Abstract: In the article, the author examines the process of introducing innovative technologies into the passenger transportation industry. Based on the results of the study, it is concluded that today, apart from the capital regions, there is not a single Russian region with a well-developed transport infrastructure, however, the use of the latest types of passenger transport helps solve a number of social and economic problems and increases the competitiveness and efficiency of transport companies.
Keywords: innovative technologies, social sphere, transport, regional economy, passenger transportation.
Транспортная отрасль является серьезной экономической областью, среди основных задач которой формирование условий для комфортного проживания граждан страны, становления политического, социального и экономического единства государства, а также обеспечение собственного безопасного функционирования. Более половины объема пассажирских перевозок приходится на автомобильный транспорт, поэтому мы можем говорить о том, что именно данный способ транспортировки пассажиров является первостепенным.
В последнее время система автомобильных перевозок пассажиров довольно сильно изменилась, на что повлияла необходимость адаптации к условиям современного рынка. В частности, перемены произошли в управленческой и организационной структурах работы компаний-перевозчиков, а также в способах и методах предоставления транспортных услуг. Это вызывает потребность в формировании и внедрении новых инструментов совершенствования деятельности транспортных компаний, основанных на требованиях системного подхода. При этом для начала важно проанализировать и обосновать с научной точки зрения требования, которые предъявляют к процессу организации транспортировки пассажиров в современном мире. Решение указанной проблемы является довольно крупной задачей, выполнение которой должно сопровождаться другими задачами, среди которых: формирование соответствия функциональной структуры участников процесса перевозки пассажиров правилам и нормам, предъявляемым системой обслуживания пассажиров автомобильного транспорта; модернизация нормативно-правовой базы, которая отвечает за регулировку деятельности участников процесса перевозки пассажиров и формирует технологические требования для них; выстраивание репутации компаний-перевозчиков на основе разработки новейших инструментов для отслеживания их деятельности при помощи интеграции глобальной системы навигации.
Сегодня перевозка пассажиров довольно востребована. В городах спрос на нее есть круглосуточно, однако поток пассажиров различается в зависимости от конкретного населенного пункта. В процессе определения целесообразности внедрения каких-либо технологий в работу транспортной системы следует принимать во внимание объем задействованных транспортных средств и интервал движения. Это важно для того, чтобы пассажирам было удобно пользоваться транспортом, добиться оптимальной скорости перевозки пассажиров и т.д. Такое положение требует решения ряда задач создателями инновационных видов транспорта. Одной из главных задач является оптимизация скорости пассажиропотока. Для ее решения разработчики транспорта предлагают создание высокоскоростных поездов, которые позволят значительно экономить временные ресурсы. Разработкой высокоскоростных поездов занимаются проектировщики из Франции, Японии, Южной Кореи и т.д. Другим решением данной задачи является вакуумный поезд «Hyperloop», который предложен Илоном Маском. В основе передвижения данного вида транспорта лежит воздушная подушка, расположенная внутри трубы [1,260].
Также среди важных задач находится проблема загруженности дорог и пробок. Для ее решения необходимо создать дополнительную транспортную систему, при которой перевозка пассажиров будет осуществляться над городской дорожной сетью по выделенным полосам. К тому же следует позаботиться о совершенствовании городской экологии и бережном отношении с энергоресурсами. Справиться с указанной проблемой можно при помощи перехода на более экологичные виды топлива биотопливо и электроэнергия.
Российские разработчики также осуществляют проектирование современных транспортных средств. К примеру, еще в 2017 году начались испытания беспилотного автобуса «Матрешка», который способен набирать скорость более 100 км/ч. При этом среди функций данного автобуса автоматическое определение возникающих препятствий и моментальное выявление путей для предотвращения столкновений. Перед началом испытаний разработчики прокладывают маршрут, по которому автобус движется. Однако они всегда готовы взять ситуацию в свои руки и держат джойстик для управления автобусом в полной готовности. Зарубежный беспилотный транспорт нередко перемещается при участии лидаров, которые представляют собой лазерные дальномеры, формирующие 3D-карту окружающей местности. Отечественный беспилотный автобус производит распознавание окружающей местности при помощи видеокамер, которые располагаются спереди, сзади и по бокам. Финансирование подобных проектов осуществляется за счет компаний инвесторов, крупнейшие из которых представлены на рис.1.
Рисунок 1. Крупнейшие поставщики цифровых технологий для транспортных компании России (выручка за 2022 г. в млрд. руб).
Примечание: составлено автором на основании источника [3]
Одним из направлений развития общественного городского транспорта является внедрение в систему экологических автобусов. На территории Москвы уже началась активная замена автобусов на дизельном топливе на электроавтобусы. Полная замена дизельных автобусов на электроавтобусы планируется в 2025 году. Эксперты утверждают, что в России спрос на цифровые технологии в сфере транспорта и логистики будет расти на 21% ежегодно и к 2030 г. достигнет ₽626,6 млрд. [5].
До начала пандемии производилась локальная цифровизация российского общественного транспорта, которая заключалась в разработке и осуществлении внутригородских и региональных проектов для совершения автоматизации оплаты проезда. Основным направлением цифровизации было создание современных финансовых платежных решений, которые работают отдельно от автоматизации технологических вопросов, таких как транспортная аналитика, маршрутизация и диспетчеризация. Во время пандемии произошли как негативные, так и позитивные явления, относящиеся к оплате услуг общественного транспорта. Среди негативных явлений периода пандемии можно выделить уменьшение спроса на пользование общественным транспортом в массовых сегментах, снижение активности разработки проектов цифровизации и понижение объема платежных оборотов. Такое положение дел объясняется режимом самоизоляции пассажиров и уменьшением активности деятельности бизнеса в городской среде.
Также отмечаются и положительные моменты, среди которых быстрый рост востребованности безналичной оплаты, в частности это касается бесконтактного способа оплаты. Согласно аналитике системы «Электронный проездной», спрос на безналичную оплату в области перевозки пассажиров возрос с 2022 по 2023 год с 64 % до 71 %. В отношении розничного платежного рынка в целом динамика в период с начала 2022 года по 2023 год выросла с 69 % до 75 %. К тому же произошли перемены в отношении транспортных карт, функции которых было решено расширить
По мнению автора, эффективность локальных моделей при реализации программ цифровой экономики в рамках определения общественной полезности достаточно низкая. Открытые платежные системы в этом вопросе показывают больший уровень общественной полезности, так как способны наиболее успешно осуществлять распространение инноваций в области цифровых технологий. Для локальных платежных систем важно обеспечивать открытость и находить эффективные точки взаимодействия с субъектами платежного рынка, которые положительно скажутся на удовлетворении потребностей потребителей.
Говоря о российской стратегии цифровой трансформации транспортной сферы, следует отметить необходимость формирования отдельной экосистемы пассажирского транспорта внутри государства. При этом возможное объединение данной экосистемы с более серьезной экосистемой стратегией не учитывается. Вероятно, что более успешным вариантом может стать внедрение действующих автоматизированных транспортных систем в более серьезные экосистемы. На законодательном уровне Российской Федерации происходит формирование базы для развития платежных экосистем [3,12], в частности сегодня развиваются экосистемы открытого и закрытого уровней Яндекс, СБЕР, МТС, ВТБ и т.д. Важным моментом здесь является то, что основная часть из данных экосистем находится под контролем государства, что повышает их шансы на успешную реализацию.
Следует выделить следующие особенности пассажирских перевозок, характерных для регионов Российской Федерации:
— в процессе автоматизации оплаты за пользование общественным транспортом происходит увеличение затрат перевозчиков на организацию процесса оплаты на размер стоимости услуг конкретного провайдера, причем неважно, какой экосистемой пользуется выбранный провайдер;
— поток пассажиров сократился не столько в результате действия пандемии, сколько из-за активного оттока трудовых ресурсов в более крупные города;
— отсутствует повышение прибыли перевозчиков за перевозку пассажиров и багажа, потому что размер тарифов на перевозку находится под контролем государства на внутригородских и пригородных маршрутах, а в некоторых случаях и в рамках междугородных перевозок;
— автоматизация оплаты проезда не влияет на успешность и эффективность пассажироперевозок или на совершенствование обслуживания граждан, так как автоматизация платежных систем сопровождается неавтоматизироваными операциями, контроль за которыми происходит на каждой из стадий обслуживания пассажиров;
— со стороны провайдеров отсутствует возможность обеспечения эффективности некоторых технологических аспектов, которые оказывают серьезное воздействие на прибыльность перевозчиков: гибкость зональной оплаты; применение транспортных карт другими людьми; осуществление компенсации льготного проезда для различных категорий населения и т.д.
Делаем вывод, что кроме столичных регионов нет ни одного российского региона с хорошо развитой транспортной инфраструктурой, поэтому мы можем сказать о том, что пассажирские перевозки находятся на низком уровне. Согласно мировой статистике, система транспортного пассажирского сообщения продолжает активно развиваться, о чем говорит забота многих государств не только о техническом развитии транспортной системы, но и о минимизации негативного влияния транспорта на экологию. Следует отметить, что правительство государств направляет значительную часть сил на то, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора на городской транспорт. Такой подход поможет уменьшить число аварийных ситуаций и повысит эффективность пассажироперевозок. Кроме того, постоянно разрабатываются и реализуются проекты, предназначенные на решение возможных проблем с природными ресурсами.
References
1. Акимова О.Е. Анализ особенностей реализации концепции «умный город» в хозяйственно-экономической практике зарубежных стран / О.Е. Акимова, С.К. Волков // Проблемы современной экономики. - 2019. -№ 3 (71). - С. 259–263.2. Блажевич О.Г. Особенности развития финансового рынка в условиях цифровизации / О.Г. Блажевич, Н.С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2021. - № 1 (54). - С. 106–124.
3. Бредихина А. В. Цифровизация транспортной отрасли / А. В. Бредихина, Ю. И. Милёшкина А. А. Хисамова. // Молодой ученый. - 2024. - № 2 (501). - С. 11-14
4. Машкина Н.А. Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в мире / Н.А. Машкина, А.Е. Велиев // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 290–299.
5. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403056321/ (дата обращения: 14.08.2024).