Abstract: The article examines the evolution of branding in the sports industry with an emphasis on the key stages of its formation and transformation. Particular attention is paid to defining the modern functions of sports branding ‒ economic, image, communication and cultural. Based on the analysis of collaborations of sports brands with fashion houses and digital platforms, new formats of interaction with the audience are revealed. The factors of branding relevance in the context of the digital economy and cultural globalization are identified. A conclusion is made about its strategic importance for the formation of consumer loyalty, expansion of the target audience and ensuring the sustainable development of sports companies in a global competitive environment.
Keywords: Branding, sports industry, collaboration, digital economy, cultural globalization.
В XXI веке спорт перестал быть просто ареной физических достижений. Он стал частью глобальной культуры, где бренды играют роль не только спонсоров, но и активных участников формирования смыслов. Современный спортивный брендинг выходит за рамки логотипов и рекламных кампаний и становится инструментом формирования идентичности, маркетинговой стратегии и символом принадлежности к определенному стилю жизни. Особое место в этом процессе занимают коллаборации между спортивными и модными брендами, стирающие границы между спортом, модой и искусством.
Изучение роли брендинга в спортивной индустрии необходимо как с теоретической, так и с прикладной точки зрения: от построения маркетинговых стратегий до формирования лояльности и вовлеченности потребителей, что и определило цель данного исследования, а именно: проанализировать роль брендинга в современной спортивной индустрии, выявить его ключевые функции и оценить влияние коллабораций со смежными индустриями (мода, цифровые технологии) на развитие спортивной индустрии.
Возникновение спортивного брендинга тесно связано с коммерциализацией спорта в XX веке. Первые элементы брендинга появились в 1920-1930-х годах, когда компании начали использовать технологии influencer (амбассадоры — известные спортсмены для продвижения продукции, например, Converse с баскетболистом Чаком Тейлором) [4]. В 1970-х годах Nike и Adidas первыми ввели понятие «бренд как стиль жизни», продвигая не только товары, но и философию успеха и личной силы [3]. Ключевыми этапами развития стали:
‒ 1980–1990-е годы: активное развитие спортивного спонсорства, включая Олимпийские игры и Чемпионаты мира;
‒ 2000-е годы: рост важности визуального стиля, появление фирменных маскотов, форм и слоганов;
‒ с 2010-х годов: интеграция модной индустрии, цифровизация брендов, рост роли инфлюенсеров и соцсетей [3]. «В сегодняшнем мире спорт находится на пике популярности. Люди со всех уголков планеты активно включаются в спортивную жизнь – будь то личное увлечение, профессиональная деятельность или преданная поддержка любимой команды. В то же время спортивная индустрия проходит через значительные изменения, и в особенности это затрагивает спортивные организации. Современный зритель ждет зрелищных шоу не только на поле, но и за его пределами, и готов платить за это. Таким образом, спортивные клубы и организации в значительной степени трансформируются в бизнес-проекты, «стремясь к получению прибыли через рекламные договоры, трансферы игроков, продажу билетов и фанатской атрибутики. Эти доходы клубы инвестируют в свое развитие и, как следствие, в продвижение спорта в стране», − утверждают Ю.О. Иванова и Д.А. Маркова [1]. По мнению исследователей, спортивной индустрии особенно актуально использование брендинга, учитывая быстро развивающийся рынок, цифровизацию, культурную глобализацию и усиление конкуренции не только между спортивными клубами и производителями оборудования, но и между стилями жизни, с которыми ассоциируются бренды. «Современная спортивная индустрия − это не только соревнование между клубами, но и мощный социальный, культурный и коммерческий феномен. Таким образом, брендинг здесь выполняет целый ряд функций, прежде всего маркетинговую и социокультурную, формируя ценностные ориентации аудитории, повышая вовлеченность и способствуя коммерческой устойчивости спортивных организаций», − утверждает В. Ю. Костиков [2]. Иными словами, если спортивный бренд эффективно использует современные средства коммуникации, коллаборации и цифровые технологии, он повышает лояльность потребителей, расширяет целевую аудиторию, усиливает культурное и эмоциональное воздействие на общество и получает конкурентное преимущество на глобальном рынке вне зависимости от спортивных результатов, что определяет его ведущую роль в индустрии спорта. В современных условиях он выступает главным стратегическим инструментом, влияющим на восприятие бренда, формирование лояльности аудитории и коммерческий успех. В таблице приведены основные функции и сущность спортивного брендинга, проиллюстрированные примерами успешных практик.
Таблица
Функции спортивного брендинга [3]
Функция | Описание | Успешная практика |
Идентификационная | Брендинг помогает потребителям мгновенно распознавать команду, спортсмена или производителя экипировки
Визуальные элементы (логотип, цветовая гамма, слоган, типография) формируют уникальную идентичность |
Логотип Jordan Brand (прыгающий силуэт Майкла Джордана) стал настолько узнаваемым, что используется как отдельный бренд, ассоциирующийся с премиальным спортивным стилем и успехом |
Коммуникативная | Брендинг транслирует ценности, философию и миссию компании или команды
Позволяет выстраивать диалог с аудиторией на эмоциональном и культурном уровнях |
Nike с лозунгом «Just Do It» создает образ преодоления себя, стремления к победе, независимо от обстоятельств ‒ не просто реклама, а культурное высказывание |
Социокультурная | Активное участие спортивных брендов в социальных дискуссиях, поддержание инклюзивности, разнообразия, экологической повестки | Adidas в своей кампании «Impossible Is Nothing» (2021–2023) рассказывал истории женщин-спортсменок активистов, подчеркивая социальную ответственность бренда |
Эмоционально-идентификационная[2] | Люди склонны ассоциировать себя с брендами, которые отражают их взгляды и стиль жизни
Особенно это заметно в сфере streetwear и athleisure, где спорт становится частью модного кода [1] |
Коллаборация Miu Miu & New Balance ‒ это пример того, как спортивная обувь становится частью высокой моды, создавая ощущение «принадлежности к тренду» у потребителя |
Коммерческая | Брендинг влияет на рост продаж, стоимость лицензий, развитие франшиз и спонсорских контрактов
Сильный бренд способен продавать продукты вне зависимости от спортивных результатов |
Футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» остается одним из самых прибыльных в мире во многом благодаря мощному бренду, глобальной фан-базе и широкому ассортименту мерча |
Инновационно-цифровая | Современные бренды активно развиваются в цифровой среде ‒ от метавселенных и геймификации до NFT и виртуальных показов коллекций | Nike приобрел стартап RTFKT, специализирующийся на виртуальной обуви, и выпустил NFT-кроссовки, которые были распроданы за считанные минуты, открыв новую форму взаимодействия с аудиторией |
Функции спортивного брендинга в современном мире значительно расширились, теперь он выступает не просто как способ продвижения продукции, а как сложный механизм формирования общественного восприятия, лояльности, идентичности и культурного диалога, в очередной раз подчеркивая идею о том, что успешные бренды могут не только продавать, но и вдохновлять.
На фоне растущей популярности коллабораций с модными домами, развития виртуальных продуктов (NFT, метавселенные), а также усиления влияния инфлюенсеров и сообществ, необходимость комплексного понимания брендинга как стратегического ресурса спортивной индустрии становится особенно актуальной [6]. Суть этого явления как многослойного инструмента − от визуальной идентичности до эмоциональной вовлеченности и ценностной коммуникации − позволяет спортивной индустрии адаптироваться к меняющимся ожиданиям аудитории и создавать устойчивые конкурентные преимущества. И. А. Овечкин отмечает, что «одним из основных аспектов брендинга в спорте является создание узнаваемой идентичности, которая способствует формированию доверия и уважения у потребителей» [5].
Современный брендинг включает в себя многоуровневую работу с визуальной идентичностью, маркетинговыми кампаниями, сотрудничеством с партнерами и цифровыми инструментами, представляя собой полноценную экосистему, которая работает на вовлечение и удержание аудитории. В тренде следующие направления:
‒ межотраслевое сотрудничество. Примерами успешных практик являются: Miu Miu & New Balance, Adidas & Gucci, Nike & Off-White. Коллекция кроссовок объединила спортивную функциональность и авангардную моду, использование элементов «разрушенной эстетики» («необработанные края», «потертости») стало отсылкой к высокой моде, сделав продукт привлекательным не только для спортсменов, но и для модной аудитории [6], Adidas & Gucci − коллаборация подняла коллекцию спортивной одежды на уровень роскоши, став символом слияния спорта и гламура. Серия Ten (Nike & Off-White) под руководством Вирджила Аблоха изменила правила в спортивной экипировке, превратив кроссовки в арт-объект и манифест [6];
‒ цифровизация и метавселенные. Современные бренды активно входят в цифровую среду: от NFT и виртуальных коллекций до киберспортивного спонсорства и присутствия в метавселенных. Nike и Adidas уже экспериментируют с виртуальными кроссовками и цифровыми аватарами, расширяя восприятие целевой аудитории [6].
Брендинг занимает ключевое место в современной спортивной индустрии, обеспечивая ее экономическую стабильность, устанавливая эмоциональную связь с целевой аудиторией и отражая культурные ценности, а иногда и формируя их. Рассмотрим значимость брендинга в этом контексте по трем основным аспектам:
− экономическая выгода. Брендинг способствует генерации доходов через продажу лицензионной продукции, прав на изображения и цифровые товары. Согласно данным Research & Markets, в 2024 году мировой рынок лицензионных спортивных товаров был оценен в 35,58 млрд долларов, а к 2033 году его объем может достичь 54,41 млрд долларов, с ежегодным темпом роста в 4,9%. Ожидается, что в 2024 году рынок футбольной атрибутики составит 6,55 млрд долларов, что на 3,4% больше, чем в 2023 году [7]. Популярность спортивной одежды для активного отдыха и инновации в дизайне стимулируют рост продаж. Компании, такие как Adidas и Nike, активно развивают этот сегмент, предлагая продукцию, сочетающую спортивную функциональность и повседневный стиль;
− эмоциональная вовлеченность. Брендинг создает прочную эмоциональную связь между брендом и его потребителями, давая аудитории возможность ассоциировать себя с определенными ценностями и образом жизни. Согласно исследованию Euromonitor, 24% потребителей ожидают персонализированных и адаптированных покупательских впечатлений. При этом 79,5% участников мероприятий с элементами брендирования ощущают более сильную привязанность к бренду после таких событий [7];
− культурная репрезентация. Спортивные бренды становятся важными голосами поколений, транслируя ценности разнообразия, экологичности и инклюзивности. Сегодня они активно влияют на формирование культурных и социальных дискурсов. Например, компания Elf Beauty спонсировала турнир по женской борьбе, тем самым подтверждая свою приверженность инклюзивности [8].
В заключение можно отметить, что роль брендинга в спортивной индустрии в 2024-2025 годах неуклонно возрастает. Он становится важным инструментом достижения экономических целей, укрепления связи с аудиторией и отражения актуальных культурных ценностей. Компании, эффективно использующие брендинг, получают конкурентные преимущества и способствуют устойчивому развитию мировой спортивной экосистемы. В этом контексте спортивный брендинг выполняет роль культурного кода, создавая особый язык визуальных и смысловых символов, который связывает спорт, моду, технологии и общество.
References
1. Иванова Ю.О., Маркова Д.А. Концептуальные основы стратегического развития спортивных организаций // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 5-2. С. 248-256.2. Костиков В. Ю. Концепт спортивного брендинга: теоретико-методологические параметры // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-sportivnogo-brendinga-teoretiko-metodologicheskie-parametry (дата обращения: 06.05.2025).
3. Кулиничева Е. Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви. – Новое Литературное Обозрение, 2018. С.90.
4. Культовые кроссовки, выпуск 9: история Converse All Star, самых долгоиграющих кедов в истории. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravilamag.ru/life-style/694789-kultovye-krossovki-vypusk-9-istoriyaconverse-all-star-samyh-dolgoigrayushchih-kedov-v-istorii/, – (дата обращения: 21.09.2024).
5. Овечкин. И. А. Брендинг в области физической культуры и спорта / И. А. Овечкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 404-407. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113002/ (дата обращения: 06.05.2025).
6. Радионцева Е.С. Метавселенные как инструмент продвижения брендов: новый подход к эстетике коммуникации // Коммуникология. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metavselennye-kak-instrument-prodvizheniya-brendov-novyy-podhod-k-estetike-kommunikatsii (дата обращения: 06.05.2025).
7. Сектор спортивных товаров: драйверы роста и проблемы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchnester.com/ru/reports/sporting-goods-market/5871, – (дата обращения: 03.05.2025).
8. Филенко С. С. Тенденции развития fashion-фотографии для социальных медиа //Москва. – 2023. – С. 4.