The evolution of color perception and the influence of emotions in high school students (using the example of traditional Chinese and Russian flowers)

UDC 811
Publication date: 22.04.2024
International Journal of Professional Science №4-1-2024

The evolution of color perception and the influence of emotions in high school students (using the example of traditional Chinese and Russian flowers)

Эволюция цветового восприятия и влияние эмоций у старшеклассников (на примере традиционных китайских и русских цветов)

Jiang Zihui
Makarova Ksenia Viktorovna,

1. Master's degree 2nd year
Faculty of Art and Graphics
Institute of Fine Arts MPGU
2. candidate of pedagogical sciences,
Professor of the Department of Drawing
Faculty of Art and Graphics, Institute of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University


Цзян Цзыхуэй
Макарова Ксения Викторовна
1. Магистратура 2 курс
Художественно-графический факультет
Институт изящных искусств МПГУ
2. кандидат педагогических наук,
профессор кафедры рисунка
Художественно-графический факультет, Институт изящных искусств МПГУ
Аннотация: Цель данного исследования - изучить эволюцию цветового восприятия и его психологическое воздействие на старшеклассников, начиная с основ цвета в раннем детстве, углубленно анализируя характеристики традиционных цветов и фокусируясь на влиянии современных общественных тенденций на цветовую эстетику старшеклассников. Сначала в статье рассматривается эволюция восприятия цвета с раннего детства до старшей школы, что позволяет выявить постепенный процесс формирования цветового восприятия учащихся. Затем исследуется, как социальные факторы, такие как поп-культура и социальные медиа, формируют эстетическое восприятие цвета старшеклассниками. Сравнивая традиционные цветовые культуры Китая и России, автор выявляет общие черты и потенциальный культурный обмен в использовании цвета между двумя странами. Наконец, статья посвящена применению цвета в искусстве и арт-терапии, особенно тому, как помочь старшеклассникам достичь эмоционального выражения и эмоциональной разрядки через художественное творчество, а также изучению положительного влияния цвета на здоровье учащихся. В целом, данное исследование не только обогащает теоретическую систему психологии цвета, но и служит полезным пособием для образовательной практики.

Abstract: The purpose of this study is to explore the evolution of color perception and its psychological impact on high school students, starting with the basics of color in early childhood, analyzing in depth the characteristics of traditional colors, and focusing on the influence of modern social trends on the color aesthetics of high school students. First, the article examines the evolution of color perception from early childhood to high school, which allows us to identify the gradual process of developing students' color perception. It then examines how social influences such as pop culture and social media shape high school students' aesthetic perceptions of color. By comparing the traditional color cultures of China and Russia, the author identifies commonalities and potential cultural exchanges in the use of color between the two countries. Finally, the article focuses on the use of color in art and art therapy, especially how to help high school students achieve emotional expression and emotional release through artistic creativity, as well as exploring the positive effects of color on student health. Overall, this study not only enriches the theoretical system of color psychology, but also serves as a useful guide for educational practice.
Ключевые слова: психология цвета, старшеклассники, традиционные цвета.

Keywords: color psychology, high school students, traditional colors


  1. От малышей до старшеклассников: исследование эволюции цветового восприятия

Цветовое восприятие – важнейший аспект в развитии ребенка. Начиная с раннего детства и заканчивая средней школой, восприятие и понимание цвета у детей проходит сложный и интересный путь развития. Понимание этого процесса не только помогает педагогам лучше направлять своих детей, но и помогает родителям понять значение художественных начинаний своих детей.

Раннее детство: неосознанный выбор цвета.

Малыши обычно очень чувствительны к цветам, но их выбор цветов является неосознанным. Они склонны выбирать цвета, которые привлекают их эмоционально, являются яркими и живыми. Такой выбор может быть связан с эмоциональным состоянием ребенка или с тем, что его мозг больше тяготеет к этим цветам. Цветовое восприятие детей младшего возраста тесно связано с их когнитивным развитием и является важным способом, с помощью которого они начинают понимать окружающий мир.

Дошкольное детство: символизм цветов

По мере взросления дети начинают понимать символику цветов. Например, красный цвет может символизировать любовь или смелость, а синий – спокойствие или мудрость. На этом этапе дети начинают понимать, что цвета могут передавать определенные послания или эмоции, и начинают экспериментировать с цветами, чтобы выразить свои мысли и чувства.

Начальный школьный возраст: цветовые сочетания и контрасты

По мере поступления в начальную школу восприятие цвета у детей становится все более сложным. Они начинают понимать цветовые сочетания и контрасты, а также то, как использовать цвет для создания гармоничных картин. Дети на этом этапе обычно любят рисовать и экспериментировать с различными цветовыми сочетаниями, чтобы выразить свое воображение и раскрыть творческие способности. Учителя и родители могут способствовать развитию творческих способностей детей, поощряя их к изучению различных цветовых сочетаний.

Младший школьный возраст: начальное понимание теории цвета

После поступления в среднюю школу некоторые дети начинают проявлять интерес к теории цвета. Они начинают понимать, что такое основные, промежуточные и дополнительные цвета и как их можно использовать для создания определенных эффектов. На этом этапе дети могут попытаться изучить некоторые основы теории цвета, чтобы лучше ориентироваться в цвете. Учителя и родители могут направлять детей в изучении этой теории, но при этом необходимо следить за тем, чтобы не переусердствовать с техникой и не подавить творческий потенциал.

Старшие классы средней школы: более глубокое понимание цвета и индивидуальное самовыражение

К старшей школе многие ученики вырабатывают свои собственные уникальные цветовые предпочтения и стили. Они начинают углубленно изучать психологические эффекты цвета и то, как они могут использовать цвет для выражения своего мнения и эмоций. На этом этапе ученики обычно развивают высокий уровень навыков рисования и способны создавать впечатляющие произведения искусства. Учителя и родители должны поощрять своих детей продолжать исследовать свой собственный стиль и язык и выражать себя через искусство.

В заключение следует отметить, что восприятие цвета детьми, начиная с раннего детства и заканчивая старшими классами средней школы, представляет собой сложный процесс непрерывного развития и эволюции. Каждый этап имеет свои уникальные особенности и проблемы, которые требуют соответствующего руководства и поддержки со стороны педагогов и родителей. Понимая этот процесс, мы сможем не только лучше направлять наших детей, но и глубже понять их художественные творения и самовыражение.

  1. Влияние современных социальных тенденций на эстетическое представление старшеклассников о цвете

С прогрессом общества и развитием времени меняются все аспекты нашей жизни. Особенно в современном обществе появляются различные тенденции, которые по-разному влияют на нашу жизнь и меняют восприятие эстетики цвета старшеклассниками. В этой статье мы рассмотрим, как эти тенденции влияют на их восприятие красоты цвета.

Прежде всего, необходимо осознать, что эстетика цвета субъективна, и у каждого есть свои предпочтения и понимание. Однако социальные тенденции и популярная культура оказывают значительное влияние на эстетическое восприятие молодых людей. Например, в последние годы светлые и пастельные тона считаются особенно красивыми. Появление этой тенденции связано с быстрым темпом и высоким давлением современной жизни. В условиях напряженной и стрессовой жизни люди стремятся к комфорту и спокойствию, а светлые и пастельные тона как раз и вызывают такие чувства.

Старшеклассники находятся на этапе чрезвычайно быстрого физического и умственного развития. Они начинают мыслить самостоятельно, формируют собственные ценности и эстетику. В этом процессе нельзя игнорировать влияние социальных тенденций. Многие старшеклассники под влиянием поп-культуры начинают стремиться к эстетике светлых и мягких тонов. Они могут считать, что такие цвета лучше отражают внутренний мир и гармонию. Однако эта эстетическая концепция не означает исчезновение других цветов. На самом деле, каждый цвет имеет свой неповторимый шарм и значение. В современном многообразном обществе каждый имеет право выбирать свой собственный цветовой образ. Некоторые люди по-прежнему любят смелые цвета, потому что они яркие и страстные. Важно уважать выбор каждого, не отвергать и не обесценивать эстетику других людей, следуя определенным модным тенденциям.

Современные социальные тенденции оказали глубокое влияние на представление старшеклассников о цветовой эстетике. Бледные и пастельные цвета широко распространены, поскольку отвечают современному стремлению к комфорту и безмятежности. Однако каждый цвет имеет свою уникальную привлекательность, и мы должны уважать выбор каждого и поощрять их смело выражать свое мнение в многообразном обществе.

  1. Традиционные характеристики цвета на примере Китая и России

Цвет, как неотъемлемый элемент человеческой цивилизации, всегда был для людей важным средством выражения эмоций, передачи информации и украшения своей жизни. В многовековой истории Китая цвета также играли важную роль, как в качестве формы художественного выражения, так и в качестве носителя культуры.

Прежде всего, давайте поговорим о высокой чистоте традиционных китайских цветов. Чистота означает яркость цвета. В китайских традиционных цветах мы видим, что многие цвета имеют очень высокую чистоту, такие как насыщенный красный, ярко-желтый, небесно-голубой и так далее. Эти цвета высокой чистоты широко используются в традиционном китайском искусстве, таком как живопись, керамика и костюм. Формирование этой характеристики тесно связано со знаниями древних людей о цветах и технологиях производства красок.

В древние времена для получения этих высокочистых цветов людям часто приходилось проходить через утомительные процессы и тонкую очистку. В качестве примера можно привести красный цвет: в древности из киноварной руды добывали красный пигмент, который отличается высокой чистотой и ярким цветом. Аналогичным образом желтый цвет можно получить из растений, голубой медной руды и так далее. Эти рудные пигменты не только чисты по цвету, но и долговечны и способны сохранять свои яркие цвета в течение длительного времени. Именно высокая чистота этих минеральных пигментов придает традиционной китайской живописи, керамике и другим произведениям искусства их отличительные цветовые характеристики. Высокая чистота цвета делает изображение ярче, насыщеннее и визуально привлекательнее. Например, в традиционной китайской живописи художники часто используют краски высокой чистоты, чтобы передать суть вещей и эмоции, делая изображение более ярким и реалистичным.

Во-вторых, на формирование характеристики высокой чистоты традиционных китайских цветов также повлияли традиции. В традиционной китайской культуре красный цвет символизирует благоприятствование и процветание, а желтый — императорскую власть и достоинство. Эти цвета высокой чистоты наделяются особым культурным смыслом и символизмом и становятся для людей важным средством выражения своих эмоций и передачи сообщений. Например, на традиционных китайских свадьбах наряд невесты обычно красного цвета, символизирующий удачу и счастье, а в костюме императора желтый цвет символизирует королевское достоинство и власть.

Кроме того, цвета высокой чистоты широко используются в традиционной китайской архитектуре. В традиционных китайских дворцах, храмах и других зданиях мы можем увидеть украшения из цветов высокой чистоты. Эти цвета не только делают здания более красивыми и величественными, но и отражают эстетическую концепцию и культурный подтекст общества того времени. Например, в Запретном городе красные стены, желтые крыши и золотые украшения свидетельствуют о высокой чистоте цвета, характерной для традиционной китайской архитектуры.

Россию и Китай также объединяет сходство: насыщенность и глубина — доминирующие характеристики цвета. У России, стране, расположенной на евразийском континенте, богатая культура и история. В традиционных цветах России мы видим богатую и глубокую красоту. Эта красота отражается как в повседневной жизни и одежде русского народа, так и в его художественном творчестве.

Начнем с традиционной русской одежды. Русские национальные костюмы, например сарафаны, обычно выполнены в ярких цветах, таких как темно-синий, ярко-красный и золотисто-желтый. Эти цвета очень чистые и создают ощущение богатства и тепла. Особенно во время праздников и фестивалей русские люди предпочитают носить традиционные костюмы, чтобы показать свою любовь и гордость за свою национальную культуру. Узоры и вышивка на этих костюмах также отражают надежду русского народа на лучшую жизнь. Помимо костюмов, российская архитектура также отличается ярким колоритом. Будь то Красная площадь в Москве или Эрмитаж в Санкт-Петербурге, мы можем увидеть множество красных, желтых, синих и других цветов высокой чистоты. Эти цвета не только делают здания ярче, но и передают торжественную и таинственную атмосферу. В русской церковной архитектуре особенно важны золотой и зеленый цвета. Золото олицетворяет божественный свет, а зеленый – щедрость земли.

Формирование этого богатого и глубокого цветового характера тесно связано с природной средой и историей России. В России долгие и холодные зимы, и люди предпочитают теплые и яркие цвета, чтобы защититься от холода и добавить красок в свою жизнь. В то же время Россия — глубоко религиозная страна, и церковные и религиозные цвета занимают важное место в повседневной жизни.

Традиционные цвета России отражают богатую и глубокую красоту. Эта красота проистекает из уникальности природной среды, истории и культуры, а также из любви людей к жизни и стремления к красоте. В процессе знакомства с традиционными цветовыми решениями мы можем не только почувствовать страсть и жизненную позицию русского народа, но и глубже понять культуру и историю этой страны.

  1. Общие черты традиционных цветов в Китае и России

Китай и Россия — две страны с огромной территорией и долгой историей, каждая из которых обладает богатой и красочной культурой и традициями. Несмотря на различия в истории, географии и культуре, у них есть общие черты в традиционных цветах.

Во-первых, красный цвет занимает очень важное место в культуре обеих стран. В Китае красный цвет считается символом удачи, процветания и счастья. В России красный цвет имеет такое же позитивное значение, олицетворяя любовь, радость и страсть. Красный цвет является неотъемлемым элементом как китайских традиционных праздников, так и российских торжеств. Во-вторых, традиционные цвета обеих стран символизируют природу. В китайской культуре зеленый цвет олицетворяет жизненную силу и бодрость, он тесно связан с природой и жизнью. В России зеленый цвет имеет схожее значение: он символизирует новую жизнь, надежду и процветание. Это благоговение и любовь к природе отражены в традиционных цветах обеих стран. Кроме того, традиционные цвета обеих стран ассоциируются с религией и императорской властью. В Китае желтый цвет считается символом императорской власти, олицетворяя благородство и авторитет. Аналогично, в России желтый цвет также ассоциируется с императорской властью, поскольку царские одежды были желтыми. Эта символика императорской власти отражена в традиционных цветах обеих стран.

Наконец, традиционные цвета двух стран также имеют ярко выраженные региональные особенности. Благодаря географической среде, климатическим условиям и другим факторам традиционные цвета двух стран сочетаются с местным природным ландшафтом и национальными особенностями. Например, в северо-западном регионе Китая традиционные цвета в основном имеют землисто-желтый, серый и другие оттенки, которые гармонируют с местным природным ландшафтом; в то время как в северном регионе России в основном используются белый, синий и другие цвета, которые гармонируют со снежным и ледяным ландшафтом.

В целом, общие моменты китайских и русских традиционных цветов отражают, главным образом, значение красного цвета, почитание природы, символы императорской власти и выражение региональных особенностей. Эти общие черты отражают сходство между двумя странами в плане культуры, истории и географии.

  1. Цвет приносит ученикам душевное исцеление

 Существует ряд очевидных преимуществ для учащихся старших классов, когда они знакомятся с изобразительным искусством. Во-первых, искусство как форма самовыражения может помочь учащимся справиться со своим внутренним стрессом и эмоциями. Под давлением большой учебной нагрузки и продвижения по службе ученики могут испытывать тревогу и беспокойство, а создание произведений искусства дает выход эмоциональному катарсису, который помогает смягчить напряжение и сохранить психологическое равновесие.

Во-вторых, художественное образование может способствовать развитию творческих способностей и воображения учащихся. В процессе художественного творчества учащиеся могут дать волю своему воображению и творчеству, постоянно экспериментировать с новыми способами выражения и техниками. Этот дух творчества и исследования не только помогает улучшить художественное воспитание учащихся, но и формирует инновационные способы мышления и навыки решения проблем для будущей учебы и работы.

Кроме того, знакомство с искусством способствует развитию эстетических способностей и уверенности в себе. Оценивая и создавая произведения искусства, учащиеся могут постепенно развить чувствительность и понимание красоты и научиться ценить прекрасное в жизни. В то же время успешные художественные работы могут принести ученикам чувство достижения и уверенности в себе, а также помочь укрепить их самоидентификацию и чувство собственной ценности.

Как преподаватели, мы также должны внедрять искусство в учебный процесс. Польза от приобщения старшеклассников к изобразительному искусству и арт-терапии многообразна: от психологического равновесия и развития творческих способностей до совершенствования эстетического вкуса и уверенности в себе. Поэтому мы должны поощрять старшеклассников к активному участию в занятиях арт-терапией для укрепления их физического и психического здоровья и общего развития.

References

1. Иттен Иоханнес. Искусство цвета. Пер. с нем. Л. Монаховой. - 4-е изд. — М.: Д. Аронов, 2007. - 94 с.
2. Серов Н.В. Символика цвета. — СПб: Страта, 2019. — 196 с.
3. Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобраз. искусство"- Изд. 4-е, испр. — М.: ОНИКС, 2005. - 303 с.
4. Вэнь Лин "Дискуссия о преподавании цвета в художественном образовании начальной школы" 2022 стр. 163-165 "Учебный еженедельник"
5. Цю Юконг "Исследование по применению цветового обучения в художественном образовании начальной школы" 2022 Страницы 101-103 "Популярные цвета"
6. Ван Сяосяо "Исследование по применению цветового обучения в художественном образовании начальной школы" 2021 г. Страницы 259-260 "Научно-фантастическая графика"