Abstract: This article examines the features of the development of professional and pedagogical competence among university students with the help of interdisciplinary connections, which are a basic component of the formation of an integrative basis for teaching at a pedagogical university. Based on the analysis of existing educational practice on the development of generalized skills by students, the results of theoretical research and experimental verification of the effectiveness of conditions and means of their formation and development through the use in the educational process of the developing potential of interaction between pedagogy and theatrical art on the example of the formation of generalized skills developed on the basis of the interaction of general pedagogy and theatrical art, the possibility of transition to higher pedagogical education from teaching in a subject-centered educational space to learning in an interdisciplinary space. In the course of the work, the authors applied theoretical research methods
Keywords: integration, competence, competencies, competence approach, interdisciplinary approach, interdisciplinary space, interdisciplinary communication, binary connections, generalized skills.
Введение
Современный период развития отечественного высшего педагогического образования характеризуется обновлением всех его сторон. Наиболее актуальной и приоритетной стороной в его модернизации становится компетентностный подход к подготовке студентов вуза, предопределяющий формирование профессионально компетентной личности учителя. Эта задача, как известно, заложена в содержании Федерального Государственного образовательного стандарта третьего поколения. Вместе с тем следует заметить, что, как показывает практика, решить ее эффективно с помощью иссякающего потенциала классической педагогики, только собственно педагогическими познаниями, оторванными от других областей человекознания, традиционными средствами и методами невозможно. Это подтверждают выполненные за последние время результаты научных исследований (Горлов М.И., Крючков Е.М., Кузменко Е.Л., Львова И.А., Львова Н.С., Мирончук Д.Э., Мирончук Е.В., Моиссев А.А., Монахова Л.Д., Репринцева Ю.С., Чистов П.Д. и др.) [1, 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16], в которых доказано, что понятие «компетентность» носит обобщенный, интегративный характер, а, следовательно, ее формирование должно основываться на междисциплинарном, межнаучном подходах к разработке содержания высшего педобразования и на базе применения отвечающих ему образовательных методик.
На самом деле, применений междисциплинарных связей в педобразовании позволяет формировать междисциплинарные знания, обобщенные профессионально-педагогические умения, междисциплинарные (общие) понятия, а так же простейшую метаязыковую культуру. В то же время необходимо заметить, что, как показывает анализ работ этих авторов, в обобщенных профессионально-педагогических действиях учителя проявляются междисциплинарные знания, операции с междисциплинарными понятиями и степень его владения метаязыком. В то же время в последнее время в образовательной практике наблюдается ситуация, когда сама идея использования междисциплинарных связей в подготовке бакалавров через внедрение содержательных элементов дисциплин в педагогику отодвинута на второй план за счет того, что в соответствии с новыми учебными планами педагогических факультетов в образовательный процесс введено изучение разрозненных новых дисциплин. Такой подход к обучению, как мы полагаем, далеко не оптимизирует профессионально-педагогическую подготовку бакалавров.
Разделяя точку зрения авторов по вопросу формирования компетентности личности учителя на междисциплинарной основе и соглашаясь с тем, что определяющую роль в ее структуре выполняют обобщенные умения, мы предприняли попытку в нашем исследовании изучить проблему формирования обобщенных профессиональных умений на основе интеграции общей педагогики и театрального искусства.
Междисциплинарные связи педагогики с отдельными науками в системе высшего педагогического образования достаточно исследованы и представлены на теоретическом и практическом уровнях, например, с психологией, информатикой, риторикой, аксиологией, культурологией и другими дисциплинами. За последние время в нашей стране появились труды, рассматривающие разные грани междисциплинарного подхода к построению системы высшего образования (Заруцкая, Ю. Г., Коробанов А.В., Лаврик М. В., Мирончук Е.В., Павельева И.Н., Суздальцев Е.Л., Шастина Е.М. и др. [4, 5, 6, 9, 12, 13, 17].
В целом — это изучение междисциплинарных бинарных связей, которые рассматриваются, на базе смежных дисциплин. Но все же, связь общей педагогики с искусством и, в частности, с театральным искусством, несмотря на существование множества работ в этом направлении (Д.М. Генкин, С.В. Гиппиус, Б.Е. Захава, Ю.А. Завадский, П.А. Зверева, В.И. Зыков, И.А. Зязюн, М.О. Кнебель, А.А. Конович, Л.В.Кулешов, А.Д. Попов, А.Д.Силин, Н.Н. Тарасевич, В.А. Триадский, И.М. Туманов, А.И. Чечетин и др.), изучена, на наш взгляд, недостаточно, так как большинство работ носят умозрительный характер, в них не представлен механизм интеграции собственно педагогических и искусствоведческих знаний.
Обращаясь к базовой дисциплине высшей школы педагогике и театральному искусству, можно констатировать, что органичное сочетание знаний в области данных дисциплин обеспечивается на основе близости их учебных языков, общности задач, а порой, средств и методов обучения и воспитания, что обеспечивает интеграцию формируемых знаний, обобщение вырабатываемых профессиональных умений и формирование профессионально-педагогической компетентности студентов-будущих учителей.
Рассмотрим в качестве примеров два учебных задания, направленных на формирование обобщенных умений у студентов на основе возможной интеграции этих дисциплин, которые можно использовать на занятиях педагогического практикума или на семинарских занятиях по педагогике.
Интеграцию учебных дисциплин и соответствующих учебных элементов представим в виде таблицы №1.
Таблица №1
№
п/п |
Общепрофессиональная компетенция (ОПК–3) | Способен организовывать совместную индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. | |
1 | |||
2 | Взаимодействующие дисциплины | Педагогика | Развитие профессионально-педагогического внимания |
Театральное искусство | Развитие сценического внимания и памяти | ||
Система упражнений, обеспечивающая выработку обобщенного организационного умения | а) Умение анализировать характерные признаки внимания школьников: студенту ставится задача, посмотреть фотографии различных школьников и установить, какое внимание преобладает в отдельном случае.
б) Умение тренировки внимания на изменения: студенту ставится задача, посмотреть разные фотографии группы учеников, на которых школьники располагаются по-другому в учебном классе, и найти отличия. в) Умение концентрировать внимание: студенту ставится задача, охватить взором весь класс, таким образом зафиксировав огромный круг внимания. В случае если это не удастца, студенту необходимо сузить круг внимания до среднего, потом до малого, достигая точного осознания объектов, находящихся в круге внимания. Вслед за этим, необходимо повторить упражнение, однако в обратной последовательности порядке – от малого к большому. |
||
3 | Взаимодействующие дисциплины | Педагогика | Развитие профессионального внимания |
Театральное искусство | Развитие оценки события | ||
Система упражнений, обеспечивающая выработку организационного обобщенного умения | Микропреподавание: воспроизводится несколько учебных ситуаций с целью тренировки умения студента распределять внимание при опросе школьников.
а) Необходимо провести устный фронтальный опрос учеников; осуществить необходимые действия и проанализировать, как было организовано внимание учеников. б) Предлагается проследить за ходом вышеупомянутого занятия и определить, кто из студентов был внимателен, а кто отвлекался. в) Предлагается проследить динамику формирования внимания студента в процессе микропреподавания. г) Предлагается проанализировать действия студента, ведущего микропреподавание. |
Из представленной таблицы усматривается, что обобщенные профессиональные организационные умения развиваются у студентов на базе выработки групп умений профессионального внимания. При этом требуется заметить, что в процессе формирования обобщенных умений должны принимать участие и иные категории умений профессионального воображения, наблюдательности, опознавательные умения и др. Формируемый объем умений каждой категории зависит от цели и задач изучаемого раздела педагогики. В случае если принимать обобщенные умения как инвариантные, то развитие данных умений является вариативным, поскольку любая группа, принимающая участие в формировании обобщенных умений может дифференцироваться. Таким образом, границы этих групп умений имеют возможность расширяться за счет создания новых междисциплинарных связей общей педагогики и театрального искусства.
Следует отметить, что выработанное обобщенное организационное умение в соответствии с общепрофессиональной компетенцией ОПК–3 является одним из базовых элементов, развивающих данную компетенцию. Настоящее умение, используемое в процессе театрализованного сопровождения на занятиях по педагогике, является фактором активизации способностей студента-будущего педагога организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.
Заключение
Таким образом, эффективное формирование обобщенных профессиональных умений у студентов возможно на основе интеграции учебных элементов общей педагогики и театрального искусства в учебном процессе педагогического вуза. Одним из факторов, способствующих этому, является выработка у студентов базовых групп умений, формирующихся как в процессе предметного изучения курса педагогики и театрального искусства, так и с помощью междисциплинарных связей.
References
1. Бахлова, Н. А. Мастер-класс как форма оценки педагогической деятельности будущего дизайнера / Н. А. Бахлова, И. А. Львова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-2. – С. 18-20.2. Долгушина, Е. М. Готовность будущего учителя изобразительного искусства к разработке инклюзивных программ дополнительного образования на основе проектной деятельности / Е. М. Долгушина, Ю. С. Репринцева // Школа будущего. – 2023. – № 3. – С. 96-105.
3. Gorlov M., Mezentseva Y. Assessment of the pedagogical and psychological criteria for aesthetic education of middle and high school students / M. Gorlov, Y. Mezentseva // E3S Web of Conferences: 8, Rostovon-Don, 19–30 августа 2020 г.– Rostovon-Don, 2020. – P. 18113.
4. Заруцкая, Ю. Г. Развитие профессиональной компетентности современного педагога в системе дополнительного профессионального образования / Ю. Г. Заруцкая // Инновационные направления интеграции науки, образования и производства: Cборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Феодосия, 10–14 мая 2023 г. – Керчь: ФГБОУ ВО КГМТУ, 2023. – С. 671-675.
5. Коробанов, А. В. Ретроспективный взгляд на межнаучный подход в профессиональной подготовке учителя / А. В. Коробанов, Е. В. Мирончук, Д. Э. Мирончук // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2023. – Т. 12, № 3(44). – С. 42-46.
6. Коцевич, И.В. Межпредметные связи специальных дисциплин при подготовке художников-дизайнеров / И.В. Коцевич, И.Н. Павельева// Среднее профессиональное образование. - 2020. - № 2(294). - С. 32-36.
7. Крючков, Е. М. Возможности использования компьютерного проектирования при создании изделий декоративно прикладного искусства / Е. М. Крючков, М. Д. Реброва // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-6. – С. 77-80.
8. Кузьменко, Е. Л. Формирование образной структуры изображения на основе девиза-идеи в графической стилизации / Е. Л. Кузьменко, И. А. Диброва, О. Г. Даутова // Вестник ГГУ. – 2023. – № 3. – С. 269-276.
9. Лаврик, М. В. Воспитание художественной выразительности на основе системы К.С. Станиславского / М. В. Лаврик // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 3(107). – С. 93-100.
10. Львова, Н. С. Специфика обучения и подготовки специалистов дизайна среды для соответствия требованиям XXI века / Н. С. Львова, Д. В. Карпов, Н. Л. Ларионова // Архитектон: известия вузов. – 2022. – № 1(77).
11. Мирончук, Е. В. Дидактический анализ содержания учебной темы "Педагогическое общение" с позиции междисциплинарных связей общей и театральной педагогики (на примере изучения дисциплины "Педагогика" в вузе) / Е. В. Мирончук // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 118-126.
12. Мирончук, Е. В. Мониторинг формирования профессиональной компетентности у студентов - будущих учителей посредством интеграции общей и театральной педагогики / Е. В. Мирончук // Преподаватель XXI век. – 2017. – № 2-1. – С. 56-63.
13. Мирончук, Е. В. Структурная схема формирования компетентности студентов - будущих учителей на основе междисциплинарного подхода к их обучению / Е. В. Мирончук, Е. Л. Суздальцев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2023. – № 1. – С. 89-109.
14. Моисеев, А. А. Технологии искусственного интеллекта в изобразительном искусстве и дизайне: место в концепции художественного образования / А. А. Моисеев, Н. С. Львова // Перспективные направления развития современного образования : Материалы VIII международной научно-практической конференции. в 3 -х частях, Москва, 05–26 апреля 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2023. – С. 667-673.
15. Монахова, Л. Д. Визуальная коммуникация как основа профессиональных стандартов дизайна / Л. Д. Монахова, Е. Л. Суздальцев, А. В. Коробанов // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Минск, 20–21 апреля 2023 г. / Научный редактор Х. С. Гафаров. – Минск: БГУ, 2023. – С. 200-205.
16. Чистов, П. Д. Творческая мастерская как основа образовательной модели в высшем художественнопедагогическом образовании / П. Д. Чистов, А. Н. Витковский // Наука и школа. – 2022. – № 1.
17. Шастина, Е. М. Инновационные виды педагогики в неформальном и информальном образовании / Е. М. Шастина, О. В. Шатунова, Г. Н. Божкова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 7(23). – С. 859-862.