Abstract: The article analyzes key issues in the sphere of labor relations within esports in the Russian Federation. It examines the legal uncertainty of the esports athlete's status, which leads to difficulties in concluding, executing, and terminating employment contracts. The inconsistency of the Russian Labor Code's norms, designed for traditional athletes, with the specifics of the remote and project-based activities of esports athletes is considered. Based on a comparative analysis of the experiences of South Korea, China, and the USA, the gaps in Russian legislation are identified, and proposals for their elimination are formulated, including amendments to the Labor Code of the Russian Federation and the development of industry-standard contracts.
Keywords: esports, labor relations, legal status of an esports athlete, employment contract, Labor Code of the Russian Federation, esports contract, guarantees and compensations, comparative labor law.
Стремительное развитие киберспорта как профессиональной сферы деятельности обнажило системные пробелы в российском трудовом законодательстве. Основная проблема заключается в фундаментальном несоответствии между традиционной моделью трудовых отношений, регламентированной Трудовым кодексом РФ, и уникальной природой труда киберспортсмена, для которой характерны дистанционный формат, проектный характер работы и короткая карьера. Это противоречие порождает правовую неопределенность, ставя под угрозу социальные и трудовые права целой профессиональной группы.
Целью данного исследования является выявление и анализ ключевых коллизий в области трудовых правоотношений с участием киберспортсменов в России. Задачи работы включают: анализ применимости действующих норм ТК РФ о труде спортсменов и тренеров, выявление специфических рисков для киберспортсменов, возникающих из-за правового вакуума, а также рассмотрение успешных зарубежных практик регулирования трудовых контрактов в киберспорте.
Несмотря на официальное признание киберспорта в России, профессия «киберспортсмен» до сих пор отсутствует в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Эта правовая коллизия является корнем большинства проблем в трудовой сфере. На практике это приводит к тому, что отношения между игроком и клубом оформляются одним из трех неидеальных способов:
Гражданско-правовой договор (ГПД): наиболее распространенная, но наименее защищающая права спортсмена форма. По ГПД киберспортсмен лишается основных социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством: оплачиваемого отпуска, больничных, пособий, защиты от незаконного увольнения. Такой договор не регламентирует режим труда и отдыха, что ведет к профессиональному выгоранию.
Трудовой договор по общей норме: В этом случае на киберспортсмена распространяются общие гарантии ТК РФ, но игнорируется его специфика как спортсмена: необходимость интенсивных тренировок, переездов на турниры, ненормированный график во время соревнований.
Попытка применить нормы о спорте (Глава 54.1 ТК РФ): нормы, регулирующие труд спортсменов и тренеров, плохо адаптированы к киберспорту. Ключевой проблемой является дистанционный характер работы. Понятия «тренировочный процесс», «спортивные сборы», «место работы» требуют совершенно новой трактовки в цифровой среде.
Отсутствие специализированного регулирования порождает правовые риски в содержании контрактов:
- интеллектуальная собственность:стандартные трудовые договоры часто не определяют судьбу прав на игровой никнейм, стримерский контент, создаваемый спортсменом, и его персональный бренд. При переходе в другую команду спортсмен может столкнуться с запретом на использование собственного имени.
- гарантии и компенсации:не урегулированы вопросы медицинского страхования, связанного с профессиональными заболеваниями киберспортсменов (туннельный синдром, проблемы со зрением, эмоциональное выгорание), а также компенсации за «трансфер» – переход из одного клуба в другой, который является аналогом трансферной системы в традиционном спорте.
- дисциплинарная ответственность:не ясен правовой механизм привлечения к ответственности за нарушения, специфичные для киберспорта (токсичное поведение в чате, использование недоработанных игровых механик – «багов»), и порядок обжалования таких решений.
Опыт других стран демонстрирует различные подходы к решению этих проблем:
- Южная Корея:как пионер в области регулирования, Южная Корея признала киберспортсменов профессиональными спортсменами. Их контракты регулируются специальными правилами, разработанными Корейской киберспортивной ассоциацией (KeSPA). Эти правила стандартизируют минимальные гарантии, условия трансферов и механизмы разрешения споров, что обеспечивает предсказуемость и защиту прав игроков.
- Китай:китайская модель предполагает жесткий контроль со стороны государства. Киберспортсмены заключают контракты с клубами, которые, в свою очередь, обязаны соблюдать государственные лицензионные требования. Это включает в себя регистрацию контрактов в официальных реестрах, что минимизирует риски невыплаты заработной платы и других нарушений.
- США и ЕС:в этих юрисдикциях доминирует отраслевое саморегулирование. Крупные киберспортивные лиги (например, LCS для League of Legends) вводят обязательные для всех клубов-участников стандартные формы контрактов (Player Agreement). Эти соглашения детально прописывают минимальную зарплату, права на интеллектуальную собственность, условия трансферов и порядок разрешения конфликтов, что де-факто создает систему трудовых стандартов для всей лиги.
Проблема регулирования трудовых правоотношений в киберспорте требует безотлагательного решения. Отсутствие четкого правового статуса киберспортсмена и специализированных норм в Трудовом кодексе РФ ставит российских игроков в заведомо невыгодное положение по сравнению с их зарубежными коллегами, лишая их базовых социальных и трудовых гарантий.
Для исправления ситуации необходим комплексный подход:
- Внесение изменений в Трудовой кодекс РФ: целесообразно дополнить Главу 54.1 специальным параграфом, посвященным особенностям труда киберспортсменов. В нем должны быть закреплены определения дистанционного тренировочного процесса, особенности рабочего времени и времени отдыха, а также специальные основания для расторжения трудового договора.
- Разработка типового отраслевого договора:Федерация компьютерного спорта России совместно с представителями клубов и ассоциацией игроков могла бы разработать и утвердить типовой контракт, который стал бы образцом для всей индустрии. Этот документ должен детально регулировать вопросы интеллектуальной собственности, трансферных выплат, медицинского страхования и дисциплинарной практики.
- Создание эффективного арбитража: необходимо создать специализированный орган по разрешению трудовых споров в киберспорте, который обладал бы необходимыми экспертизой и доверием со стороны всех участников индустрии.
Только создав прочную правовую основу для трудовых отношений, Россия сможет обеспечить устойчивое развитие киберспорта и защитить права его ключевых участников – самих спортсменов.
References
1. Новиков И.В. Проблемы правового регулирования киберспорта в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2020. №9.2. Сутырина Е.В. Правовое регулирование деятельности киберспортивной организации (клуба) // Universum: экономика и юриспруденция. 2017. №1.
3. Громова Е.А., Конева Н.С., Феррейра Д.Б. Проблемы правового регулирования киберспорта // Человек. Спорт. Медицина. 2023. №S2.
4. Вартанова Е.Л. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2018. №2.
