The main problems of teacher research activities within the framework of the certification procedure

UDC 37
Publication date: 28.05.2024
International Journal of Professional Science №5-1-2024

The main problems of teacher research activities within the framework of the certification procedure

Основные проблемы исследовательской деятельности педагога в рамках прохождения процедуры аттестации

Yakovlev Ruslan Dmitrievich,
Babich Yulia Mikhailovna,

1. Master's student, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen St. Petersburg
2. Master's student, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen St. Petersburg


Яковлев Руслан Дмитриевич,
Бабич Юлия Михайловна,

1. Магистрант, РГПУ им А.И.Герцена Санкт-Петербург
2. Магистрант, РГПУ им А.И.Герцена Санкт-Петербург
Аннотация: Для эффективного прохождения процедуры аттестации современный педагог должен соответствовать множеству требований, связанных с уровнем его профессионализма, готовностью к применению инновационных методик преподавания, творческому подходу к обучению, а также ведением активной исследовательской деятельности. Исследовательские навыки представляют собой неотъемлемую часть общепрофессиональных компетенций педагога, а осуществляемая им проектная, методическая и научная работа является источником повышения его педагогического статуса и профессиональных способностей. В данной статье будет рассмотрена сущность исследовательской деятельности педагога, её основные направления и связанные с ней проблемы, которые могут возникать в рамках прохождения процедуры аттестации.

Abstract: To effectively pass the certification procedure, a modern teacher must meet many requirements related to the level of his professionalism, readiness to use innovative teaching methods, a creative approach to teaching, as well as active research activities. Research skills are an integral part of a teacher’s general professional competencies, and the project, methodological and scientific work he carries out is a source of increasing his pedagogical status and professional abilities. This article will discuss the essence of a teacher’s research activity, its main directions and related problems that may arise during the certification procedure.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, аттестация, исследовательские навыки, компетенции педагога, проблемы исследовательской работы.



Keywords: research activity, certification, research skills, teacher competencies, problems of research work.


Сегодня работа педагога в образовательном учреждении неразрывно связана с его способностью осуществлять деятельность в меняющихся условиях, при повышенных требованиях к образовательному процессу. При этом важную роль играет исследовательская деятельность (далее — ИД). Это связанно с тем, что работа школьного педагога носит на сегодняшний день многофункциональный характер, включая сразу несколько различных видов деятельности: методическую, педагогическую, организаторскую, а также исследовательскую. Последняя приобретает особое значение, так как именно в процессе ИД у педагога реализуется преобразовательная и творческая установка к выполнению своих профессиональных задач.

Многие современные авторы рассматривают особенности исследовательской детальности педагогов, в частности такие, как: О.Б. Пирожкова [4], З.И. Исаева [2], С.П. Свидерская [5], И.И. Ващук [1], Ю.А. Каверин [3] и др.

Формирование личности педагога имеет взаимосвязь с увеличением его активного участия в работе, самомотивацией, стремлением к дальнейшему профессионально-личностному росту и расширению собственного потенциала.

Таким образом, ИД – это один из видов самореализации учителя в выбранной профессии. При этом современная система образования также нуждается в педагогах – исследователях, которые освоили необходимые методы и успешно применяют их для развития технологии обучения, стремятся к поиску инновационных методик построения учебного процесса.

Следовательно, научно-исследовательская деятельность педагога – это та часть его профессиональной работы, которая подразумевает систему определенных компетенций, личностных характеристик, навыков и умений, способствующих эффективному проектированию и реализации педагогической исследовательской работы.

В своей исследовательской работе педагог может изучать и анализировать вопросы, которые касаются технологии обучения конкретной дисциплине, организации учебной деятельности, развития определенных умений у школьников и т.д. Выбранные им направления для исследования могут быть обусловлены личностными предпочтениями, полученным профессиональным опытом, актуальностью для образовательного процесса в целом и т.д.

Для успешного выполнения ИД необходимо чтобы педагог обладал следующими группами компетенций:

1) компетенции, связанные с высоким уровнем теоретических познаний, которые необходимы педагогу для успешного выполнения исследовательской работы;

2) компетенции, которые связаны с наличием практических навыков проведения ИД и оформления её результатов.

 3) личностные компетенции, которые включают определенные индивидуальные качества, необходимые для успешного выполнения исследовательской работы, в частности такие как наблюдательность целеустремленность, креативность и т.д.

Также особую важность приобретает мотивационный компонент, который выражается в осознанном желании педагога выполнять исследовательскую работу и достигать в ней высоких результатов.

Педагог, выполняющий исследование в выбранной области, должен обладать определенным типом мышления, которое включает в себя следующие компоненты:

— поисковые умения, связанные с подбором необходимых для ИД информационных источников;

— аналитические умения, связанные с изучением большого объема информации, её обобщением и классификацией, нахождением главного и второстепенного и т.д.;

— умения, связанные с выявлением взаимных связей между отдельными процессами и явлениями, связанными с предметом исследования, а также определением ключевых противоречий;

— умения, которые связаны с проведением и фиксацией наблюдений, а также анализом полученных данных, выделением наиболее значимых фактов наблюдения;

— уверенное владение основными методами научного познания, как теоретическими, так и эмпирическими;

— понимание общенаучных принципов и следование им в процессе исследовательской деятельности;

— знание структуры проведения научного исследования и всех его компонентов, а также верного формата предоставления результатов, в том числе в рамках аттестационных процедур.

Опыт исследовательской деятельности во многом связан с понятием современного педагога – высококвалифицированного специалиста, занимающегося поиском инновационных решений в сфере обучения. Можно выделить несколько критериев, по которым можно охарактеризовать «передового» педагога:

— новизна его исследовательской и педагогической деятельности;

— высокий уровень эффективности его работы, подтвержденный результатами педагогической и исследовательской деятельности;

— следование в процессе учебной деятельности современным методикам и технологиям;

— сохранение стабильно высоких результатов деятельности;

— творческое переосмысление чужого педагогического опыта и т.д.

Необходимо отметить, что большинство требований к современному педагогу закреплены на уровне профессиональных стандартов, согласно которым педагог должен быть активным участником инновационной деятельности, а также находить и обосновывать новые педагогические идеи, уметь эффективно организовывать ИД учащихся. Это подтверждает необходимость наличия у педагога ключевых компетенций, связанных с выполнением исследовательской работы, в частности таких как критическое мышление, аналитические способности, рефлексия и т.д. Без них будет практически невозможно добиться значимых результатов, в том числе получить высокую профессиональную категорию [6].

ИД педагогов может быть осуществлена в рамках нескольких основных направлений:

 – ИД, реализуемая в процессе деятельности определенного методического объединения;

– ИД, которая осуществляется в процессе самообразования педагога и носит инициативный характер;

 – ИД, которая связана с прохождением педагогом процедуры аттестации;             Первое, из перечисленных направлений в основном носит эпизодический характер. Педагог готовит тематические доклады для коллег, связанные с исследованием и анализом имеющихся источников информации по методике и технологии обучения. Это помогает произвести фиксацию педагогического опыта, обозначить определенную проблему, что, в сущности, представляет собой начальный этап исследовательской работы.

По-настоящему эффективная ИД неразрывно связана с мотивацией педагога, целенаправленным стремлением сформулировать и изучить эмпирически новую технологию, или методику обучения, а также подтвердить значимость тех результатов, которые были получены. При этом педагог проводит структурированное исследование, в котором присутствует констатирующий, формирующий и контрольный этапы [3].

В процессе ИД педагог воплощает теоретические идеи в собственный профессиональный опыт, которым впоследствии делиться в рамках научных и методических семинаров, педагогических конференций, или конкурсов. В некоторых случаях исследовательская работа становиться основанием для дальнейших исследований в выбранной области, в том числе связанных с написанием и публикацией методических рекомендаций и пособий.

В рамках данной статьи особое внимание отводится направлению исследовательской деятельности, связанному с прохождением аттестации.

Аттестация педагогов проводится на регулярной основе для оценки их профессиональной работы, соответствия компетенций и навыков занимаемой должности. Также она может быть проведена по инициативе педагогического работника, для повышения квалификационной категории.

Процедура аттестации педагога может выполнять несколько основных задач:

— учет тех требований, которые предъявляют ФГОС к преподавательскому составу образовательных организаций, выполняемой педагогами работы и наличием необходимых компетенций;

— улучшение качественных показателей педагогической работы и её результативности;

— выявление необходимости в прохождении педагогами дополнительного профессионального обучения;

— осуществление дифференцированного подхода к определению необходимого размера оклада педагогических работников, который будет учитывать присвоенную категорию, а также объем проведенной педагогической работы.

С аттестацией периодически сталкивается каждый педагог. При этом ИД является непременным условием успешного прохождения данной процедуры. Педагог должен обобщить результаты собственной деятельности и приобретенный за годы практики опыт, предоставить соответствующее портфолио [2].

Однако у педагога могут возникнуть определенные затруднения, не позволяющие ему эффективно реализовать ИД, в частности в рамках прохождения процедуры аттестации:

1) Чрезвычайно высокая степень загрузки основной педагогической работой, что приводит к недостатку времени для проведения полноценной исследовательской работы;

2) Недостаток необходимых знаний, связанных с теоретическими аспектами построения ИД, её эффективному планированию и определению оптимальной структуры;

3) Недостаток опыта проведения эмпирических исследований и оформления полученных результатов, разработке материалов методического характера;

4) Недостаток мотивации к осуществлению ИД, отсутствие личностного стремления к поиску инновационных идей и разработке новых педагогических методик и технологий.

Таким образом, исследовательская деятельность педагога представляет собой важнейшую часть его профессиональной работы, в том числе связанной с успешным прохождением процедуры аттестации. Она позволяет не только повысить свою категорию, но и расширить педагогический и научно-исследовательский опыт, способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом.

References

1) Ващук И.И., Пугач И.С., Алексеев А.Э. К вопросу о научно-исследовательской деятельности. Наука и образование. 2022; № 2.
2) Исаева З.И. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя математики. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 169-171.
3) Каверин Ю.А. Научно-исследовательская деятельность учителя в системе непрерывного образования как фактор развития педагогического мастерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/ docs/index-96280.html (дата обращения: 14.05.2024).
4) Пирожкова О.Б., Бубнова И.С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика. Педагогическая перспектива. 2022; № 1 (5): 3-9.
5) Свидерская С.П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – №4. – С. 46–65.
6) «Исследовательская деятельность современного учителя» // URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/8/articles/878?ysclid=lw7cwua8qb467458052 (дата обращения 13.05.2024)