Abstract: This article explores ESG policy in the banking sector. The authors introduce the concepts of "corporate social responsibility," "sustainable development," and "ESG," examining their similarities and differences. The role of ESG policy in implementing state economic policy is outlined, and the national development goals of the Russian Federation are compared with the UN SDGs. The article examines the Bank of Russia's objectives in implementing the concept of sustainable development and ESG factors, provides examples of how Russian banks implement ESG principles across three groups of ESG factors (environmental, social, and governance), and explores the concept of "double materiality." The article compares the principles of responsible investment according to the UN PRI methodology and the Bank of Russia's methodology. Positive trends in the implementation of ESG policy in the banking sector are identified both at the level of the regulator (the Bank of Russia), and at the level of individual banks, including Sberbank, VTB, Gazprombank, DOM.RF Bank, and MTS Bank, as well as at the level of the professional community as a whole.
Keywords: ESG, ESG policy, banking sector, banking system, sustainable development, principles of sustainable development, ESG factors.
Часто термины “Корпоративная социальная ответственность”, “Устойчивое развитие” и “ESG” используют как синонимы. Однако они таковыми не являются, поэтому для начала следует разобраться, что именно кроется за каждым из терминов.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) подразумевает готовность компании соблюдать этические принципы, а также принимать на себя обязательства сверх того, что предусмотрено законодательством [1]. Реализация этих принципов предполагается посредством социальных инвестиций, благотворительности, внутренних и внешних социальных программ, содействующих развитию компании, улучшающих ее репутацию, а также способствующих расширению связей с другими заинтересованными сторонами.
Устойчивое развитие – это модель экономического развития, которая помогает создать долгосрочное благоприятное воздействие на окружающую среду и общество, и при этом отвечает потребностям текущего поколения, не подрывая возможности для будущих поколений на комфортное существование [2]. Инвестиции и потребление, технологические инновации и институциональные изменения сбалансированы таким образом, что они способствуют как текущему, так и будущему общественному благосостоянию с учетом национальных приоритетов.
ESG – набор экологических, социальных и управленческих критериев и показателей, которые позволяют оценить воздействие компании, а также определить подверженность компании рискам устойчивого развития [3].
Таким образом, эти понятия сходятся в главном: ориентация на интересы общества, экологии и стейкхолдеров наряду с собственными создает устойчивые конкурентные преимущества. Однако эти термины точно не тождественны.
В дополнение к ранее проведенным исследованиям о взаимозависимости различных видов государственной экономической политики, оказывающих воздействие на экономический рост [4, с.112-114], считаем необходимым отметить роль ESG-политики. В рамках своей деятельности в ООН Россия активно воплощает ЦУР (Цели в области устойчивого развития) [5]. Данные цели формируют ключевой ориентир для международного сотрудничества и составляют основу глобальной повестки до 2030 года (“Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года”), утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН и единогласно принятой всеми 193 странами-членами ООН в 2015 году для улучшения благосостояния планеты [6]. Данная концепция предполагает, что наряду с вопросами экономического роста, каждая из стран по отдельности и совместно с другими государствами будет принимать меры по ликвидации бедности и решению целого ряда вопросов в различных социально важных областях. Всего существует 17 таких целей [7]. Они представлены на Рисунке 1 ниже.

Рисунок 1. Цели устойчивого развития ООН
Источник: Данные Банка России https://cbr.ru/develop/ur [8]
Они являются ориентирами для разработки и реализации региональных, национальных и местных стратегий. Таким образом, при планировании национальных целей развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года ЦУР ООН обретают конкретику с учетом национальных приоритетов Российской Федерации.
Таблица 1
Сопоставление национальных целей развития РФ и ЦУР ООН
| Национальные цели развития РФ
на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года |
Цели устойчивого развития ООН |
| Сохранение населения и повышение благополучия людей | ЦУР 3 Хорошее здоровье и благополучие |
| Реализация потенциала каждого человека | ЦУР 4 Качество образования |
| Комфортная и безопасная среда для жизни | ЦУР 11 Устойчивые города и населенные пункты |
| Экологическое благополучие | ЦУР 14 и 15 Сохранение морских экосистем и экосистем суши |
| Устойчивая и динамичная экономика | ЦУР 8 Достойная работа и экономический рост |
| Технологическое лидерство | ЦУР 9 Индустриализация, инновации и инфраструктура |
| Цифровая трансформация | ЦУР 9 Индустриализация, инновации и инфраструктура |
Источник: Данные Банка России https://cbr.ru/develop/ur/ [8]
Сравнительный анализ приоритетов национального развития Российской Федерации и Целей устойчивого развития ООН (Таблица 1) был представлен в рамках презентации, освещающей работу Банка России в данной сфере по состоянию на 2025 год. Будучи мегарегулятором финансового рынка, Банк России в контексте устойчивого развития фокусируется на формировании благоприятных условий для его финансирования, а также и перераспределения финансовых потоков с учетом национальных приоритетов РФ [9]. В рамках этого направления Банк России, в частности, решает следующие задачи:
- создание и развитие инфраструктуры и финансовых механизмов, например, такие инструменты, как “зеленые” облигации и целевые кредиты, позволяющие финансово обеспечить реализацию социально важных для общества проектов и экологических инициатив;
- определение принципов корпоративного управления для финансовых и нефинансовых организаций и подходов, согласно которым они публикуют свою отчетность об устойчивом развитии;
- повышение информационной открытости и обеспечение всем участникам рынка равного доступа к информации о рисках и возможностях в сфере устойчивого развития, способной оказать существенное влияние на операционную деятельность и рыночную стоимость как финансовых, так и нефинансовых организаций [8].
Для реализации своих задач по поддержке финансирования устойчивого развития Банк России использует широкий инструментарий документов. Этот набор включает как нормативные акты (положения, указания), доклады для общественных консультаций и аналитических материалов.
Одной из ключевых инициатив Банка России стало выпущенное 28.12.2022 года информационное письмо №ИН‐02‐28/145. В нем финансовым организациям предписано учитывать ESG-факторы и аспекты устойчивого развития при организации корпоративного управления [10]. Данная норма распространяется на все финансовые институты вне зависимости от организационно-правовой формы. С этой целью мегарегулятор советует руководствоваться подходами, изложенными в более раннем письме от 16.12.2021 года № ИН-06-28/96, адресованное советам директоров публичных акционерных обществ.
При этом термин “ESG-факторы” представляет собой совокупность критериев по трем ключевым направлениям:
E – окружающей средой (в том числе экологические факторы и факторы, связанные с изменением климата),
S – обществом (социальные факторы),
G – корпоративным управлением.
Согласно позиции Банка России [11], экологические факторы (E — Environmental) способны оказывать влияние на операционную деятельность компаний и финансовых организаций в виде определенных форм воздействия:
- Формирование конкурентоспособности за счет внедрения технологий, ориентированных на эффективное использование ресурсов;
- Сокращение расходов путем перехода на низкоуглеродные источники энергоснабжения;
- Привлечение инвестиций с использованием специализированных технологий финансовых продуктов, связанных с устойчивым развитием (зеленые, социальные облигации и т.д.);
- Выпуск продукции и предоставление услуг, которые соответствуют растущему потребительскому спросу на экологически ответственную деятельность компаний;
- Применение активов нового типа (технологий, оборудования), направленных на реализацию целей устойчивого развития;
Социальные факторы (S — Social) в числе прочего включают:
- Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и сохранение здоровья работников;
- Поддержка разнообразия в коллективе по гендерному, возрастному, этническому признакам, а также трудоустройство лиц с инвалидностью;
- Развитие человеческого капитала через системы мотивации, социальные льготы и регулирование отношений с представительными органами работников;
- Учет интересов коренных и местных сообществ в инвестиционных проектах;
- Гарантия соблюдения прав трудящихся и общечеловеческих прав в течение всей производственной цепочки поставок;
- Соблюдение финансовой дисциплины и исполнение обязательств перед контрагентами в установленные сроки;
К факторам корпоративного управления (G — Goverance) относятся:
- Стратегическая ориентация компании на долгосрочную перспективу;
- Внедрение прозрачных процедур постановки стратегических целей, планирования и их последующей реализации;
- Разработка измеримых и понятных критериев для оценки успешности интеграции ESG-принципов;
- Функционирование системы управления рисками, включающей в себя экологические, социальные и управленческие факторы и основанной на высокоразвитой корпоративной культуре, которая обеспечивает осведомленность и активное участие всех заинтересованных сторон (включая сотрудников и руководство на различных уровнях);
- Наличие функционирующих инструментов внутреннего контроля для обеспечения соблюдения правовых норм, включая эффективную комплаенс-программу в области противодействия мошенничеству, коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма, экстремизма и распространения оружия массового уничтожения и т.д;
- Организация раскрытия информации в области устойчивого развития (нефинансовой информации).
В Таблице 2 приведены примеры реализации ESG-принципов российскими банками
Таблица 2
Реализация ESG-принципов российскими банками
Источник: Составлено авторами на основе анализа нефинансовой отчетности российских банков [12-16]
Кроме того, при анализе перечисленных факторов стоит обратить внимание на концепцию “двойной существенности” [11]. Ее суть заключается во влиянии ESG-повестки компании или финансового института на ключевые группы стейкхолдеров. С одной стороны, от того, как организация интегрирует принципы устойчивого развития, зависит потребительский выбор. С другой – это напрямую формирует инвестиционную привлекательность для акционеров и потенциальных инвесторов, рассматривающих возможность вложения капитала.
В этом смысле коммерческие банки также играют особую роль, поскольку они не только являются непосредственными участниками реализации ESG-политики, но и институциональными инвесторами, выделяющими денежные средства на финансирование различных проектов, в том числе, связанных с реализацией ESG-политик другими компаниями [17]. В частности, по данным Банка России[1] кредитные организации являются основными владельцами долговых ценных бумаг, включенных в сектор устойчивого развития.
При принятии решений о финансировании того или иного проекта банкам следует руководствоваться принципами ответственного инвестирования [18]. Впервые они были упомянуты в 2005 году в рамках доклада Финансовой инициативы программы ООН по окружающей среде (UNEP FI). Поскольку вложения могут осуществляться путем приобретения ценных бумаг, в докладе рекомендуется уделять внимание тому, каким образом компании-эмитенты управляют ESG-рисками и учитывают в своей деятельности ESG-факторы. В Таблице 3 приведено сравнение принципов ответственного инвестирования согласно UN PRI и рекомендациям Банка России, подготовленное Московской биржи для эмитентов ценных бумаг.
Таблица 3
Сопоставление принципов ответственного инвестирования согласно методике UN PRI и Банка России
| № | Принципы ответственного инвестирования (UP PRI) | Принципы ответственного инвестирования (Банк России) |
| Принцип 1 | Включать вопросы ESG в процессы инвестиционного анализа и принятия решений | Определение инвестором подходов к осуществлению ответственного инвестирования и раскрытие информации о принятых подходах |
| Принцип 2 | Быть активными владельцами и включать вопросы ESG в нашу политику и практику владения | Анализ и учет инвестором факторов устойчивого развития при осуществлении инвестирования |
| Принцип 3 | Добиваться соответствующего раскрытия информации по вопросам ESG организациями, в которые мы инвестируем | Осуществление инвестором на постоянной основе анализа и оценки (мониторинга) общества |
| Принцип 4 | Содействовать принятию и внедрению принципов в инвестиционной отрасли | Реализация инвестором корпоративных прав как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими инвесторами |
| Принцип 5 | Работать вместе, чтобы повысить нашу эффективность в реализации принципов | Регулярное взаимодействие инвестора с обществом по значимым аспектам деятельности общества |
| Принцип 6 | Сообщать о нашей деятельности и прогрессе в реализации принципов | Управление инвестором конфликтом интересов в своей деятельности |
| Принцип 7 | — | Учет факторов устойчивого развития при выборе и организации инвестором взаимодействия с доверительными управляющими (в случае их наличия) |
Источник: ESG-гид Московской биржи для эмитентов [19]
Для оценки вышеперечисленных ESG-факторов банки разрабатывают свой комплекс критериев, которым должны соответствовать компании-эмитенты ценных бумаг, являющиеся потенциальными объектами инвестирования. Изучается нефинансовая отчетность компаний. Учитывая, что при подготовке отчетности разные компании могут руководствоваться разными стандартами, одной из проблем последнего времени является выработка единого стандарта нефинансовой отчетности, а также ее интеграция с финансовой отчетностью. В частности, данный вопрос был одной из тем, поднятых на V Всероссийской конференции “(НЕ)ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ”[2], состоявшейся 21 ноября 2025 года. В едином стандарте отчетности заинтересованы не только финансовые институты (в частности, банки), но и другие стейкхолдеры.
Таким образом, ESG-политика в банковской сфере, ее внедрение и развитие имеет особую актуальность в современной российской практике. Можно заметить положительные тенденции как на уровне регулятора – Банка России, так и на уровне отдельных банков, включая упомянутые выше Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, банк ДОМ.РФ и МТС-банк, а также на уровне профессионального сообщества в целом. Учитывая причины реализации данных инициатив и поставленные общие цели (как на уровне страны, так и на уровне мирового сообщества), важно, чтобы банки продолжали активно внедрять и соблюдать ESG-принципы. Кроме того, будучи институциональными инвесторами банки формируют модели поведения компаний, являющихся объектами инвестирования. Обращая внимание на внедрение и реализацию ESG-инициатив другими организациями, банки способствуют достижению поставленных целей.
[1] Статистика Банка России по выпущенным на внутреннем рынке долговым ценным бумагам, включенным в сектор устойчивого развития https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/sec_st/issue_sector/
[2] https://conf.akm.ru/2025nefinansovayaotchetnost/esgreport/?ysclid=mim55kv1w9649826543
References
1. Кирсанова А.П. Тенденции корпоративной социальной ответственности в банковской сфере // Мир современной науки. – 2020. – № 3(61). – С. 26-29. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43840873_13364236.pdf2. Чжан Ю., Динец Д.А. Основные тенденции развития ESG-повестки: обзор в России // Парадигма. – 2025. - №2. – С.132-142. DOI: https://elibrary.ru/download/elibrary_80422094_13233773.pdf
3. Кондратьева Е.В., Игнатьева О.А., Рочева О.А., Зарипова Р.С. ESG-финансирование как ключевой фактор устойчивого развития России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. № 6. Т. 7. С. 115–121; https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2024.06.07.016https://www.elibrary.ru/download/elibrary_69192944_31579568.pdf
4. Афанасьева О.Н. Развитие теории экономической политики роста: распределение монетарных инструментов по целям и структуре экономики. - Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 5.2.1. - экономическая теория. Место выполнения работы: ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова. Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет. - М.: 2024. - 399с.
5. Алексеева Д.Г. Тенденции правового регулирования ESG-банкинга в условиях санкций // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2023. – №1. – С.80-93. DOI: 10.17803/2311-5998.2023.101.1.080-093 https://elibrary.ru/download/elibrary_50422711_67050301.pdf
6. Афанасьева О.Н. Денежно-кредитная политика Банка России в рамках достижения целей устойчивого развития (ЦУР) ООН, национальных целей и решения стратегических задач развития Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ЭКОНОМИКА и ПРАВО. - 2020. - №03. - С. 32-38 https://elibrary.ru/item.asp?id=42847097
7. Раздел официального сайта ООН, посвященный целям устойчивого развития https://sdgs.un.org/ru/goals
8. Раздел «Устойчивое развитие» официального сайта Банка России https://cbr.ru/develop/ur/
9. Раздел «Регулятор финансового рынка» сайта ESG-Альянса https://atlas.esg-a.ru/state/financial-market-regulator
10. Информационное письмо Банка России от 28.12.2022 № ИН‐02‐28/145 о рекомендациях по учету финансовыми организациями ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления https://cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/6089
11. Информационное письмо Банка России от 16.12.2021 № ИН-06-28/96 о рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития https://cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5757
12. ESG-отчет Сбера https://shareholder.sberbank.com/AR24/esg/ru/ESG-portrait.html
13. Годовой отчет Банка ВТБ за 2024 год https://vtbrussia.ru/media-files/vtb.ru/sitepages/about/bank/sustainability/VTB_Sustainability_Report_2023_rus.pdf?ysclid=mhf8tr6qk7808328792
14. Отчет о воздействии Газпромбанка за 2023 год https://www.gazprombank.ru/upload/files/iblock/9b7/vr292c247ayflkzu679h0h5o4z665b3y/GPB_ESG_2023.pdf
15. Отчет об устойчивом развитии Банка ДОМ.РФ за 2024 год https://domrfbank.ru/upload/iblock/ebb/irw20d7fmquzz4f897adkrzg7pd3zyz8/Book_Bank_Dom_RF_SR2024_RUS_0204_1411.pdf
16. Отчёт об устойчивом развитии МТС-Банка за 2024 год https://www.mtsbank.ru/upload/static/documents/esg-otchyot.pdf
17. Карпун Э.Н. ESG в банковской сфере// Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. - №6. – С.244-248. DOI: https://elibrary.ru/download/elibrary_54254872_52265450.pdf
18. Информационное письмо Банка России от 24.05.2023 № ИН-02-28/38 о рекомендациях по предоставлению (раскрытию) финансовыми организациями информации клиентам о финансовых продуктах устойчивого развития https://cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/6195
19. ESG-гид Московской биржи для эмитентов https://fs.moex.com/f/21348/mosbirzha-esg2024-rus-book-27.pdf
