Legal issues of judicial systems of foreign countries Japan, Finland and Germany (comparison with the judicial system of the Republic of Uzbekistan)

UDC 34
Publication date: 30.11.2022
International Journal of Professional Science №10-2022

Legal issues of judicial systems of foreign countries Japan, Finland and Germany (comparison with the judicial system of the Republic of Uzbekistan)

Правовые вопросы судебных систем зарубежных стран Японии, Финляндии и Германии (сравнение с судебной системой Республики Узбекистан)

Ibratova Feruza
Kholmatov Dilmurod,
Samiev Samandar,
Abdullaev Oybek
Ташкентский государственный юридический университет


Ибратова Феруза
Холматов Дильмурод,
Самиев Самандар,
Абдуллаев Ойбек
Tashkent State Law University
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы судебной системы зарубежных стран, таких как Япония, Финляндия и Германии, сравниваются с судебной системой Республики Узбекистан, анализируются вопросы подведомственности. Делается вывод о том, что в отличие от узбекских судов, суды зарубежных стран делают очень сильный упор на урегулирование спора мирным путем.

Abstract: The article deals with the issues of the judicial system of foreign countries, such as Japan, Finland and Germany, compared with the judicial system of the Republic of Uzbekistan, analyzes the issues of jurisdiction. It is concluded that, unlike the Uzbek courts, the courts of foreign countries place a very strong emphasis on resolving the dispute peacefully.
Ключевые слова: судебная система, подведомственность, административный орган, судопроизводство, семейное правоотношение, гражданские дела.

Keywords: judicial system, jurisdiction, administrative body, legal proceedings, family legal relationship, civil cases.


Перед исследованием судебной системы Японии, необходимо упомянуть, что данная система основывается на англо-саксонской правовой семье, вследствие чего главным источником являются прецеденты[1]. В конституции Японии предусмотрено, что судебная власть принадлежит исключительно судебным органам[2]. Данная норма была добавлена для пресечения произвола судопроизводства со стороны административных органов в период второй мировой войны. Структура судебных органов Японии подразделяется на следующие инстанции: Верховный суд, Высокие суды, Суды по семейным делам, Местные суды (общие суды) или дисциплинарные суды[3].

Верховный суд – является высшим судебным органом Японии. В конституции Японии отведена отдельная статья для судей Верховного суда. В ней говорится, что у народа есть право пересмотра назначения судей. Это право позволяет избирателям высказаться за смещение какого-либо судьи, и простым большинством данное требование удовлетворяется[4]. Там же предусмотрена норма о вознаграждении судей за их деятельность. Основной задачей Верховного суда является стандартизация толкования и применения закона. Проводя аналогию с судебной системой Узбекистана можно упомянуть о схожих функция. К примеру, Верховный суд может запрашивать дело с любой инстанции и рассмотреть его по существу. Но тут имеется один нюанс. Такой опцией Верховый суд Японии может воспользоваться только в случае нарушения принципа неприкосновенности личности, обращаясь к институту Хабеас корпус. Также, как и в Узбекистане, Верховный суд Японии может рассматривать дела как апелляционная инстанция[5]. Но и тут не все так однозначно. Единственным законным основанием для апелляции в Верховный суд теперь является ошибка толкования Конституции или иные нарушения Конституции, где Верховный суд выступает в качестве первой судебной инстанции[6].

Следующей инстанцией являются Высокие суды. По всей Японии Высокие суды расположены в 8 крупных городах. Высокие суды могут быть как судами первой инстанции (государственная измена или установление действительности выборов), так и последней (гражданские дела, рассматриваемые на уровне дисциплинарных судов)[7]. Необходимо отметить, что у Высокого суда Токио имеется два специальных подразделения, занимающихся делами по антимонопольному законодательству и интеллектуальному праву[8].

Одним из отличительных черт японской судебной системы является наличие судов по рассмотрению исключительных вопросов, исходящих из семейных правоотношений. Такие вопросы, как опека и попечительство, заявления об исчезновении, акты гражданского состояния, которые по своему характеру могут быть разрешены только по решению суда, рассматриваются в судебном заседании суда по семейным делам[9].

Местные (окружные) суды – рассматривают дела как первая инстанция кроме случаев, когда подобные дела подотчетны другим инстанциям. Дела рассматриваются единолично либо коллегиально в составе 3-х судей[10]. Разграничение компетенции между судами этого звена ведется на основе территориальной подсудности[11].

Низшей инстанцией являются дисциплинарные суды. В отличии от судов Узбекистана, данные суды имеют общую юрисдикцию и растирают понятие подведомственности. Они могут рассматривать гражданские дела, если цена иска ниже 1.4 миллиона иен. В то же время, они рассматривают мелкие уголовные дела, наказание для которых не превышает 15 суток ареста[12].

Суды Финляндии находятся в юрисдикции Министерства Юстиции[13], иными словами не отделены в отдельную ветвь власти по системе государственного управления, предложенным Шарлем Монтескье. Суды Республики Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной ветвей власти[14].

Если судьи в Финляндии назначаются самим президентом страны, то в Республике Узбекистан судейский корпус формируется Высшим судейским советом, который в свою очередь состоит из судей, кандидатуру которых утвердил парламент страны[15].

Примечательным также является тот факт, что судебная система Республики Узбекистан действует и осуществляет свои полномочия на основе законодательства страны, которое было сформировано в результате культурных и традиционных особенностей, то финские законы основываются на шведских.

Судебная система Республики Узбекистан не разделяется и рассматривается как единое целое, но их можно поделить на суды общей и специальной юрисдикции в зависимости от юрисдикции, в Финляндии же они разделяются на общие и специализированные[16]. Если в Финляндии Верховный суд рассматривает и вопросы конституционности нормативно-правовых актов, и иные вопросы связанные с конституцией страны, то в Узбекистане такие полномочия предоставлены отдельному от Верховному Конституционному суду.

Кроме того, в Республике Узбекистан Конституционный суд, Верховный суд, Военные суды относятся к судам специальной юрисдикции потому что могут рассматривать вопросы, относящиеся к административному, гражданскому, экономическому праву, в то время как в Финляндии они считаются судами общей юрисдикции[17].

В Финляндии Рыночный суд, Суд по трудовым спорам, Суд по страхованию считаются специальными судами и действуют независимо друг от друга, а также гражданского суда[18]. В Республике Узбекистан же споры по трудовым и страховым вопросам относятся к компетенции гражданского суда, а рыночные споры экономического суда.

Система подсудности в Германии будет продемонстрирован на примере судов общей юрисдикции, так как к компетенции именно данных судов относится больше часть дел, связанных с частными и гражданскими отношениями[19].

Система судов общей Юрисдикции в Германии состоят из:

  1. Районных судов
  2. Земельных судов
  3. Высших земельных судов
  4. Верховного суда

Все подсудность дел в Германии определяется законом «Об устройстве судебной системы Германии»[20].

Районные суды рассматривают дела, сумма иска которых не превышает 5 000 евро. Зачастую в них входят споры, касающиеся аренды жилых помещений и простые семейные споры.

Земельные же суды рассматривают дела как первая инстанция сумма иска, которых превышает 5 000 евро и рассматривает в большей мере корпоративные и коммерческие дела. Кроме того, земельные суды могут рассматривать как апелляционная инстанция дела рассмотренные районным судом[21].

Высшие земельные суды выступают как кассационная инстанция если районные суды рассматривали дело по существу, а если по существу спор был рассмотрен в земельном суде, то в таком случае высшие земельные суды выступают в роли апелляции[22].

Верховный суд рассматривает дела в случае, если дело по существу был рассмотрен в земельном суде, а апелляция рассмотрена в высшем земельном суде. В таких обстоятельствах Верховный суд рассматривает дело в качестве кассации.

Если лицо посчитал, что его права все равно остались нарушенными после прохождения всех инстанций он может обратиться в Конституционный суд. Конституционный суд не является судебной инстанцией и в его задачи входит только контроля за соблюдением конституции[23].

В земельных, высших земельных и Верховном суде обязательно участие адвоката. Но в районном данного обязательства нет, и стороны вправе сами решать пользоваться помощью адвоката или нет[24].

В Верховном федеральном суде по гражданским делам имеют право выступать только 45 адвокатов, которые уже были определены самой судебной системой.

В отличие от узбекских судов, суды Германии делают очень сильный упор на урегулирование спора мирным путем. Это в большей степени связано с положением п. 1 § 278 Гражданско-процессуального кодекса Германии, в котором говорится, что «суд на каждой стадии разбирательства должен стремиться к разрешению спора мировым соглашением». Таким образом, вплоть до четверти судебных дел заканчиваются мировым соглашением.

[1] Барышова М. В. и др. Социальное предпринимательство: научные исследования и практика. – 2019.

[2] https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf

[3] Бибило В. Н. Судебные системы зарубежных государств: учеб.-метод. пособие для студентов юрид. спец. БГУ / В. Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2012 , – с. 71–72

[4] https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf

[5] Babakulovna I. F., Normuratovna E. Z. Legal Issues of the Concept of “Corporate Disputes” Under Procedural Legislation: Theory and Practice //American Journal of Social and Humanitarian Research. – 2022. – Т. 3. – №. 6. – С. 341-346.

[6] https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf

[7] ПАСТУХОВА В. Правовая система Японии //Юстиция Беларуси. – 2016. – №. 12 (177). – С. 62.

[8] Babakulovna I. F. GROUNDS FOR THE INTRODUCTION OF BANKRUPTCY PROCEDURES FOR AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR OR AN INDIVIDUAL WHO HAS LOST THE STATUS OF AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR //International journal of professional science. – 2022. – №. 1. – С. 5-9.

[9] Чурсина Т. И. Судебная система Японии //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2013. – №. 5. – С. 905-909.

[10] Антоненко С. Б. Судебная система Японии. – 2021.

[11] Ibratova F. Foreign Practice of Use of Mediation on Collective Labor Disputes //American Journal of Social and Humanitarian Research. – 2022. – Т. 3. – №. 10. – С. 57-62.

[12] Ибратова Ф. Б., Чориев М., Собиржонов О. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРОКУРОРА, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ ЛИЦ //International journal of professional science. – 2022. – №. 5. – С. 14-22.

[13] Конституция Финляндии, статья 108

[14] Ситникова И. И. Судебная система Финляндии //Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2012. – №. 5. – С. 31-35.

[15] Конституция Республики Узбекистан. https://lex.uz/docs/35869

[16] Babakulovna I. F. GROUNDS FOR THE INTRODUCTION OF BANKRUPTCY PROCEDURES FOR AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR OR AN INDIVIDUAL WHO HAS LOST THE STATUS OF AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR //International journal of professional science. – 2022. – №. 1. – С. 5-9.

[17] Ибратова Ф. и др. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ //International journal of professional science. – 2022. – №. 4. – С. 18-24.

[18] Орлов В. Г. Система правового регулирования в России и Финляндии: сравнительные аспекты //Судебная система РФ: вопросы теории, истории и судебная практика. – 2009. – С. 13-16.

[19] Саломатин А. Ю., Корякина А. С. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ1 //Судебная реформа как инструмент совершенствования правосу. – С. 156.

[20] http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_gvg/index.html

[21] Кулёв М. Г. Судебная система Германии //Правоохранительная и правозащитная деятельность: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – С. 97-101.

[22] Алоев К. В. Судебная система Германии //Нравственно-правовые критерии формирования судебной власти в государстве. – 2018. – С. 8-10.

[23] Саломатин А. Ю., Корякина А. С. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ1 //Судебная реформа как инструмент совершенствования правосу. – С. 156.

[24] Бодянчук К. В. Судебная власть и организация судебной власти в Федеративной Республике Германии //Нравственно-правовые критерии формирования судебной власти в государстве. – 2018. – С. 13-16.

References

1. Барышова М. В. и др. Социальное предпринимательство: научные исследования и практика. – 2019.
2. https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf
3. Бибило В. Н. Судебные системы зарубежных государств: учеб.-метод. пособие для студентов юрид. спец. БГУ / В. Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2012 , – с. 71–72
4. https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf
5. Babakulovna I. F., Normuratovna E. Z. Legal Issues of the Concept of “Corporate Disputes” Under Procedural Legislation: Theory and Practice //American Journal of Social and Humanitarian Research. – 2022. – Т. 3. – №. 6. – С. 341-346.
6. https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf
7. ПАСТУХОВА В. Правовая система Японии //Юстиция Беларуси. – 2016. – №. 12 (177). – С. 62.
8. Babakulovna I. F. GROUNDS FOR THE INTRODUCTION OF BANKRUPTCY PROCEDURES FOR AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR OR AN INDIVIDUAL WHO HAS LOST THE STATUS OF AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR //International journal of professional science. – 2022. – №. 1. – С. 5-9.
9. Чурсина Т. И. Судебная система Японии //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2013. – №. 5. – С. 905-909.
10. Ibratova F. Foreign Practice of Use of Mediation on Collective Labor Disputes //American Journal of Social and Humanitarian Research. – 2022. – Т. 3. – №. 10. – С. 57-62.
11. Ибратова Ф. Б., Чориев М., Собиржонов О. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПРОКУРОРА, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ ЛИЦ //International journal of professional science. – 2022. – №. 5. – С. 14-22.
12. Конституция Финляндии, статья 108
13. Ситникова И. И. Судебная система Финляндии //Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2012. – №. 5. – С. 31-35.
14. Конституция Республики Узбекистан. https://lex.uz/docs/35869
15. Babakulovna I. F. GROUNDS FOR THE INTRODUCTION OF BANKRUPTCY PROCEDURES FOR AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR OR AN INDIVIDUAL WHO HAS LOST THE STATUS OF AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR //International journal of professional science. – 2022. – №. 1. – С. 5-9.
16. Ибратова Ф. и др. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ //International journal of professional science. – 2022. – №. 4. – С. 18-24.
17. Орлов В. Г. Система правового регулирования в России и Финляндии: сравнительные аспекты //Судебная система РФ: вопросы теории, истории и судебная практика. – 2009. – С. 13-16.
18. Саломатин А. Ю., Корякина А. С. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ1 //Судебная реформа как инструмент совершенствования правосу. – С. 156.
19. http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_gvg/index.html
20. Кулёв М. Г. Судебная система Германии //Правоохранительная и правозащитная деятельность: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – С. 97-101.
21. Алоев К. В. Судебная система Германии //Нравственно-правовые критерии формирования судебной власти в государстве. – 2018. – С. 8-10.
22. Саломатин А. Ю., Корякина А. С. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ1 //Судебная реформа как инструмент совершенствования правосу. – С. 156.
23. Бодянчук К. В. Судебная власть и организация судебной власти в Федеративной Республике Германии //Нравственно-правовые критерии формирования судебной власти в государстве. – 2018. – С. 13-16.