Abstract: Рассматриваются вопросы внедрения теоретического и методико-практического курса по физической культуре для студентов, освобожденных от физической культуры по медицинским показаниям, с целью снабжения их необходимым уровнем знаний в области физической культуры и спорта, а также, формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и сохранению здоровья.
Keywords: физическая культура в вузе, мотивация и здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительная деятельность, традиционные и активные методы обучения
Физическая культура является обязательной дисциплиной в высших учебных заведениях. Освобождение от физкультуры как от учебного предмета здесь невозможно, хотя такое понятие как «освобождение от физической культуры» существует.
Невостребованность потенциала физической культуры ведет к ограниченности формирования личности, так как физическая деятельность является важнейшим компонентом целостного развития личности [2].
Дисциплина «Физическая культура» в вузе представлена следующими разделами: практическим, методико-практическим и теоретическим. В случае полного запрещения студентам четвертой функциональной группы практических занятий по физической культуре из-за медицинских показаний, в Балтийском федеральном университете им. И. Канта на базе Ресурсного центра физической культуры разработан и внедрён расширенный методико-практический и теоретический курс по физической культуре. Система оценивания знаний по данному курсу проводится с помощью выполнения тестов, тематических заданий и рефератов, презентаций и устных ответов, докладов и выступлений. С 2018 года теоретический раздел представлен онлайн курсом на образовательной платформе «Stepik».
Цель данного курса по физической культуре – приобрести необходимый уровень системы знаний в области физической культуры и спорта, определенные умения и навыки самостоятельной работы, а также сформировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и сохранению здоровья студента.
Для достижения поставленной цели образовательный процесс должен решать определенные воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
− понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
− знание биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
− формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;
− овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;
− приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;
− создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.
Физкультурно-оздоровительную деятельность студентов, временно освобожденных от практических занятий физической культурой, можно разделить на следующие виды:
- Образовательная деятельность, направленная на формирование системы знаний, приобретение умений и навыков самостоятельной работы по индивидуальной коррекции и укреплению состояния здоровья, составление индивидуальных программ повышения двигательной активности. Изучение истории и развития различных видов спорта.
Студенты подробно знакомятся с составляющими здорового образа жизни, учатся составлять индивидуальные программы питания и режима труда и отдыха. Знакомство с фоновыми видами физической культуры и знания в области различных оздоровительных систем физических упражнений позволяют им правильно и в соответствии с уровнем здоровья составлять индивидуальные программы для повышения двигательной активности. Проведение мероприятий по самоконтролю и тестированию дают возможность определения функционального состояния организма.
- Организационно-спортивная деятельность, направленная на формирование теоретических и практических умений, знаний по организации и проведению спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в вузе, основы судейства в различных видах спорта.
Студенты, освобожденные от практических занятий, знакомятся с системами проведения соревнований, основными правилами различных видов спорта и особенностями судейства, составляют расписания, учатся заполнять турнирные таблицы. Они принимают активное участие в организации и проведении массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в качестве волонтеров, судей (секретарей, статистов и операторов технического оборудования), помощников главных судей.
- Научно-исследовательская деятельность, направленная на формирование теоретических и практических основ научно-исследовательской деятельности в системе физической культуры и здорового образа жизни.
Студенты выполняют простейшие научно-исследовательские работы, проводят тестирование, анкетирование, обобщение и анализ информации, готовят доклады и представляют свои работы в области физической культуры, двигательной активности, здоровья и здорового образа жизни.
Основными средствами формирования физической культуры личности студентов, освобожденных от практических занятий, являются:
— доступные физические упражнения для того или иного вида заболевания с профилактической, лечебной, рекреационной и общеразвивающей направленностью;
— естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода), использование их в повседневной жизни и в самостоятельных занятиях физическими упражнениями (разностороннее закаливание и использование различных климатических условий и рельефов местности);
— гигиенические факторы, мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания и окружающей среды.
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами обучения по данному курсу (лекция, индивидуальная или групповая консультация, рассказ, беседа, объяснение), эффективными являются и различные активные методы обучения, обеспечивающие активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов, творческий характер обучения. Групповые же формы организации работы (семинары, дискуссии, исследовательская работа) нацелены на формирование познавательного интереса к физической культуре и спорту. Все эти методы позволяют образовательному процессу стать мотивированным и осознанным.
В основе традиционного подхода к данной теме рассматриваются следующие вопросы: влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности [1].
С целью активного вовлечения данной категории студентов в спортивную жизнь вуза и региона, их адаптации и социализации в современном обществе, где физическая культура и спорт приобретают все большую популярность среди студенческой молодежи, нами разработан организационно-спортивный раздел программы.
Анализируя традиционные подходы и схемы учебного процесса со студентами четвертой функциональной группы, мы пришли к выводу, что данный раздел повышает мотивационную составляющую к формированию физической культуры личности молодого человека, расширяет его кругозор и позволяет, несмотря на свое здоровье, реализоваться в многогранном мире физкультуры и спорта, находя для себя интересные и подходящие формы деятельности. Существующая молодежная спортивная субкультура дает возможность «освобожденным» студентам быть ее участником, например, не в качестве спортсмена, а в качестве участника спортивной деятельности, а также в ее рекреативной направленности в качестве болельщика.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что предлагаемый курс по физической культуре, в той или иной степени, способен решить проблему эффективности физического воспитания данного контингента обучающихся в условиях высшего образования по данной дисциплине, побудить их к здоровому образу жизни и организации сознательной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
References
1. Ревенко Е. М., Зелова Т. Ф., Требования к аттестации студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре: методические указания / Омск : СибАДИ, 2014. – 24 с.2. Ушурова Н.И., Галяутдинова Ф.Ф., Петров Р.Е. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов. Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные Науки: Электронный сборник статей по материалам XVIII cтуденческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «СибАк», 2014. № 3(18) С. 168-173.