The relevance of the problem and the conditions for the formation of students’ professional and digital culture in the college’s information and educational environment

UDC 377
Publication date: 16.10.2025
International Journal of Professional Science №10(1)-25

The relevance of the problem and the conditions for the formation of students’ professional and digital culture in the college’s information and educational environment

Актуальность проблемы и условия формирования профессионально-цифровой культуры студентов в информационно-образовательной среде колледжа

Kustybaev D. A.


State Budgetary Professional Educational Institution
"Magnitogorsk Pedagogical College"


Кустыбаев Д. А.

ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования профессионально-цифровой культуры студентов в информационно-образовательной среде колледжа. Автором анализируется степень изученности данной проблемы, определяется ее актуальность и значимость, на основе чего делаются выводы о необходимости проведения научного исследования, излагаются его объект, предмет, и цель, сформулированы положения гипотезы.

Abstract: The article is devoted to the problem of forming students' professional and digital culture in the information and educational environment of a college. The author analyzes the degree of research on this problem, determines its relevance and significance, and based on this, draws conclusions about the need for scientific research, describes its object, subject, and goal, and formulates the hypothesis.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая среда, профессионально-цифровая культура, информационно-образовательная среда.

Keywords: digitalization, digital environment, professional digital culture, and information and educational environment.


В настоящее время технологии, использующие цифровые данные, играют важную роль в различных аспектах социальной, профессиональной и повседневной жизни. В связи с этим наблюдается цифровая трансформация в различных отраслях, включая рынок труда, культуру и образование. Цифровизация оказывает значительное воздействие на экономическое и социальное развитие в России. Одним из основных достижений национальных проектов, таких как «Цифровая экономика», «Образование», «Наука» и «Культура», является обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам и услугам для всех граждан России.

Тем не менее, существует множество проблем, требующих решения: недостаточно развитая информационная инфраструктура, нехватка цифровой грамотности у населения и дефицит квалифицированных кадров для поддержки цифровой экономики. Для этого в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» определены соответствующие государственные приоритеты и задачи. Очевидно, что современному человеку необходимо умение использовать электронные ресурсы и свободно действовать в технологически новаторской среде.

С учетом позитивных изменений и имеющихся сложностей особое внимание должно быть направлено на подготовку выпускников колледжей. Успех цифровизации экономики и повышение качества жизни зависит от уверенного применения ими цифровых компетенций в профессиональной деятельности.

Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования ориентируют колледжи на развитие информационно-коммуникативных компетенций у студентов, так как они необходимы специалистам всех профилей. Однако исследования показывают потребительское отношение студентов к информации, преимущественно репродуктивный подход к информационным процессам и недостаточное внимание к этическим аспектам взаимодействия в цифровой среде. Это связано с низким уровнем цифрового мировоззрения и знания возможностей информационных ресурсов, а также слабыми навыками поиска, анализа и интерпретации цифровых данных.

В связи с этим важно не только обучить студентов навыкам работы в цифровой среде, но и формировать у них профессионально-цифровую культуру, которая повысит качество их будущей деятельности. Будущий выпускник должен разбираться в ключевых тенденциях цифровой экономики и культуры, владеть эффективными информационно-коммуникативными технологиями, учитывать моральные принципы и быть социально ответственным в информационных процессах, а также уметь критически анализировать и творчески использовать значимую информацию. Это позволит им стать конкурентоспособными специалистами на рынке труда.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что скорость цифровизации может опережать навык пользователей в освоении новых технологий. В системе среднего профессионального образования уже происходят значительные перемены: развиваются сетевые формы обучения, онлайн-технологии и дистанционное образование становятся частью учебного процесса в колледжах, расширяется доступ к профессиональным и научным ресурсам, формируется электронная образовательная среда. Это требует анализа и систематизации новых возможностей информационно-образовательной среды для формирования профессионально-цифровой культуры. В этом контексте актуально изучение методов поддержки ориентированного на ценности образования, повышение мотивации к изучению элементов цифровой среды и разработка методического обеспечения.

Все это подтверждает необходимость разработки и апробации педагогической системы для формирования профессионально-цифровой культуры студентов в информационно-образовательной среде.

В научной литературе представлены работы, посвященные основам цифровизации образования и формированию отдельных аспектов цифровой культуры личности. В трудах таких исследователей, как Э. Агацци, В.А. Возчиков, Б.С. Гершунский, А.С. Киселев, А.В. Коротков, Б.В. Кристальный, Н.Н. Моисеев, И.Г. Моргенштерн, С.В. Орлов, Э.П. Семенюк, Э.Г. Соловьев, и др., рассматриваются философские и социальные аспекты становления информационного общества. Ученые анализируют ценности, присущие информационному обществу, подчеркивают важность информации для прогрессивного развития личности и социума, а также доказывают эффективность социокультурной коммуникации как универсального инструмента познания.

Особое значение для данного исследования имеют публикации, посвященные информационно-коммуникативной компетентности студентов и практикующих специалистов. Этот аспект можно считать достаточно глубоко изученным. В работах Р.З. Амиралиевой, Г.А. Баклановой, Е.А. Безызвестных, С.А. Белова, Л.С. Галкиной, Т.А. Дюжевой, Ю.В. Ефимовой, Л.В. Кочегаровой, В.П. Короповской, Т.В. Кузьминых, П.С. Ломаско, А.Л. Миллера, Е.В. Митющенко, И.И. Муртаевой, Т.Е. Пахомовой, М.С. Прокопьева, В.В. Поповой, Т.В. Панковой, Ф.Д. Рассказова, Р.А. Соловьевой, А.Л. Симоновой, С.А. Старикова, Б.Е. Стариченко, Н.Б. Стрекаловой, Н.Б. Сэкулич, А.К. Тарымы, А.А. Темербековой, А.С. Филимонова, В.Г. Шевченко, А.Б. Шихмурзаевой, А.И. Шлыковой, С.В. Юнова, Е.Т. Яруськиной и др., исследуются вопросы формирования ИКТ-компетенций у педагогов и студентов различных направлений подготовки. В этих работах уточняется содержание и структура информационно-коммуникативной компетентности с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, а также предлагаются подходы к ее развитию в рамках высшего образования.

Следует отметить, что различные аспекты информационно-коммуникативной компетентности являются важной частью цифровой культуры, однако они в основном сосредоточены на технологической стороне вопроса. В этом контексте особую актуальность приобретают исследования, посвященные становлению и развитию информационной культуры личности как элемента профессионального образования. Данной проблематике посвящены работы Ф.Н. Алипхановой, В.Ю. Андреевой, Э.А. Атаевой, Ю.С. Барановского, М.В. Вакуленковой, Л.В. Гайдаренко, Н.И. Гендиной, М.Л. Груздевой, Д.В. Гулякина, Е.В. Данильчук, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, Т.С. Коваль, Н.И. Колковой, Н.В. Лопатиной, В.А. Минкиной, И.И. Муртаевой, М.Ю. Новокшоновой, Т.И. Поляковой, Г.А. Стародубовой, Н.А. Теплой, М.Н. Толстяковой, А.А. Хрулевой, И.А. Чекина и др. В своих работах авторы делают акцент на изучении ценностных, мотивационных, когнитивных, коммуникативных и креативных аспектов информационной культуры, подчеркивается ее роль в формировании профессионального мировоззрения будущих специалистов.

Необходимо также указать, что феномен цифровой культуры личности изучен недостаточно. В работах Д.В. Галкина, И.Н. Горловой, А.Л. Зорина и др. рассматривается влияние цифровых технологий на культуру информационного общества в целом. В исследованиях Е.В. Гнатышиной, Е.Е. Елькиной, И.С. Семеновой представлены подходы к осмыслению мировоззренческих и ценностно-мотивационных компонентов цифровой культуры личности. Однако вопросы, связанные с изучением цифровой культуры будущих бакалавров в контексте их профессиональной деятельности, остаются недостаточно освещенными в научной литературе.

Одним из ключевых направлений научных изысканий является анализ возможностей интеграции современных информационных технологий в образовательную практику. Теоретические и методические аспекты цифровой трансформации образования раскрываются в трудах таких исследователей, как Н.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, А.Г. Гейн, Н.И. Гендина, Н.Ю. Игнатова, Н.В. Лопатина, И.В. Роберт и др. В работах А.Г. Асмолова, С.А. Бешенкова, Г.А. Бондаревой, С.Н. Гаврова, С.Д. Каракозова, Н.П. Петровой, С.Н. Поздеевой, Н.И. Рыжовой, А.Ю. Уварова, С.Я. Юсуповой и других авторов рассматривается эволюция от информатизации к цифровизации в образовательной сфере. В многочисленных исследованиях (А.А. Андреев, Е.Н. Бояров, Д.С. Василина, М.Л. Груздева, С.Д. Каракозов, Т.Г. Квач, В.В. Малиатаки, Х.Э. Мамалова, Н.А. Моисеенко, Н.И. Рыжова, А.В. Слепухин, Н.Б. Сэкулич, С.В. Юнов и др.) подчеркивается роль информационно-образовательной среды колледжа как инструмента повышения качества профессиональной подготовки учащихся.

Отдельные научные труды посвящены вопросам модернизации содержания профессионального образования с акцентом на развитие информационно-коммуникационных компетенций (А.В. Бахолдин, А.О. Вознесенская, О.А. Гаврилина, Т.А. Дюжева, Н.А. Лавриненко, А.А. Шехонин и др.), а также внедрению новых форм и методов цифровизации учебного процесса (Е.А. Безызвестных, С.А. Белов, Л.С. Галкина, Ю.В. Ефимова, Т.В. Панкова, Т.Е. Пахомова, Ф.Д. Рассказов, А.В. Слепухин, В.Г. Шевченко, А.Б. Шихмурзаева, А.И. Шлыкова, Л.Б. Эрштейн и др.).

Несмотря на значительный объем накопленных знаний, целостная система формирования цифровой культуры учащихся в образовательном пространстве колледжа до сих пор не разработана. Кроме того, в научной литературе недостаточно освещены вопросы методического обеспечения использования современных цифровых ресурсов и информационно-коммуникационных технологий для поддержки учебной и самостоятельной работы студентов. Например, остаются неисследованными возможности профессионально-ориентированных социальных сетей для повышения мотивации учащихся к образовательной и научной деятельности, а также технологии формирования основ цифрового этикета через онлайн-взаимодействие.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно выделить ряд противоречий:

– между растущими требованиями к профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики и недостаточным уровнем развития у студентов культуры эффективного использования информационно-коммуникационных процессов в образовательной и профессиональной цифровой среде;

– между необходимостью научного обоснования совершенствования личностно-профессиональных качеств учащихся, востребованных цифровой экономикой, и недостаточной разработанностью в педагогической теории целостной системы формирования цифровой культуры студентов с учетом их будущей профессиональной деятельности;

– между значительным потенциалом информационно-образовательной среды колледжа в развитии профессионально-цифровой культуры учащихся и недостаточной проработанностью методологических подходов к использованию современных цифровых ресурсов и технологий для поддержки учебной и самостоятельной работы студентов.

Необходимость преодоления указанных противоречий определяет проблему исследования, связанного с поиском теоретико-методологических и научно-методических основ для более эффективного использования возможностей информационно-образовательной среды колледжа в формировании профессионально-цифровой культуры студентов.

На основе выявленных противоречий и сформулированной проблемы нами была сформулирована тема исследования «Формирование профессионально-цифровой культуры студентов колледжа», определен его объект, предмет, цель, а также сформулирована гипотеза, в которой излагаются условия, необходимые для  эффективного формирования профессионально-цифровой культуры студентов.

Таким образом, объектом нашего исследования является процесс формирования профессионально-цифровой культуры колледжа.

Предметом – модель педагогической системы формирования профессионально-цифровой культуры студентов колледжа.

Целью исследования является разработка и экспериментальная проверка эффективности модели педагогической системы формирования профессионально-цифровой культуры студентов колледжа.

В своем исследовании мы опираемся на гипотезу: использование ресурсов информационно-образовательной среды колледжа будет способствовать эффективному формированию профессионально-цифровой культуры студентов, если:

– будет установлена теоретико-методологическая база, включающая использование принципов культурологического, аксиологического, системно-деятельностного, средового и контекстного подходов для определения основ и упорядочивания содержательных и организационно-педагогических инструментов методического сопровождения процесса становления профессионально-цифровой культуры;

– предложенная модель в сочетании с педагогическими условиями обеспечит целенаправленность, системность и адаптивность интеграции элементов информационно-образовательной среды колледжа в процесс формирования исследуемого качества;

– программно-методические материалы будут включать необходимый образовательный контент, а также последовательность использования педагогических методов и информационно-коммуникационных технологий при реализации форм интерактивной, продуктивной и творческой деятельности студентов с применением ресурсов цифровой среды;

– определение содержания когнитивно-процессуального, ценностно-мотивационного, рефлексивно-деятельностного и личностно-развивающего критериев, соответствующих им показателей, уровней и диагностических инструментов будет иметь перспективный характер, способствуя успешности процесса и устойчивости достигнутых результатов.

Проверка эффективности указанных условий в рамках педагогического эксперимента панируется нами на следующих этапах нашего исследования. Полученные результаты будут изложены нами в последующих работах.

References

1. Мезинов, В.Н. Условия развития цифровой культуры студентов педагогического направления // Гуманитарные науки. - 2022 году, №1 (57), с. 21–27. URL: cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-tsifrovoy-kultury-studentov-pedagogicheskogo-napravleniya.
2. Сафуанов Р.М. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2 (28). С. 108-113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-sistemy-obrazovaniya.
3. Белоусова Н.Н. Формирование цифровой культуры обучающихся среднего профессионального образования в условиях профессиональной подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. С. 27.
4. Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 46-54.
5. Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Т.6. № 12. C. 67–78.
6. Осипова О.П., Данилова Т.Н. Проектирование дополнительных профессиональных программ в сфере цифровой грамотности // Проблемы современного образования. 2019. №4. С. 187-201.
7. Леушканова О.Ю. Проектный офис в структуре деятельности Магнитогорского педагогического колледжа // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 4 (32). С. 56-61.