The ethical dilemma of native advertising: the impact on audience perception and trust in the media

UDC 33
Publication date: 21.12.2024
International Journal of Professional Science №12-1-2024

The ethical dilemma of native advertising: the impact on audience perception and trust in the media

Этическая дилемма нативной рекламы: влияние на восприятие аудитории и доверие к медиа

Danilina Tatyana Evgenievna,
Master's student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian State Humanitarian University"


Данилина Татьяна Евгеньевна,

магистрант, ФГАОУ ВО "Российский государственный гуманитарный
Аннотация: В статье рассматриваются этические аспекты нативной рекламы, которая представляет собой рекламу, стилизованную под обычный контент для улучшения восприятия и вовлеченности аудитории. Обсуждаются такие ключевые вопросы, как прозрачность рекламных материалов, манипуляции сознанием аудитории и возможные риски для медиаплатформ в контексте сохранения доверия пользователей. Исследование направлено на выявление основных этических дилемм, возникающих при использовании нативной рекламы, и влияние этих практик на долгосрочные отношения медиа с аудиторией.

Abstract: The article examines the ethical aspects of native advertising, which is an advertisement stylized as regular content in order to improve the perception and engagement of the audience. Key issues such as transparency of advertising materials, manipulation of audience consciousness and possible risks for media platforms in the context of maintaining user trust are discussed. The research aims to identify the main ethical dilemmas that arise when using native advertising, and the impact of these practices on long-term media relations with the audience.
Ключевые слова: нативная реклама, этика, манипуляции, доверие, медиа, аудитория, прозрачность.

Keywords: native advertising, ethics, manipulation, trust, media, audience, transparency, advertising practices.


Нативная реклама – это реклама, настолько связанная с контентом страницы, где она размещена, что читатель не видит отличий между ней и редакционным материалом. Нативная реклама приобрела популярность благодаря тому, что она менее навязчиво побуждает потребителей к приобретению товаров или услуг по сравнению с традиционными методами. Согласно некоторым исследованиям, нативная реклама вызывала у респондентов больше доверия, нежели баннерная реклама, а также в целом вызывает более положительные эмоции к бренду и повышает желание совершить покупку в сравнении с баннерной рекламой [4].

Однако сходство форматов снижает узнаваемость нативной рекламы, что, с одной стороны, делает ее менее навязчивой, чем, например, баннерная реклама, но с другой, сходство форматов может вывести потребителя на негативные эмоции, так как он будет чувствовать обман и манипуляцию. Это порождает дилемму между необходимостью соблюдения интересов рекламодателя и обязанностью медиа сохранять доверие своей аудитории.

Потребители могут воспринимать сходство нативной рекламы с редакционным контентом как попытку скрыть коммерческую направленность публикации [3]. Такое убеждение, очевидно, негативно влияет на отношение к нативной рекламе и бренду в целом, а также меняет поведенческие намерения: сокращают количество продаж и уменьшают желание поделиться контентом между потребителями [2]. Со временем, если медиа продолжают использовать нативную рекламу без должной прозрачности, это приводит к снижению доверия аудитории к таким платформам в целом. Как показали исследования, пользователи склонны воспринимать медиа, которые часто используют скрытую рекламу, как менее надежные и беспристрастные (Tam et al., 2017). Таким образом, долгосрочное использование нативной рекламы без соблюдения этических стандартов может повлиять на репутацию медиа.

Предотвращает эти последствия раскрытие информации о рекламе, что приводит к распознаванию материала как коммерческого материала, а не как редакционного контента. Для успешного раскрытия информации потребитель должен пройти через два последовательных когнитивных процесса: заметить раскрытие информации о спонсоре, а затем понять сообщение, которое передается [5]. Согласно исследованию Войдынски, содержание нативной рекламы должно явно передавать информацию, о том, что она является платным контентом, а не редакционным материалом. Люди распознают рекламу скорее благодаря ярлыкам «спонсорский контент» или «реклама», чем через менее четкие ярлыки, например: «представлено» [5]. Помимо этого, с 1 сентября 2023 года начал действовать закон «О рекламе» от 02.07.2021 N 347-ФЗ [1] , который обязывает всех рекламодателей формировать рекламный токен, что позволяет обеспечить прозрачность и защиту пользователей от навязчивой и скрытой рекламы.

Раскрытие рекламы – обязательное условие публикации нативной рекламы, уменьшающее процент людей, которые могут почувствовать себя обманутыми, при этом процент вовлеченности в рекламу не уменьшится [2]. Однако потребители сами решают, насколько убедительна реклама. Если они подозревают, что реклама пытается их обмануть, это вызывает у них негативные эмоции. Это можно объяснить тем, что у каждого человека разные уровни когнитивных ресурсов. Потребители с более высокой когнитивной нагрузкой с меньшей вероятностью активируют свои знания убеждения и, следовательно, с меньшей вероятностью распознают цель убеждения нативной рекламы. Это также относится и к возможной воспринимаемой манипуляции: потребители с меньшей когнитивной нагрузкой меньше воспринимают нативную рекламу как манипуляцию, чем те, у кого высокий уровень когнитивной нагрузки.

Ответственность за реакцию аудитории несет медиа, на которой размещается рекламная публикация. С одной стороны, бренды совместно с площадкой, на которой размещаются, могут создать такой же интересный контент, как и редакционный. Более того, эти компании – эксперты в своей отрасли, а значит, могут предоставить более качественную информацию, чем неспециалисты. Однако, если контент не несет никакой пользы и информативности, они в итоге могут навредить самим себе: бренды хотят, чтобы реклама была нативной, но не слишком, и в первую очередь транслировала их преимущества. К несчастью, это противоречит желанию издателей, которые как можно лучше хотят ее замаскировать и несут ответственность за контент, который размещают у себя на площадке:

— Они должны контролировать, чтобы рекламный контент не создавал ложное впечатление о независимости и объективности.

— Медиа должны быть осторожными в использовании маркетинговых техник, которые могут вводить аудиторию в заблуждение, особенно если реклама преувеличивает возможности продукта или обещает нереалистичные результаты.

Для минимизации этических проблем, связанных с нативной рекламой, а также сохранения доверия читателей, медиа должны не только осведомлять пользователей о характере опубликованного материала, но и отвечать за качество рекламируемого объекта. Для сохранения принципов честности и открытости перед пользователями медиа организациям важно проводить строгий отбор товаров и услуг, которые они планируют размещать у себя на площадке.

Один из методов оценки качества объекта рекламы – проведение тест-драйва товара или услуги площадкой, на которой планируется рекламное размещение. Данный способ позволяет медиа убедиться в качестве рекламируемого продукта и предотвратить риск потери не только собственной репутации, но и бренда. Процесс проведения тест-драйва следует проводить в несколько этапов:

  1. Площадке предоставляется образец товара или возможность воспользоваться услугой для тщательного изучения.
  2. Проверяются заявленные характеристики, функциональность, удобство использования и другие важные параметры.
  3. По результатам тестирования составляется отчет, в котором указываются все найденные плюсы и минусы. Эти данные обсуждаются с рекламодателем.
  4. На основании полученных данных принимается решение о возможности размещения рекламы данного товара или услуги.

Потребители склонны больше доверять рекламе, если уверены, что площадка, на которую они заходят, тщательно выбирает рекламодателей и размещаемые продукты. Это укрепляет репутацию самого медиа и, как следствие, брендов, которые там публикуются.

Таким образом, раскрытие бренда в нативной рекламе – обязательное условие, однако важно найти «золотую середину», чтобы не вызвать негативные эмоции по отношению к рекламодателю и медиа, где публикуется коммерческий материал. Необходимо провести ассоциацию бренда с контентом, чтобы потребитель понимал, почему он должен выбрать именно этот товар или услугу.

Пользователи предъявляют высокие требования к контенту: его форме и содержанию, которые следует соблюдать при размещении нативной рекламы. Раскрытие рекламы, а также проведение тест-драйва продукта или услуги перед публикацией позволит сохранить репутацию и медиаплатформы, и бренда.

References

1) Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" от 02.07.2021 N 347-ФЗ (последняя редакция)
2) An S., Kerr G., Jin H. S. Recognizing native ads as advertising: Attitudinal and behavioral consequences //Journal of Consumer Affairs. – 2019. – Т. 53. – №. 4. – С. 1421-1442.
3) Amazeen M. A., Wojdynski B. W. The effects of disclosure format on native advertising recognition and audience perceptions of legacy and online news publishers //Journalism. – 2020. – Т. 21. – №. 12., С. 1965-1984.
4) Kim J., Choi D., Kim H. Advertising nativeness as a function of content and design congruence // International Journal of Advertising. – 2019. – Т. 38. – №. 6. – С. 845-866.
5) Wojdynski B. W., Evans N. J. Going native: Effects of disclosure position and language on the recognition and evaluation of online native advertising //Journal of Advertising. – 2016. – Т. 45. – №. 2. – С. 157-168.