Abstract: The article discusses the processes of changing both the base and the paint layer. In everyday life, outside of Museum storage, there is almost no possibility of creating optimal conditions for paintings. Not every Museum can afford the equipment and devices that create the necessary environment and monitor its condition. The optimal environment necessary for the normal existence of painting is identified, which includes a combination of factors such as temperature, humidity, air mobility and its composition, natural and artificial lighting. The study determined what to be afraid of in order to keep the works in excellent condition for as long as possible.
Keywords: the process of changing the paint layer, temperature and humidity conditions, lighting, storage of paintings.
Процесс естественного старения картины всегда имеет место, так как вещества, входящие в состав станковой живописи, подвержены постоянному изменению. Остановить их нельзя, но можно замедлить. Для этого необходимо создать нормальные условия хранения и эксплуатации произведений.
Одним из основных показателей является температурно-влажностный режим. Именно этот фактор больше всего влияет на сохранность живописи.
Длительное пребывание произведения во влажной среде быстро приводит к деформации холста, набуханию и загниванию клея, содержащегося в грунте, к образованию плесени. В результате этих процессов клей теряет свои качества, связь между грунтом и основой нарушается, возникают изломы грунта, передающиеся, в свою очередь, красочному слою, приводя к растрескиванию и расслоению живописи. Под действием влаги происходит и оптическое изменение свойств лака: в нём образуется сеть мельчайших трещин, он становится мутным, теряя свою прозрачность, Повышенная влажность вредна и при дублировании картин: между холстами образуются пузыри, приводящие, в конце концов, к сплошному отставанию подклеенного холста.
Стоит отметить повышение температуры и сухость воздуха приводят к пересыханию волокон холста, от чего он становится менее эластичным и прочным. Хрупкость грунта вызывает повреждение красочного слоя.
Наиболее благоприятными условиями для хранения живописи является среда с температурой в пределах +17-21°С и относительной влажностью воздуха 50-65% (для кондиционируемых помещений 50-55%).
Свет – также является фактором, непосредственно влияющим на сохранность живописи. Без света, в тёмном помещении, покрывные масляно-лаковые плёнки и масло – связующее красок, сильно желтеют, вызывая общее потемнение живописи. В темноте интенсивнее идёт развитие микроорганизмов. Поэтому все помещения, где присутствует живопись, должны быть достаточно светлым.
Отметим, свет может играть и отрицательную роль в сохранности живописи. Вызываемые им разрушения бывают столь значительны, что не учитывать его влияния было бы ошибочным. Источниками освещения в помещениях служат, обычно, естественный свет, лампы накаливания и люминесцентные лампы.
Наиболее опасное воздействие на живопись оказывает естественный свет -прямые солнечные лучи, а также люминесцентные ламп.
Отрицательное воздействие света на произведение живописи определяется не только его спектральным составом, но и интенсивностью облучения, а также зависит от времени облучения, от температуры и влажности воздуха в помещении, от присутствия в воздухе химически активных газов.
Загрязненный воздух не менее остальных факторов влияет на сохранность живописных произведений. Сернистый газ, аммиак, сернистый водород, озон и двуокись азота, хлор и пары соляной кислоты влияют на защитные свойства лака и разрушают полотно. Значительным бывает скопление пыли с оборотной стороны картин, где она даже при нормальной влажности благоприятствует развитию плесени и бактерий.
Говоря о создании благоприятной для живописи среды, необходимо сказать о важности чистоты помещения в целом. Периодичность уборки необходимо согласовывать с состоянием влажности в помещении. Чтобы избежать резкого повышения влажности во время уборки, следует усилить проветривание (вентиляцию) помещения. Для большей сохранности от внешних факторов произведение с лицевой и тыльной покрывают лаком, делают застекление и конвертирование.
Лакирование картины имеет важное значение и выполняет двойную функцию – художественную, обогащая краски, и защитную, предохраняя красочный слой от различных внешних воздействий. Как уже отмечалось, для покрытия картины применяют лаки: фисташковый, акрил-фисташковый, мастичный или даммарный, наиболее подходящим считается лак акрил-фисташковый. Покрытие работы лаком происходит не раньше чем через год после её завершения. Следует аккуратно протереть работу влажной губкой, просушить, а затем нанести широкой кистью тонкий и равномерный слой лака. Для лучшего разнесения лака по плоскости его можно наносить в подогретом виде, используя водяную баню с температурой воды не выше 40°С. А, желая уменьшить блеск лакового покрытия, лак разбавляют пиненом в соотношении 1:1. Наносить лак нужно параллельно краям картины.
Для покрытия картин лаком следует предпочитать сухое время года и работать в помещении с температурой не ниже 20°С, избегая появления пыли в течение времени, необходимого для высыхания лака.
Для картины также опасны различного рода механические повреждения, т.е. последствия неосторожного и неумелого обращения с ними. Они могут появиться из-за неосторожной транспортировки, монтаже и демонтаже выставок, при неправильном размещении картин на стеллажах или в запасниках, во время очистки картин и т.д. Отметим, некачественный подрамник сообщает картине механические повреждения в виде покоробленности со всеми вытекающими отсюда последствиями.
При долгосрочном хранении полотен также есть риск их повреждения. Размещая на стеллажах, картины подбирают по размерам, ставят в штабеле в рамах, желательно лицевой стороной друг к другу, прокладывая рамы амортизирующим материалом (бумага, ткань). Если картины без рам, их следует ставить по размеру лицом к лицу без прокладок, почти параллельно, Наклон должен быть минимальным, что ослабит давление картин друг на друга. При этом из подрамника предварительно следует удалить гвозди, петли и прочие помехи. Полотна больших размеров обычно хранят или транспортируют накатанными на вал. На вал накатывают картины, не имеющие повреждений, красочным слоем наружу. Хранить валы надо в горизонтальном положении, высоко от пола. Ставить валы вертикально нельзя, так как холсты могут деформироваться, образуя складки ткани и осыпи красочного слоя. Длительное хранение картин на валах не рекомендуется. Живопись при этом абсолютно лишена света, поэтому иногда (раз в год), валы раскатывают, проверяя сохранность полотен.
При транспортировке живописи следует помнить об особой уязвимости живописи в связи с изменением температуры и влажности. Ящики, в которых устанавливаются картины, должны быть сухими и чистыми, крепления прочными, а положение картин – вертикальным. В случае перевозки картины в горизонтальном положении класть её следует лицевой стороной вверх, предварительно проложив амортизирующие прокладки между холстом и крестовиной подрамника.
Чтобы избежать повреждений рамы необходимо обернуть её картоном, согнутым П-образно, плотной бумагой или иным упаковочным материалом, и поверх всего завернуть картину в полиэтилен, что предохранит её от чрезмерной влажности, либо в сухую погоду от пыли. Картины подвешивают на верёвках, шнурах, леске, мягкой проволоке или тонких стальных тросах, в зависимости от размера и веса произведения. Все подвесочные материалы должны обеспечивать надёжность экспонирования.
После длительного хранения картина нуждается в чистке. В этом случае необходимо снять все предыдущие наслоения, нанесённые и образовавшиеся поверх живописного слоя. Но может оказаться так, что картина была покрыта не покрывным лаком, а масляным или лаком обыкновенным, но с примесью жировых веществ. Из-за незнания и неопытности человека, который лакировал полотно, бывает трудно определить что наслаивается поверх картины. Каждое из вновь наслаиваемых веществ, коими могут быть различные масла, воск, сало, вазелин, отнюдь даже не живописные лаки и т.п. – для своего удаления требуют различных веществ (ацетон, спирт, бензин и т.д.). И чтобы не «потерять» произведение вовсе в процессе его очистки, рискованное это дело лучше поручить реставратору.
Работа по очистке произведений живописи довольно деликатная, требующая большого опыта и знаний. Поэтому необходимо бережно относиться к полотнам, регулярно ухаживать за ними, чтобы избежать тяжёлые повреждения в их дальнейшей эксплуатации.
References
1. Виннер А.В. Материалы масляной живописи. М.: Сварог и К 2000.2. Елисеев М. А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики.
ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астре ль», 2002.
3. Киплик Д.Ж Техника живописи, М.; Сварог и К, 2000.