Abstract: Active daily development of all spheres of human life leads to the emergence of an increasing number of factors that negatively affect the emotional state of the individual. This phenomenon is especially relevant in the field of professional activity, where the general dynamics of development and the psycho-emotional state of employees are interdependent. This article examines how individual psychological resistance to stress correlates with professional deformation and emotional burnout of employees. Descriptions of key concepts on this topic and the dynamics of the development of the consequences of negative impacts on the psyche in the process of performing work activities are also provided.
Keywords: professional deformation, emotional burnout, stress resistance, professional activity, psychological health.
В современном мире существует великое множество факторов, воздействующих на психоэмоциональное состояние человека. В частности, с данными факторами человек сталкивается на рабочем месте. Ситуации, оказывающие негативное влияние на психику и вызывающие стрессовое состояние способны привести человека к апатии, депрессии, вызывать бурный эмоциональный отклик, отражающийся на окружающих и множество других проявлений нарушения душевного равновесия [1]. Одним из таких проявлений стресса на рабочем месте является профессиональная деформация, под которой мы здесь подразумеваем когнитивное искажение и эмоциональную дезориентацию, обусловленную именно негативными факторами профессиональной деятельности.
Для любой организации сегодня стрессовое состояние ее кадров является одной из важнейших проблем, приводящей к заметным рискам, так как продуктивность рабочей деятельности напрямую зависит от психоэмоционального состояния кадров. Стрессоустойчивость становится одним из ключевых требований к соискателям в момент трудоустройства, так как подверженность профессиональной деформации и потеря трудоспособности напрямую зависит от индивидуальной психической устойчивости к факторам отрицательного воздействия.
Здесь следует обратиться к понятию стрессоустойчивости, которую мы охарактеризуем как способность противостоять воздействию на эмоциональный фон, вызывающему напряженность и отрицательный эмоциональный отклик, а также способность сохранять самообладание и адекватный взгляд на окружающую действительность под воздействием упомянутых факторов. Психиатры, специализирующиеся, в частности, на пограничном расстройстве личности, такие как А.Д. Адо, Ю.А. Аександровский, В.И. Лебедев, характеризуют стрессоустойчивость как «барьер психической адаптации» [2]. Под ним подразумеваются когнитивно обусловленные механизмы, направленные на самоконтроль и выработку нужной реакции на стресс.
В рамках изучения профдеформации и стрессоустойчивости нельзя не упомянуть о таком понятии как эмоциональное выгорание. Данный термин был введен еще в 1974 году психиатром Гербертом Фрейденбергом и связан с профессиональной деятельностью людей, тесно взаимодействующих с клиентами. В контексте современных научных исследований эмоциональное выгорание рассматривается как наиболее распространенная причина хронической усталости, влекущей потерю работоспособности и формирование профессиональной деформации. Состояние эмоционального выгорания в американской психологии конца XX века описывается наличием у личности проявлений как минимум одного из трех типов [2]:
- Эмоциональная истощенность, проявляющаяся как в физической усталости, так и в моральном истощении, ограничивающем эмоциональный спектр и психическое восприятие.
- Деперсонализация как расстройство самовосприятия и формирование отчуждения и апатии. Такое проявление влечет за собой открытое презрительное отношение к окружающей действительности, нормам морали, людям, стирает представление о благопристойности и стремление к соблюдению общепринятых правил поведения.
- Редукция профессиональных достижений, характеризующаяся снижением чувства собственной полезности, состоятельности, компетентности и эффективности. Данное проявление, как правило, возникает там, где к сотрудникам формируются завышенные требования и отсутствует поддержка сотрудников со стороны руководства и возможность профессионального развития.
Каждое из описанных состояний уже само по себе способно привести к профдеформации и возникает, в числе прочих причин, при недостаточной стрессоустойчивости.
Явление развития стресса на рабочем месте в современной науке рассматривается как процесс динамический с постоянной градацией проявлений [3]. В начале трудовой деятельности сотрудник поучает моральное удовлетворение и позитивные эмоции от выполнения работы, проявляет энтузиазм и инициативность, ответственность и исполнительность. Но по мере того, как количество обязанностей растет, увеличивается нагрузка и критичность оценивания его труда, энергетическая активность работника падает, при низкой стрессоустойчивости появляется тревожность.
Психологическое здоровье личности по сути своей является совокупностью обширного ряда характеристик, играющих роль в адекватной социальной адаптации, эффективной самореализации и устойчивости к негативным воздействиям. Показателями психологического здоровья выступают как социальное благополучие и реализация собственных талантов, способностей и амбиций на благо общества, так и отсутствие выраженных стрессоров и их последствий [4].
Если отдельно рассмотреть понятие благополучия, то здесь подразумевается возможность удовлетворения материальных и духовных потребностей личности с учетом доступности необходимых для данной цели ресурсов и условий. Ключевые характеристики личности, позволяющие достичь состояния психологического здоровья — это оптимизм, настойчивость, уравновешенность и самообладание, уверенность в себе и, конечно же, высокая стрессоустойчивость, потому как жизнь в социуме даже не предполагает возможности постоянного избегания стрессовых факторов и негативного воздействия.
Проявления негативного воздействия в процессе трудовой деятельности на состояние психологического здоровья довольно разнообразны и многогранны. Возникновение психопатологических проявлений, таких как усталость, снижение внимательности, мотивированности, интереса, ухудшение памяти и проявление апатии или агрессии, свидетельствуют наличии риска приобретения серьезного расстройства психики, последствия которого могут привести к непоправимому итогу [6]. Но даже незначительные проявления нарушения психологического здоровья отражается на продуктивности профессиональной деятельности, что зеркально ведет к дальнейшему упадку показателей личностных и профессиональных, поскольку в них наблюдается взаимообусловленность и прямо пропорциональная зависимость.
Потеря ощущения ценности и важности собственной деятельности и достижения, формирование низкой самооценки и ощущения собственной некомпетентности вследствие воздействия негативных факторов выражается позднее в психологической дисфункции. Вследствие чего наблюдаются такие признаки как:
— утрата ясности и логики мышления;
— рассеянное внимание и отсутствие концентрации;
— неспособность удерживания в памяти важной рабочей информации.
Вероятность развития данных признаков напрямую зависит от личностных характеристики, и, по большей части, от способности стойко и «безболезненно» переносить нахождение в стрессовых условиях. Данная способность иначе называют «чувством когерентности», которое в данном контексте мы можем охарактеризовать как уверенность личности в рациональности окружающей действительности и адекватной осмысленности собственного положения в мире. Такое восприятие формирует потенциал для «активного преодоления трудностей» [5].
Наблюдения показывают, что для сотрудников с различным уровнем стрессоустойчивости одни и те же условия труда могут служить как почвой для формирования нервного расстройства, так и стимулом для повышения работоспособности. При низком пороге негативного влияния у субъекта довольно быстро проявляются признаки психологической дисфункции, и происходит профессиональная деформация. Высокий порог восприимчивости к стрессорам позволяет не только сохранить продуктивность и работоспособность, но и повысить ее, воспринимая трудности как стимул к самосовершенствованию. В данном ключе стресс рассматривается как средство улучшения показателей без негативных последствий — дистресса [3].
В целом, все виды стресса, так или иначе, отражаются на жизни и деятельности человека. Сотрудники всегда будут по-разному реагировать на условия труда в зависимости от особенностей нервной системы. Одни будут проявлять так называемый «стресс льва», когда в процессе преодоления возникающих стрессоров человек демонстрирует активность, продуктивность и мобильность, мужественно справляясь с любыми препятствиями. Другие при малейших сложностях во взаимодействии и росте нагрузки демонстрируют дезорганизованность и снижение всех показателей, именуемые «стрессом кролика». Таким образом, мы можем прийти к выводу, что причиной профессиональной деформации является не сам стресс, а именно индивидуальная стрессоустойчивость личности. Но, тем не менее, следует понимать, что ресурс человеческой психики не безграничен, поэтому нельзя рассматривать любые стрессовые условия как благоприятные для сотрудников с высокой стрессоустойчивостью. В конечном итоге никто не может гарантировать, что не подвергнется рань или поздно эмоциональному выгоранию.
Выводы данного исследования актуальны для ознакомления не только рядовым сотрудникам, но и руководителям организаций и кадровым работникам. Для достижения высокой продуктивности предприятия и его развития необходимо создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Сотрудникам же во избежание последствий стрессового воздействия (так как самого стресса избежать невозможно), необходимо вырабатывать индивидуальную методику поведения, смягчающую негативное воздействие на психику. Важно осознавать не только неизбежность стресса, но и его положительную, стимулирующую функцию [2].
Помочь в преодолении восприимчивости к стрессам могут регулярные физические нагрузки и занятия спортом, так как именно работники офисов с малоподвижной деятельностью в большей степени подвержены негативному воздействию раздражителей. Внутренняя работа над собой и удовлетворение потребностей тоже способны изменить уровень восприимчивости. Так выделение времени хобби и любимым занятиям, медитационная практика, неформальное коммуникативное взаимодействие с коллегами, психотерапевтическая работа по борьбе с негативными эмоциональными проявлениями и множество других методик способны повлиять на характер восприятия стресса личностью.
Как мы уже упомянули, социокультурная динамика ежедневно повышает актуальность проблемы борьбы со стрессами. Поэтому, на наш взгляд, данная тема требует дальнейшей научной разработки и привлечения внимания сотрудников и руководства организаций.
References
1. Соловьев М. Н. Психологическая устойчивость личности как «инструмент» от стресса [Текст] / Соловьев М. Н. // Вестник Курганского государственного университета. - 2019. - № 2 (53). - С. 70-74.2. Д. В. Сергеева, Т. Н. Симакова Взаимосвязь профессиональной стрессоустойчивости и эмоционального выгорания личности в условиях трудовой деятельности / Д. В. Сергеева, Т. Н. Симакова [Электронный ресурс] // Электронный архив РГППУ: [сайт]. - URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23850/1/pt_2013_29.pdf (дата обращения: 08.04.2024).
3. Новикова Н. А. Стресс и жизнестойкость [Текст] / Новикова Н. А. // Психологические проблемы смысла жизни и акме. - 2021. - № 1. - С. 95-102.
4. Славина, Ю. Б. Исследование взаимосвязи индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудника / Славина, Ю. Б. [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы LV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). - Казань:Молодой ученый, 2023. - С. 32-37.
5. Сергиенко Е. А. Психологическое здоровье: субъективные факторы [Текст] / Сергиенко Е. А. // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2017. - № 4 (10). - С. 98-117.
6. Сережкина Е. В. Управление стрессом на рабочем месте: организационный подход [Текст] / Сережкина Е. В. // Российский журнал менеджмента. - 2019. - № 2. - С. 233-250.