Abstract: This article is devoted to the organization of educational practice of part-time bachelors with the use of distance educational technologies. The article presents a scheme for creating educational practice in a remote format, and it is aimed at forming competencies in accordance with the work functions and actions of the professional standard. The structure of the content of educational practice is developed to include two integrated modules (invariant, variable) and a module of reflexive evaluation.
Keywords: distance learning technologies, practice-oriented tasks, e-learning course, professional competencies, labor functions, integrated modules, module-competence approach.
Реализация основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль физкультурное образование предусматривает достижение обучающимися планируемых результатов посредством формирования профессиональных компетенций для выполнения обобщенных трудовых функций, относящихся к профессиональной деятельности педагога [4, 5].
Процесс обучения по заочной форме имеет свою специфику – сочетание учебной и трудовой деятельности, проведение учебно-экзаменационных сессий и наличие большого объема самостоятельной работы студента. Внедрение в отечественную систему образования ФГОС ВО 3++ изменило структуру, содержание и условия реализации основных образовательных программ бакалавриата.
Значительное увеличение объема учебного времени, отводимого на практики, вызвало обострение ряда проблем, связанных с определением образовательного учреждения для прохождения практики студентами заочной формы обучения, решением вопроса совмещения их трудовой и учебной деятельности, так как организация практик осуществляется в межсессионный период. Все это осложняет реализацию основной профессиональной образовательной программы заочной формы обучения. В тоже время, в последние годы доля заочной формы обучения по сравнению с очной возрастает, что определяет необходимость совершенствования технологий обучения для данной категории обучающихся, внедрение инновационных подходов, в частности использования электронных учебных курсов [6, 11, 19].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования в рамках освоения программы бакалавриата могут применяться дистанционные образовательные технологии. Конкретизация содержания программы осуществляется путем ориентации ее на сферу профессиональной деятельности выпускников. Данное положение и наличие проблем, связанных с организацией практик заочной формы обучения определило направление исследования. Было выдвинуто предположение, что применение дистанционных образовательных технологий и структурирование содержания практик на основе модульно-компетентностного подхода будет способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавров института физической культуры и спорта.
Наиболее эффективно профессиональная подготовка учителя физической культуры осуществляется в условиях общеобразовательной школы на практических занятиях, где будущие учителя получают возможность для применения ранее полученных теоретических знаний [1, 16, 17]. Целью практик является повышение профессиональной компетентности, содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому труду и формирование профессионально значимых и личностных качеств будущего специалиста в соответствии с современными требованиями к работникам данного профиля [15]. В последние годы были проведены исследования организации изучения базовых дисциплин физкультурно-спортивной деятельности [2, 3, 7, 13] и учебных практик бакалавров педагогического образования [9, 10, 12] с использованием дистанционных технологий обучения, однако отсутствуют данные по проведению учебных практик для студентов институтов физической культуры и спорта.
Применение дистанционных технологий обучения при проведении учебных практик вносит коррективы в организацию работы обучающихся в связи с исключительно дистанционным взаимодействием между участниками учебного процесса, отсутствием возможности проведения реальных занятий с учащимися различных ступеней образования с последующим анализом своей деятельности (самоанализом) и невозможностью приобретения обучающимися опыта решения педагогических задач и возникающих проблем при работе с детьми.
С учетом ФГОС ВО и учебного плана подготовки бакалавра по направлению 44.03.01 01 – Педагогическое образование, направление (профиль) физкультурное образование было структурировано содержание учебно-методических заданий практики и критерии оценки выполненных заданий, применен модульно-компетентностный подход.
Целью обучения являлось формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог». При реализации учебной практики использовалось электронное обучение с применением дистанционных технологий для выполнения практикоориентированных заданий и закрепления пройденного материала [8, 14, 18]. На платформе Moodle было представлено модульное построение структуры и содержания учебной практики, состоящей из интегрированных модулей (инвариантный, вариативный) и рефлексивно-оценочного модуля, включающего текущий контроль, промежуточную аттестацию, отчетность по учебной практике, анкетирование. Задания инвариантного модуля были ориентированы на приобретение, анализ, систематизацию и усвоение информации, а также на закрепление умений и навыков, полученных в ходе создания учебных видеороликов для изучения разделов предмета «Физическая культура» средней общеобразовательной школы. Задания вариативного модуля включали выбор обучающимися вида, формы и темы задания теоретического, методического блока и практической составляющей в проведении внеурочной работы. Практическая работа являлась важной составляющей интегрированных модулей, базирующаяся на основе полученных студентами знаний при выполнении учебно-методических заданий в курсе Moodle (рис. 1.).
В электронном учебном курсе практики были разработаны пошаговые инструкции к выполнению заданий (алгоритм выполнения с методическими рекомендациями), предложены критерии оценивания к заданиям, даны интерактивные задания для самопроверки, организовано взаимооценивание сокурсников.
Рисунок 1. Модель построения учебной практики в дистанционном формате
В ходе исследования были выявлены основные требования к дистанционному формату организации учебной практики:
- встроенность электронного курса в основную профессиональную образовательную программу подготовки бакалавра, соответствие содержания электронного курса регламентируемым Министерством просвещения РФ нормативным требованиям, учебным планам и иным документам;
- использование современных методов организации образовательного процесса, нацеленных на мотивацию обучающихся, работу с информацией, приобретение опыта решения педагогических задач, оценивание уровня знаний;
- использование различных форм организации самостоятельной учебной деятельности: групповой и индивидуальной.
Дистанционный курс учебной практики должен обладать следующими характеристиками:
- детальное и тщательно продуманное планирование деятельности обучающихся, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное посредством сети «Интернет»;
- обеспечение обратной связи между обучающимися и преподавателями-методистами (Zoom конференции, чаты, комментарии к выполняемым заданиям);
- постоянная поддержка мотивации обучающихся (доступность заданий, своевременность проверок, система стимулирующих и штрафных баллов).
При модульном построении структуры и содержания учебной практики бакалавров заочной формы обучения на основе дистанционных образовательных технологий был обеспечен достаточный уровень сформированности компетенций у студентов-практикантов (высокий — 40,6% и базовый — 43,5%), следовательно данный формат организации учебной практики может быть рекомендован для студентов заочной формы обучения, имеющих индивидуальные планы обучения и в случаях отсутствия возможности прохождения практики в традиционном формате.
Наряду с этим в качестве альтернативы электронных курсов задачи практики могут быть реализованы через подготовку и проведение онлайн-семинаров, игр, тренингов, конкурсов на платформе сайтов общеобразовательных школ, где студенты смогут работать с учащимися в онлайн-режиме.
References
1. Ансимова З. Ю., Скорохватова Г. В., Рыжков А. Б. Профессиональные компетенции учителя физической культуры – формируемые и востребованные. // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития. – Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – СПб. – 2020. – С. 17 – 23.2. Бабанин В.Ф. Мультимедийные технологии в системе дистанционного обучения по теории и методике легкоатлетических метаний / В.Ф. Бабанин, М.А. Новоселов // Внедрение дистанционных технологий обучения в учебный процесс вузов физической культуры: матер. Всерос. науч.-практ. конф. – М.: НОУ РГУФК, 2007. – С. 9–10.
3. Закревская, Н.Г. Разработка технологий дистанционного образования с элементами электронного обучения в вузе физической культуры // Н.Г. Закревская, Е.В. Утишева, Е.Ю. Комева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – №5. – С. 30–32.
4. Здоровьесберегающие технологии на базе зимних многоборий в лыжном спорте. Учебно-методическое пособие // В. В. Фарбей, Г. В. Скорохватова и др. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 312 с.
5. Зимние виды спорта на снегу. Олимпийские дисциплины: Учебное пособие / научный редактор Г.В. Скорохватова; РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2020. Сер. Медицина. Бакалавриат. Учебники для вузов. Специальная литература. – 360 с.
6. Ибрагимов И.Ф., Воронин Д.Е., Пасмуров Г.И., Колясова В.Н., Горбунов Р.В. Разработка электронных учебных курсов как современного инструмента преподавания элективной дисциплины по физической культуре и спорту в вузе. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – Е. 14. - № 2. – С. 173-179.
7. Иванова Н.Ю. Дистанционная технология обучения по курсу «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности» на примере лыжного спорта. // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 12. С. 26-30.
8. Иванова Н.Ю. Формирование теоретической и методической подготовленности студентов заочников вузов физической культуры в условиях дистанционного обучения // Вестник спортивной науки. – 2013. - № 3. – С. 43-47.
9. Ледовских И.А. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе учебной практики // Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика: материалы международной научно-практической конференции / главный редактор Н.П. Нечаев. – Чебоксары: НОУ ДПО «Экспертно-методический центр». – 2019. – С. 32 – 35.
10. Москвина А.С., Шкуропий К.В. Инновационные ориентиры развития учебной практики будущих бакалавров педагогического образования // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2018. – № 2 (9). – С. 45-50.
11. Наумов В.Н. Использование дистанционных образовательных технологий в подготовке студентов заочной формы обучения. // Образовательные технологии и общество. – 2018. Т. 18. № 1. – С. 612-620.
12. Позднякова О.К., Кулешова Е.В. Опыт организации учебной практики студентов – будущих учителей в условиях дистанционного обучения // Самарский научный вестник. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 287-293.
13. Савельева, О.Ю. Подготовка педагогов физической культуры в системе дистанционного образования бакалавров на примере дисциплины «Теория и методика плавания» / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, А.В. Гусев, А.Д. Калинин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10 (152). – С. 216–221.
14. Седоченко С.В., Савинкова О.Н. Проблемы дистанционного образования в физкультурном вузе. // Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащийся молодежи. Сборник научных статей. Редколлегия: П.И. Новицкий и др. Витебск. – 2020. – с. 215-218.
15. Скорохватова Г.В., Чепаков Е.М. Анализ педагогической деятельности и оценка затруднений студентов при проведении учебной практики. // Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – 2018. С. 26-30.
16. Скорохватова Г.В., Ансимова З.Ю., Дядичева М.В. Анализ методической деятельности бакалавров в условиях учебной практики по лыжной подготовке. // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 61. – Ч. 3. – С.267-271.
17. Скорохватова Г. В., Ансимова З. Ю., Чепаков Е. М. Критерии оценивания учебной практики студентов института физической культуры и спорта. // Физическая культура. Спорт. Здоровье. – Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. – Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Институт социальных технологий. – 2019. – С. 65– 69.
18. Современные технологии в подготовке бакалавра – педагога по физической культуре к обучению плаванию / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Т.М. Воеводина, Н.М. Лапина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4 (146). – С. 187-192.
19. Усачев Н.А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7 (185). – С. 414-421.