Abstract: This paper examines the role of fables as a unique tool in teaching Russian. Fables, with their vivid images and moral lessons, contribute to the development of students' speech skills and critical thinking. The main focus is on methods for integrating fables into the learning process, including literary analysis, creative writing, and group discussions. Creating your own fables helps develop creativity and practical writing skills. Discussing the moral aspects of works forms the ability to express your thoughts in a reasoned manner. Game methods, such as role-playing games, deepen understanding of the content and motivate students. The use of multimedia technologies makes lessons more interactive and exciting. As a result, the use of fables in teaching not only enriches language practice, but also contributes to moral education. The work emphasizes the importance of a variety of methods to improve the effectiveness of teaching Russian. The purpose of this study is to study and substantiate the use of fables, which are an effective method in the process of teaching Russian, which is a foreign language, including the formation of modern approaches and relevant methods that contribute to the improvement of linguistic skills, as well as cultural skills of students in general.
Keywords: education, educational process, Russian language, foreign language, analysis, study, culture, language skills, intercultural communication.
Введение
В целом, преподавание русского языка, который является иностранным языком заключает в себе многогранный процесс, который требует применения разных методов, а также современных подходов для результативного освоения русского языка [3].
Материалами исследования являются научные публикации по теме преподавания русского языка, а также интернет ресурсы с дидактическими материалами, цифровой контент (рассматривается на примере русских басен).
Методикой исследования в научной работе послужили: контекстуальный анализ на основе текстового содержания басен для определения лингвистических особенностей культурной специфики, которые могут с успехом применяться в процессе обучения.
Кроме того, исследования определённых примеров эффективного применения басен в учебном классе, которые включают в себя мониторинг за процессом динамики работы в группе, а также уровень вовлеченности обучающихся (какие стадии). Комплексный анализ существующих методик в процессе преподавания русского языка с применением басен и анализ результативности по различным критериям, как например уровень понимания, а также запоминание учебного материала в целом [4].
Следует подчеркнуть, что исследования современных учебно-методических пособий, которые содержат в себе художественные произведения и различные жанры, в том числе и басни для определения не только структурной специфики, но и методической (исследование дидактических материалов).
Важным методом является применение в процессе обучения данного жанра (басни), являющиеся как литературными произведениями, так и основными культурными явлениями [2].
«Басня является древнейшим творческим жанром, который имеет длительную историю развития в литературном наследии разных стран. Интерпретация басни, как и любого текста, сохраняющего культурную память, в определенной степени зависит от конкретной исторической эпохи» [9, с. 11].
На сегодняшний день басни не только обладают яркими главными героями, но и вносят моральные уроки, которые являются основным инструментом в процессе обучения русского языка, как иностранного, в том числе и русской культуры [1].
«Изучение басни как лингвокультурного кода определенных языков предполагает учет ключевых положений лингвокультурологии, основанной на взаимосвязи языка и культуры, постижении культурных ценностей, запечатленных в единицах языковой системы, в устных и письменных текстах» [9, с. 115].
Следует подчеркнуть, что басни являются жанром устного народного творчества, которые имеют исторические корни в русскоязычной культуре в целом. Басни передают основные уроки морали, а также социальные обсуждения, делая не только процесс актуальным для более глубокого изучения.
Отметим, что применение басен в процессе преподавания иностранного языка (русского) для иностранных студентов предоставляет возможность не только развивать языковые компетенции, но и формировать межкультурные навыки, а также стимулировать аналитическое мышление в целом.
Кроме того, являясь культурным артефактом басни включают в себя богатый словарный запас, а также грамматические структуры, которые способствуют не только улучшению видов речевой деятельности [6].
Глубокий анализ басен предоставляет возможность обучающимся не только понимать культурный контекст и социальные аспекты, что в данном случае способствует интерпретации и восприятию русского языка, который является иностранным. Исследование уроков морали в баснях стимулирует у обучающихся социальные комментарии в процессе дискуссии, а также критический анализ представленных в басне ситуаций в целом [5].
Следует отметить, что существует различные методы работы с данным жанром.
Рассмотрим лексико-грамматический анализ, данный метод состоит из исследования лексики, а также грамматики примеров различных произведений.
Рассмотрим эффективные примеры
Преподавательский состав может определить главную лексику, а также лексические единицы и устойчивые словосочетания, выражения грамматические обороты, которые обучающиеся должны понимать в процессе коммуникации [7].
Рассмотрим лексико-грамматический анализ на примере басни Крылова И.А. «Лебедь, Рак и Щука».
«Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим личностный тон рассказчика с присущими ему формами и оборотами речи. Вот «Лебедь, Рак да Щука», взявшись за дело, из кожи лезут вон, вот Механик пуще рвется, чтобы открыть Ларец, вот лягушка, захотевшая сравняться с Волом, вначале стала топорщиться, пыхтеть, а затем С натуги лопнула и – околела. Бедняк, увидев Смерть, оторопел. Моська появляется отколе ни возьмись [6]. Язык рассказчика басен – просторечнофамильярный» [9, с. 116].
Демонстрирует возможные значения лексики, представленные в произведении, в том числе и обращает внимание на грамматическую конструкцию с предлогами и другими частями речи.
Обсуждение
Метод дискуссии по завершении чтения басни проводится посредством обсуждения в группе, что предоставляет возможность обучающимся развивать соответствующие компетенции, как например навыки устной речи, помогая обучающимся осваивать культурные контексты [7].
Рассмотрим дискуссионный метод на примере басни Крылова И.А.. «Слон и Моська». Обучающимся предоставляется возможность дискуссии по завершении прочтения басни о социальном статусе человека, а также присутствия или отсутствия чувства самоуважения в целом.
Творческие задания
Творческие задания, как например, разработка различных ярких иллюстраций или интеграция басни в различных жанрах может помочь обучающимся более глубоко понимать текстовое содержание, а также способствует развитию креатива, с помощью выполнения творческих заданий [8].
Ситуационный подход
Данный подход предлагает исследования в рамках русских традиций, а также культуры и русской истории в целом. Профессорско-преподавательский состав может, как правило, предоставлять соответствующую информацию не только о времени написания данной басни, но и историческую справку и биографии автора.
Выводы
Кроме того, применение басен предоставляет актуальные возможности для развития лингвистических компетенций обучающихся. Стоит подчеркнуть, что методы, рассматриваемые в научной работе, а также выполнение различных творческих заданий не только способствуют лучшему пониманию русского языка, но и культуры, а также традиции изучаемого языка.
Ситуационные задачи, а также ролевое моделирование способствует развитию навыков устной речи, а также развивают уверенность в процессе коммуникации.
Сопоставительный анализ басен из различных культур может обогатить межкультурное сотрудничество, в том числе и расширить кругозор обучающихся.
Помимо этого, басня представляется не только эффективным инструментом для формирования благоприятного учебного пространства, делая процесс уникальным и незабываемым.
Заключение
Таким образом, в процессе преподавания русского языка, который является иностранным для зарубежных студентов применение басен открывает перспективные возможности для процесса обучения.
Методы, которые основаны на исследовании текстов, а также проведения обсуждений и дебатов, в том числе творческих заданий на данном этапе способствует как лингвистическом развитию обучающихся, так и формированию культурных навыков в целом.
Басни являются как учебным материалом, так и одним из основных инструментов для процесса погружения в русский язык, а также в художественную литературу и русскую культуру в целом. Адаптация данных методов в процессе обучения может существенно повысить уровень образовательного процесса, делая данный процесс не только уникальным, но и запоминающимся для обучающихся.
Дальнейшие исследования
Перспективы дальнейших исследований в сфере применения басен в процессе преподавания русского, который является иностранным языком могут ориентироваться на сопоставительном анализе активных методов обучения, как например проектное обучение, а также игровое моделирование, с целью определения результативности.
В том числе, стоит обратить внимание на анализ влияния культурного аспекта данного жанра не только на восприятие, но и на понимание русского языка обучающимися из зарубежных стран. А также исследование может включать в себя составление различных мультимедийных материалов, адаптирующих в басни инновационные технологии, как например, видео ролики, а также приложения в интерактивном режиме.
В том числе, представляется возможным проводить анкетирование с преподавательским составом для определения, а также обмена мнениями и применения басен на уроках русского языка, который является иностранным.
Таким образом, исследования результатов в процессе обучения иностранцев по завершении использования басен в процессе обучения может проанализировать данный вклад в развитие лингвистических компетенций в целом.
References
1. Ванюшина, Н. А. Инновационные методы в работе преподавателя русского языка как иностранного / Н. А. Ванюшина // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сборник материалов VI Международной научно-методической конференции, Воронеж, 24–25 января 2020 года / Воронежский государственный университет, филологический факультет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2020. – С. 30-36. – EDN ELAIRV.2. Глаголева, К. С. Методика чтения и анализа басни на уроках литературного чтения в начальной школе / К. С. Глаголева // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – № 12. – С. 194-196. – EDN YMIOJX.
3. Железнякова, Е. А. Приемы обучения чтению на уроке русского языка как неродного (на материале рассказа Б. Житкова "Белый домик") / Е. А. Железнякова, А. В. Иванова // Академическая публицистика. – 2020. – № 11. – С. 249-257. – EDN YZVVZC.
4. Косюга, И. В. Психологические, психолого-педагогические и лингвистические методы развития познавательного интереса на уроках русского языка / И. В. Косюга // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2020. – № 7(23). – С. 13. – EDN FDRPYM.
5. Максимова В. Бесценные помощники: комиксы Херлуфа Бидструпа на уроках русского языка как иностранного [Электронный ресурс]. – https://www.eduneo.ru/bescennye-pomoshhniki-komiksy-xerlufa-bidstrupa-naurokax-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo/ (Дата обращения: 15.09.2019).
6. Орехова, Н. Н. О некоторых методах обучения русскому языку как неродному / Н. Н. Орехова // Инновационные технологии в педагогике высшей школы: Материалы VII Международной межвузовской научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 25 декабря 2020 года. – Санкт-Петербург, Петергоф: Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва" Министерства обороны Российской федерации, 2021. – С. 139-143. – EDN EGLBAB.
7. Разумкова, Н. В. Басня как лингводидактическое средство организации речевой деятельности иностранных учащихся на занятиях по русскому языку / Н. В. Разумкова // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХIII Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 24 мая 2022 года. – Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. – С. 907-913. – EDN ULTEKN.
8. Рехлецкая, Т. В. Изучение басен И.А. Крылова как средство формирования нравственно-этической ориентации младших школьников / Т. В. Рехлецкая, Ю. И. Россова // Актуальные вопросы образования, науки и культуры в интересах устойчивого развития: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, Арзамас, 31 марта 2022 года. – Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 2022. – С. 38-43. – EDN UGTWJC.
9. Ху, В. Басня как объект лингвистического исследования в русском и китайском языках / В. Ху // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2017. – № 4(94). – С. 115-118. – EDN YZMQBV.