Abstract: Car maintenance consists of a complex of organizational and technical measures that ensure the preservation of the car's operability during its operation. If the smallest malfunctions of the car are not eliminated in a timely manner, then over time they will inevitably lead to intensive wear of defective parts to their accidental destruction, all this will cause the machine to fail. The article argues for the need to provide a repair shop with modern equipment for diagnostics, maintenance and routine repairs of machines.
Keywords: car; repair; maintenance; routine repairs; labor intensity; equipment.
Для устранения всех неисправностей и для создания максимально благоприятных условий работы деталей в процессе техобслуживании необходимо регулярно восстанавливать оптимальные зазоры или натяги в спряжениях и обеспечивать благоприятную среду (свежую смазку) для их работы. Все это достигается при регулярном проведении комплекса контрольно-осмотровых, крепежно-регулировочных, мелко-очистительных и смазочных работ. Эти работы должны проводиться в соответствии с пробегом автомобиля. Перед каждым техническим обслуживанием, т.е. после определенного пробега, автомобиль должен подвергаться технической диагностике для определения его фактического состояния и определения остаточных ресурсов наиболее важных деталей и спряжений его агрегатов. На основе результатов диагностики назначается объем и характер ремонтных воздействий по отношению к конкретному автомобилю. Объем технического обслуживания или необходимого ремонта должен в каждом случае корректироваться с учетом результатов диагностирования. Эффективность технической диагностики автомобилей подтверждается опытом передовых автотранспортных предприятий, которые показывают, что применение диагностики позволяет значительно поднять уровень надежности автомобилей и заметно на 25 – 30 % сократить затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт. В условиях сельхозпредприятия с небольшим парком автомобилей качественное ТО и ТР выполнить практически невозможно в силу следующих причин: — во-первых, из-за высокой загруженности подвижного состава трудно найти замену поставленному на ТО, которое может простоять неделю или более, автомобилю; — во-вторых, необходимая программа ТО и ремонтов, для которых экономически не выгодно приобретать дорогостоящее оборудование и диагностические средства; — в третьих низкая квалификация исполнителей (водителей) и низкая производительность труда на ремонтных работах. В связи с неизбежным увеличением и обновлением парка машин возникает потребность в дополнительном оборудовании и приспособлениях, применении современных методов ремонта машин, необходимости возможного изменения площадей одних участков за счёт других или введение дополнительных участков (постов).
Выявленные возможности улучшения работы ремонтных мастерских предприятий района по повышению ресурса работы машин после капитального ремонта, позволяют избрать одно из главных направлений совершенствования работы. Это организация ремонтных мастерских, оснащение отдельных участков современным оборудованием с целью увеличения программы ТО и ремонта, производительности труда, улучшения качества технического обслуживания и ремонта с одной стороны, снижение себестоимости ремонтных работ и простоев машин, по причинам технических неисправностей, с другой стороны.
В связи с этим главными задачами являются:
- Выявление потребностей в оборудовании, рабочих по участкам ремонтной мастерской в расчете на новую программу ТО и ремонта;
- Разработка рекомендаций по совершенствованию организации труда и повышению производительности труда;
- Разработка и применение эффективных технологических процессов в ремонтном производстве, позволяющих повысить уровень работоспособности ТО и ремонта.
При разработке технологических процессов необходимо учесть следующие факторы: — перспективность способов ТО и диагностирования, определяемая возможностями достижения высокой производительности, требуемого качества и низкой себестоимости ТО; — достигаемые показатели качества ТО и экономической эффективности; — обеспеченность технологических процессов эффективным оборудованием и оснасткой; — совершенствование конструкции приспособления, стендов и другого оборудования ремонтной мастерской;
Характеристика автомобильного парка района и условий его эксплуатации
В условно взятом районе насчитывается к настоящему времени в промышленных, сельскохозяйственных предприятиях и в хозяйствах приблизительно 1540 автомобилей. Автомобили, принадлежащие сельхозпроизводителям, эксплуатируются весьма напряженно и используются на перевозке различных сельскохозяйственных, строительных и других грузов и пассажиров круглосуточно. Сельскохозяйственные автомобили (и не только) передвигаются по дорогам с твердым покрытием, а также по грунтовым дорогам или даже по бездорожью. Особенно тяжелые условия эксплуатации автомобилей наблюдаются в осенний период, когда объем грузоперевозок, увеличивается, а дорожные условия ухудшаются. Осенью владельцы автомобилей стараются максимально использовать их грузоподъемность, а зачастую допускают значительную перегрузку. Тяжело нагруженные машины работают с максимальным напряжением деталей и агрегатов и быстро теряют работоспособность. Если же к указанному фактору добавляются еще и плохие дорожные условия, то наблюдаются частые аварийные отказы автомобилей из-за поломок деталей ходовой части или силовых агрегатов. В таблице 1 представлено распределение по маркам и грузоподъемности.
Таблица 1
Подвижной состав предприятий условного района
Наименование объекта | Количество, шт. |
Самосвалы | 407 |
Легковые, фургоны и автобусы | 505 |
Цистерны | 98 |
Специальные | 62 |
Распределение по грузоподъемности | |
От 1500 до 5000 кг | 468 |
От 5000 до 7000 кг | 332 |
От 7000 до 10000 кг | 312 |
Седельные тягачи | 35 |
Полуприцепы к седельным тягачам | 49 |
Прицепы всего | 85 |
Пассажирские автобусы | 53 |
Пассажирские легковые автомобили | 176 |
Санитарные автомобили | 25 |
Пожарные автомобили | 4 |
Автокраны | 12 |
Как видно из приведенной таблицы 1 состав автомобильного парка района весьма разнообразен, что требует учета при проектировании подразделений, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт. Наибольший удельный вес в структуре автопарка представляют автомобили малой грузоподъемности: — грузовые автомобили типа ГАЗ и легковые автомобили; — большое количество автомобилей ЗИЛ и КамАЗ; — меньше всего автомобилей большей грузоподъемности и автомобилей некоторых других марок.
Как следует из вышеуказанного, автомобили, которые принадлежат сельскохозяйственным предприятиям и частным товаропроизводителям эксплуатируются весьма интенсивно и в тяжелых дорожных условиях. Автомобили быстро изнашиваются и требуют больших материальных и трудовых затрат на поддержание работоспособности
Анализ использования автотранспорта в районе. Здесь представляется целесообразным проанализировать, как эти автомобили используются, а также какую полезную работу производят, с тем, чтобы определить насколько выгодно будет создание станции техобслуживания для поддержания их работоспособности. В таблице 2 приведены данные, о работе автомобильного транспорта.
Как видно из представленной таблицы 2 автомобильный транспорт в районе используется весьма интенсивно, среднегодовой пробег автомобиля (в том числе и автобусов) составляет 37 тыс. км. Что касается затрат на эксплуатацию автомобилей, то рассмотрев их структуру можно сделать вывод о том, что основные затраты составляет зарплата водителей и ГСМ. На техническое обслуживание и ремонт автомобилей в районе расходуются очень большие средства, что делает автомобильные перевозки нерентабельными. Снижение этих затрат большой резерв в повышении рентабельности использования автомобильного транспорта в районе. Единственным путем такого снижения затрат является организация централизованного обслуживания автомобилей на крупном предприятии промышленного типа, где работы стоят намного дешевле и производятся с несравненно более высоким качеством, чем такие же работы на местах использования автомобилей.
Общая характеристика базы для техобслуживания и ремонта автомобилей.
На каждом предприятии района, имеются автомобили, техническая служба, которая занимается обслуживанием и ремонтом автомобилей. Обычно эта техническая служба представлена автомехаником, который по совместительству является заведующим гаражом.
Таблица 2
Использование грузовых автомобилей и автобусов в районе.
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя |
1.Общий пробег грузовых автомобилей, в том числе: | Тыс. км | 1849 |
1.1. С дизельными двигателями | Тыс. км | 119 |
1.2. Инжекторные на бензине | Тыс. км | 1713 |
1.3. Карбюраторные на газу | Тыс. км | 18 |
2. Расходы по перевозке грузов всего, в том числе | Тыс. руб. | 12247 |
2.1. На заработную плату | Тыс. руб. | 2692 |
2.2. На ГСМ | Тыс. руб. | 2189 |
3. Пробег автобусов | Тыс. км | 999,57 |
3.1. С карбюраторными двигателями на бензине | Тыс. руб. | 2191,2 |
4. Удельный вес пробега автомобилей с грузом
к общему пробегу |
% | 43,23 |
5.Среднее расстояние перевозки грузов или пассажиров | Км | 25 |
6.Себестоимость перевозки одной тонны грузов | Руб./т. км | 0,87 |
Этот специалист следит за периодичностью проведения техобслуживания автомобилей, а также за полнотой проведения всех операций и за качеством работ. Кроме того, он занимается также вопросами ремонта автомобилей, обычно выполняя функции снабжения их запасными частями. Непосредственно операции технического обслуживания и ремонта автомобилей производятся обычно в мастерских общего назначения, которые имеются практически в каждом хозяйстве. Работы производятся совместно с ремонтом тракторов и сельхозмашин с использованием универсального, обычно грузоподъемного оборудования.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится самими водителями, закрепленных за автомобилем. Изредка в этих работах участвуют специалисты-ремонтники: — сварщики; — кузнецы; — и слесаря.
Во многих случаях, на предприятиях имеющих небольшое количество автомобилей или у частных владельцев, операции техобслуживания производятся зачастую в неприспособленных помещениях или вообще под открытым небом с использованием подручных средств и примитивного инструмента.
Выпуск автомобилей на линию и приемка автомобилей после работы нигде не проводятся. Ежедневное обслуживание проводится не качественно и далеко не в полном объеме, не говоря уже о более сложных видах обслуживания. Текущие ремонты автомобилей проводятся по мере необходимости, обычно самими водителями на базе готовых агрегатов, что значительно удорожает их. При этом ремонтные работы обычно сводятся к разборочно-сборочным операциям и некоторым регулировкам. В связи, с отсутствием специального ремонтного оборудования разборочно-сборочной работы имеют очень высокую трудоемкость и требуют от водителей затраты больших физических усилий. Поэтому ремонтные работы проходят очень медленно и простои на ремонте весьма велики.
Капитальные ремонты автомобилей, принадлежащих сельхозпредприятиям, или их агрегатов (двигателей, коробок передач и ведущих мостов) выполняются на автотранспортных предприятиях других районов области.
Главным недостатком системы технического обслуживания автомобилей района является отсутствие технической диагностики, которая не организована ни на одном предприятии, имеющим и эксплуатирующим автомобили. Это самым негативным образом отражается на их надежности и ведет к значительному переходу средств на техобслуживание и ремонт.
Затраты на поддержание работоспособности автомобилей заметно колеблются по хозяйствам района (различия доходят до 54%), что свидетельствует о различном качестве работ по техобслуживанию и ремонту автомобилей в различных хозяйствах. С другой стороны четко прослеживается тенденция к снижению затрат на один автомобиль с увеличением числа автомобилей в хозяйстве.
Последнее обстоятельство позволяет предположить, что на крупном специализированном предприятии по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, таком как современная станция техобслуживания, себестоимость ремонтных работ будет весьма высокой и проведение этих работ для автомобилей района будет рентабельным.
Выводы
Таким образом, обеспечение ремонтной мастерской современным оборудованием наряду с решением задач по увеличению её мощности и повышению производительности труда обеспечит повышение остаточного технического ресурса машин и снижение себестоимости работ по техническому обслуживанию.
References
1. Апатенко А.С., Голубев М.И. Обоснование выбора передвижных ремонтных мастерских при устранении отказов машин на мелиоративных работах./ Техника и оборудование для села. 2019. № 3. С. 27-31.2. Евграфов В.А., Апатенко А.С., Новиченко А.И. Применение организационно – экономических методов при формировании парка машин в производственных организациях агропромышленного комплекса./ Монография. Москва. 2014. С. 128.
3. Гусев С.С., Боярский В.Н. Регенерация отработанных моторных и гидравлических масел при эксплуатации автотракторной и сельскохозяйственной техники. Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". 2015. № 2. С. 76.
4. Андреев А.А., Апатенко А.С., Улюкина Е.А., Гусев С.С. Самоочищающийся фильтр. Патент на полезную модель RU 205889 U1, 11.08.2021. Заявка № 2021113888 от 17.05.2021.
5. Гусев С.С. Восстановление качества отработанных нефтяных масел с по-мощью пгс-полимеров на сельскохозяйственных предприятиях. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Мос-ковский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. Москва, 2006.
6. Гусев С.С. Физико-химическая очистка отработанных минеральных масел с помощью полимерных материалов./ Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2006. № 6. С. 4.
7. Тойгамбаев С.К. Математическое моделирование оптимизации парка машин и повышения надежности эксплуатации. / Аспирант и соискатель. 2015. № 5 (89). С. 102-106.
8. Тоигамбаев С.К., Апатенко А.С. Определение состава подразделений мастерской для хозяйства Костанайской области. Естественные и технические науки. 2020. № 8 (146). С. 207-212.
9. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Выбор критериев оптимизации при решений задач по комплектованию парка машин производственных сельскохозяйственных организации. / В сборнике: Доклады ТСХА. 2019. С. 317-322.
10. Тойгамбаев С.К., Соколов О.К. Оптимизация параметров участка то и ремонта машино-тракторного парка. / В сборнике: Вестник международной общественной академии экологической безопасности и природопользования (МОАЭБП). Москва, 2020. С. 5-21.
11. Niyazbekova S., Troyanskaya M., Toygambayev S., Rozhkov V., Zhukov A., Aksenova E., Ivanova O. Instruments for financing and investing the “GREEN” economy in the countrys environmental projects./ В сборнике: E3S Web of Conferences. 22. Сер. "22nd International Scientific Conference on Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies, EMMFT 2020" 2021. С. 10054.