, направленной на профилактику профессиональной деформации у медицинских работников. Программа разработана с учетом высокой профессиональной нагрузки медицинских работников и включает 10 занятий по 1-1,5 часа длительностью. В рамках неё работа осуществлялась по двум направлениям: лекции и практические занятия, которые проводились друг за другом, причем лекция по определенной теме предшествовала практическому занятию. Всего программа включала 5 этапов:

  1. Целью первого этапа стало развитие представлений о профессиональной деформации и её основных симптомах у медицинских работников. На этом этапе проводилась лекция на тему профессиональной деформации, в рамках практического занятия осуществлялся анализ основных симптомов стресса у респондентов.
  2. Второй этап был направлен на ознакомление с основными факторами выгорания в рамках лекционной работы и групповой дискуссии.
  3. Целью третьего этапа было формирование способов преодоления профессионального стресса. Здесь медицинские работники знакомились с теоретическими представлениями о совладании со стрессом, а также с рядом практических упражнений, направленных на развитие саморегуляции.
  4. Четвертый этап был посвящен проблеме стрессоустойчивости и её развития. В рамках лекции были рассмотрены современные представления о стрессоустойчивости; на практическом занятии осуществлялась групповая дискуссия на тему основных качеств личности, устойчивой к стрессу, проводилась самооценка развития данных качеств у респондентов.
  5. На пятом, заключительном этапе, рассматривались основные ресурсы профилактики профессиональной деформации личности, проводились практические упражнения, направленные на развитие личностных и социальных ресурсов.

Для проверки эффективности программы выборка была разделена на две основные группы: контрольную и экспериментальную. В каждую группу вошли 30 человек: 10 человек – врачи, 20 человек – средний медицинский персонал. Далее был проведен сравнительный анализ показателей выгорания и личностных особенностей в контрольной и экспериментальной группе до проведения программы, который показал отсутствие различий.

После программы была проведена повторная диагностика и сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группе до и после программы (критерий Вилкоксона), а также сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группе после программы (критерий Манна-Уитни).  Значимые различия, выявленные в результате анализа, представлены в таблицах 2,3.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа показателей в экспериментальной группе до и после проведения программы

ПОКАЗАТЕЛИ До После Критерий Вилкоксона p
Эмоциональное истощение 19,27 13,43 -4,619 0,001***
Эмоциональное истощение – 2 52,6 41,83 -5,002 0,001***
Напряженность в работе 51,2 47,00 -4,6 0,001***
Самооценка качества работы 47,8 46,27 -2,862 0,004**
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе 46,2 42,07 -3,686 0,001***
Здоровье и общая адаптация 51,6 46,83 -3,464 0,001***
Интегральный показатель 49,7 46,76 -4,783 0,001***
Рациональный канал эмпатии 4,00 5,12 -2,694 0,007**
Общий уровень эмпатии 22,07 23,23 -2,248 0,025*
Поиск социальной поддержки 41,30 51,30 -2,670 0,008**
Положительная переоценка 51,43 55,76 -1,926 0,048*

*p ≤0,05; **p ≤0,01; ***p ≤0,001

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа показателей выгорания в контрольной и экспериментальной группе после проведения программы

ПОКАЗАТЕЛИ Контр. группа Эксп.группа Критерий Манна-Уитни p
Эмоциональное истощение 21,23 13,43 257,500 0,004**
Эмоциональное истощение – 2 51,60 41,83 320,000 0,045*
Помощь и психологическая поддержка коллег в работе 53,40 42,07 290,500 0,018*
Здоровье и общая адаптация 55,53 46,83 310,500 0,039*
Интегральный показатель 54,15 46,76 303,000 0,030*
Рациональный канал эмпатии 4,23 5,12 319,500 0,041*
Конфронтационный копинг 62,22 47,89 286,000 0,035*
Положительная переоценка 40,32 55,76 285,000 0,012*

*p ≤0,05; **p ≤0,01

Результаты анализа показали, что после участия в программе в экспериментальной группе снизился уровень эмоционального истощения, улучшилась самооценка и физическое состояние, уменьшился общий показатель выгорания, повысилось стремление к получению профессиональной помощи и поддержки. Кроме того, повысился уровень эмпатии, уменьшилось стремление к конфронтации и выросла направленность на позитивное переосмысление проблемных ситуаций.

Итак, в результате исследования мы можем заключить, что первая гипотеза о личностных предикторах устойчивости медицинских работников к профессиональной деформации личности подтвердилась частично. По нашим результатам, уровень развития эмпатии и направленность на социальную поддержку обнаруживают отрицательные корреляции с симптомами профессиональной деформации у медицинских работников, однако, стратегия планирования решения проблем и системная рефлексия не связаны с негативной симптоматикой. Вероятно, системная рефлексия и стратегия планирования решения проблем не способствуют конструктивному поведению личности в ситуации стресса, т.к. они связаны с попыткой объективного анализа ситуации, который в неблагоприятных условиях может быть затруднен, и может приводить к неверным выводам.

Вторая гипотеза о том, что в результате проведения программы, направленной на развитие личностных предикторов устойчивости к профессиональной деформации, у медицинских работников снизится уровень профессиональной деформации личности, подтвердилась: у медицинских работников снизился уровень выраженности симптомов профессиональной деформации, повысилась эмпатия и склонность к конструктивным копинг-стратегиям.

Таким образом, проведенное исследование вносит вклад в представления о личностных предикторах профессиональной деформации личности у медицинских работников. Программа, разработанная в результате исследования, может быть внедрена в практику в различных медицинских учреждениях, что позволит существенно снизить вероятность формирования синдрома профессиональной деформации у медицинского персонала.

References

1. Полевая М.В. и соав. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: Монография / М.В. Полевая и др. – М.: СВИВТ, 2017 - 189 с.
2. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. 2014. №1. С. 55-62.
3. Суханова Е.И. Профессиональное выгорание медицинских сотрудников и его диагностика // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. 2022. №2 (36). C. 55-60.
4. Федорцова С.С., Ковярова В.А. Эмоциональное выгорание среди представителей профессиональной группы медицинские работники // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2021. №1. С. 91-97.
5. Худова И.Ю., Улумбекова Г.Э. Выгорание» у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2021. №7. С.44-63.