Abstract: In the context of globalization, as well as the dynamics of smart technologies, knowledge management is an important aspect of the learning process. In this scientific work, the author examines the formation of readiness of the faculty of higher educational institutions for the knowledge management process, with a focus on teaching a foreign language (English). The main elements of readiness, as well as methods, including approaches, methodological recommendations for practical use and in order to improve the efficiency of the educational process are considered in detail. The purpose of the study is to analyze in detail the process of developing the readiness of the faculty of a higher educational institution for knowledge management in the context of teaching a foreign language (English), including the preparation of methodological recommendations for improving the learning process through the adaptation of innovative approaches, as well as modern technologies for knowledge management at this stage.
Keywords: educational process, innovative technologies, modern approaches and methods, technical literacy, competence, foreign language, communication.
Введение
На сегодняшний день управление знаниями в учебной среде состоит из процессов формирования, также хранения и распространения знаний, в том числе и использование знаний на практике. Профессорско-преподавательский состав играет основополагающую роль в данном процессе, что является особенно важным в рамках процесса преподавания иностранных языков (английского языка).
Методика данного исследования состоит из подробного анализа тематических планов, а также учебных программ преподавания иностранного языка (английского), сориентирован на компоненты управления знаниями. В том числе проводится мониторинг процесса обучения для того, чтобы определить применяемые профессорско-преподавательским составом методы также инновационные технологии, которые способствуют результативному процессу управления знаниями.
Кроме того, применялся контекстуальный анализ научных публикаций по данной тематике, что представило возможность определить актуальные тенденции, а также эффективные практики в рассматриваемой области. В том числе, подробно рассматривались эффективные примеры адаптации подходов в процессе управления знаниями в учебный процесс на базе различных стадий.
Материалами исследования послужили тематические планы, а также учебные программы и учебно-методические комплексы и материалы. Кроме того, проводился контекстуальный анализ различных публикаций с целью выявления актуальных тенденций, также эффективные практики в рассматриваемой сфере.
Кроме того, знание иностранного языка, а также культурной специфики является важным условием для эффективной коммуникации об адаптации в международном пространстве.
«Эффективность коммуникативной методики обучения доказана длительным практическим применением как в России, так и за рубежом. Такие учёные, как Е.И. Пассов, В.И. Кунин, В.А. Китайгородская, С. Брумфит и другие, активно изучали теоретические и практические аспекты коммуникативного обучения. Его дальнейшее совершенствование осуществляется с целью достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Средствами достижения таких результатов являются образовательные технологии, а именно: технология коммуникативного обучения, игровые и проектные технологии, метод кейсов, технологии обучения в сотрудничестве, развитие критического мышления через чтение и письмо и др.» [6, с. 2].
Таким образом, возникает необходимость в процессе подготовки профессорско-преподавательского состава к управлению данными знаниями в целом. В данном случае управление знаниями определяется как комплексный подход к определению, а также формированию и распространению знаний в целях повышения эффективности деятельности, а также для достижения поставленных целей и задач, что в контексте обучения состоит из составления и продвижения современных методик, также подходит к процессу обучения, применение инновационных технологий для процесса архивирования дидактических материалов «одним из наиболее сложных аспектов преподавания делового английского языка, английского языка для специальных целей является выбор учебников, учебных пособий и материалов, так как они должны быть нацелены на развитие и совершенствование не только языковых и коммуникативных компетенций, но также межкультурных и профессиональных. Современный рынок англоязычной учебной и учебно-методической литературы продолжает стремительно расти. Однако большинство издаваемых серий различных авторитетных изданий (Cambridge, Oxford, Longman, Express Publishers, Collins, и т. д.), во-первых, очень дорогостоящее, во-вторых, более ориентировано на подготовку к сдаче определенных экзаменов или же нацелено на совершенствование языковых навыков» [5, с. 198], а также учебно методических разработок (для практического применения).
Также обмен опытом не только между профессорско-преподавательским составом, но и обучающимся.
Адаптация полученных знаний в практическую деятельность (процесс обучения). В данном случае преподавательский состав является источником знаний, а также своего рода модератором и организатором учебного процесса, педагог помогает обучающимся не только усваивать, но и использовать собственные знания.
В данном случае представляется важным развивать определённые компетенции, как например информационно-коммуникационную компетентность, что представляет собой умения выявлять, а также анализировать и применять информацию. В том числе, техническая грамотность, которая включает в себя умение применять инновационные технологии в процессе обучения. Навыки коммуникации, что включают в себя способность успешно взаимодействовать с обучающимися и сотрудниками [7].
Рассмотрим формирование готовности профессорско-преподавательского состава к процессу управления знаниями.
Данный процесс состоит из различных компонентов, а именно: более глубокое понимание дисциплины, а также методики преподавания по предмету. Методическая подготовка, которая включает в себя не только умение составлять, но и внедрять дидактические материалы. Применение инновационных учебных технологий, также в режиме онлайн [4]. Индивидуальные качества как готовность к трансформации, а также повышение квалификации на постоянной основе. Для процесса подготовки профессорско-преподавательского состава к управлению знаниями можно применять различные методы, как например курсы повышения квалификации для преподавательского состава, которые включают в себя учебные программы, которые ориентированы не только на формирование управленческих навыков, но и способствуют освоению инновационных технологий на данном этапе [8].
Практические занятия, на которых профессорско-преподавательский состав может обмениваться собственным опытом, а также продолжать учиться посещая различные семинары и учебные мастер-классы. Разработка профессиональных онлайн сообществ не только для обмена опытом, но и информационными ресурсами в процессе информационного взаимодействия [10].
Рассмотрим примеры
Пример 1. Проведение практических занятий по применению современных методов в процессе обучения, как например проектное обучение, использование кейс методов, а также применение ролевых моделей, способствующих не только восприятию иностранного языка, но и культуре англоязычных стран [2].
Пример 2. Обучение профессорско-преподавательского состава применять платформу в режиме онлайн, а также различные ресурсы для управления знаниями, как например, которые представляют актуальные возможности не только для организации, но и для проведения учебного процесса, обмена учебными материалами и мониторинга прогресса обучающихся.
Разработка и внедрение учебно-методических пособий, также различных ресурсов с помощью актуальных требований, также потребности обучающихся, что может включать в себя применение аутентичных материалов, как на например научные публикации, видео каналы, а также подкасты на иностранном языке (английском). Участие преподавательского состава различных сообществах, а также посещение мероприятий на информационных платформах, не только для взаимодействия между коллегами, но и на международный арене [3].
Пример 3. Анализ и поддержка обратной связи, которая включает в себя не только оценивание обучающихся, но и представляет обучающимся обратную связь, помогая в процессе обращать внимание не только на сильные стороны, но и слабые.
Пример 4. Анализ и адаптация инновационных практик в процесс обучения. Проведение различных исследований в сфере преподавания английского языка скупы для определения современных методов управления знаниями, а также адаптации данных знаний в процесс обучения [1].
Пример 5. Межкультурное взаимодействие. Обучение профессорско-преподавательского состава более глубокому пониманию культурной специфики обучающихся из различных регионов и стран может способствовать сформированию наиболее инклюзивного пространства с целью улучшения управления знаниями в целом [9].
Вывод
Проведённые исследования продемонстрировали, что развитие готовности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения управления знаниями в рамках преподавания иностранного языка (английского) требуют системного подхода, которые включают в себя не только теоретическую основу, но и применение на практике инновационных технологий. Определённые методы, а также эффективные стратегии управления знаниями, которые способствуют повышению уровня вовлеченности обучающихся, также способствуют улучшению качества учебного процесса в целом.
Следовательно, результаты проведённого анализа учебных программ, а также дидактических материалов определили важность профессионального развития профессорско-преподавательского состава на регулярной основе для интеграции к трансформации в учебном пространстве.
Таким образом, рекомендации, которые основаны на результатах проведённого исследования могут являться базой для повышения уровня преподавания, а также управления знаниями в университетах и институтах.
Заключение
На данном этапе формирования готовности профессорского преподавательского состава высших учебных заведениях к управлению знаниями в рамках преподавания иностранных языков (английского) является важным в контексте повышения качества процесса обучения. Системный подход, который включает в себя не только теоретическую базу, но и применение на практике инновационных технологий, которые способствуют лучшему взаимодействию с обучающимися.
В том числе, профессиональное развитие преподавательского состава на постоянной основе представляет возможности для интеграции к трансформациям в учебном пространстве, а также адаптации современных методов в процессе обучения. Следовательно, формирование условий для готовности к процессу управления знаниями являются базы для эффективного и современного процесса преподавания.
Дальнейшие исследования
Перспективы дальнейших исследований могут фокусироваться не только на разработке и адаптации специальных учебных программ для повышения уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, которые направлены на освоение инновационных технологий, а также новых методов обучения.
Кроме того, представляется возможным исследовать влияние между дисциплинарным подходом в процессе формирования навыков управления знаниями профессорско преподавательского состава по иностранному языку (английскому). Представляется важным изучить практические аспекты адаптации информационных инструментов в процесс обучения, а также влияние данного процесса на мотивацию обучающихся.
Таким образом, представляется возможным провести сопоставительный анализ готовности профессорско-преподавательского состава в разных высших учебных заведениях, а также культуры для определения эффективных практик и современных подходов.
References
1. Абалян Ж.А. Преимущества и недостатки дистанционного и смешанного обучения английскому языку в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). – С. 5-7.2. Биктимирова, Р. Р. К вопросу о методике преподавания английского языка в высших учебных заведениях гуманитарного профиля / Р. Р. Биктимирова // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. – 2019. – № 23(28). – С. 75-77.
3. Боброва С.Е. Актуальные проблемы смешанного обучения в системе высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). – С. 192-194.
4. Гладейчук, Е. В. Подготовка преподавателей иностранного языка в Великобритании и Германии: подходы и модели / Е. В. Гладейчук // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. – 2021. – № 1(39). – С. 15-24.
5. Дмитриева, О. П. Опыт преподавания делового английского языка в Академии управления при Президенте Республики Беларусь / О. П. Дмитриева, А. И. Мицкевич // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2019. – № 19-2. – С. 196-203.
6. Иванова, Г. Н. Формирование универсальных компетенций в процессе изучения иностранного языка на неязыковых факультетах университета / Г. Н. Иванова // Modern Science. – 2019. – № 5-3. – С. 67-72.
7. Лунев, А. П. Управление знаниями в системе высшего образования: теория и практика / А. П. Лунев, Ю. Н. Томашевская, А. В. Кошкаров // Управленческие науки. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 86-97.
8. Николаева, Н. И. Формирование готовности будущего учителя к реализации инновационных технологий обучения / Н. И. Николаева, Е. А. Акимова // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития: Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции, Калуга, 12 ноября 2021 года. – Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского", 2022. – С. 183-187.
9. Проблемы преподавания иностранного языка у студентов инженерных специальностей неязыковых вузов в условиях смешанного обучения / Ю. В. Климук, С. В. Поликарпова, В. Г. Андюсева, О. В. Грядунова // Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12, № 3-1. – С. 156-164.
10. Проскура, Я. В. Теоретические основы и особенности преподавания английского языка для специальных целей / Я. В. Проскура, М. В. Захарова-Саровская // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-2. – С. 302-306.