Коллективное учебное пособие

📘 Приём заявок на участие в коллективном учебном пособии «Экономическое образование: современные образовательные технологии и практики преподавания»

Прием заявок
с 25 декабря 2025 года
по 10 февраля 2026 года

НОО «Профессиональная наука» приглашает преподавателей, исследователей, методистов и экспертов принять участие в подготовке коллективного учебного пособия «Экономическое образование: современные образовательные технологии и практики преподавания».

Целью учебного пособия «Экономическое образование: современные образовательные технологии и практики преподавания» является обобщение и систематизация теоретических положений, методических подходов и педагогического опыта, направленных на повышение качества преподавания экономических дисциплин в системе среднего профессионального и высшего образования.

Учебное пособие предназначено для преподавателей экономических дисциплин образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, включая дисциплины экономического, финансового, управленческого и учетно-аналитического профиля.


🖋️ Условия участия

Каждый автор выбирает одну из глав пособия в соответствии со своей научной и профессиональной специализацией.
Материал оформляется в соответствии с академическими требованиями и включает:

  • авторский текст главы (теоретический, методический или практико-ориентированный материал);
  • глоссарий ключевых терминов по теме;
  • список контрольных вопросов и тестовых заданий для закрепления материала;
  • при необходимости — практические кейсы, упражнения, схемы или таблицы;
  • список используемой литературы и источников в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100–2018.

📚 Формат и структура

Издание планируется как коллективное учебное пособие с ISBN и размещением в РИНЦ/elibrary, Google Scholar. Регистрация в Информрегистре.
Каждый автор будет включён в общий список соавторов и получит электронный сертификат участника и экземпляр пособия в цифровом формате.


💬 Как подать заявку

  1. Ознакомьтесь с содержанием пособия и выберите интересующую вас главу.
  2. Отправьте название главы и краткую аннотацию, к выбранной главе (3–5 предложений о теме вашего материала) на адрес:
    📧 mail@scipro.ru с темой письма «Пособие — Экономическое образование».
  3. После подтверждения участия вы получите шаблон оформления и инструкцию для авторов.

⏰ Сроки

  • Начало приёма заявок — 25 декабря 2025 года
  • Завершение приёма материалов — 10 февраля 2026 года
  • Выход издания — 20 февраля 2026 года

СОДЕРЖАНИЕ

Введение


Раздел I. Теоретико-методологические основы современного экономического образования

Глава 1. Экономическое образование в условиях трансформации образовательной среды
Рассматриваются современные тенденции развития экономического образования, влияние цифровизации, изменений рынка труда и требований к подготовке специалистов экономического профиля.

Глава 2. Компетентностный подход в преподавании экономических дисциплин
Анализируются профессиональные, универсальные и надпрофессиональные компетенции, формируемые в процессе изучения экономических дисциплин, а также особенности их реализации и оценки в образовательной практике.


Раздел II. Современные образовательные технологии в экономических дисциплинах

Глава 3. Практико-ориентированное обучение в экономическом образовании
Раскрываются формы и методы сближения теоретической подготовки с профессиональной практикой, включая контекстные задания, профессиональные ситуации и прикладные формы работы.

Глава 4. Современные образовательные технологии в преподавании экономики и финансов
Рассматриваются активные, интерактивные, модульные и смешанные форматы обучения, а также возможности их применения в экономических дисциплинах.

Глава 5. Кейс-метод и ситуационный анализ в экономических дисциплинах
Описываются возможности использования экономических ситуаций и практических примеров для формирования аналитического и управленческого мышления обучающихся.


Раздел III. Формирование экономического мышления и аналитических компетенций обучающихся

Глава 6. Формирование экономического и финансового мышления обучающихся
Анализируются педагогические условия развития экономического мышления, финансовой грамотности и способности принимать обоснованные экономические решения.

Глава 7. Развитие аналитических компетенций при изучении экономических дисциплин
Рассматриваются методы формирования навыков анализа данных, интерпретации экономической информации и работы с экономическими показателями.


Раздел IV. Цифровые технологии и AI-инструменты в экономическом образовании

Глава 8. Использование цифровых образовательных платформ в экономическом образовании
Анализируются возможности LMS, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов и цифровых инструментов в преподавании экономических дисциплин.

Глава 9. Искусственный интеллект и цифровые инструменты в обучении экономике
Рассматривается применение AI-инструментов как вспомогательных средств обучения, анализа и моделирования при соблюдении принципов академической добросовестности и цифровой этики.


Раздел V. Организация учебной деятельности и оценка образовательных результатов

Глава 10. Организация самостоятельной работы обучающихся по экономическим дисциплинам
Описываются формы и методы организации самостоятельной и внеаудиторной работы, направленные на развитие ответственности, самоорганизации и обучаемости.

Глава 11. Современные подходы к оценке образовательных результатов в экономическом образовании
Рассматриваются компетентностные модели оценивания, критерии, рубрики, портфолио и альтернативные формы контроля.

Глава 12. Формирование профессиональной мотивации обучающихся в процессе изучения экономических дисциплин
Анализируются педагогические приёмы повышения учебной и профессиональной мотивации, вовлечённости и осознанности обучающихся.


Раздел VI. Методическое обеспечение и современные практики преподавания экономических дисциплин

Глава 13. Методическое обеспечение преподавания экономических дисциплин
Рассматриваются вопросы разработки и обновления рабочих программ дисциплин, учебно-методических комплексов, фондов оценочных средств и методических материалов.

Глава 14. Практики преподавания экономических дисциплин в системе СПО и ВО
Анализируются особенности реализации экономических дисциплин в системе среднего профессионального и высшего образования, а также адаптация образовательных технологий к уровню подготовки обучающихся.

Глава 15. Современный педагогический опыт преподавания экономических дисциплин
Представлены обобщённые и авторские педагогические решения, формы организации учебного процесса и примеры реализации образовательных технологий, направленные на повышение качества экономического образования и формирование профессиональных компетенций обучающихся.


Заключение

Список литературы

Сведения об авторах

Глоссарий

Публикационный взнос

  1. Стоимость участия в коллективном учебном пособии
    составляет 4 000 (четыре тысячи) рублей за одну авторскую главу.
  2. В сумму входит:
    • редакционно-издательская подготовка текста;
    • корректура, верстка и присвоение ISBN;
    • размещение издания в открытом доступе на сайте издательства (НОО «Профессиональная наука»);
    • регистрация в научных базах данных (РИНЦ, Google Scholar и др.) и Информрегистре;
    • электронный экземпляр пособия и сертификат соавтора.
  3. Количество соавторов одной главыне более двух человек.
    При этом в выходных данных и сертификатах указываются оба автора.
    Один из соавторов подаёт заявку и осуществляет оплату организационного взноса за всю главу.
  4. Оплата производится после подтверждения заявки и согласования темы главы с редакционным советом.
  5. При необходимости автор может запросить счёт и договор на оплату от издательства (НОО «Профессиональная наука»), если участие оформляется от организации (вуза, колледжа, центра и т. д.).

📌 Важно:

  • Издательство не взимает дополнительную плату за публикацию в открытом доступе.
  • Все авторы сохраняют полные личные авторские права на представленные материалы.
  • Оплата взноса подтверждает участие и согласие с условиями авторской оферты.

Авторские права и порядок оформления участия

Все материалы, представленные для публикации в коллективном учебном пособии принимаются на условиях сохранения за авторами личных (неимущественных) авторских прав в соответствии с положениями
Гражданского кодекса Российской Федерации (часть IV, глава 70, статьи 1228–1235)
и Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1.


📘 Основные положения

  1. Личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя, право на защиту репутации) сохраняются в полном объёме.
  2. Автор передаёт издательству (НОО «Профессиональная наука») неисключительное право на публикацию и распространение материала в составе коллективного учебного пособия.
  3. Издание распространяется бесплатно в открытом доступе на образовательных и научных платформах (в том числе в библиотеке издательства, Google Scholar, eLIBRARY).
  4. Автор может свободно использовать свой материал после публикации (в монографиях, статьях, учебных курсах и т. д.), указывая первоисточник — коллективное пособие, изданное НОО «Профессиональная наука».
  5. Коллективное учебное пособие получает официальный ISBN, закреплённый за издательством НОО «Профессиональная наука».

🖋️ Договор с авторами

Перед публикацией каждому участнику направляется авторский договор (публичная оферта), который регулирует:

  • факт участия в коллективном издании;
  • объём передаваемых прав (неисключительная лицензия на издание);
  • порядок указания авторства;
  • условия бесплатного распространения и открытого доступа;
  • гарантии соблюдения авторских прав.

Подписание осуществляется в электронной форме —
через:

  • электронную подпись (если имеется),
  • либо электронное согласие по шаблону издательства (НОО «Профессиональная наука»), где автор подтверждает своё согласие с условиями оферты.

Такое согласие юридически приравнивается к подписанию договора
в соответствии со ст. 438 Гражданского кодекса РФ.


📚 Распространение издания

Пособие распространяется:

  • в электронном формате (PDF) — свободно и безвозмездно через сайт издательства (НОО «Профессиональная наука»);
  • в печатном виде — по запросу библиотек и образовательных организаций;
  • с обязательным размещением метаданных в РИНЦ и Google Scholar.

Таким образом, издание будет общедоступным образовательным ресурсом,
а авторы сохраняют полные права на свой текст и получают официальное подтверждение участия — договор, сертификат и выходные данные издания.


📜 Юридическое обоснование

  • ст. 1228 ГК РФ — авторское право возникает в силу факта создания произведения;
  • ст. 1270 ГК РФ — автор вправе передавать неисключительные права на использование произведения;
  • ст. 438 ГК РФ — акцепт публичной оферты (в том числе по электронной почте) признаётся юридически значимым действием;
  • ст. 1265 ГК РФ — право авторства и на имя сохраняются бессрочно и непередаваемо.

Пособие направлено на содействие развитию педагогической рефлексии, обновлению методического инструментария преподавателей экономических дисциплин и распространению эффективных образовательных практик в системе профессионального образования.