Dynamics and Efficiency of Land Resources Use in Special Economic Zones of the Russian Federation

UDC 332.021.8
Publication date: 19.06.2025
International Journal of Professional Science №6(1)-25

Dynamics and Efficiency of Land Resources Use in Special Economic Zones of the Russian Federation

Динамика и эффективность использования земельных ресурсов в особых экономических зонах Российской Федерации

Riga Andrey Antonovich,


Postgraduate student of the 2nd year of study
State University of Land Management
Russia, Moscow


Рига Андрей Антонович,

Аспирант 2-го курса обучения
Государственный университет по землеустройству
Россия, г. Москва
Аннотация: Настоящее исследование посвящено изучению объемов и результативности использования земельных ресурсов в особых экономических зонах (ОЭЗ) России. На основе данных Министерства экономического развития за 2019–2023 годы проведен сравнительный анализ показателей территориального развития ОЭЗ. Экономическая обоснованность функционирования зон оценена через сопоставление объемов используемых земель с ключевыми экономическими параметрами, такими как инвестиции резидентов и доходы от реализации продукции и услуг. Исследование выявило, что значительная часть земель, особенно в туристско-рекреационных зонах, остается неосвоенной, что подчеркивает необходимость разработки стратегических решений для повышения эффективности землепользования. В статье также рассматриваются новые ОЭЗ, созданные в 2024 году, успешный опыт ОЭЗ «Алабуга», проблемы туристско-рекреационных зон и международные практики, включая опыт Китая. Предложены меры по совершенствованию льготных режимоваиапривлечениюаинвестиций.

Abstract: This study investigates the scope and effectiveness of land resource utilization within special economic zones (SEZs) in Russia. Drawing on data from the Ministry of Economic Development for 2019–2023, the research compares territorial development indicators. The economic viability of SEZs is assessed by correlating land use with key economic metrics, such as resident investments and revenue from goods and services. The findings indicate that a substantial portion of SEZ land, particularly in tourist-recreational zones, remains undeveloped, highlighting the need for strategic initiatives to enhance land use efficiency. The article also examines new SEZs established in 2024, the success of the Alabuga SEZ, challenges in tourist-recreational zones, and international practices, including China’s SEZ model. Recommendations are provided to improve preferential regimes and attract investments.
Ключевые слова: особые экономические зоны, земельные ресурсы, инвестиции, доходы, эффективность, льготы, туристско-рекреационные зоны, международный опыт.

Keywords: special economic zones, land resources, investments, income, efficiency, benefits, tourist and recreational zones, international experience.


Введение
Особые экономические зоны (ОЭЗ) представляют собой стратегический инструмент государственной политики, направленный на стимулирование экономического роста путем привлечения инвестиций, активизации товарооборота, обмена технологиями и укрепления интеграционных процессов. Эти зоны служат центрами экономического развития, оказывая положительное воздействие на регионы их расположения и национальную экономику в целом [1]. Согласно Конституции Российской Федерации, земельные ресурсы являются национальным достоянием, обеспечивающим основу жизнедеятельности населения и выступающим ключевым производственным активом в различных отраслях. При грамотном подходе земельные ресурсы могут стать материальным активом, способствующим экономическому развитию через механизмы аренды, залога и страхования. В контексте ОЭЗ земельные участки формируют фундамент для создания инфраструктуры, а их эффективное использование существенно влияет на достижение целей зон [2, с. 60].

ОЭЗ — это специально выделенные территории, предоставляющие льготные условия для бизнеса, включая налоговые послабления, упрощенные регуляторные процедуры и развитую инфраструктуру, что привлекает как отечественных, так и иностранных инвесторов. В России ОЭЗ классифицируются по специализации: промышленно-производственные (ППТ), технико-внедренческие (ТВТ), туристско-рекреационные (ТРТ) и портовые (ПОЭЗ). Каждая категория ориентирована на развитие определенных секторов экономики, от промышленности до туризма.

В 2024 году сеть ОЭЗ в России продолжила расширяться с созданием трех новых зон: «Система» в Республике Мордовия, «Ростовская» в Ростовской области и «Эммаусс» в Тверской области. Кроме того, были расширены существующие зоны в Калужской и Липецкой областях, что подчеркивает актуальность анализа эффективности использования земельных ресурсов в этих территориях. Расширение сети ОЭЗ отражает стремление государства к диверсификации экономики и укреплению регионального развития.

Методология

Исследование базируется на анализе данных об использовании земельных ресурсов в ОЭЗ России за период 2019–2023 годов, полученных из ежегодных отчетов Министерства экономического развития. Проведено сопоставление таких показателей, как общая площадь ОЭЗ, их количество, полезная площадь, доступная для аренды, и земли, переданные в аренду или собственность резидентам. Данные анализировались отдельно для каждого типа ОЭЗ: промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых. Экономическая эффективность оценивалась путем соотнесения земельных показателей с инвестициями резидентов и доходами от реализации продукции и услуг.

Дополнительно изучены новые ОЭЗ, созданные в 2024 году, успешные примеры, такие как ОЭЗ «Алабуга», проблемы туристско-рекреационных зон и международный опыт, в частности модель ОЭЗ Китая. Выбор данных за 2019–2023 годы обусловлен их доступностью и репрезентативностью, позволяющей выявить долгосрочные тенденции. Предложения по улучшению землепользования основаны на анализе выявленных закономерностей и лучших мировых практик.

Результаты

По данным Министерства экономического развития, общая площадь ОЭЗ увеличилась с 62,2 тыс. га в 2019 году до 87,1 тыс. га в 2023 году, а доля полезной площади, предназначенной для аренды, выросла с 16,0% до 23,4% [3]. Эти данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика площади в границах особых экономических зон на территории Российской Федерации, 2019–2023 гг.

Годы Общая площадь ОЭЗ, га (Pобщ) Количество ОЭЗ, ед. Полезная площадь для аренды, га (Pпол) Полезная площадь, % Суммарная площадь в аренде/собственности, га (Pисп) Суммарная площадь, %
2019 62207,8 26 9941,5 16,0 3670,6 32,7
2020 75694,0 33 11225,1 14,8 4748,0 34,0
2021 79853,4 38 13964,8 17,5 5522,4 34,4
2022 82449,9 44 16053,4 19,5 7040,4 34,6
2023 87134,0 44 20348,0 23,4 8139,2 40,0

Таблица 1 демонстрирует значительный рост общей площади ОЭЗ (на 40%) и почти двукратное увеличение их количества (с 26 до 44). Однако доля полезной площади для аренды, несмотря на рост в абсолютных значениях, остается относительно низкой, что указывает на значительный объем неиспользуемых земель. Ключевым показателем эффективности является доля земель, переданных в аренду или собственность, которая увеличилась с 32,7% до 40% за пять лет.

Рисунок 1. Соотношение площади и количества ОЭЗ в Российской Федерации, 2019–2023 гг.

Рисунок 2. Динамика площади различных видов ОЭЗ, 2019–2023 гг

Проанализировав рисунок 2, можно провести следующие наблюдения:

Тенденции:

ОЭЗ ТРТ доминируют по площади (71,1% в 2023 г.), но их полезная площадь минимальна (7,2%). Рост общей площади на 24% (2019–2023) не сопровождается пропорциональным увеличением используемых земель.

ОЭЗ ППТ демонстрируют стабильный рост полезной площади (с 60,9% до 65,6%), что коррелирует с высокими экономическими показателями (24,8 млн руб. инвестиций/га).

ПОЭЗ показывают высокую эффективность (60,2% полезной площади), но малую долю в общей структуре (1,3%).

Выводы:

Низкая эффективность ОЭЗ ТРТ связана с отсутствием инфраструктуры и сложностями управления обширными территориями.

Промышленные зоны (ППТ, ТВТ) подтверждают, что концентрация на узкоспециализированных секторах повышает отдачу на единицу площади.

Таблица 2

Динамика площади в границах ОЭЗ, 2019–2023 гг.

Наименование ОЭЗ 2019 Pобщ, га 2019 Pпол, га 2019 Pпол, % 2019 Pисп, га 2019 Pисп, % 2023 Pобщ, га 2023 Pпол, га 2023 Pпол, % 2023 Pисп, га 2023 Pисп, %
ОЭЗ ППТ 10645,3 6480,9 60,9 2721,1 36,4 18866,0 12374,0 65,6 4949,6 40,0
ОЭЗ ТВТ 1256,3 665,2 52,9 561,5 65,0 5104,0 2816,0 55,2 2722,0 42,0
ОЭЗ ТРТ 49891,2 2518,4 5,0 476,1 18,3 61999,0 4456,0 7,2 1693,3 38,0
ПОЭЗ 415,0 277,0 66,7 140,4 49,4 1165,0 701,0 60,2 1334,8 53,0
Всего 62207,8 9941,5 16,0 3670,6 32,7 87134,0 20348,0 23,4 8139,2 40,0

Таблица 2 показывает, что ОЭЗ ТРТ занимают наибольшую долю площади, но имеют минимальные показатели полезной и используемой площади. В то же время портовые (ПОЭЗ) и промышленно-производственные зоны (ППТ) демонстрируют более высокую эффективность землепользования. Низкая активность в ОЭЗ ТРТ обусловлена отсутствием инженерной инфраструктуры, нерешенными земельно-имущественными вопросами и сложностями управления обширными территориями. Промышленно-производственные зоны, напротив, показывают устойчивый рост, с полезной площадью 65,6% и используемой — 40% в 2023 году.

Таблица 3

Сопоставление площади ОЭЗ с инвестициями и выручкой, 2019–2023 гг.

Годы Pобщ, га Кол-во ОЭЗ Инвестиции, млн руб. (In) In на 1 га, млн руб. Выручка, млн руб. (Vn) Vn на 1 га, млн руб.
2019 62207,8 26 77965,2 1,3 237929,8 3,8
2020 75694,0 33 87522,0 1,2 288325,9 3,8
2021 79853,4 38 150358,3 1,9 438821,0 5,5
2022 82449,9 44 194376,6 2,4 597575,3 7,2
2023 87134,0 44 665371,0 7,6 763754,0 8,8

 

Таблица 4

Экономические показатели различных видов ОЭЗ

Наименование ОЭЗ 2019 In, млн руб. 2019 In/га 2019 Vn, млн руб. 2019 Vn/га 2023 In, млн руб. 2023 In/га 2023 Vn, млн руб. 2023 Vn/га
ОЭЗ ППТ 33153 3,1 141020 13,2 467394 24,8 376382 20,0
ОЭЗ ТВТ 43167 34,4 95819 76,3 174605 34,2 435333 85,3
ОЭЗ ТРТ 730,3 0,01 621,6 0,01 16214 0,26 1539 0,02
ПОЭЗ 914,9 2,2 469,2 1,1 7158 6,1 7691 6,6
Всего 77965 1,3 237930 3,8 665371 7,6 763754 8,8

Таблицы 3 и 4 отражают экономическую эффективность ОЭЗ. Таблица 3 показывает рост инвестиций и выручки: инвестиции на гектар увеличились с 1,3 млн руб. в 2019 году до 7,6 млн руб. в 2023 году, а выручка — с 3,8 млн руб. до 8,8 млн руб. Это свидетельствует о повышении экономической отдачи на единицу площади, несмотря на неполное использование земель. Таблица 4 подчеркивает различия между типами ОЭЗ: технико-внедренческие зоны (ТВТ) демонстрируют наивысшие показатели инвестиций и выручки на гектар, за ними следуют промышленно-производственные зоны (ППТ), тогда как туристско-рекреационные зоны значительно отстают.

Рисунок 3. Графики инвестиций резидентов In и полезной площади ОЭЗ Pпол


Рисунок 4. Графики выручки Vn и полезной площади ОЭЗ Pпол

 

НовыеаОЭЗава2024агоду
В 2024 году Правительство Российской Федерации продолжило расширение сети ОЭЗ, создав три новые зоны: «Система» в Мордовии, ориентированную на производство строительных материалов и электроники; «Ростовская» в Ростовской области, специализирующуюся на оборудовании для прицепов и холодильной техники; и «Эммаусс» в Тверской области, сосредоточенную на производстве полиэтиленовых труб и металлообработке. Эти зоны, согласно постановлениям правительства, привлекут инвестиции в размере более 58,9 млрд рублей и создадут около 10 тыс. рабочих мест [4]. Кроме того, были расширены ОЭЗ в Калужской области (фармацевтическое производство) и Липецкой области (сельскохозяйственное машиностроение). Создание новых ОЭЗ отражает стремление государства к диверсификации экономики. Например, ОЭЗ «Система» поддерживает развитие строительной и электронной промышленности, которые являются ключевыми для инфраструктурных проектов. ОЭЗ «Ростовская» способствует укреплению логистического и пищевого секторов, а ОЭЗ «Эммаусс» ориентирована на строительство и производство, что подчеркивает стратегический акцент на региональное развитие.

Также современные вызовы, такие как санкционное давление и глобальные экономические кризисы, усилили необходимость адаптации ОЭЗ к новым реалиям. В 2024 году в России запущены пилотные проекты по внедрению «цифровых ОЭЗ», где резиденты получают доступ к облачным сервисам, AI-платформам и блокчейн-решениям для оптимизации логистики и управления ресурсами. Например, ОЭЗ «Иннополис» в Татарстане фокусируется на IT-стартапах, предлагая налоговые каникулы для компаний, разрабатывающих нейросети и робототехнику [5]. Кроме того, усиливается экологическая составляющая: в промышленных зонах внедряются «зеленые» стандарты, такие как использование ВИЭ и рециклинг отходов (например, ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области).

ПримерауспешнойаОЭЗ:а«Алабуга»
ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан является образцом успешной промышленно-производственной зоны. Основанная в 2005 году, она занимает 3903,5 га и привлекла более 166 млрд рублей инвестиций к 2023 году, создав свыше 16 тыс. рабочих мест. Выручка резидентов в 2023 году превысила 151 млрд рублей. Зона неоднократно признавалась лучшей в Европе по версии Financial Times в 2015–2020 годах в категориях трансграничного сотрудничества, академического партнерства и развития навыков [6].

Успех «Алабуги» обусловлен несколькими факторами: стратегическим расположением вблизи крупных транспортных магистралей, развитой инфраструктурой (350 МВт электроэнергии, железнодорожные пути, автодороги) и налоговыми льготами (0% на имущество, землю и транспорт). Среди резидентов — компании Ford, Rockwool и Hayat, производящие продукцию для импортозамещения. Кроме того, зона активно сотрудничает с образовательными учреждениями для подготовки квалифицированных кадров, что делает её привлекательной для высокотехнологичных отраслей.

Проблемыатуристско-рекреационныхаОЭЗ
Как зоны с наиболее обширными территориямиптуристско-рекреационные ОЭЗ сталкиваются с рядом препятствий, ограничивающих их развитие. Основные проблемы включают недостаточную прозрачность при выборе резидентов, несогласованность нормативных актов и отсутствие развитой инфраструктуры [7]. Например, ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, созданная в 2007 году, демонстрирует низкую эффективность: в 2022 году выручка составила 50,4 млн рублей, а убытки сократились до 2 млн рублей благодаря росту туристического потока, вызванного ограничениями на зарубежные поездки [8].

Отсутствие прозрачности в выборе резидентов может приводить к привлечению инвесторов, не способных эффективно развивать территории. Несогласованность нормативной базы создает неопределенность, отпугивающую потенциальных инвесторов. Недостаток инфраструктуры, включая дороги, коммунальные сети и туристические объекты, затрудняет привлечение посетителей и бизнеса. Решение этих проблем требует усиления государственно-частного партнерства и увеличения инвестиций в инфраструктуру [9].

Международныйаопыт:аОЭЗаКитая
Китайские ОЭЗ служат примером эффективного использования земельных ресурсов. Исследования показывают, что компании в этих зонах достигают высокой производительности на единицу площади благодаря эффектам отбора, накопления ресурсов и агломерации [10]. Иностранные инвестиции способствуют повышению эффективности через трансфер технологий. Китай столкнулся с проблемой «лихорадки зон», но решил её путем реструктуризации неэффективных зон. Россия может перенять этот опыт, сосредоточившись на привлечении иностранных инвестиций и развитии инноваций в ОЭЗ.

Китайские ОЭЗ сыграли ключевую роль в экономическом росте страны, привлекая значительные объемы прямых иностранных инвестиций, которые обеспечили приток капитала, технологий и управленческого опыта. Эффект агломерации способствовал концентрации отраслей, стимулируя инновации и эффективность за счет обмена знаниями и экономии на масштабе.

Обсуждение
Эффективное использование земель в ОЭЗ является важным фактором их успеха наряду с географическим положением, финансированием инфраструктуры и налоговыми льготами. В 2023 году лишь 23,4% общей площади ОЭЗ были полезными, а около 60% земель оставались неиспользованными. Туристско-рекреационные зоны требуют особого внимания из-за их низкой эффективности [11].

Недостаточное использование земель в ОЭЗ, особенно в туристско-рекреационных зонах, может быть связано с несоответствием целей зон и реальных возможностей инвесторов. Важно согласовывать типы ОЭЗ с региональными преимуществами и рыночными потребностями. Например, регионы с природными достопримечательностями могут быть успешными для туристско-рекреационного развития при наличии инфраструктуры и маркетинговых усилий. Международный опыт, такой как модель Китая, подчеркивает значимость агломерации и иностранных инвестиций для повышения производительности.

Заключение

Для повышения эффективности ОЭЗ необходимо сосредоточиться на оптимизации использования существующих территорий, а не на создании новых зон. Рекомендуется совершенствовать льготные режимы землепользования, развивать инфраструктуру, особенно в туристско-рекреационных зонах, и использовать земельные активы для привлечения инвестиций. Пример ОЭЗ «Алабуга» демонстрирует, что комплексный подход, включающий инфраструктуру, льготы и стратегическое планирование, может значительно увеличить экономическую отдачу. Перенос опыта Китая, включая привлечение иностранных инвестиций и реструктуризацию неэффективных зон, может способствовать дальнейшему развитию ОЭЗ в России.

Гибкие политики землепользования, позволяющие адаптировать или переклассифицировать земли в зависимости от спроса, могут повысить их эффективность. Развитие инфраструктуры в менее активных зонах, таких как туристско-рекреационные, способно раскрыть их потенциал. Использование земельных активов через механизмы земельных банков или государственно-частного партнерства может привлечь дополнительные инвестиции.

References

1. Таривердиев А.С. Особые экономические зоны в России: современное развитие и перспективы // Труды МАИ. 2023. № 49. URL: https://mai.ru/upload/iblock/fc7/spetsialnye-ekonomicheskie-zony-v-rocsii-na-sovremennom-etape-razvitiya-i-ikh-perspektivy.pdf (дата обращения: 25.05.2025).
2. Умеренко Ю.А. Правовое регулирование управления земельными участками в ОЭЗ // Современное право. 2012. № 6. С. 58–66.
3. Отчеты о функционировании ОЭЗ. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/otchety_o_deyatelnosti_oez/ (дата обращения: 25.05.2025).
4. Постановление Правительства РФ от 07.03.2024 № 123 «О создании особых экономических зон». URL: http://government.ru/docs/51069/ (дата обращения: 25.05.2025).
5. Официальный сайт ОЭЗ «Иннополис». URL: https://sez-innopolis.ru (дата обращения: 25.05.2025).
6. ОЭЗ «Алабуга»: официальные показатели. URL: https://alabuga.ru/ru/information/ (дата обращения: 25.05.2025).
7. Чухломин Н.В. Особые экономические зоны: проблемы и перспективы развития туристско-рекреационных ОЭЗ // Российское предпринимательство. 2009. № 8. С. 45–52.
8. Финансовые показатели ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» за 2022 год. URL: https://www.altai-kurort.ru/oez-biruzovaya-katun/finansovaya-otchetnost/ (дата обращения: 25.05.2025).
9. Коновалова, О. Н. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ / О. Н. Коновалова, Е. Е. Повагина. – Текст: непосредственный // Инновационная экономика и общество. – 2024. – №4(46). – С. 58-67
10. Gao X. Special Economic Zones and Sustainable Development: Lessons from China // Journal of Urban Economics. 2023. Vol. 102. P. 112–125.
11. Басенко, А.М., Григорян, Э.М. Особые экономические зоны: современные вызовы и стратегии развития // Российская экономика: региональный аспект. – 2021. – № 3. – С. 102–115.
Монографический подход к анализу проблем и возможностей развития ОЭЗ в РФ, включая вопросы землепользования и привлечения инвестиций.