Oratorical art as an important component of professional training of journalists: training methods and practical skills

UDC 37
Publication date: 28.05.2024
International Journal of Professional Science №5-1-2024

Oratorical art as an important component of professional training of journalists: training methods and practical skills

Ораторское искусство как важный компонент профессиональной подготовки журналистов: методы обучения и практические навыки

Presnov Anton Alexandrovich,
Associate Professor of the Department of Social, Philosophical and Political Sciences, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Sevastopol State University"


Преснов Антон Александрович,

доцент кафедры «Социально-философские и политические науки», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Аннотация: В статье рассматриваются разные техники произнесения речи, методы обучения ораторскому искусству. Студентам на протяжении многих лет обучения предоставляется возможность освоить искусство ораторского выступления на практических занятиях, семинарах, выступлений на конференциях. Приёмы и методы, которые автор рассматривает в данной статье, поможет будущим выпускникам журналистского факультета понять формулу успешного владения мастерством публичного выступления и достичь успеха в выбранной профессии.

Abstract: The article discusses different techniques of speech delivery and methods of teaching public speaking. Over the course of many years of study, students are given the opportunity to master the art of public speaking in practical classes, seminars, and presentations at conferences. The techniques and methods that the author discusses in this article will help future graduates of the journalism faculty understand the formula for successfully mastering the skill of public speaking and achieve success in their chosen profession.
Ключевые слова: ораторское искусство, журналистика, студенты, методы обучения, техника речи, профессиональная подготовка.

Keywords: public speaking, journalism, students, teaching methods, speech technique, professional training.


Искусство использования слова всегда было невидимым, но очень сильным рычагом для развития культуры. Поэтому и сегодня серьезным является вопрос об освоении ораторского мастерства представителями сферы культуры, а в частности журналистами. С.О.Каримова считает, что журналистов необходимо учить не только тому, как правильно донести до аудитории новости, что сказать, чтобы помочь сформироваться общественному мнению, но и рассказывать им о том, что именно от них зависит развитие русского языка или, наоборот, его уничтожение из-за подмены русских слов сленгом и заимствованиями [3,152]. Основные элементы профессионализма корреспондентов — это авторский стиль специалиста, развитость его речи, способность грамотно излагать мысли и доносить смысл произошедших событий, умение выстраивать структуру рассказа и точно передавать необходимые факты. На самом деле, культура речи журналистов формирует отношение людей к произошедшему событию и в целом к просмотренной программе.

Сегодня лингвисты отмечают появление феномена «антиграмотности», в основе которого лежит засорение русского языка заимствованными словами, различными типами сленга и жаргоном. Корреспондентам важно работать над произношением звуков, речевым дыханием и интонацией. Это позволит поставить речь, чтобы аудитории было интересно слушать оратора, и она эффективней воспринимала содержание выступления за счет воздействия на сознание и воображение людей.

Если мы говорим про сферу журналистики, то ораторское искусство здесь является ничем иным, как методом обмена информацией с аудиторией. Мы можем выделить некоторые составляющие речевой культуры корреспондентов, которые позволяют выстраивать эффективное взаимодействие с людьми:

  1. Построение рассказа с помощью грамотно составленной структуры, необходимых тезисов и фактов.
  2. Информационная насыщенность, отсутствие речевой избыточности, эмоциональная окраска речи.
  3. Выстраивание эффективной коммуникации с аудиторией, которая является обязательным элементов качественного взаимодействия журналиста со слушателями.
  4. Положительное речевое воздействие со стороны корреспондента на его слушателей [1,31].

Профессиональному журналисту необходимо уметь максимально точно доносить новости до аудитории, чтобы слушателям было понятно, о чем он рассказывает, в чем смысл выступления, что самое важное хотел донести корреспондент. Поэтому специалистам следует уделять внимание ключевым аспектам подготовки профессиональной речи, которая состоит из:

  1. Развитие логического мышления, чтобы уметь выстраивать выступление структурно.
  2. Освоение лексики для расширения словарного запаса и развития умения правильно выбирать слова.
  3. Выстраивание речевой стилистики для того, чтобы уметь подбирать стиль выступления под определенную ситуацию.
  4. Развитие таких навыков, как дикция, четкость голоса, ритм и темп речи.
  5. Изучение грамматики и синтаксиса русского языка, чтобы выстраивать речь согласно общепринятым правилам.
  6. Развитие умения пользоваться жестами, мимикой и взглядом, чтобы уметь передавать настроения с помощью совокупности телодвижений [4,98].

Изучив ключевые положения научных трудов в области ораторского искусства, мы выделили ряд приемов, которые помогают журналистам выстраивать качественное выступление:

  1. Необходимо делать паузу перед началом выступления. То есть после того, как оратор выйдет на публику, следует выдержать короткую паузу, чтобы добиться внимания всей аудитории.
  2. Рекомендуется начинать выступление с простой, короткой, но интересной фразы. Именно в первые 30 секунд люди формируют свое отношение к оратору.
  3. Можно вставить в начало выступления интересную поучительную историю из жизни или рассказать о произошедших недавно событиях.
  4. При составлении главной мысли выступления следует руководствоваться правилом, что она должна быть короткой и емкой. Но после ее высказывания можно перейти к более широкому объяснению и приведению примеров.
  5. Если оратор использует цитаты, то важно следить, чтобы аудитория была знакома с тем, кого он цитирует.
  6. Не нужно забывать об остроумии. Но использовать шутки и смешные истории рекомендуется в правильное время и не стоит переусердствовать с юмором.
  7. Не следует взаимодействовать с аудиторией с опущенными к тексту глазами. Если вы не знаете текст и читаете его с листа, то лучше пользоваться техникой СОС: смотреть — остановиться — сказать. Она работает следующим образом: вы смотрите в текст, запоминаете часть из него, поднимаете глаза, останавливаетесь и начинаете рассказывать.
  8. Можно использовать прием Черчилля, который составлял выступления на бумаге. Но он не просто писал сплошной текст, а делал это своим методом: прописывал фразы в столбик, как стихи.
  9. В течение выступления важно делать паузы или задавать слушателям вопросы. Это позволит эффективновзаимодействовать с аудиторией и проверять ее реакцию на речь.
  10. Необходимо позаботиться и о финале, так как он может помочь исправить впечатление о выступлении в целом. Нужно сфокусировать внимание аудитории на главном и оставить приятное впечатление у публики.

Под устной речью понимают форму речевой деятельности, которая возникает в процессе речевых высказываний в звуковой форме, то есть во время говорения. Специфика устной речи включает: короткие предложения без сложного построения, использование различных типов предложений (вопросительных, побудительных и т.д.), подбор лексики исходя из ситуации. В основе грамотной и эффективной устной речи лежит развитый навык словесной импровизации. Именно от него, а также от речевого опыта оратора и конкретной ситуации зависит качество речи корреспондента. Восприятие выступления аудиторией будет лучше, если скорость устной речи говорящего и умственная деятельность слушающего будут схожи. Человек способен воспринимать до 400 слов в минуту. Однако обычно люди воспроизводят примерно 125 слов в минуту. Если корреспондент не владеет устной речью и ведет рассказ без эмоционального окраса, то со стороны аудитории возможно отсутствие внимания к выступлению. Особенно, если журналист говорит очень быстро или очень медленно. Но если оратор отлично владеете устной речью и говорит спокойно и плавно, то слушатели хорошо воспринимают содержание выступления.

Одним из ключевых критериев при оценке устной речи журналиста является техника речи. Ряд исследователей воспринимают термин «техника речи», как непосредственный процесс говорения.

К технике речи относят постановку правильного речевого дыхания, работу над дикцией и интонацией, формирование речевого слуха. Можно сказать, что именно от техники речи зависит результативность выступления. Отличное развитие данного качества помогает донести до слушателя максимум смысла прочитанного или рассказанного текста. Поэтому журналистам, как никому другому, важно работать над техникой речи, чтобы повышать уровень ораторского мастерства.

Давайте рассмотрим элементы речи, которые позволяют ей звучать красиво:

  1. Дикция. Для развития данного элемента речи следует использовать скороговорки. Это могут быть обычные скороговорки, которые нужно произносить сначала медленно, а потом постепенно наращивать темп.
  2. Сила звука. Нужно уметь менять громкость голоса, чтобы заинтересовывать аудиторию и эффективнее доносить до нее свои мысли. Если голос журналиста слишком громкий, то нужно учиться говорить с полуоткрытым ртом. Если же слишком тихий, то следует, например, читать стихи или рассказы вслух с выражением.
  3. Речевое дыхание. С помощью специальных упражнений по развитию дыхания можно сделать голос более благозвучным и низким, а произношение более четким. Только научившись правильному речевому дыханию журналист полностью овладеет своим голосом.
  4. Темп. Не стоит говорить слишком быстро или слишком медленно. Лучше если речь корреспондента будет плавной и размеренной, чтобы более качественно и понятно доносить мысли до слушателей. Перед началом выступления рекомендуется успокоиться, так как темп речи во многом зависит от внутреннего состояния оратора.
  5. Интонация. Развить навык смены интонации можно также за счет чтения различной литературы вслух с выражением.

Многие начинающие корреспонденты совершают ряд ошибок, которые делают их речь неинтересной и безэмоциональной. Поэтому рекомендуется работать над навыком смены интонации, умением делать паузу в нужном месте и в нужный момент, чтобы привлечь внимание аудитории, а также прорабатывать темп речи, от которого во многом зависит понятность и интересность рассказа. Специальные приемы позволят разнообразить выступление и привлечь внимание слушателей.

Довольно серьезным здесь является вопрос развития способности невербальной передачи информации, то есть с помощью жестов и мимики. Так, при помощи слов человек передает только 7% информации, при помощи звуков — 38%, а при помощи жестов и мимики — 55%. [5,110]. Поэтому важно развивать в себе навык невербальной передачи информации. Как правило, в повседневной жизни люди пользуются рядом основных эмоций: радость, удивление, отвращение, печаль и страх. Корреспонденты должны владеть ими на высшем уровне, чтобы выступления были максимально интересными, потому что, как мы уже сказали, именно невербально человек передает основную часть информации.

Делаем вывод, что для того, чтобы полностью овладевать вниманием слушателей, заинтересовывать их, вызывать нужные эмоции и чувства по отношению к определенному событию, корреспондент должен постоянно повышать уровень ораторского искусства, отрабатывать технику речи и развивать навык выступления на публике. Это задачи, решение которых позволит журналистам усовершенствовать речь и повысить уровень речевой культуры, что является важным не только для корреспондента, но и в целом для культурного человека. Развитие ораторского искусства требует много времени и сил. К тому же, это непрерывный процесс, который должен продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста.

References

1. Введение в профессию. Журналистика: учебное пособие для бакалавров. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. – 84 с.
2. Волков А. А. Основы русской риторики. - М., 1996. – 313 с .
3. Каримова С.О. Использование новейшей методики ораторского искусства в журналистике // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-1. – С. 152-155
4. Олешко В.Ф. Психология журналистики: Учебник и практикум / В.Ф. Олешко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c
5. Риторика: Учебное пособие / Авт.сост. И. Н. Кузнецов. – 8-е изд., стер. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. - 558 с.