Problems of criminal legal assessment of the rehabilitation of nazism

UDC 34
Publication date: 18.07.2024
International Journal of Professional Science №7-1-2024

Problems of criminal legal assessment of the rehabilitation of nazism

Некоторые проблемы уголовно-правовой оценки реабилитации нацизма

Elmurzaev Saidamin Musayevich

Associate Professor of the Department
of Civil Law and Process of the Department
of Civil Law and Process of the Kadyrov
Chechen State University,
Candidate of Legal Sciences


Эльмурзаев Сайдамин Мусаевич
доцент кафедры гражданского права и процесса
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет
имени А.А. Кадырова»,
кандидат юридических наук

Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает международную и отечественную практику нормативного закрепления в уголовном законодательстве норм об установлении ответственности за реабилитацию нацизма. Особое внимание автор работы обращает на высокую общественную значимость рассматриваемого состава, а также историко-культурную ценность. Автор кратко анализирует имеющиеся в зарубежной практике подходы, также более детально исследует отечественный вариант установления нормы. Кроме того, автор статьи выделяет некоторые актуальные проблемы современной формулировки, содержащейся в российском УК, а также предлагает свои варианты для совершенствования обозначенной нормы. Данная научная работа будет полезна теоретикам и практикам, преподавателям и обучающимся юридических факультетов, а также широкому кругу читателей, которым интересна уголовная ответственность за совершение преступлений данной категории.

Abstract: In this article, the author examines the international and domestic practice of normatively enshrining in criminal legislation norms on establishing responsibility for the rehabilitation of Nazism. The author of the work pays special attention to the high social significance of the composition in question, as well as its historical and cultural value. The author briefly analyzes the approaches available in foreign practice, and also explores in more detail the domestic version of establishing the norm. In addition, the author of the article highlights some pressing problems of the modern formulation contained in the Russian Criminal Code, and also offers his own options for improving the designated norm. This scientific work will be useful to theorists and practitioners, teachers and students of law faculties, as well as a wide range of readers who are interested in criminal liability for crimes of this category.
Ключевые слова: уголовно-правовая оценка, реабилитация, реабилитация нацизма, нацизм, преступление.

Keywords: criminal legal assessment, rehabilitation, rehabilitation of Nazism, Nazism, crime.


Реабилитация нацизма – состав, актуальный не только для отечественной уголовно-правовой практики, но также и для уголовного законодательства большинства стран мира. В XXI веке уйти от обсуждения данного вопроса и противодействия его реализации уже невозможно[1]. Нацизм как крайне общественно опасное преступление, предполагающее значительный объем жертв и ущерба, совершаемое в большинстве случаев с особой жестокостью, сегодня осуждается всеми демократическими государствами мира. В особенности – теми, кого это коснулось непосредственно.

Тем не менее, если анализировать уголовное законодательство зарубежных стран, то можно обнаружить несколько различных подходов к нормативному установлению рассматриваемого состава. Например, в Израиле криминализация осуществлена только в отношении Холокоста, который, согласно нормам местного Уголовного кодекса, не одобряется. Такая уголовно-правовая категория как «преступления национал-социализма» введена в законодательство Германии, Республики Беларусь, и одобрение таких преступлений также предусмотрено привлечение к уголовной ответственности. Например, в Лихтенштейне или Люксембурге установлена более сложная схема в отношении преступлений данной категории. В частности, согласно местным Уголовным кодексам, криминализированы составы преступлений против человечества в целом, а также преступлений, которые были официально установлены и признаны в качестве таковых международными трибуналами[2]. Подобная система действует также, например, в Португалии. В Греции, в свою очередь, дополнительно к представленному выше списку, также предусмотрено привлечение к уголовной ответственности за геноцид, а также те международные преступления, которые все же не были признаны в качестве таковых международными трибуналами.

Рассмотрим в качестве конкретного примера, каким образом регламентирована ответственность по данному составу в РФ.

В частности, сравнивая обозначенные выше позиции из законодательства зарубежных стран, отметим, что для российской практики наиболее схожим является германская трактовка. Ученые отмечают такие ее качественные преимущества, как дифференциация уголовной ответственности, а также степень полноты отражения в тексте уголовного закона отдельных элементов состава преступления[3].

Итак, первый в отечественной судебной практике по уголовным делам приговор по статье 3541 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ)[4], известной как «реабилитация нацизма», датируется 2015 года, когда подросток из Астраханской области разместил на своей странице в социальной сети неоднозначный пост, который был квалифицирован, как преступление, предусмотренное нормами ч. 1 ст. 3541 УК РФ. Вынесение обвинительного приговора произошло ровно через год после введения в УК РФ соответствующей статьи – она была добавлена в главу 34 раздел XII, посвященный уголовной ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества. Сегодня данная статья по-прежнему остается в числе действующих положений УК РФ и на практике применяется нечасто, но всегда ее применение имеет широкий общественный резонанс ввиду особой общественной опасности преступлений данного состава, в т.ч. значительное число исследователей относят состав «Реабилитация нацизма» к преступлениям международного характера.

Следует отметить, что данный тезис является в достаточной мере справедливым, поскольку нацизм – это категория, касающаяся не какого-либо конкретного государства или даже его региона, а полноценная угроза безопасности всего мира и человечества[5]. Начиная со второй половины ХХ века, реабилитация нацизма – именно тот уголовно-правовой состав, которому в различных странах мира уделяется особое внимание. Серьезно влияет историческая память: важно, чтобы невероятный масштаб угрозы нацистской идеологии, который наблюдался относительно недавно, не возник снова и не распространился. Поэтому можно говорить об уникальности этого состава преступления: в отличие от многих других составов, предусмотренных уголовным законодательством (не только российским, но и правовыми системами других стран мира), ответственность за реабилитацию нацизма имеет важное историко-культурное, духовное значение, направлена на сохранение и преумножение исторической памяти, а также несет в себе объемную превентивную функцию. Более того, ряд экспертов справедливо отмечают, что попустительство в отношении данного состава неизбежно ведет к возникновению предпосылок для широкого распространения других преступлений, также имеющих значительную общественную опасность: например, это геноцид, ведение агрессивной войны, акты терроризма и другие[6]. В конечном итоге, можно говорить о том, что ответственность за реабилитацию нацизма – это не просто уголовно-правовой состав, но целый подинститут, причем межотраслевой. И, безусловно, наднациональный, что требует от государств мира усиления международного сотрудничества в рамках реализации и совершенствования представленной нормы.

Несмотря на высокую социальную значимость и наднациональный характер рассматриваемого состава, тем не менее, специалисты отмечают, что практическая реализация данной нормы УК РФ имеет ряд существенных недостатков. Кратко перечислим наиболее актуальные из них:

– отсутствие примечания к статье, ограничивающего сферу ее действия;

– наличие неоднозначных, неточных по формулировкам терминов;

– ограниченный спектр объектов, за совершение преступления в отношении которых предусмотрено привлечение к уголовной ответственности;

– иные.

 Еще одна очевидная проблема – это вопросы правильной квалификации преступлений данной категории. В частности, важно разграничивать не только ряд уголовно-правовых составов, но и с составами административных правонарушений. Например, ст. 3541 УК РФ по объективной стороне отграничивается от ст.ст. 243, 280, 282 КоАП РФ и ряда других. По субъективной стороне следует понимать разницу между нормами ст. 3541 УК РФ и, соответственно, ст. 13.48 КоАП РФ. Если, например, рассматривать разницу по потерпевшему, то здесь также наблюдается очевидная необходимость разграничения ст. 3541 УК РФ и ст. 128 УК РФ, в т.ч. в отношении наличия специального субъекта – ветерана Великой Отечественной войны[7].

Иными словами, принадлежность состава реабилитации нацизма к разделу, регламентирующему привлечение к уголовной ответственность за совершение преступлений против мира и человечества, очевидным образом создает необходимость разграничения данного состава от ряда смежных, также входящих в состав данного раздела или главы. Кроме того, некоторые ученые и вовсе подвергают критике отнесение реабилитации нацизма именно в этот блок положений УК РФ. Спорным, в частности, здесь имеет объектный состав, поскольку, исходя из логики законодателя, предметом преступлений, запрещенных ч.ч. 1 и 2 ст. 3541 УК РФ, являются непосредственно основы конституционного строя РФ и безопасность государства, а объект двух других частей ст. 3541 УК РФ – ч.ч. 3 и 4 – это общественная нравственность. Возникает вопрос не только о правильности места, занимаемого настоящей статьей в УК РФ, но и о том, не является ли актуальным введение в УК РФ еще нескольких составов, отсутствующих в настоящее время. Например, эксперты отмечают явную социальную потребность включения таких составов, как «Формирование положительного образа нацизма», «Неуважение к памяти о защите Отечества» и т.д. Опять же, как уже отмечалось выше, актуализируется вопрос о дополнении объектного состава символами воинской славы, совершении действий в форме осквернения и т.д. Иными словами, исследователи не оспаривают необходимость существования и применения непосредственно ст. 3541 УК РФ, однако отмечают практическую важность ее распространения на другие категории объектов, т.е., существенного совершенствования[8].

Можно также обратить внимание на положения юридической техники, где интересным выступает, в частности, предложение некоторых ученых-правоведов дополнить число квалифицирующих признаков состава следующей формулировкой «с фальсификацией исторического документа (источника) либо с использованием заведомо подложного документа». Т.е., рассматриваемое предложение касается, главным образом, достижения единства содержания термина, по-разному представленного в различных правовых источниках.

Таким образом, подведем итог изложенному в настоящей статье вопросу.

Прежде всего, необходимо говорить о том, что сегодня практическая и социальная значимость такого уголовно-правового состава как «Реабилитация нацизма» выступает неоспоримой, это крайне необходимый состав для уголовного законодательства практически любого современного государства мира. В работе, в частности, приведены примеры, каким образом реабилитация нацизма рассматривается и нормативно фиксируется в уголовном законодательстве зарубежных стран, а также более подробно исследуется норма, содержащаяся в российском Уголовном кодексе.

Это преступление, безусловно, носит наднациональный характер, и предпринимать меры превентивного характера должна, по сути, любая страна мира, что фактически и происходит. Предполагается, что только совместная деятельность государств в этом направлении будет способствовать недопущению повторения, пожалуй, главной мировой катастрофы ХХ века[9]. Вместе с тем, важно понимать, что для этого требуется грамотно сформулировать и применить практически рассматриваемую норму. В настоящей статье приведено несколько примеров, когда состав представляется несовершенным, а также выдвигаются некоторые рекомендации по его улучшению.

[1] Пошелов, П.В. Уголовно-правовая оценка реабилитации нацизма : автореф. дисс. к.ю.н.: 5.1.4. / Пошелов, Павел Викторович. – Омск, 2024. – 23 с.

[2] Пошелов, П.В. Уголовно-правовая оценка реабилитации нацизма : автореф. дисс. к.ю.н.: 5.1.4. / Пошелов, Павел Викторович. – Омск, 2024. – 23 с.

[3] Кибальник, А.Г., Иванов, А.Ю. Реабилитация нацизма как преступление против мира и безопасности человечества : монография. – М.: Юрлитинформ, 2019. – 134 с.

[4] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Российская газета. 1996. № 18-20, 25.

[5] Левандовская, М.Г. Реабилитация нацизма как преступление // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2018. – № 12 (52). – С. 161-163.

[6] Ровнейко, В.В. Проблемы уголовно-правовой оценки реабилитации нацизма как преступления международного характера // Вестник Удмуртского университета. – 2021. – Т. 31. – Вып. 5. – С. 882-891.

[7] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Российская газета. 1996. № 18-20, 25.

[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Российская газета. 1996. № 18-20, 25.

[9] Ровнейко, В.В. Проблемы уголовно-правовой оценки реабилитации нацизма как преступления международного характера // Вестник Удмуртского университета. – 2021. – Т. 31. – Вып. 5. – С. 882-891.; Пошелов, П.В. Уголовно-правовая оценка реабилитации нацизма : автореф. дисс. к.ю.н.: 5.1.4. / Пошелов, Павел Викторович. – Омск, 2024. – 23 с.

References

1. Егорова, Н.А. Реабилитация нацизма: уголовно-правовой анализ // Всероссийский криминологический журнал. – 2019. – № 13 (252). – С. 184-189.
2. Кибальник, А.Г., Иванов, А.Ю. Реабилитация нацизма как преступление против мира и безопасности человечества : монография. – М.: Юрлитинформ, 2019. – 134 с.
3. Левандовская, М.Г. Реабилитация нацизма как преступление // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2018. – № 12 (52). – С. 161-163.
4. Пошелов, П.В. Уголовно-правовая оценка реабилитации нацизма : автореф. дисс. к.ю.н.: 5.1.4. / Пошелов, Павел Викторович. – Омск, 2024. – 23 с.
5. Ровнейко, В.В. Проблемы уголовно-правовой оценки реабилитации нацизма как преступления международного характера // Вестник Удмуртского университета. – 2021. – Т. 31. – Вып. 5. – С. 882-891.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Российская газета. 1996. № 18-20, 25.