Abstract: This article discusses the problem of introducing ICT and ESM tools into the educational process. A number of advantages providing electronic educational resources have been identified. The types of ESM and their application at different stages of the lessons are considered.
Keywords: ESM, ICT, digital school, teacher, informatization process
В настоящее время в системе образования разрабатывается модель цифрового образования. Главным ее участником является педагог, обладающий не только знаниями умениями и навыками излагаемой дисциплины, но и способностью применять электронные образовательные ресурсы, что во многом способно повысить результативность учебного процесса.
Основная задача современной школы заключается в обучении и воспитании учеников, обладающих порядочностью, патриотическими идеями, способного жить в конкурентном, высокотехнологичном мире. Основным ресурсом преобразования образовательного процесса является внедрение информационных технологий, с соответствующей методологией, практикой и технологией обучения.
Под внедрением средств ИКТ понимается использование технологий, благодаря которым, улучшается методическая система образования, направленная на формирование и развитие интеллектуального потенциала обучающихся. Также реализация психологической диагностики на базе компьютерного тестирования, управление образованием при помощи глобальной сети [1].
К настоящему времени в отечественных школах, деятельность педагога, с применение информационных технологий, поощрялась, но не была обязательной. Сегодня, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), каждый преподаватель обязан использовать в своей педагогической деятельности средства ИКТ и сформировать навыки работы сними у обучающихся.
Потребность в использовании информационных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) определенно требованиями к результатам основной образовательной программы. Следует понимать, что в сложившихся условиях, когда осуществляется плавный переход на цифровое образование, необходим организованный этап практического внедрения средств ИКТ и ЭОР, в основе которых должны быть определены условия для обеспечения образовательных учреждений оборудованием, также сформирована информационная среда, выделены кабинеты для оснащения компьютерной техников, предоставлен доступ в интернет [7].
Согласно ФГОС, современная школа должна обладать информационной системой, высоквалифицированными специалистами, способными работать с информационной базой, за счет этого обеспечивается: возможность для преподавания любого курса, планирование образовательного процесса с наименьшими затратами, фиксация результатов обучения в информационной базе, доступность контроля результатов обучения для детей и родителей [4].
Технологии позволяют создавать модели процессов, которые учащиеся не могут увидеть в повседневной жизни, также главной особенностью является то, что учащиеся, на базе имеющихся моделей могут делать анализы или прогнозы, которые в дальнейшем можно корректировать и изменять [6].
Более подробно рассмотрим результаты применения ЭОР в процессе обучения. Для начала под электронными образовательными ресурсами понимается в первую очередь, понимают учебные материалы, воспроизведение которых возможно благодаря использованию электронных устройств. В основном применяемые ЭОР в учебном процессе это аудио и видео записи [3].
По своему назначению электронные ресурсы делят на несколько уровней.
- Самые простые и распространенные ЭОР –текстографические. Их основное отличие от традиционных печатных учебников является предоставление материала в электронном виде, то есть текст расположен не на бумажном носителе, а на мониторе компьютера.
- Следующий уровень также текстографический, но существенно отличается. Навигация по тексту очень удобна, так, например, в печатных учебниках, изучая новый материл, часто сталкиваемся с терминами нам неизвестными, приходится искать определение в словаре либо другом учебнике. Использование электронных учебников облегчает данную задачу. Например, можно сделать так, что, наведя курсор на неизвестный нам термин, его объяснение появится в дополнительном окне.
- И последний уровень представлен ресурсами, состоящими из визуальных и звуковых фрагментов. Отличия от традиционных учебников здесь очевидны. Кино, звук, анимацию, невозможно представить в полиграфическом виде.
Представление звукового, анимационного, графического материала осуществляется благодаря мультимедиа ЭОР. Когда речь заходит об использовании мультимедиа технологий подразумевается одновременное воспроизведение информации на экране монитора, либо интерактивной доске[2].
Несмотря на все преимущества, ЭОР никогда не заменит преподавателя и учебники, они лишь дополняют учебный материал и облегчают усвоение сложных тем. Электронный образовательный ресурс представлен как универсальное учебное средство с открытой сферой применения.
Применение ЭОР на практических занятиях сводится к тому, что помимо монотонного объяснения материала на лекционных занятиях, возможно использования интерактивных тестов, демонстрация видео, электронных учебников. На семинарских занятиях можно использовать презентационный материал, учебные фильмы, анимации, викторины.
При выполнении практических и лабораторных работ можно использовать стимуляторы, виртуальные тренажеры. Существует огромное количество методов проведения контроля итогов обучения и оценки знаний как при традиционном, так и при компьютерном обучении. В педагогической практике эффективно применяется метод компьютерной формы проверки знаний [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что электронные образовательные ресурсы становятся все более популярны, они облегчают работу учителя, экономят его время, дают возможность изучить что-то новое, выйти за рамки предлагаемого материала, тем самым способствуют формированию навыков самостоятельной и творческой работы учащихся. Наряду с этим ЭОР актуальны и ближайшая перспектива их применения будет только расширяться и дополняться разнообразием.
References
1. Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Босова Л.Л. и др. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). — М.: Роcсийская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.2. Босова Л.Л. Создание и использование электронных образовательных ресурсов для общего образования. Монография. М. : МГПУ, 2014.
3. Буханцева, Н. В. Электронные образовательные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия / Н. В. Буханцева. ̶ Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун., 2011. ̶ 402 с.
4. ГОСТ Р 53620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196
5. Погодина И.А., Варнавская Л.Г. Мониторинг знаний учащихся по информатике как один из способов повышения качества обучения. Colloquium-journal. 2018. № 13-5 (24). С. 13-15.
6. Погодина И.А., Ковачева К.А., Чунихина Е.А. Применение информационных технологий для развития математической культуры школьников. Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 1089-1093.
7. Погодина И.А., Сенченко Е.В. «Дистанционное обучение в начальной школе». В сборнике: Современная научная мысль Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. 2018. С. 130-133