Abstract: This article discusses issues of cooperation between the customs authorities of the Russian Federation and the business community. A problem is raised within the range of trade issues. The analyzed forms of interaction between customs and business, and also highlighted the main directions of their interaction.
Keywords: customs authority, foreign economic activity, business community, interaction mechanism, foreign trade.
Главным регулятором международной торговли, оказывающим прямое влияние на международные цепи поставок, является таможенный орган. Участники внешнеэкономической деятельности, перемещая товары через границу, взаимодействуют с таможенными органами. Данное взаимодействие имеет достаточно особенностей, обусловленных сложностью таможенного регулирования. Неэффективное взаимодействие приводит к повышению затрат как участников ВЭД, так и государства в целом. На сегодняшний день, основное количество проблем в рамках регулирования вопросов внешней торговли, возникает в процессе реализации таможенной службой РФ международных конвенций и национальных концепций различного характера. Без эффективного взаимодействия таможенных органов и бизнес — сообщества эти проблемы не могут быть разрешены.
Поскольку отношения между таможенными органами и участниками ВЭД являются управленческими, то они имеют определенную структуру и составные части: субъекты (участники) отношений, формы и порядок взаимодействия между ними. В ТК ТС обозначены следующие субъекты ВЭД:
- таможенные органы;
- декларант;
- таможенный представитель;
- специалист по таможенным операциям;
- таможенный перевозчик;
- владелец склада временного хранения;
- владелец таможенного склада;
- владелец магазина беспошлинной торговли;
- физические лица.
Основной план действий по взаимодействию таможни и бизнеса содержится в Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года, одной из целей которой является создание комфортной среды для бизнес-сообществ. Комплексная программа реализуется по принципу «простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства» (рис. 1).
Рисунок 1. Принципы Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года
Главное место в системе таможенных правоотношений занимает государство в лице таможенных органов и декларанты (участники ВЭД). Эти субъекты ВЭД являются также неотъемлемым звеном внешнеэкономической деятельности. Очень важно, чтобы эти отношения строились в конструктивном ключе и основывались на взаимном уважении. Основными принципами таких отношений можно считать: равноудаленность и равнодоступность.
Равноудаленность означает, что у таможенных органов нет участников ВЭД, которые имеют какие-то привилегии по отношению к ФТС России, которые помогают им в бизнесе. Таможня не должна быть фактором, влияющим или определяющим конкурентные преимущества участников ВЭД. Бизнес должен конкурировать с бизнесом, и таможня не должна быть вовлечена в этот процесс. В конце 2017 года был подписан Указ Президента об основных направлениях развития конкуренции. В нем прописано, что государственным органом необходимо исключать любое влияние на формирование конкурентных условий на рынке.
Равнодоступность означает, что таможня открыта и готова сотрудничать с предпринимательским сектором. Характеризуя Комплексную программу на период до 2020 года, таможня всегда подчеркивает, что заложенные в ней 10 главных показателей называются «10 шагов навстречу бизнесу», а это предполагает ответное шаги. Именно для этого Общественным советом при ФТС России была создана Хартия добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Данный шаг позволил осуществить оказание содействия и поддержки таможенным органам в выявлении и расследовании фактов недобросовестного ведения ВЭД. Хартия является основополагающим инструментом для выстраивания конструктивных отношений. Также ФТС поменяла формат работы Экспертно-консультативного совета. Новый порядок направлен на создание эффективного взаимодействия с добросовестными участниками ВЭД, что позволит своевременно реагировать на проблемы, возникающие в отношениях между ними. В состав Совета вошли 38 представителей крупнейших отраслевых бизнес-объединений, а также компаний-экспортеров и импортеров. Также будут сформированы постоянные комиссии Совета по ключевым направлениям деятельности таможенных органов.
Говоря об основных ориентирах взаимодействия бизнес-сообществ с таможенными органами, можно выделить следующие направления:
- Регистрационные процедуры — обязывают контролировать каждое транспортное средство в рамках всей международной цепи поставки товаров.
- Информирование и консультирование – помогает участникам ВЭД правильно понять требования таможенного законодательства и таможенной политики.
- Совместные заседания, консультативные советы, семинары;
- Предоставление государственных услуг – это принятие предварительных решений по классификации и стране происхождения товаров; ведение реестров банков, таможенных представителей, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, владельцев складов временного хранения, объектов интеллектуальной собственности, таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов; информирование об актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;
- Обжалование решений, действий (бездействий) — означает что любой вправе обжаловать решение таможенного органа или его должностного лица, если, по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Для таможни в приоритете не только формирование комфортной среды для участников внешнеэкономической деятельности, но и содействие развитию мировой торговли, с минимизацией издержек государства. Также не стоит забывать о защите общества от незаконных перемещений товаров через границу государства и контрабанде. Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется как на территории РФ, так и в рамках Евразийской интеграции.
В 2012 году для развития партнерских отношений был создан Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества.
Рассматривая современное взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД, нельзя не уделить внимание информационным технологиям, которые являются приоритетной составляющей в реализации таможенной политики на сегодняшний день. Использование информационных технологий повышает качество таможенных услуг, максимально упрощает и ускоряет таможенные процедур, создает комфортные условия для участников ВЭД. Без внедрения информационных технологий таможенное оформление не будет быстрым и прозрачным. Перед Федеральной таможенной службой стоит задача полного перевода декларирование товаров в электронный вид. Основное содержание Концепции развития Федеральной таможенной службы заключается в том, что Таможенная служба должна быть наравне с современным уровнем развития общества. Отсюда вытекают такие таможенные технологии, как автоматический выпуск товара, где таможенный инспектор не участвует в процессе, удаленный выпуск товаров – означает, что проверка и декларирование товара может осуществляться на расстоянии, независимо от того в каком таможенном органе он находится. Приоритетным направлением стало создание специальных таможенных органов, которые осуществляют декларирование исключительно в электронном виде – так называемые центры электронного декларирования. Электронное декларирование является основополагающим механизмом взаимодействия бизнес-сообществ с Федеральной таможенной службой.
Заключение
Таким образом механизм взаимодействия таможенных органов с бизнес-сообществом, существующий на сегодняшний день, находится в стадии интенсивного развития. Отношения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности должны строятся на таких принципах как равноудаленность и равнодоступность. Выстраивая правильные ориентиры и приоритеты для данного взаимодействия, которые очень важны как для государства, так и для бизнес-сообществ, актуальным становится изучение мирового опыта и возможность его применения на территории Российской Федерации.
References
1. Макрусев В.В. Вопросы развития теории таможенного сервиса: регулятивный и управленческий аспекты // Экономика и предпринимательство / № 2 (91) 2018 г. (Vol. 12 Nom. 2)2. Макрусев В.В. Идея адаптивной метатехнологии управления таможенными институтами // Экономика: вчера, сегодня и завтра. 2017. Том 7. №11А. С 67-77.
3. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник /. В.В. Макрусев. – М: Изд-во «Проспект», 2017. – 276 с.
4. Макрусев В.В. Особенности формирования и направления реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 2 (3). С. 121-136.
5. Макрусев В.В. Сервисно-ориентированное таможенное регулирование: идеи, институты, управление // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. №12 (ч.19).2017. С.1239-1242.
6. Макрусев В.В. Системные исследования и управление внешнеэкономической и таможенной деятельностью на основе единой модели. В сборнике: News of science Proceedings of materials the international scientific conference. 2015. С. 193-201.
7. Макрусев В.В., Суглобов А.Н., Таможенный менеджмент: Учебное пособие. ИТК Дашков и К, 2018. 34
8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru (дата обращения: 03.12.2018)
9. Пилипчук, В.В. Роль таможенных органов во внешнеэкономической̆ деятельности, 2015. С. 35 – 43.