Abstract: In this scientific article, the author examines the general characteristics and implementation of the state program for agriculture development in the Republic of Tatarstan. To do this, the author analyzes the adopted document itself, its characteristic features and peculiarities. The author also takes statistical indicators for research, comprehensively analyzes them. This scientific article, therefore, will be useful to theorists and practitioners, researchers, specialists in a narrow profile, as well as a wide range of readers.
Keywords: state program, agriculture, Republic of Tatarstan, agricultural products, agro-industrial complex
Республика Татарстан (далее – Республика) давно и традиционно входит в число регионов-лидеров страны по производству сельскохозяйственной продукции. Республика занимает пятое место в топ-10 российских регионов по объему валовой продукции сельского хозяйства и лидирует по этому показателю в ПФО.
Сельское хозяйство в Татарстане удовлетворяет потребности населения в основных продуктах питания. Так, в 2022 году впервые в истории республика добилась рекордных надоев молока, а аграрии региона вырастили 5,2 млн тонн урожая хлеба. Получен достойный урожай сахарной свеклы, картофеля и овощей. Республика стабильно входит в десятку регионов по производству мяса скота и птицы, зерна, яиц, сахарной свеклы. Производство молока в Татарстане впервые в истории республики превысило 2 млн тонн. Такими результатами сельхозпроизводители подвели итоги 2022 года после того, как в республике ввели в эксплуатацию 22 молочных комплекса на 19 тыс. голов скота. Согласно плану на 2023-й, производство молока планируется нарастить еще на 1,5%. Аналогично высокими остаются производственные показатели и по другим направлениям функционирования сельскохозяйственной отрасли в целом [2; 4].
Основным документом, составляющим правовую основу для организации и эффективной деятельности в данном секторе экономики является принятая в 2013 году профильная Государственная программа (далее – Программа) [1]. В настоящей статье проанализируем основные элементы Программы, ее плюсы и минусы.
Прежде всего, анализируя общую характеристику развития сельского хозяйства Республики на данном этапе, отметим, что изложенные в Программе выводы, в общем и целом, подтверждают приведенные выше статистические показатели и тезисы, относительно которым сельское хозяйство действительно сегодня выступает одной из ведущих отраслей экономики региона, стратегически важным элементом всей национальной экономики страны в частности. Среди актуальных приоритетов развития в Программе выделяются следующие:
– поддержка малого и среднего бизнеса;
– развитие животноводства, растениеводства, молочного производства, иных наиболее существенных направлений;
– совершенствование инструментов селекции и генетики;
– цифровая трансформация всего комплекса в целом;
– оптимизация логистических и производственных процессов;
– иное [1].
Очевидно, что наилучшим вариантом будет параллельное поступательное развитие по каждому из перечисленных направлений, ведущим среди которых, безусловно, в современных условиях выступает повсеместная цифровизация комплекса.
Отдельное внимание в Программе уделяется тесной взаимосвязи с положениями Стратегии-2030, определенной профильным Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474. Например, это касается развития субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, эффективном и многосоставном процессе цифровой трансформации, развития продовольственной безопасности не только самой Республики, но и всего государства в целом, соседних регионов. Кроме того, отмечается связь рассматриваемой Программы с другими государственными программами федерального и регионального уровней [1].
Анализируется Программа и в контексте исследования задач государственного управления, определенными обозначенной выше Стратегией-2030. К примеру, это касается достижения показателей значения индекса производства продукции сельского хозяйства, совершенствования научно-технического обеспечения отрасли, повышения уровня средней заработной платы сотрудников отрасли и т.д.
Предполагается, что рассматриваемая Программа будет реализована в 2 этапа:
– 2013-2023 гг.;
– 2024-2026 гг. [1]
Ведущим субъектом реализации данной Программы ожидаемо выступает профильный уполномоченный орган государственной власти – это Минсельхозпрод Республики, куратором же выступает, соответственно, профильный министр. Ожидается, что общий уровень финансирования Программы составит более 250 млрд рублей, при этом большая часть логично выделена на финансовое сопровождение 1 этапа. Более детальную расходную часть, расчеты и ожидаемые количественные показатели можно наблюдать в Паспорте Программы, где предусмотрено в т.ч. финансовое ее обоснование (см. п. 5) [1].
Отдельно в Программе исследованы отдельные региональные проекты. Проанализируем, к примеру, «Развитие экспорта продукции АПК в РТ». Предполагается, что реализация данного проекта завершится к концу 2024 года, а внутри нее будет уделено особое внимание следующим актуальным направлениям:
– создание эффективных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки субъектов экспортной деятельности;
– повышение общий показателей экспорта не только всего АПК в целом, но также и отдельных его составляющих: масложировой отрасли, экспорта злаков, мяса, молочной продукции, готовой пищевой, а также иной – прочей продукции.
Предполагается, что проект будет реализован в т.ч. за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, что составит примерно половину от всего объема финансовых вложений. Также отметим, что реализация проекта предполагает наличие определенных контрольных точек, которые позволят качественно оценить, насколько эффективным является достижение поставленных целей. К примеру, таковыми выступают КТ «Объект недвижимого имущества введен в эксплуатацию», «Заключено соглашение о предоставлении субсидии» и т.д. Всего таких контрольных точек предусмотрено порядка 40-50 штук [1].
Кроме того, можно перечислить также и другие региональные проекты, предусмотренные в обозначенной Программе:
– акселерация СМП;
– вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельхозназначения;
– развитие отраслей овощеводства и картофелеводства;
– иные [1].
Иными словами, исследуя структуру и содержание обозначенной Программы, мы можем наблюдать ее многосоставный, комплексный, всеобъемлющий характер, что позволяет развивать сельское хозяйство довольно качественно, системно, по различным направлениям. Отметим, что к настоящему времени большая часть данной Программы уже выполнена, остается только незначительный ряд мероприятий, предусмотренных во 2 части документа.
В заключении кратко рассмотрим ключевые преимущества и недостатки обозначенной Программы (таблица 1).
Таблица 1
Преимущества и недостатки Государственной программы Республики Татарстан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2024-2026 годы» [1; 5]
Преимущества
|
Недостатки |
Поддержка сельского хозяйства как одной из ведущих отраслей экономики региона | Высокие ожидаемые количественные показатели при их недостижении на практике могут привести к неудовлетворенности и со стороны производителей, и со стороны населения Республики |
Программа способствует качественному и количественному улучшению производственных показателей деятельности предприятий отрасли | |
Включение инструментов регулирования рынка позволяет сделать цены на продукцию более стабильными, снизить риски для субъектов производства | По некоторым направлениям и региональным проектам предусмотрено недостаточное финансирование, что уже стало препятствием для их эффективного внедрения в практику |
Предусмотрена комплексная система мер государственной поддержки и стимулирования деятельности сельхозпроизводителей, что предполагает позитивное влияние на их развитие | Эксперты отмечают также недостаточно эффективное распределение ресурсов и по ряду других направлений, а также некоторые проблемы в управлении Программой |
Сформулировано в т.ч. точечное регулирование, касающееся отдельных направлений экономики сельского хозяйства и даже отдельных актуальных региональных проектов | Также эксперты отмечают, что при разработке и реализации Программы уполномоченными субъектами были не учтены интересы некоторых других участников правоотношений |
Таким образом, кратко отметим основные выводы по итогам представленного исследования.
Отмечается, что Государственная программа Республики Татарстан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2024-2026 годы» [1] является профильным источником правового регулирования ожидаемых изменений в сельском хозяйстве региона, определяет приоритеты в развитии и совершенствовании отрасли.
Программа характеризуется комплексным, сложным, многосоставным характером, акцентированием внимания не только на общих положениях, но также и на более точечных моментах, к чему относится совокупность предусмотренных Программой региональных проектов, некоторые из которых проанализированы в настоящей статье [5].
Помимо статистических показателей развития сельского хозяйства на данном этапе, его места в обеспечении продовольственной безопасности государства в целом, в исследовании также уделяется внимание следующим аспектам:
– характеристика некоторых региональных проектов;
– вопросы финансирования реализации Программы;
– преимущества и недостатки обозначенной Программы;
– иное [1].
В конечном итоге, можно сделать вывод о том, что данный документ выступает мощным правовым инструментом, актуальным для внедрения в практику целой совокупности различных изменений нормативного, технологического, экономического характера, позволяет республиканскому сельскому хозяйству занять качественно новые позиции как в округе, так и во всей стране в целом. Приведенные в работе статистические показатели подтверждают данный факт.
References
1. Государственная программа Республики Татарстан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2024-2026 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://agro.tatarstan.ru/documents/post.htm?pub_id=39027522. Инвестиционный гид по сельскому хозяйству Республики Татарстан [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://invest.tatarstan.ru/upload/iblock/343/investitsionnyy_gid_po_selskomu_khozyaystvu_v_respublike_tatarstan.pdf
3. Мингазетдинова, Г.С., Хамитова, И.А. Оценка инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса Республики Татарстан [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014816
4. Статистические показатели о реализации государственной программы Республики Татарстан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2024-2026 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://gossov.tatarstan.ru/file/gossov/docs/other_28868.pdf
5. Тимергалеева, Р.Р. Стратегия развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан // Вестник Российского университета кооперации. – 2022. – № 14. – С. 306-311.