Speech improvisation as a journalist’s tool

UDC 811
Publication date: 19.06.2025
International Journal of Professional Science №6(1)-25

Speech improvisation as a journalist’s tool

Речевые импровизации как инструмент работы журналиста

Presnov Anton Aleksandrovich,


Associate Professor of the Department of Social, Philosophical and Political Sciences,
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education
"Sevastopol State University"


Преснов Антон Александрович,

доцент кафедры «Социально-философские и политические науки»,
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Аннотация: Речевые импровизации представляют собой важный профессиональный инструмент в арсенале современного журналиста. Они позволяют оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства, адаптировать коммуникацию к непредвиденным ситуациям и устанавливать более естественный контакт с собеседниками. Умение грамотно импровизировать в речи часто отличает опытного журналиста от начинающего и позволяет создавать более живой, аутентичный контент, который лучше воспринимается аудиторией. В рамках настоящей статьи, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления речевых импровизаций как инструмента работы современного журналиста.

Abstract: Speech improvisation is an important professional tool in the arsenal of a modern journalist. It allows one to quickly respond to changing circumstances, adapt communication to unforeseen situations and establish more natural contact with interlocutors. The ability to competently improvise in speech often distinguishes an experienced journalist from a beginner and allows one to create more lively, authentic content that is better perceived by the audience. In this article, the author attempts to scientifically analyze and critically understand speech improvisation as a tool for a modern journalist.
Ключевые слова: acting, speech culture, speech improvisation, training journalists, journalist's work.

Keywords: актерское мастерство, культура речи, речевые импровизации, подготовка журналистов, работа журналиста.


По мнению автора настоящей статьи, в динамичном мире современной журналистики умение импровизировать в речи становится не просто полезным навыком, а необходимым профессиональным инструментом. Речевая импровизация – это способность спонтанно генерировать связную, содержательную речь в условиях отсутствия предварительной подготовки или при необходимости отклониться от заготовленного сценария. Рассмотрим, почему этот навык критически важен для журналистов и как он применяется в различных профессиональных ситуациях. [3, с. 41]

Таблица 1

Ключевые аспекты речевых импровизаций в журналистике

Аспект Описание
Интервьюирование Умение быстро формулировать уточняющие вопросы, отклоняться от заготовленного сценария беседы, когда респондент сообщает неожиданную информацию. [5, с. 274]
Прямой эфир Способность заполнять паузы, реагировать на технические неполадки, комментировать происходящее в реальном времени без подготовленного текста.
Пресс-конференции Навык формулирования точных вопросов на основе только что полученной информации.
Репортажи с места событий Описание динамично меняющейся обстановки без предварительного сценария.

Таким образом, в связи с вышеизложенным, необходимо отметить, что современная журналистика требует от специалистов гибкости мышления и быстроты реакции. Новостной поток не останавливается, события развиваются непредсказуемо, а информационные поводы возникают внезапно. В этих условиях журналист, владеющий искусством речевой импровизации, получает значительное преимущество.

«Подготовка необходима, но настоящее мастерство журналиста проявляется в его способности адаптироваться к неожиданностям эфира», — отмечает известный телеведущий Владимир Познер. [7, с. 113]

Очевидно, что речевая импровизация позволяет журналисту сохранять естественность коммуникации, что повышает доверие аудитории. Заученные фразы и очевидно подготовленные реплики воспринимаются современным зрителем или слушателем как нечто искусственное, в то время как спонтанная, живая речь создает эффект присутствия и вовлеченности.

Далее автором настоящей статьи, будут рассмотрены сферы применения речевых импровизаций.

  1. Интервью и беседы с героями. По мнению автора, наиболее очевидная область применения импровизационных навыков — это проведение интервью. Даже тщательно подготовленная беседа может пойти по непредвиденному сценарию: собеседник может уклоняться от ответов, сообщить неожиданную информацию или эмоционально отреагировать на вопрос. В таких ситуациях журналист должен мгновенно перестроиться, сформулировать новые вопросы, развить неожиданно возникшую тему; [2, с. 35]
  2. Прямые эфиры и репортажи являются настоящим испытанием для журналиста. Здесь нет возможности переписать текст или перезаписать дубль. Технические неполадки, непредвиденные паузы, внезапные события в кадре – все это требует моментальной реакции и способности поддерживать информативный и связный рассказ в любых обстоятельствах; «В прямом эфире ты один на один со зрителем, и твоя способность мыслить и говорить одновременно становится твоим спасательным кругом», — делится опытом телерепортер Мария Ситтель.
  3. Пресс-конференции и брифинги, где журналисту часто приходится формулировать вопросы, основываясь на только что полученной информации. Умение быстро анализировать услышанное и задавать точные, содержательные вопросы – важнейший навык для получения эксклюзивной информации.
  4. Аналитические программы и дискуссии – в ходе которых журналист-модератор должен не только следить за логикой обсуждения, но и направлять беседу, реагировать на аргументы участников, задавать уточняющие вопросы. Здесь импровизация становится ключом к поддержанию динамики и содержательности разговора.

Как показывает практика, речевая импровизация проявляется в работе журналистов в самых разных ситуациях. Рассмотрим конкретные примеры, демонстрирующие, как этот навык помогает профессионалам эффективно справляться с рабочими задачами.

  1. Оперативное реагирование на неожиданные события в прямом эфире.

Пример: Во время прямого включения с места праздничного мероприятия неожиданно начинается сильный ливень. Опытный журналист не теряется:

«Как видите, небесная канцелярия решила внести свои коррективы в сегодняшний праздник. Однако, что удивительно, горожане не спешат расходиться – многие раскрыли зонты, а кто-то даже танцует под дождем. Похоже, что стихия только добавила энтузиазма участникам. Давайте подойдем к одному из них и узнаем, не испортила ли погода настроение…». [8, с. 129]

По мнению автора, в этой ситуации журналист не только описал неожиданное событие, но и творчески обыграл его, превратив помеху в новый информационный повод.

  1. Адаптация интервью при неожиданных ответах.

Пример: Журналист берет интервью у известного политика о предстоящих реформах в образовании, но собеседник неожиданно затрагивает тему своего детства в маленьком провинциальном городе и полученного там образования.

Заготовленный вопрос: «Какие ключевые изменения предполагает новая реформа образования?»

Импровизированная реакция: «Интересно, что вы упомянули свой опыт обучения в небольшом городе. Как вы считаете, учитывает ли новая реформа специфику образования в малых населенных пунктах? Ведь ваш личный опыт мог бы стать ценным источником для понимания этой проблематики.».

По мнению автора, журналист не просто вернул разговор в нужное русло, но и связал личный опыт собеседника с темой интервью, придав беседе более глубокий и персонализированный характер.

  1. Заполнение технической паузы в эфире.

Пример: Во время телепередачи возникают проблемы со связью с корреспондентом на месте события. Ведущий в студии: «Кажется, у нас возникли небольшие технические сложности с подключением к месту событий. Пока наши специалисты работают над восстановлением связи, хочу напомнить предысторию этого резонансного дела. Три месяца назад общественность впервые узнала о… [следует краткий экскурс в историю вопроса]. А вот, кажется, связь восстанавливается…»

По мнению автора, ведущий грамотно использовал паузу для предоставления контекста, что сделало эфир более информативным и избавило зрителей от неловкого ожидания.

  1. Реакция на неожиданные вопросы на пресс-конференции.

Пример: Журналист освещает пресс-конференцию, посвященную новому культурному проекту. Неожиданно организаторы предлагают представителям СМИ задать вопросы, и коллеги смотрят на него, ожидая, что он начнет.

«В концепции вашего проекта прослеживается влияние европейских культурных инициатив, однако вы подчеркиваете его уникальность для нашего региона. Не могли бы вы пояснить, какие именно локальные культурные коды и традиции легли в основу проекта, и как вы планируете избежать простого копирования зарубежного опыта?». [1, с. 87]

По мнению автора, журналист смог быстро сформулировать содержательный вопрос, опираясь на только что услышанную информацию и свои знания в области культуры.

  1. Модерация неожиданно обострившейся дискуссии.

Пример: Во время круглого стола между экспертами возникает острый спор с взаимными обвинениями. Журналист-модератор вмешивается: «Я вижу, что тема вызывает действительно сильные эмоции, и это подчеркивает её значимость. Давайте попробуем структурировать наш разговор. Сначала я предлагаю каждому из вас кратко изложить свою позицию по трем ключевым аспектам проблемы, которые мы обозначили в начале. Это позволит нам увидеть, где именно пролегают линии разногласий, а где, возможно, есть точки соприкосновения…».

По мнению автора, модератор не просто погасил конфликт, но и предложил конструктивный формат для продолжения дискуссии, импровизационно перестроив её структуру.

  1. Спонтанный комментарий к неожиданным кадрам.

Пример: Спортивный комментатор ведет репортаж с футбольного матча, когда камера неожиданно показывает известного актера на трибунах: «А среди болельщиков сегодня замечен Александр Петров! Как известно, он не только талантливый актер, но и давний поклонник этой команды. Кстати, в его последнем фильме была яркая сцена на футбольном поле, и, как рассказывал сам Александр в интервью, он специально тренировался с профессиональными футболистами, чтобы выглядеть убедительно. Но вернемся к игре – наши футболисты сейчас разыгрывают очень интересную комбинацию…». [4, с. 148]

По мнению автора, комментатор органично вплел неожиданный визуальный элемент в свой рассказ, добавив интересный факт, и затем плавно вернулся к основной теме.

Таким образом, на данных примерах, автор настоящей статьи демонстрирует, что речевая импровизация – это не просто способность быстро говорить, а комплексный навык, включающий в себя аналитическое мышление, эмоциональный интеллект, широкую эрудицию и языковое мастерство. Для журналиста это не дополнительное умение, а неотъемлемая часть профессионального инструментария, позволяющая эффективно работать в постоянно меняющихся условиях современного медиапространства.

Далее рассмотрим методы развития навыков речевой импровизации.

Расширение кругозора и эрудиции, основой которых является успешная импровизация, которой способствует богатый запас знаний и развитое ассоциативное мышление. Журналист должен постоянно расширять свой кругозор: читать литературу различных жанров, следить за новостями из разных областей, изучать специализированные темы.

Развитие речевого аппарата и обогащение словарного запаса (языковая практика) – необходимые условия для свободной импровизации. Практические упражнения включают: скороговорки для тренировки дикции, синонимические ряды для расширения лексикона, упражнения на перефразирование, игры в ассоциации, тренировка быстроты реакции.

Как показывают работы отечественных  исследователей в области актерского мастерства и журналистики, современные журналисты могут развивать скорость мышления через специальные упражнения: импровизационные выступления на случайные темы, дебаты с ограничением времени на подготовку, ролевые игры с моделированием непредвиденных ситуаций, техники активного слушания. [6, с. 40]

По мнению автора статьи, успешная импровизация невозможна без умения внимательно слушать собеседника. Журналист должен развивать навыки: концентрации внимания, выделения ключевых моментов в речи собеседника, анализа подтекста и эмоционального состояния говорящего.

Так же стоит отметить, что при всех преимуществах импровизационного подхода, следует помнить о его ограничениях. Чрезмерное увлечение импровизацией может привести к поверхностности в освещении темы, фактическим ошибкам из-за недостатка подготовки, потере фокуса беседы или репортажа.

«Импровизация – это не отсутствие подготовки, а высшая степень готовности к неожиданностям», — подчеркивает журналист и преподаватель факультета журналистики МГУ Григорий Прутцков.

Выводы

Речевая импровизация – это мощный инструмент в арсенале современного журналиста, позволяющий адаптироваться к меняющимся условиям работы, устанавливать более глубокий контакт с аудиторией и создавать живой, увлекательный контент. Систематическое развитие этого навыка через расширение кругозора, языковую практику и специальные упражнения помогает журналисту повысить профессиональное мастерство и эффективность работы.

В эпоху, когда доверие к традиционным медиа снижается, именно естественность, искренность и способность к живому диалогу, которые обеспечивает мастерство импровизации, могут стать ключевыми факторами успеха журналиста и востребованности его материалов аудиторией.

References

1. Бабук, А. В. Флейминг как инструмент разжигания речевого конфликта в интернет-дискурсе / А. В. Бабук // Российский девиантологический журнал. – 2022. – Т. 2, № 1. – С. 85-92.
2. Дмитриева, Д. Г. Речевое поведение журналиста как отражение отношения к собеседнику / Д. Г. Дмитриева // Мир науки и мысли. – 2023. – № 2. – С. 33-38.
3. Жаровский, Е. Р. Пространственный анализ как инструмент изучения журналистов: к постановке вопроса / Е. Р. Жаровский // Меди@льманах. – 2020. – № 4(99). – С. 37-47.
4. Касумова, Г. А. Практико-ориентированные задания как инструмент формирования речевой культуры у обучающихся вуза / Г. А. Касумова, В. Л. Моложавенко // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 6. – С. 145-150.
5. Кузьмина, Е. С. Коучинг как инструмент разработки идентичности личного бренда журналиста / Е. С. Кузьмина // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2023. – Т. 14, № 4(61). – С. 270-276.
6. Уразов, П. К. Основные инструменты в работе дата-журналиста / П. К. Уразов // Медиасреда. – 2023. – № 2. – С. 38-41.
7. Фролова, О. Е. Статус и имидж как инструменты речевого воздействия / О. Е. Фролова // Социо- и психолингвистические исследования. – 2020. – № 8. – С. 108-116.
8. Чепурина, В. В. Мыследействие как инструмент речевого исполнительского искусства / В. В. Чепурина, С. С. Халяпина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 64. – С. 127-132.