Abstract: To effectively pass the certification procedure, a modern teacher must meet many requirements related to the level of his professionalism, readiness to use innovative teaching methods, a creative approach to teaching, as well as active research activities. Research skills are an integral part of a teacher’s general professional competencies, and the project, methodological and scientific work he carries out is a source of increasing his pedagogical status and professional abilities. This article will discuss the essence of a teacher’s research activity, its main directions and related problems that may arise during the certification procedure.
Keywords: research activity, certification, research skills, teacher competencies, problems of research work.
Сегодня работа педагога в образовательном учреждении неразрывно связана с его способностью осуществлять деятельность в меняющихся условиях, при повышенных требованиях к образовательному процессу. При этом важную роль играет исследовательская деятельность (далее — ИД). Это связанно с тем, что работа школьного педагога носит на сегодняшний день многофункциональный характер, включая сразу несколько различных видов деятельности: методическую, педагогическую, организаторскую, а также исследовательскую. Последняя приобретает особое значение, так как именно в процессе ИД у педагога реализуется преобразовательная и творческая установка к выполнению своих профессиональных задач.
Многие современные авторы рассматривают особенности исследовательской детальности педагогов, в частности такие, как: О.Б. Пирожкова [4], З.И. Исаева [2], С.П. Свидерская [5], И.И. Ващук [1], Ю.А. Каверин [3] и др.
Формирование личности педагога имеет взаимосвязь с увеличением его активного участия в работе, самомотивацией, стремлением к дальнейшему профессионально-личностному росту и расширению собственного потенциала.
Таким образом, ИД – это один из видов самореализации учителя в выбранной профессии. При этом современная система образования также нуждается в педагогах – исследователях, которые освоили необходимые методы и успешно применяют их для развития технологии обучения, стремятся к поиску инновационных методик построения учебного процесса.
Следовательно, научно-исследовательская деятельность педагога – это та часть его профессиональной работы, которая подразумевает систему определенных компетенций, личностных характеристик, навыков и умений, способствующих эффективному проектированию и реализации педагогической исследовательской работы.
В своей исследовательской работе педагог может изучать и анализировать вопросы, которые касаются технологии обучения конкретной дисциплине, организации учебной деятельности, развития определенных умений у школьников и т.д. Выбранные им направления для исследования могут быть обусловлены личностными предпочтениями, полученным профессиональным опытом, актуальностью для образовательного процесса в целом и т.д.
Для успешного выполнения ИД необходимо чтобы педагог обладал следующими группами компетенций:
1) компетенции, связанные с высоким уровнем теоретических познаний, которые необходимы педагогу для успешного выполнения исследовательской работы;
2) компетенции, которые связаны с наличием практических навыков проведения ИД и оформления её результатов.
3) личностные компетенции, которые включают определенные индивидуальные качества, необходимые для успешного выполнения исследовательской работы, в частности такие как наблюдательность целеустремленность, креативность и т.д.
Также особую важность приобретает мотивационный компонент, который выражается в осознанном желании педагога выполнять исследовательскую работу и достигать в ней высоких результатов.
Педагог, выполняющий исследование в выбранной области, должен обладать определенным типом мышления, которое включает в себя следующие компоненты:
— поисковые умения, связанные с подбором необходимых для ИД информационных источников;
— аналитические умения, связанные с изучением большого объема информации, её обобщением и классификацией, нахождением главного и второстепенного и т.д.;
— умения, связанные с выявлением взаимных связей между отдельными процессами и явлениями, связанными с предметом исследования, а также определением ключевых противоречий;
— умения, которые связаны с проведением и фиксацией наблюдений, а также анализом полученных данных, выделением наиболее значимых фактов наблюдения;
— уверенное владение основными методами научного познания, как теоретическими, так и эмпирическими;
— понимание общенаучных принципов и следование им в процессе исследовательской деятельности;
— знание структуры проведения научного исследования и всех его компонентов, а также верного формата предоставления результатов, в том числе в рамках аттестационных процедур.
Опыт исследовательской деятельности во многом связан с понятием современного педагога – высококвалифицированного специалиста, занимающегося поиском инновационных решений в сфере обучения. Можно выделить несколько критериев, по которым можно охарактеризовать «передового» педагога:
— новизна его исследовательской и педагогической деятельности;
— высокий уровень эффективности его работы, подтвержденный результатами педагогической и исследовательской деятельности;
— следование в процессе учебной деятельности современным методикам и технологиям;
— сохранение стабильно высоких результатов деятельности;
— творческое переосмысление чужого педагогического опыта и т.д.
Необходимо отметить, что большинство требований к современному педагогу закреплены на уровне профессиональных стандартов, согласно которым педагог должен быть активным участником инновационной деятельности, а также находить и обосновывать новые педагогические идеи, уметь эффективно организовывать ИД учащихся. Это подтверждает необходимость наличия у педагога ключевых компетенций, связанных с выполнением исследовательской работы, в частности таких как критическое мышление, аналитические способности, рефлексия и т.д. Без них будет практически невозможно добиться значимых результатов, в том числе получить высокую профессиональную категорию [6].
ИД педагогов может быть осуществлена в рамках нескольких основных направлений:
– ИД, реализуемая в процессе деятельности определенного методического объединения;
– ИД, которая осуществляется в процессе самообразования педагога и носит инициативный характер;
– ИД, которая связана с прохождением педагогом процедуры аттестации; Первое, из перечисленных направлений в основном носит эпизодический характер. Педагог готовит тематические доклады для коллег, связанные с исследованием и анализом имеющихся источников информации по методике и технологии обучения. Это помогает произвести фиксацию педагогического опыта, обозначить определенную проблему, что, в сущности, представляет собой начальный этап исследовательской работы.
По-настоящему эффективная ИД неразрывно связана с мотивацией педагога, целенаправленным стремлением сформулировать и изучить эмпирически новую технологию, или методику обучения, а также подтвердить значимость тех результатов, которые были получены. При этом педагог проводит структурированное исследование, в котором присутствует констатирующий, формирующий и контрольный этапы [3].
В процессе ИД педагог воплощает теоретические идеи в собственный профессиональный опыт, которым впоследствии делиться в рамках научных и методических семинаров, педагогических конференций, или конкурсов. В некоторых случаях исследовательская работа становиться основанием для дальнейших исследований в выбранной области, в том числе связанных с написанием и публикацией методических рекомендаций и пособий.
В рамках данной статьи особое внимание отводится направлению исследовательской деятельности, связанному с прохождением аттестации.
Аттестация педагогов проводится на регулярной основе для оценки их профессиональной работы, соответствия компетенций и навыков занимаемой должности. Также она может быть проведена по инициативе педагогического работника, для повышения квалификационной категории.
Процедура аттестации педагога может выполнять несколько основных задач:
— учет тех требований, которые предъявляют ФГОС к преподавательскому составу образовательных организаций, выполняемой педагогами работы и наличием необходимых компетенций;
— улучшение качественных показателей педагогической работы и её результативности;
— выявление необходимости в прохождении педагогами дополнительного профессионального обучения;
— осуществление дифференцированного подхода к определению необходимого размера оклада педагогических работников, который будет учитывать присвоенную категорию, а также объем проведенной педагогической работы.
С аттестацией периодически сталкивается каждый педагог. При этом ИД является непременным условием успешного прохождения данной процедуры. Педагог должен обобщить результаты собственной деятельности и приобретенный за годы практики опыт, предоставить соответствующее портфолио [2].
Однако у педагога могут возникнуть определенные затруднения, не позволяющие ему эффективно реализовать ИД, в частности в рамках прохождения процедуры аттестации:
1) Чрезвычайно высокая степень загрузки основной педагогической работой, что приводит к недостатку времени для проведения полноценной исследовательской работы;
2) Недостаток необходимых знаний, связанных с теоретическими аспектами построения ИД, её эффективному планированию и определению оптимальной структуры;
3) Недостаток опыта проведения эмпирических исследований и оформления полученных результатов, разработке материалов методического характера;
4) Недостаток мотивации к осуществлению ИД, отсутствие личностного стремления к поиску инновационных идей и разработке новых педагогических методик и технологий.
Таким образом, исследовательская деятельность педагога представляет собой важнейшую часть его профессиональной работы, в том числе связанной с успешным прохождением процедуры аттестации. Она позволяет не только повысить свою категорию, но и расширить педагогический и научно-исследовательский опыт, способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом.
References
1) Ващук И.И., Пугач И.С., Алексеев А.Э. К вопросу о научно-исследовательской деятельности. Наука и образование. 2022; № 2.2) Исаева З.И. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя математики. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 169-171.
3) Каверин Ю.А. Научно-исследовательская деятельность учителя в системе непрерывного образования как фактор развития педагогического мастерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/ docs/index-96280.html (дата обращения: 14.05.2024).
4) Пирожкова О.Б., Бубнова И.С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика. Педагогическая перспектива. 2022; № 1 (5): 3-9.
5) Свидерская С.П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – №4. – С. 46–65.
6) «Исследовательская деятельность современного учителя» // URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/8/articles/878?ysclid=lw7cwua8qb467458052 (дата обращения 13.05.2024)