Abstract: The influence of international criminal law on criminal legislation and criminal policy of the state is extremely great. It occurs both at the institutional level and at the level of constructing the grounds for criminal liability (for international crimes, crimes of an international and transnational nature in the norms of the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation). The article discusses issues related to implementation, which is one of the ways to implement the mechanism of interaction between the norms of international and Russian criminal law. The author's assessment of the prospects for the development of Russian criminal law and international cooperation is proposed.
Keywords: implementation, international cooperation, international treaty, sovereignty.
Утверждение приоритета международного права перед внутренним законодательством предполагает использование международных принципов, норм и концепций во внутреннем праве. Это сочетается с механизмом разработки международно-правовых норм и решений, ответственностью за их выполнение и в то же время участием государства в обеспечении суверенитета народа и государства в целом.
Влияние международной правовой системы на внутреннюю правовую систему во многом определяется объективными факторами. В частности, историческая ситуация и отношения между государствами, процесс международной политики создают определенные предпосылки, благоприятные или неблагоприятные для этого. Имплементация международно-правовых актов включает в себя как различную практическую политическую, дипломатическую и экономическую деятельность государства, так и активацию собственных механизмов национальной правовой системы.[8] Международное и внутреннее право являются относительно независимыми правовыми системами и постоянно взаимодействуют. Таким образом, внутреннее уголовное право влияет на разработку и формирование международных договоров и соглашений по международному уголовному праву. Это влияние, прежде всего, находит выражение в формировании правосознания представителей государства при разработке международных соглашений, позиции государства на переговорах, использовании правовых категорий отечественного уголовного права при разработке определенных норм международных договоров. Во-вторых, Международный суд, включая арбитраж и третейское разбирательство, использует нормы внутреннего права в качестве юридических фактов для определения дела в качестве вспомогательного средства определения действия международно-правовых норм, необходимых для решения дела. Но, как мы уже подчеркивали, международное уголовное право фокусируется на одобрении определенных преступлений с использованием норм внутреннего уголовного права и назначении наказаний за определенные преступления.
И если влияние внутреннего права на международное право осуществляется в основном путем включения догм и норм внутреннего права в положения международного права, а также санкций за определенные преступления, то противоположный эффект возникает в основном на уровне имплементации норм международного права. Это воздействие осуществляется в виде трех основных правил: 1.установление и определение содержания признаков состава преступления; 2.определение и назначение наказания; 3. определение уголовной юрисдикции. Это воздействие осуществляется прямо и косвенно.[7]
Также можно говорить о расширении пределов уголовной юрисдикции российского государства в связи с преступлениями, представляющими международную опасность, под влиянием международных договоров. При этом необходимо учитывать влияние как специальных норм международного права, которые определяют уголовную юрисдикцию государств в связи с конкретным преступлением и устанавливают признаки таких преступлений, так и других норм международных договоров, которые определяют пределы уголовной юрисдикции государств в связи с конкретным преступлением. космическая сфера. Если они совершают преступления за пределами территории своего государства, то можно говорить о сужении пределов уголовной юрисдикции в результате действия международных договоров, как по отношению к иностранцам, так и по отношению к собственным гражданам.[8]
Конфликт между нормами международного и внутреннего права при решении этих проблем неизбежен. Наиболее актуальным вопросом остается сочетание их норм, трансформация и взаимовлияние, а также преодоление конфликтов.[4] В результате коллизионные ситуации требуют специальных механизмов разрешения, которые не ущемляют права отдельных стран.[9] Действительно, в международной политической системе усиливается «многополярность», а вектор интересов и их конфликты расширяются. Организация взаимодействия международного и внутригосударственного права в юридической литературе обоснованно рассматривается как необходимое условие эффективной борьбы с преступностью.
Международное право (международный договор) является частью законодательства страны, применяется принцип les derogat a priori, то есть международному праву предоставляются преимущества. Международные договоры вступают в силу на территории государства сразу после опубликования, после вступления в силу акта ратификации или присоединения. Международные договоры действительны на территории государства только после ратификации или вступления в силу закона о присоединении, а также после издания специальных законов, повторяющих действие договора. Этот метод часто упоминается в литературе как конверсия при любых обстоятельствах, обеспечивающая действие международных договоров на территории юрисдикция государства является важным элементом действительности договора и строго придерживается принципов pacta sunt servanda. [2]
Как уже упоминалось, Конституция Российской Федерации названа источником внутреннего права: I) общепризнанные принципы международного права; 2) общепринятые нормы международного права; 3) Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает такие формы признания международных обязательств: выражение согласия Российской Федерации на обязательность международных договоров, их подписание, обмен документами, составляющими международный договор; другой способ ратификации, утверждения, принятия, присоединения или выражения согласованного согласия сторон (статья 6). Конституция Российской Федерации также содержит положение о том, что нормы международных договоров применяются, когда международный договор, участником которого является Российская Федерация, устанавливает иные правила, чем те, которые предусмотрены законом (пункт 15 статьи 4).
Впервые на законодательном уровне было изменено общее правило о том, что приоритет международных договоров, участницей которых является Российская Федерация, устанавливается над положениями внутреннего законодательства. Это означает, прежде всего, что если международный договор содержит положения, отличные от тех, которые имеются в законодательстве, применяются положения этого Договора. Во-вторых, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры России оказывают прямое и непосредственное воздействие на территорию России. В то же время отраслевое законодательство также должно приводиться в соответствие с международными нормами, а государственные учреждения (включая суды) и все должностные лица должны соблюдать положения международных договоров, участницей которых является Россия.
Международным договором 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» и нормами о приоритете статьи 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»1996 года гарантируется «применение всеми судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В ходе рассмотрения дела судом установлено противоречие между общепринятыми принципами и нормами международного права, поведением государства или иного органа с международными договорами Российской Федерации (статья 5 Закона).[11] Нормы, закрепляющие приоритет международных источников в соответствии с Конституцией Российской Федерации, включены во многие акты российского права, в том числе и такую традиционно «невосприимчивую»[1] отрасль международного права, как уголовно-исполнительное право (статья 3 УИК Российской Федерации).
В то же время в Уголовном кодексе Российской Федерации четко не указан приоритет международных норм по отношению к нормам внутреннего права. Таким образом, статья 1 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает следующее:
«1. Уголовный кодекс Российской Федерации состоит из настоящего кодекса. В настоящий кодекс могут быть включены новые законы, предусматривающие уголовную ответственность.
- Настоящий кодекс основан на Конституции Российской Федерации и общепринятых принципах и нормах международного права».
Анализируемые нормы, с одной стороны, называют Конституцию России основой законодательства Российской Федерации, а также принципы и нормы общепризнанного международного права, с другой стороны, называют Уголовный кодекс исключительно источником уголовного кодекса России, поэтому по-видимому, международные нормы не оказывают прямого влияния на уголовный кодекс России. Таким образом, формы (правовые методы), учитывающие международные принципы и нормы в Уголовном кодексе России, связаны с механизмом реализации, их скоординированным внедрением во внутреннее законодательство.
Гармонизация внутреннего законодательства с договорными международно-правовыми нормами является не только правом, но и обязанностью каждого государства. Государство, принимая международные обязательства, обеспечивает их выполнение внутренними средствами, главным образом путем принятия внутренних норм. При заключении международных соглашений по борьбе с преступностью страны-участницы следят за тем, чтобы в их соответствующих законодательствах были установлены механизмы выполнения международно-правовых обязательств. Оценка возможности реализации последних в России может проводиться в соответствии с такими показателями, как социальные, политические, экономические, международные, региональные и правовые предпосылки.
Что касается взаимосвязи между международным и внутренним правом в определенных областях (в частности, в борьбе с преступностью), применение международного уголовного права, определенных международных договоров и соглашений может быть выражено в определенных национальных уголовных законах, особенно в отношении санкций за международные преступления или международных правонарушений. Но при любых обстоятельствах внутреннее законодательство не может противоречить международным соглашениям.[4] Унификация Уголовного Кодекса России и общепризнанных принципов и норм международного права с одной стороны, служит формой реализации принципов приоритета норм международного права над нормами российского уголовного права. С другой стороны, это основной способ устранения противоречий между ними. Внутренние нормы уголовного права, принятые во исполнение норм международных договоров, не заменяют и не модифицируют последние, а действуют дополнительно параллельно с ними, подчеркивая международно-правовое происхождение.
Имплементация норм международного права — это «процесс, посредством которого соответствующий субъект, к которому обращены нормы, действует в соответствии с их положениями».[5] В то же время, как и в других областях права, основным способом соблюдения норм международного права является непосредственное выполнение определенных правил поведения предполагаемым лицом.[3] Решение этой задачи возможно только при наличии оптимального имплементационного механизма как специфического правового и организационного инструмента, используемого субъектом международного права на международном и национальном уровнях для реализации предписания международного права.
Нормы международного уголовного права не являются самоисполняющимися, то есть необходимо внедрять дополнительные правовые механизмы. Имплементация — это тот самый механизм, который позволяет обеспечить выполнение этих норм. Эта предпосылка принципиально важна, поскольку закон как регулятор общественных отношений приобретает социально-правовое значение только при наличии механизма его реализации. Применение норм Уголовного кодекса является формой отраслевой юридической деятельности, особой формой уголовного права и уголовно-правовых отношений. Применение норм уголовного кодекса — это деятельность органов государственной власти специального субъекта, которая уполномочена государством и направлена на реализацию уголовно-правовых отношений, установленных законом и осуществляемых в процессуальной форме с изданием индивидуальных правовых актов, наделенных необходимой компетенцией. В результате нормы международного уголовного права, имеющие договорное происхождение, обладающие такими характеристиками, как обязательность и несамоприменимость, становятся органичной частью этого права и могут подлежать реальному правовому применению на уровне национального (общегосударственного) права только в том случае, если они включены в него. Необходимым условием для этого является его реализация в качестве особого юридического приема, обеспечивающего включение (признание) норм международного уголовного права во внутреннее уголовное законодательство. С формально-юридической точки зрения имплементация может найти отражение в принятии новых национальных уголовных законов, поправок и дополнений к существующим уголовным законам.
Имплементацию необходимо рассматривать как основной метод гармонизации российского и международного уголовного права, а совокупность этих правовых норм — как механизм внутригосударственной правовой имплементации.
References
1. Бирюков П. Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997. С. 41.2. Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. М, 1960; Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. М., 1981; Буткевич Л.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. М., 1982; Мюллерсон Р.А. Национально-правовая имплементация международных договоров // Советский ежегодник международного права. М, 1980; Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. М., 1979.
3. Калугин В. Ю. Международный механизм имплементации международного гуманитарного права // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 1. С. 29-37.
4. Лукашук И.И. Соблюдение международных обязательств по борьбе с преступностью - основная функция системы национальной безопасности // Преступность как угроза национальной безопасности. Материалы первой Международной открытой сессии «Modus Academicus» (г. Ульяновск, 4 -5 декабря 1997 г.). Ульяновск, 1998. С128. Международное уголовное право / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999. С. 29. Сунцов А.Е.; Трунцевский Ю.В, Теоретические проблемы имплементации норм международного уголовного права в России // Московский журнал международного уголовного права. 1997. № 2. С. 98-99.
5. Международное право / Под ред. Г. В. Игиатенко, О. И. Тиунова. М:, 1999. С. 175.
6. Международное уголовное право / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999. С. 32.
7. Степаненко В.И Влияние международных договоров на содержание и способ действия советского уголовного права. Свердловск, 1982.
8. Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право //Правоведение. 1995, № 3. С. 28.
9. Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика и соотношение // Правоведение. 1995. № 3. С. 5.
10. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 267-315. Шлиман М. Развивающаяся международная политическая система// Международная жизнь. 1995.
11. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»// СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1