Fundamentals of building a system of state support for small business in the Russian Federation

UDC 338.2
Publication date: 28.08.2019
International Journal of Professional Science №8-2019

Fundamentals of building a system of state support for small business in the Russian Federation

Основы построения системы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ

Bulankina Ekaterina Vladimirovna
Lebedeva Ekaterina Vasilievna
1. канд. истор. наук, доцент кафедры
государственного и муниципального управления
Института управленческих технологий и агарного рынка ФГБОУ ВО Самарский ГАУ,
2. канд. истор. наук, доцент кафедры
государственного и муниципального управления
Института управленческих технологий и агарного рынка ФГБОУ ВО Самарский ГАУ


Буланкина Екатерина Владимировна
Лебедева Екатерина Васильевна
1. Cand. a story. Sciences, Associate Professor
state and municipal government
Institute of Management Technology and the agar market of FSBEI HE Samara GAU,
2. Cand. a story. Sciences, Associate Professor
state and municipal government
Institute of Management Technology and agar market FSBEI HE Samara State Agrarian University
Аннотация: В статье рассмотрены механизмы государственной поддержки предпринимательства в РФ. Отмечено, что для решения социально-экономических задач страны наиболее оптимальным и эффективным решением является стимулирование государственной поддержки этого сектора и внутреннее развитие данного сектора одновременно. Именно поэтому совершенствование подходов к государственной поддержке развития малого предпринимательства является актуальным. В ходе исследования было установлено, что наилучший результат будет достигнут посредством модернизации как институтов системы господдержки предпринимательства, так и механизмов ее оказания.

Abstract: The article discusses the mechanisms of state support of entrepreneurship in the Russian Federation. It was noted that in order to solve the country's socio-economic problems, the most optimal and effective solution is to stimulate state support of this sector and the internal development of this sector at the same time. That is why improving approaches to state support for small business development is relevant. The study found that the best result will be achieved through the modernization of both the institutions of the state support system for entrepreneurship and the mechanisms for its provision.
Ключевые слова: малые формы предпринимательства, государственная поддержка, механизмы государственной поддержки, концепция развития и поддержки предпринимательства в сфере малого бизнеса

Keywords: small forms of entrepreneurship, state support, mechanisms of state support, the concept of development and support of entrepreneurship in the field of small business


С учетом характера модернизационных процессов, происходящих в современной российской экономике, выделим один из наиболее важных, на наш взгляд, компонентов институционального развития малого предпринимательства. А именно — повышение роли государственных институтов в трансформационных процессах и институциональных реформах [5, с. 126].

Господдержка малого предпринимательства в настоящее время является определяющей в регулировании условий перспектив его развития. В то же время развитие малого бизнеса позволяет государству решать важнейшие социально-экономические задачи — снизить безработицу, насытить внутренний рынок товарами и услугами, сохранить здоровую конкурентную среду и т. д.

По нашему мнению, методологической базой такого совместного решения должен стать системный и институциональный подходы [3, с.79]. Это подразумевает развитие малого предпринимательства посредством обновления и институтов системы господдержки, и механизмов ее оказания. То есть развивать малое предпринимательство необходимо через совершенствование институтов его государственной поддержки.

Под инфраструктурой поддержки малого предпринимательства в законодательстве РФ понимается система организаций (коммерческих и некоммерческих), созданных и осуществляющих свою деятельность или привлеченных как поставщики, исполнители или подрядчики при размещении госзаказов при реализации федеральных и региональных программ развития малого и среднего предпринимательства. Сюда входят агентства и центры развития МП, фонды содействия кредитованию и поддержки малых предприятий, инвестиционные фонды (акционерные и закрытые), научные и технические парки, инновационные центры и поддержки субподряда, бизнес-инкубаторы, маркетинговые центры, учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Однако современная система государственной поддержки предпринимательства имеет следующие недостатки [4, с.66]:

  1. Отсутствует четкое определение сектора малого и среднего предпринимательства, нет критериев классификации предприятий в законе о господдержке, высокая налоговая нагрузка, рост платежей на обязательное социальное страхование, тенденция к измельчению предприятий и теневизации их деятельности, снижение основных показателей их развития, отсутствие стимулов для предпринимателей к расширению бизнеса, незащищенность государственных расходов на поддержку малого предпринимательства.
  2. Отсутствие механизма оказания финансовой поддержки, отсутствие оперативного контроля за реализацией и достижением поставленных целей и задач господдержки малого предпринимательства, относительная информационная закрытость о возможностях получения государственной помощи, усложнение учета и отчетности малых предприятий, непрозрачность принятия решения в сфере оказания финансовой господдержки и т.д.

Первым этапом совершенствования концепции государственной поддержки малого предпринимательства должно стать  определение  сущности термина «малые формы предпринимательства. Это позволит предотвратить злоупотребления и недобросовестную конкуренцию со стороны предприятий, имеющих доминирующее положение на локальных региональных рынках, и вытеснение с них малых фирм [1, с. 27].

Следующий этап реализации концепции — совершенствование критериев выделения субъектов предпринимательства в целях обеспечения  им равного доступа в конкуренции за получение государственной поддержки. Размерность субъекта предпринимательской среды обуславливает виды и формы его государственной поддержки.

Важным этапом модернизации концепции системы государственной поддержки  должна стать оптимизация процесса ее оказания. В настоящее в процессе оказания господдержки очевидно, что многие госорганы дублируют одни и те же функции, а отдельные аспекты остаются вне ведения этих структур. В связи с этим необходимо провести более четкое разграничение функций и задач существующей инфраструктуры господдержки малого предпринимательства.

На заключительном этапе необходимо пересмотреть основы финансово-кредитной поддержки предприятий малого предпринимательства, сохранив льготные приоритеты [2, с. 410].

Таким образом, снижение административных барьеров  продолжает оставаться одной из важнейших задач системы государственной поддержки малого предпринимательства. Деятельность органов, оказывающих господдержку малому предпринимательству, непрозрачна для предпринимателей ввиду их многообразия и отсутствия четкого распределения функций и задач между ними. На наш взгляд, реализация этой задачи обуславливает необходимость внедрения принципа «одного окна» в оказании господдержки.

Принцип «одного окна» кроме того, предполагает оказание консультационной и информационной поддержки. Зачастую предприниматели плохо осведомлены о возможностях получения бесплатной консультации от госорганов, которая должна оказываться работниками госорганов, включая и налоговых инспекторов.  Как правило, у большинства предпринимателей есть потребность в получении консультативно-правовой поддержки, которая в настоящее время не может быть удовлетворена [6, с.245]. Между тем действующим законодательством предусмотрена возможность привлечения для оказания бесплатных консультаций адвокатов, юристов, специалистов госорганов.

На наш взгляд, происходит это, прежде всего, из-за  не проработанности самой процедуры оказания бесплатных консультаций. При создании организации предприниматель при обращении в налоговую инспекцию, мог бы получить исчерпывающую информацию о выборе организационно-правовой формы, налоговом режиме, специальных программах поддержки начинающих предпринимателей, наличии в этом муниципальном образовании помещений, представляемых на льготных условиях и т.д. Такими консультантами могли бы стать студенты старших курсов вузов экономических и юридических факультетов (на безвозмездной основе). Это позволит оказывать помощь широкому кругу предпринимателей, а студентам  получить необходимые для дальнейшей работы навыки и опыт, а возможно, и трудоустроиться.

Поддержка старта новых субъектов малого предпринимательства и венчурного малого предпринимательства также, в первую очередь, состоит в ослаблении административных барьеров, что стимулирует создание большего числа новых малых предприятий.

Таким образом, реализация новой концепции малого предпринимательства и ее целей позволит обеспечить стабильное устойчивое развитие малого предпринимательства в РФ, способствовать инновационному развитию экономики.

References

1. Аликаева, М.В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства [Текст] / М.В. Аликаев // Российское предпринимательство. - 2013. - №4. - С.26-32.
2. Аликаева, М. В. Модернизационный вектор развития системы налогообложения малого предпринимательства [Текст] / М. В. Аликаева, М. Б. Ксанаева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №3. - С. 410-412.
3. Аликаева, М. В. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства: институционально-эволюционный подход [Текст] / М. В. Аликаева, М. Б. Ксанаева // Предпринимательство. - 2016. - №6. - С. 78-81.
4. Блинов, А. О. Малые формы предпринимательства в современной модели рыночного хозяйствования России [Текст] / А. О. Блинов // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 1. - С. 65-74.
5. Виленский А.В. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. 2011. №6. С. 126-127.
6. Виленский, А. В. Особенности российского малого предпринимательства [Текст] / А. В. Виленский // Экономический журнал ВШЭ. - 2014. - Т. 8. - № 2. - С. 245-255.