Abstract: The article attempts to analyze the current state and trends in the influence of international criminal law norms on national criminal legislation in connection with Russia's withdrawal from a number of European conventions.
Keywords: denunciation, implementation, ratification, criminal law, source of law.
В 1990-е годы Россия буквально за несколько лет отказалась от смертной казни, реформировала уголовное право в духе гуманизации. Эти положения закреплены в европейских конвенциях, которые РФ ратифицировала. В 2023 году власти РФ решили расторгнуть (денонсировать) большую часть этих конвенций. Государственная дума 16 февраля 2023 года одобрила это решение. В рамках настоящего исследования была предпринята попытка провести ретроспективный анализ принятия этих актов, исследовать влияния их действия на национальное уголовное законодательство, и, попытаться спрогнозировать, что будет дальше.
Подавая заявку на вступление в Совет Европы в 1992 году, Россия стремилась создать единое правовое пространство с западными странами. Процесс затормозился по политическим причинам: из-за конституционного кризиса 1993 года и войны в Чечне. В адрес России выдвинули много требований: разработать законы, соответствующие европейским принципам и стандартам, ратифицировать конвенции и так далее.[1] Среди них были и политические. Например, признать неправильной концепцию деления государств на страны «дальнего» и «ближнего» зарубежья, когда вторые рассматриваются как зона особых интересов.
Тем не менее, Россию все равно приняли в Совет Европы в 1996 году. Условия были компромиссные: отмечалось, что правовая система РФ еще страдает «рядом недостатков», но должна стремиться их исполнять.
Всего по состоянию на 2021 год Россия подписала и ратифицировала почти 70 из 223 договорно-правовых актов Совета Европы.[7] Первые европейские конвенции одобрил еще СССР в 1990–1991 годах, когда не был членом Совета Европы: Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы и Европейскую культурную конвенцию.
Однако, если в 1990-е годы РФ хотела стать частью европейского правового пространства, то в последние годы, наоборот, отдалилась от него. Крупный конфликт случился в 2014 году, когда российскую делегацию в Парламентской ассамблее Совета Европы лишили основных полномочий из-за событий на Украине. Их вернули в полном объеме только пять лет спустя.[4]
Но после активизации боевых действий в прошлом году Комитет министров Совета Европы на внеочередном заседании принял решение немедленно исключить Россию из Совета Европы.[6] РФ хотела опередить его и выйти сама, но не успела. Это первый подобный прецедент исключения из Совета Европы.
После этого денонсация европейских конвенций в РФ была лишь вопросом времени. 17 января 2023 года президент Владимир Путин внес законопроект № 279220-8, а 16 февраля Госдума приняла ФЗ № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы».[8] Прекратившими действие в отношении Российской Федерации стали следующие международные договоры:
1) Устав Совета Европы от 5 мая 1949 года;
2) Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 года;
3) Протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 6 ноября 1952 года;
4) Второй протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (Положения, касающиеся членов Европейской комиссии по правам человека) от 15 декабря 1956 года;
5) Четвертый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (Положения, касающиеся Европейского Суда по правам человека) от 16 декабря 1961 года;
6) Пятый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 18 июня 1990 года;
7) Шестой протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 5 марта 1996 года;
8) Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года;
9) Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 года;
10) Протокол № 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения от 6 мая 1963 года;
11) Протокол № 3 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о внесении изменений в статьи 29, 30 и 34 Конвенции от 6 мая 1963 года;
12) Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней, от 16 сентября 1963 года;
13) Протокол № 5 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о внесении изменений в статьи 22 и 40 Конвенции от 20 января 1966 года;
14) Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 22 ноября 1984 года;
15) Протокол № 8 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 19 марта 1985 года;
16) Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией, от 11 мая 1994 года;
17) Протокол № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года;
18) Протокол № 15, вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, от 24 июня 2013 года;
19) Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 года;
20) Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года;
21) Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года.
Конституция предусматривает верховенство норм международных договоров над российскими законами (ч. 4 ст. 15). Но не перед Основным законом страны, что делало этот приоритет несколько двусмысленным. Все планируемые к денонсации конвенции значимы, поскольку более или менее успешно создавали вектор развития российской правовой системы, который можно охарактеризовать как гуманистический. Останется ли правовая система прежней, учитывая, что во многих законах РФ закреплены аналогичные права, что и в европейских конвенциях? Достаточно ли Конституции для правовой защищенности человека в нашей стране? Думаем, что да, в ней есть немало положений, на которые можно опереться законодателю, правоприменителю и судам для защиты прав человека. Обязательства, которые на себя берет государство, заключая международные договоры, как важный элемент механизма защиты прав человека в цивилизованном мире утрачивают свою силу и это совершенно очевидная тенденция.
Основополагающую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод ратифицировала Госдума большинством голосов в 1998 году. В конвенции, по сути, два небольших раздела: о правах человека на 17 статей и о порядке действия Европейского суда по правам человека на 32 статьи. Реально действующий механизм защиты прав в ЕСПЧ — то, что выделяет этот документ среди других международных договоров о защите прав человека.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод повлияла на Конституцию России. Судьи ЕСПЧ с 1998 по 2012 год, участники Конституционного совещания писали раздел прав и свобод граждан с учетом европейской конвенции.
Одно из главных изменений — отмена смертной казни под влиянием протокола № 6 от 1985 года к Европейской конвенции по правам человека, который устанавливал безоговорочный запрет такого вида наказания в мирное время. Российская Конституция 1993 года предусматривает эту меру как исключительную за особо тяжкие преступления против жизни с правом на суд присяжных (п. 2 ст. 20). Как уточняется в основном законе страны, это верно «вплоть до отмены» смертной казни, то есть положение переходное. Протокол № 6 в России так и не ратифицировали, но и смертную казнь перестали применять с 1996 года, когда РФ вошла в Совет Европы. Мораторий на нее установили двумя решениями Конституционного суда 1999 и 2000 годов.
Кроме того, Россия привела в соответствие с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод другие законы, например УК и УПК. Так, право ареста от прокуроров перешло к судьям (это предусматривает п. 3 ст. 5 Конвенции), которые должны обосновывать решение отправить человека в СИЗО (cт. 108 УПК).
В последнее время активизировались обсуждения идеи возвращения института смертной казни. Опрос Фонда общественного мнения показал, что 69% выступают за применение высшей меры.[3]
Участие России в Совете Европы и ее конвенции значительно повлияли на правовую систему РФ. В основном это происходило благодаря знаковым решениям ЕСПЧ по таким базовым проблемам, как условия содержания в тюрьмах, пытки, неисполнение судебных решений. Российский КС тоже нередко ссылался на европейские конвенции.
К важным правовым актам в сфере взаимодействия по уголовным вопросам относятся три Европейских конвенции:
— о выдаче 1957 года;
— о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года;
— о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 года.
Так, вторая из них позволяет запрашивать поручения, если нужны показания свидетелей, вещественные доказательства, материалы или документы, дает возможность вручать судебные повестки и постановления.
Глобально выход из этих конвенций не должен повлиять на международное сотрудничество в уголовной сфере, поскольку оно также гарантируется двусторонними договорами, которые заключены у России с большинством стран.
Кроме того, заменой договоров может стать международный принцип взаимности, который действует наряду с международными договорами (закреплен в ч. 1 ст. 457 УПК). Правда, в международном праве нет единого взгляда на принцип взаимности, он зависит от субъективного желания государств взаимодействовать друг с другом, учитывая политический фактор.[5]
Словом, соглашения и принцип взаимности — одно, а на практике другое.
Охлаждение отношений уже сказывается на исполнении западными странами российских запросов о международно-правовой помощи. И раньше на Западе с изрядной долей скепсиса относились к российским запросам о выдаче лиц в международном розыске, ссылаясь на частое нарушение прав человека в тюрьмах РФ. Однако, это скорее вопрос не выхода России из конвенций, а общего отношения к РФ с учетом внешнеполитических процессов.
Между тем Россия остается стороной порядка 40 конвенций и протоколов, открытых для государств, не членов Совета Европы, и наша страна готова продолжать участие в этих деполитизированных международных договорах, но только на равноправной основе, исходя из наших интересов и исходя из принципа равенства прав и обязательств.
Если говорить о других значимых составляющих международного права, влияющих на уголовного право РФ необходимо отметить Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. Речь идет о документе, подписанном от имени Российской Федерации в Страсбурге 27 января 1999 года и ратифицированном 25 июля 2006 года. Комитетом министров Совета Европы в рамках резолюции «О правовых и финансовых последствиях прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы» было принято решение прекратить полноправное членство РФ в Группе государств против коррупции (ГРЕКО). При этом Российская Федерация лишается права участия в обсуждении или принятии докладов, а также права голоса, напомнила член Комитета Совета Федерации по международным делам.[2] Конечно же на борьбу с коррупцией в России денонсация документа никак не повлияет: соответствующие нормы уже полностью включены в современное российское законодательство. Кроме того, Россия продолжает участвовать в других антикоррупционных международных соглашениях, в том числе в конвенции ООН против коррупции.
References
1. Заключение № 193 (1996) По заявке России на вступление в Совет Европы//https://docs.cntd.ru/document/901996602. Из каких соглашений вышла Россия. Парламентская газета. 20.02.2023 //https://www.pnp.ru/politics/iz-kakikh-soglasheniy-vyshla-rossiya.htmlysclid=lprawknv841269277
3. Опрос показал, сколько россиян выступают за возвращение смертной казни - РИА Новости, 03.03.2020 // https://ria.ru/20191101/1560486013.html
4. ПАСЕ вернула полномочия российской делегации в полном объеме// https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6596999
5. Принцип взаимности и исполнение решений иностранных судов// https://zakon.ru/blog/2019/8/19/princip_vzaimnosti_i_ispolnenie_reshenij_inostrannyh_sudov
6. Россия стала первой исключенной из Совета Европы страной//Ведомости 16 марта. 2022.// https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/03/16/913786-rossiya-isklyuchennoi-soveta-evropi
7. Совет Европы: система инструментов защиты прав человека. Мария Пейчинович-Бурич, Генеральный секретарь Совета Европы (СЕ)// Международная жизнь №2. 2022. https://interaffairs.ru/jauthor/material/2460
8. Федеральный закон № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» от 16 февраля 2023 г.