Abstract: The modern educational paradigm places high demands on the professional competence of a teacher. In the context of rapid socio-cultural changes, digitalization of education and the introduction of innovative pedagogical technologies, the research competence of a teacher is of particular importance. The research competence of a modern school teacher is an important psychological and pedagogical category, which is at the intersection of the cognitive, personal and activity spheres of human development. It is becoming not just a desirable, but a necessary component of the professionalism of a modern school teacher. In connection with the above, the author of this article attempted to scientifically analyze and critically understand the research competence of a school teacher as a psychological and pedagogical category.
Keywords: educational development, school education, school teacher, research competence of a teacher, psychological and pedagogical category.
Исследовательская компетентность педагога школы представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, характеризующееся готовностью и способностью к самостоятельной исследовательской деятельности в сфере образования, направленной на решение профессиональных задач, совершенствование образовательного процесса и собственного профессионального развития. [2, с. 129]
Как показало проведенное исследование, в психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов к пониманию сущности исследовательской компетентности педагога:
- Функциональный подход рассматривает исследовательскую компетентность как способность эффективно выполнять исследовательские функции в профессиональной деятельности (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова);
- Личностно-деятельностный подход определяет исследовательскую компетентность как интегративное качество личности, проявляющееся в готовности и способности к исследовательской деятельности (А.В. Хуторской, В.И. Загвязинский); [7, с. 699]
- Акмеологический подход трактует исследовательскую компетентность как показатель профессионального мастерства педагога, характеризующий высший уровень его профессионального развития (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина); [4, с. 123]
- Системный подход рассматривает исследовательскую компетентность как сложную систему, включающую когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный компоненты (И.А. Зимняя, А.А. Вербицкий).
По мнению отечественных ученых, что исследовательская компетентность педагога школы имеет свою специфику по сравнению с исследовательской компетентностью ученого или студента. Она непосредственно связана с профессиональной педагогической деятельностью и направлена на совершенствование образовательного процесса. Педагогическое исследование выступает как средство решения профессиональных задач, повышения эффективности обучения и воспитания. [6, с. 109]
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить структурные компоненты исследовательской компетентности педагога школы.
Таблица 1
Структура исследовательской компетентности педагога школы
Структура | Описание |
Мотивационно-ценностный компонент включает | — устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности;
интерес к научному познанию в сфере образования; — ценностное отношение к педагогическому исследованию как способу совершенствования образовательного процесса; — потребность в профессиональном развитии и самореализации через исследовательскую деятельность. [5, с. 11] |
Когнитивный компонент предполагает | — знание методологии педагогического исследования;
— понимание логики и этапов исследовательского процесса; — знание методов психолого-педагогического исследования; — владение понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки; — знание актуальных проблем современного образования. |
Деятельностно-практический компонент включает | — умение определять проблему исследования;
— способность выдвигать гипотезы и планировать исследовательскую работу; — владение методами сбора и анализа эмпирических данных; — умение разрабатывать и апробировать инновационные педагогические модели; — навыки представления и внедрения результатов исследования в практику. |
Рефлексивно-оценочный компонент предполагает | — способность к критическому анализу собственной исследовательской деятельности;
— умение оценивать эффективность применяемых методов исследования; — навыки корректировки исследовательского процесса; — способность к профессиональной рефлексии. |
Коммуникативный компонент включает | — умение работать в исследовательском коллективе;
— навыки представления результатов исследования педагогическому сообществу; — способность к научной дискуссии; — умение транслировать исследовательский опыт коллегам. |
Таким образом, все компоненты исследовательской компетентности педагога взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их гармоничное развитие обеспечивает эффективность исследовательской деятельности учителя в профессиональной сфере.
В процессе исследования было установлено, что с психологической точки зрения исследовательская компетентность педагога школы связана с развитием ряда профессионально значимых качеств и психических процессов:
- Познавательные процессы – развитое аналитическое мышление педагога школы, наблюдательность, способность к обобщению и систематизации, гибкость и критичность мышления; [9, с. 8]
- Творческие способности педагога школы – креативность, способность к генерированию новых идей, нестандартному решению педагогических проблем;
- Волевые качества педагога школы – целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать трудности в процессе исследования;
- Эмоциональные характеристики педагога школы – эмоциональная устойчивость, толерантность к неопределенности, способность работать в ситуации информационной избыточности или недостаточности;
- Метакогнитивные способности педагога школы – умение планировать, контролировать и оценивать собственную познавательную деятельность, осознавать свои когнитивные стратегии.
Так же необходимо отметить, что важным психологическим аспектом исследовательской компетентности педагога школы является формирование исследовательской позиции – особого личностного отношения к профессиональной деятельности, характеризующегося стремлением к научному познанию педагогической реальности, критическим осмыслением существующих практик, готовностью к экспериментированию и инновациям.
По мнению автора, иследовательская компетентность тесно связана с профессиональной идентичностью педагога, его самоопределением в профессии. Педагог-исследователь воспринимает себя не только как транслятора знаний, но и как активного субъекта развития образовательной практики, создателя новых педагогических подходов и технологий.
На основе проведенного анализа имеющихся трудов отечественных ученых, отметим, что в педагогическом контексте исследовательская компетентность учителя имеет несколько важных аспектов:
- Методологический аспект связан с освоением педагогом школы методологии научного познания, принципов и методов педагогического исследования, формированием методологической культуры; [3, с. 21]
- Технологический аспект предполагает овладение педагогом школы технологией исследовательской деятельности, включающей постановку проблемы, выдвижение гипотезы, планирование исследования, сбор и анализ данных, формулирование выводов;
- Практико-ориентированный аспект связан с направленностью исследовательской деятельности школьного педагога на решение практических задач образовательного процесса, совершенствование методик обучения и воспитания;
- Инновационный аспект предполагает использование исследовательской деятельности педагогом школы как средства разработки и внедрения педагогических инноваций;
- Профессионально-развивающий аспект связан с влиянием исследовательской деятельности на профессиональное развитие школьного педагога, формирование его профессионального мастерства.
По мнению автора настоящей статьи, исследовательская компетентность педагога школы реализуется в различных формах профессиональной деятельности: в разработке и апробации авторских программ и методик; в организации опытно-экспериментальной работы; в руководстве учебно-исследовательской деятельностью обучающихся; в участии в научно-практических конференциях и профессиональных конкурсах; в подготовке научно-методических публикаций.
Отметим так же, что в развитии исследовательской компетентности педагога школы можно выделить несколько уровней.
Таблица 2
Уровни развития исследовательской компетентности педагога школы
Уровень развития | Описание уровня |
Адаптивный уровень | Характеризуется фрагментарными исследовательскими знаниями и умениями, ситуативным интересом к исследовательской деятельности, преимущественно репродуктивным характером профессиональной деятельности. На этом уровне педагог способен участвовать в исследовательской работе под руководством более опытных коллег. [1, с. 33] |
Репродуктивно-аналитический уровень | Предполагает наличие базовых исследовательских знаний и умений, устойчивого интереса к исследовательской деятельности, способности к анализу педагогических явлений. Педагог может самостоятельно проводить локальные исследования по заданному алгоритму. |
Творческо-поисковый уровень | Характеризуется системными исследовательскими знаниями и умениями, устойчивой мотивацией к исследовательской деятельности, способностью к самостоятельному определению проблемы исследования и выбору методов ее решения. На этом уровне педагог способен проводить самостоятельные исследования, направленные на совершенствование образовательного процесса. |
Научно-методологический уровень | Предполагает высокий уровень методологической культуры, системное владение методами научного познания, способность к теоретическому осмыслению педагогической реальности, разработке и научному обоснованию инновационных педагогических моделей. Педагог этого уровня выступает как эксперт, консультант, руководитель исследовательских проектов. |
Таким образом, движение педагога от одного уровня к другому обеспечивается системой непрерывного профессионального образования, включающей формальное, неформальное и информальное образование.
В процессе написания данной статьи, автором определены факторы развития исследовательской компетентности педагога школы:
- Внешние факторы: образовательная политика государства, требования профессионального стандарта педагога, инновационная среда образовательной организации, система методической работы в школе, возможности профессионального образования и повышения квалификации, профессиональное сообщество; [8, с. 27]
- Внутренние факторы: мотивация профессионального развития, познавательные потребности и интересы, профессиональные ценности и установки, предыдущий опыт исследовательской деятельности, индивидуально-психологические особенности.
Как отмечается многими современными исследователями, эффективное развитие исследовательской компетентности педагога школы требует создания специальных условий. Прежде всего, необходимо включение педагогов в инновационную деятельность образовательной организации и организация научно-методической работы, ориентированной на исследовательскую деятельность. Не лишним будет создание профессиональных обучающихся сообществ и стимулирование публикационной активности педагогов. Осуществляются мероприятия по поддержке участия педагогов в научно-практических конференциях и профессиональных конкурсах и развитию сетевого взаимодействия с научными и образовательными организациями.
По мнению многих ученых, исследовательская компетентность особенно актуальна в плане обеспечения готовности педагога к работе в условиях постоянных изменений в системе образования. Исследовательская компетентность поможет освоить новые образовательные стандарты через их аналитическое осмысление и адаптацию к конкретным условиям. Данная компетентность дает возможность педагогу возможность эффективного использования цифровых технологий при изучении дидактического потенциала. Данная компетенция способствует преодолению профессиональных стереотипов благодаря критическому мышлению педагога и рефлексивному анализу собственной деятельности.
Выводы
В заключение проведенного исследования, необходимо сделать следующие выводы:
Отметим, что по мнению автора настоящей статьи, исследовательская компетентность является одним из ключевых компонентов профессионализма современного педагога, играя многогранную роль в его деятельности и профессиональном развитии.
В процессе исследования было установлено, что исследовательская компетентность педагога школы является многомерным феноменом, значение которого проявляется на различных уровнях: личностном, профессиональном, организационном и социальном. Она выступает не только как важнейший фактор профессионального развития самого педагога, но и как необходимое условие повышения качества образования, развития образовательной организации и системы образования в целом.
В качестве заключения необходимо отметить, что в современных условиях исследовательская компетентность трансформируется из желательного дополнения к базовым профессиональным компетенциям педагога в обязательный компонент его профессионализма, обеспечивающий адаптивность, конкурентоспособность и эффективность педагогической деятельности.
References
1. Ахмедова, Э. М. Исследовательская компетентность педагогов как аспект непрерывного профессионального образования / Э. М. Ахмедова, А. А. Машковский // Вестник Московской международной академии. – 2024. – № 1. – С. 32-34.2. Голубова, А. В. Психологические аспекты цифровой компетентности педагога в современной школе / А. В. Голубова // International Journal of Medicine and Psychology. – 2023. – Т. 6, № 6. – С. 126-131.
3. Жуина, Д. В. Исследовательская компетентность как фактор развития карьерной направленности педагогов общеобразовательных организаций / Д. В. Жуина // Учебный эксперимент в образовании. – 2022. – № 4(104). – С. 18-23.
4. Зарипова, А. А. Развитие исследовательской компетентности педагога в школе / А. А. Зарипова // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2020. – № 3. – С. 121-124.
5. Зулкарнаева, Ж. А. Особенности реализации исследовательской компетентности будущих педагогов / Ж. А. Зулкарнаева // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 8(113). – С. 10-12.
6. Ильевич, Т. П. Развитие исследовательской компетентности педагогов в аспекте стратегий непрерывного профессионального образования / Т. П. Ильевич, А. В. Мельничук, Е. В. Жолтяк // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – С. 109.
7. Коршунова, В. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов школы на основе научно-методического сопровождения / В. В. Коршунова, А. Н. Абрамов, Ю. В. Шнайдер // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2024. – Т. 9, № 8. – С. 696-702.
8. Костюшина, Е. В. Формирование исследовательской компетентности у будущих педагогов / Е. В. Костюшина // Наука и Образование. – 2021. – Т. 4, № 4. – С. 24-29.
9. Пирожкова, О. Б. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика / О. Б. Пирожкова, И. С. Бубнова // Педагогическая перспектива. – 2022. – № 1. – С. 3-9.